Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 12:44, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния игры на социальный статус младшего школьного возраста.
Проблемам
формирования коммуникативных
Выявленные недостатки объясняются наличием
объективно складывающихся противоречий:
между существующей потребностью эффективного
формирования коммуникативных способностей
детей в условиях коррекционно-развивающего
обучения и преобладанием авторитарного
подхода к практическому решению данной
проблемы; между необходимостью обеспечения
единства всех структурных компонентов
коммуникативных способностей личности
и эпизодическим формированием лишь части
этих компонентов у младших школьников.
Актуальность проблемы, ее социальная
значимость и недостаточная разработанность
определили тему нашего исследования:
«Формирование коммуникативных способностей
младших школьников в условиях коррекционно-развивающего
обучения» формирование эмоциональной
и мотивационной готовности личности
к процессу воспитания и самовоспитания;
генеральным способом коррекционно-развивающего
воздействия является организация активной
деятельности ребенка, в процессе которой
создается основа для позитивных сдвигов
в развитии личности ребенка. Опираясь
на данные положения личностно - деятельностного
подхода, мы попытались, прежде всего,
раскрыть ключевые понятия исследования:
«общение», «способности», «коммуникативные
способности», а также их структурные
компоненты.
В психолого-педагогической
и философской литературе нет единого
мнения по вопросу определения сущности
понятия «общение». Существует несколько
подходов к трактовке данного понятия.
Так, В.Н. Мясищев определяет общение как
процесс взаимодействия конкретных личностей,
определенным образом отражающих друг
друга и воздействующих друг на друга.
Последователь его учения Я.Л. Коломенский
определяет общение как «информационное
и предметное взаимодействие». А.А. Бодалев
вносит в данное определение эмоциональный
компонент. Он рассматривает общение как
взаимодействие школьников, содержанием
которого является обмен информацией
с помощью различных средств коммуникации
для установления взаимоотношений между
учащимися. В.Н. Панферов уточняет определение
общения, трактуя его как «взаимодействие
людей, содержанием которого является
взаимопонимание и обмен информацией
с помощью различных средств коммуникаций
в целях установления взаимоотношений,
благоприятных для процесса совместной
деятельности». Как видно, автор считает
общение необходимым условием организации
успешной деятельности и социализации
человека.
Другой подход представлен
в понимании общения Л.П. Буевой. Она определяет
общение как конкретизацию человеческих
отношений, их персонификацию, то есть
их личностную форму. Подходы В.М. Соковина
и А.С. Золотняковой отличаются рассмотрением
общения как сложного явления, определение
которого не сводится к какой-либо одной
дефиниции. Так, В.М. Соковин представляет
общение как способ объединения людей
в общество, как форму отношений общественных
индивидов; как форму организованных общностей
и один из способов общественного бытия
индивидов. Автор указывает на двойственную
природу общения: с одной стороны, оно
упорядочено и организовано сложившимися
в обществе формами общения, с другой -
включено в деятельность индивида и всегда
индивидуально. А.С. Золотнякова считает
общение социально и личностно-ориентированным
процессом, в котором реализуются не только
личностные отношения, но и установки
на социальные нормы. Как видно, общение
понимается автором как процесс передачи
нормативных ценностей, усвоение которых
регулируется социальной системой. Наиболее
часто употребляемым в современной научной
литературе является определение, данное
Б.Д. Парыгиным, рассматривающим общение
как «сложный многогранный процесс, который
может выступать в одно и тоже время и
как процесс взаимодействия индивидов,
и как информационный процесс, и как отношение
людей друг к другу, и как процесс их воздействия
друг на друга, и как процесс их сопереживания
и взаимного понимания друг друга». Данное
определение ориентирует на системное
понимание сущности общения, его многофункциональность
и деятельностную природу. Аналогичное
понимание процесса общения представлено
в работах Г.М. Андреевой.
Она определяет общение как интегративную систему тесно связанных между собой блоков:
- коммуникативного (обмен информацией);
- интерактивного (взаимодействие партнеров);
- персептивного
(восприятие и взаимопонимание
человека человеком).
Деятельностный подход к трактовке
понятия «общение» представлен в трудах
Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,
М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева,
Л.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна и др. Л.С.
Выготский еще в 30-е годы назвал общение
первым видом человеческой деятельности.
Б.Г. Ананьев выделял общение в качестве
основного вида деятельности наряду с
трудом и познанием. Определяя общение
как один из видов деятельности, А.А. Леонтьев
подчеркивал, что данное утверждение не
означает выделение общения в качестве
самостоятельной деятельности - «общение
может входить в иную деятельность... При
этом его деятельностная природа не изменяется,
изменение касается лишь места его в структуре
деятельности». Кроме того, процесс общения,
по мнению ученого, имеет цель (самостоятельную
или подчиненную другим целям), мотив,
результативность (мера совпадения достигнутого
результата с намеченной целью), нормативность
(социальный контроль за протеканием и
результатами акта общения), что является
необходимым условием деятельности. Б.Ф.
Ломов категорически отрицает определение
общения как вида деятельности, аргументируя
это тем, что общение связывает субъект
не с объектом, как это происходит во время
деятельности, а с другим субъектом. Таким
образом, автор определяет общение как
«взаимодействие субъектов». Мы не разделяем
позицию автора. С одной стороны, если
общение - это взаимодействие, то возникает
вопрос: каким образом осуществляется
данное взаимодействие субъектов?
Мы
считаем невозможным такое
К.Д.Ушинский народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что "нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших предков".
Народная
игра как феномен культуры
обучает, развивает,
Формирование
личности как процесс
Игра,
как явление, ставящее
В
качестве исходных позиций для
нашего исследования принимаем
следующие психолого-
Складываются моральные взгляды и оценки:
- заметно проявляется
стремление к
- важным фактором
развития является коллектив
сверстников, значение
-важна роль игры.
Дети
этого возраста любят
Игра
- это своеобразная школа
В процессе игровой деятельности на первоначальном этапе диагностики мы рекомендовали педагогам определить статус подростка в коллективе, характер его взаимоотношений среди сверстников, стиль и тон отношений подростков, зависимость друг от друга, взаимные характеристики. При проведении и организации игр мы советовали соблюдать ряд условий. Прежде всего, если проводилось несколько игр сразу, важно было выдерживать игровой темп, не допускать игровой усталости. Во время игр пары, команды участников создавались по желанию и самостоятельному выбору игроков с целью выявления симпатий, привязанностей и т.д., допускалось возникновение конфликтных ситуаций. Педагог выступал в роли наблюдателя и организатора игр. Основное правило: "Не вмешиваться".
В наше время проблема развития и воспитания человека, то есть формирование личности выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества. В формировании культуры общения нового человека решающую роль играют воспитание творческого отношения к труду, обеспечение общекультурного и нравственного развития, социальной активности, политической сознательности, понимание и целей задач общественного производства, всей нашей жизни, демократизма и гуманизма. Вместе с тем мы рассматриваем это как неразрывную часть многофакторного процесса воспитания, уходящего своими корнями в самую сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Его социальное значение состоит в том, что здесь формируется личность, и происходит это на основе важнейших социальных форм жизни человека - его деятельности и общения. Для осмысления сущности понятий "формирование" и "воспитание" необходимо выявить новое и стимулировать его - это означает размышление над прошлым, настоящим и будущим в рамках философии бытия. Как утверждают материалисты, бытие определяет сознание. Новые тенденции осмысления роли современной ситуации жизни людей в развитии общества и перспектив философского познания проблем человека, гуманизма основополагаются на социальной потребности. Для младшего возраста характерно развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, как правило, глубокая ее мотивировка, содержательность и устойчивость дружеских отношений. Организация здорового, сплоченного, целеустремленного детского коллектива и правильных взаимоотношений в нем, активное включение подростка в жизнь такого коллектива - важнейший путь формирования полноценной личности и ее культуры общения. Игра, как явление, ставящее личность в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в подростковом возрасте. С.А.Шмаков говорит об "игровом дефиците", который испытывают подростки. Т.Е.Конникова, Е.СМахлак утверждают, что существует "вторичный" взлет игровых интересов у подростка. Л.И.Божович объясняет такой взлет возросшим значением коллектива в подростковом возрасте. Культура общения- совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умение прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной речи.
Культура
общения как одно из выражений
нравственно-эстетического самосознания
и социальной сущности человека возникла
лишь на определенной ступени развития
человеческого общества и носит, следовательно,
исторический характер. С одной стороны,
в игре проявляется культура поведения,
культура общения, воспитанная детей вне
игры. С другой стороны, увлекательное
содержание игр, изображение коллективного
труда, благородных поступков, способствует
развитию дружеских чувств, сплачивает
детей. Такое единство игровых и реальных
отношений помогает создать нравственную
направленность поведения детей.
Информация о работе Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста