Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 12:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение влияния игры на социальный статус младшего школьного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 99.doc

— 496.50 Кб (Скачать документ)

    Позицию  К.Гросса продолжил польский педагог,  терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.

    Игра  в любую историческую эпоху  привлекала к себе внимание  педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф.Фребеля является теория игры.

    По  Фребелю, детская игра – «зеркало  жизни» и «свободное проявление  внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю  в виде единой и многообразной  сферы.

    Д.  Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли». Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса.

    Значение  игры в развитии и воспитании  личности уникально, так как  игра позволяет каждому ребенку  ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить и влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

    Игра  всегда выступает как бы в  двух временных измерениях: в  настоящем и будущем. С одной  стороны, она представляет личности  сиюминутную радость, служит удовлетворению  актуальных потребностей. С другой  стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способность, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

    Игра  – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

    Игра  – искра, зажигающая огонек  пытливости и любознательности. «В.Л. Сухомлинский так же отмечал,  что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

    Между  тем, игра с годами занимает  все менее значимое место в  жизни коллективов, где преобладают  дети школьного возраст. Одна  из причин тому – недостаточное  внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».

    Эта  специфическая особенность игры  несет в себе большие воспитательные  возможности, так как, управляя  содержанием игры, педагог может  программировать определенные положительные  чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть».

    Таким  образом, если игровые действия  по своему содержанию незначимы  для ребенка, то он может  и не войти в игру, в игровое  состояние, а будет лишь механически  исполнять роль, не переживая  связанных с ней чувств. Нельзя  человека «насильно» включить в игру, помимо его воли.

    Игра, как объект изучения, всегда привлекала  к себе внимание ученых. Большой  вклад в теорию игры внесли  Е.А. Покровский, П.В. Иванова, В.Ф.  Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н. Соболева, О.И.Каница, Г.С. Виноградова. Все эти исследования относятся к XIX – первой трети XX вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.

   В 30 – е годы XX столетия предпринимаются попытки создания антологий, которые ставили перед собой задачу ознакомления читателей со всей массой игр. Лучшей антологией до сих пор остается книга «Игры народов» В.Н. Всеволодского – Гернгросса, В.С. Ковалевой и Е.И. Степановой вышедшей в 1933 году.

    Вплоть  до 70 – годов был в изданиях  такого рода. И вот в 70-80 годы  появились такие труды как:  «Игры народов» составители Л.В.  Былеева, В.М. Григорьев – М., 1985; С.К. Якуб «Вспомним забытые  игры», - М., 1988; Детские подвижные игры, - составитель А.В. Кенеман – М., 1989 и многие другие.

Данные труды  содержат фактический материал, благодаря  которому педагоги – воспитатели  умело, организовали учебно-воспитательную работу в школьных учреждениях.

    Через  творчество и игрушки школьник может успешно освоить многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».

    Можно  сказать, что игра – это  метод познания действительности. Он направляется внутренними  силами и позволяет ребенку  в короткие сроки овладеть  первоначальными, но весьма обширными  основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.

    При  изучении развития детей, видно,  что в игре эффективнее, чем  в других видах деятельности, развиваются се психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.

    Л.С.  Выготский, рассматривая роль  игры в психическом развитии  ребенка, отмечал, что в связи  с переходом в школу игра  не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - отмечал он – игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном воспитании…».

Ш.А. Амонашвили пишет: «самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям».

    Л.С.  Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре.

    Именно  на этом этапе есть возможность  развивать игровое творчество  под влиянием воспитателя, так  как его развитие зависит от  воспитания интересов. Педагог  может заменить индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в игре. При этом наблюдается, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Общая характеристик младшего школьника,

его игровой деятельности. 

    Каждый  период жизни и развития ребенка  характеризируется определенным  ведущим видом деятельности определенным  ведущим видом деятельности. В  отечественной психологии под  ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

    Так,  в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является  непосредственно – эмоциональное  общение, в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная  деятельность, в дошкольном –  игра, в младшем школьном возрасте  – учеба, в подростковом – общение со сверстниками. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в не различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

    Психологические свойства, которые выступают у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III – IV классам приводит к этому, что у большинства детей обнаруживаются как общение, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении.

    Дальнейшее  развитие способностей к концу  младшего школьного возраста  порождает значительное увеличение  индивидуальных различий между  детьми, что сказывается на их  успехах в учении и является одним из оснований для принятия психолога педагогически обоснованных решений относительно дифференцированного обучения детей с различными способностями. В работе с детьми, обнаружившими наиболее развитые способности, начиная с этого возраста, могут применяться методы обучения, характерные для взрослых, как познавательные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь к III – IV классам школы являются полностью сформированными.

    Особое  значение для развития в этом  возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во – первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом из бегания неудачи; во – вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.

    В  младшем школьном возрасте открываются  новые возможности для стимулирования  психического развития ребенка  через регуляцию его отношений  с окружающими людьми, особенно  с учителями и родителями, к  воздействиям которых в этом  возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку и ряде других.

    К  концу младшего школьного возраста, III классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный статус ребенка.

    Трудолюбие  и самостоятельность, развитая  способность к саморегуляции  создают благоприятные возможности  для развития детей младшего  школьного возраста и непосредственного  общения со сверстниками. Речь, в частности, идет об уже упоминавшейся способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми.

    Младший  школьник с живым любопытством  воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что – то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки со свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно систематично анализировать воспринимаемые объекты.

Информация о работе Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста