Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 12:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение влияния игры на социальный статус младшего школьного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 99.doc

— 496.50 Кб (Скачать документ)

    Проблемам  формирования коммуникативных способностей  младших школьников посвящен  ряд исследований последних десятилетий  (1980-2002гг.), среди которых работы  Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И.  Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др. В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания. Анализ теории и практики формирования коммуникативных способностей младших школьников свидетельствует о ее существенных недостатках. Ученые не уделяют внимание рассмотрению структуры коммуникативных способностей младших школьников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных способностей аномальных детей. Мало внимания уделяется работе по формированию коммуникативных способностей младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных способностей, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии), недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования коммуникативных способностей, как сюжетно-ролевая игра и тренинг, не уделяется внимание формированию адекватной самооценки как одному из условий развития коммуникативных способностей.  
Выявленные недостатки объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между существующей потребностью эффективного формирования коммуникативных способностей детей в условиях коррекционно-развивающего обучения и преобладанием авторитарного подхода к практическому решению данной проблемы; между необходимостью обеспечения единства всех структурных компонентов коммуникативных способностей личности и эпизодическим формированием лишь части этих компонентов у младших школьников. Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения» формирование эмоциональной и мотивационной готовности личности к процессу воспитания и самовоспитания; генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка, в процессе которой создается основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Опираясь на данные положения личностно - деятельностного подхода, мы попытались, прежде всего, раскрыть ключевые понятия исследования: «общение», «способности», «коммуникативные способности», а также их структурные компоненты.  
    В психолого-педагогической и философской литературе нет единого мнения по вопросу определения сущности понятия «общение». Существует несколько подходов к трактовке данного понятия. Так, В.Н. Мясищев определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга. Последователь его учения Я.Л. Коломенский определяет общение как «информационное и предметное взаимодействие». А.А. Бодалев вносит в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие школьников, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между учащимися. В.Н. Панферов уточняет определение общения, трактуя его как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимопонимание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникаций в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности». Как видно, автор считает общение необходимым условием организации успешной деятельности и социализации человека.  
    Другой подход представлен в понимании общения Л.П. Буевой. Она определяет общение как конкретизацию человеческих отношений, их персонификацию, то есть их личностную форму. Подходы В.М. Соковина и А.С. Золотняковой отличаются рассмотрением  
общения как сложного явления, определение которого не сводится к какой-либо одной дефиниции. Так, В.М. Соковин представляет общение как способ объединения людей в общество, как форму отношений общественных индивидов; как форму организованных общностей и один из способов общественного бытия индивидов. Автор указывает на двойственную природу общения: с одной стороны, оно упорядочено и организовано сложившимися в обществе формами общения, с другой - включено в деятельность индивида и всегда индивидуально. А.С. Золотнякова считает общение социально и личностно-ориентированным процессом, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Как видно, общение понимается автором как процесс передачи нормативных ценностей, усвоение которых регулируется социальной системой. Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное Б.Д. Парыгиным, рассматривающим общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга». Данное определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу. Аналогичное понимание процесса общения представлено в работах Г.М. Андреевой.

Она определяет общение  как интегративную  систему тесно  связанных между  собой блоков:

- коммуникативного (обмен информацией);

- интерактивного (взаимодействие партнеров);

- персептивного  (восприятие и взаимопонимание  человека человеком).  
    Деятельностный подход к трактовке понятия «общение» представлен в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна и др. Л.С. Выготский еще в 30-е годы назвал общение первым видом человеческой деятельности. Б.Г. Ананьев выделял общение в качестве основного вида деятельности наряду с трудом и познанием. Определяя общение как один из видов деятельности, А.А. Леонтьев подчеркивал, что данное утверждение не означает выделение общения в качестве самостоятельной деятельности - «общение может входить в иную деятельность... При этом его деятельностная природа не изменяется, изменение касается лишь места его в структуре деятельности». Кроме того, процесс общения, по мнению ученого, имеет цель (самостоятельную или подчиненную другим целям), мотив, результативность (мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью), нормативность (социальный контроль за протеканием и результатами акта общения), что является необходимым условием деятельности. Б.Ф. Ломов категорически отрицает определение общения как вида деятельности, аргументируя это тем, что общение связывает субъект не с объектом, как это происходит во время деятельности, а с другим субъектом. Таким образом, автор определяет общение как «взаимодействие субъектов». Мы не разделяем позицию автора. С одной стороны, если общение - это взаимодействие, то возникает вопрос: каким образом осуществляется данное взаимодействие субъектов?

    Мы  считаем невозможным такое взаимодействие  субъектов вне совместной деятельности. С другой стороны, общение действительно  может быть элементом предметной деятельности. Тогда нужно говорить о соотношении коммуникативной деятельности, 15 являющейся синонимом общения (Л.И. Лисина) с предметной деятельностью. В нашем исследовании мы будем придерживаться позиции А.А. Леонтьева, определяя общение как вид деятельности. Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким средством воспитания является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

К.Д.Ушинский народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что "нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших предков".

    Народная  игра как феномен культуры  обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

    Формирование  личности как процесс становления  происходит в результате интеллектуального,  нравственного, физического развития, а также - в результате воспитания. Оно включает в себя как организованное воздействие воспитания, так и влияние макро- и микросреды, которые в значительной мере действуют стихийно. Специальный воспитательный процесс выступает перед нами как закономерный, необходимый и значимый для личности и общества. Его социальное значение состоит в том, что здесь формируется личность, и происходит это на основе важнейших социальных форм жизни человека - его деятельности и общения. Для осмысления сущности понятий "формирование" и "воспитание" необходимо выявить новое и стимулировать его - это означает размышление над прошлым, настоящим и будущим в рамках философии бытия. Как утверждают материалисты, бытие определяет сознание. Новые тенденции осмысления роли современной ситуации жизни людей в развитии общества и перспектив философского познания проблем человека, гуманизма основополагаются на социальной потребности. Нравственная философия нового человека- человека с "высокой душой" (А.С.Пушкин) - включает все основные принципы морали, исходящей из общечеловеческого идеала.

    Игра, как явление, ставящее личность  в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в младшем возрасте. С.А.Шмаков говорит об "игровом дефиците", который испытывают подростки. Т.Е. Конникова, Е.С.Махлак утверждают, что существует "вторичный" взлет игровых интересов у подростка. Л.И.Божович объясняет такой взлет возросшим значением коллектива в подростковом возрасте. Многие авторы единодушно признают наиболее "игровым" младший подростковый возраст.

    В  качестве исходных позиций для  нашего исследования принимаем  следующие психолого-педагогические идеи об особенностях подросткового возраста в формировании культуры общения: у ребят младшего подросткового возраста формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно - собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центре внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами правилами взаимоотношений между людьми.

Складываются  моральные взгляды  и оценки:

- заметно проявляется  стремление к самостоятельности  и независимости, которые, в  силу различных обстоятельств,  может приносить "отрицательный  характер" (грубость, упрямство и т.д.);

- важным фактором  развития является коллектив  сверстников, значение коллективных  отношений, расположение к нему  товарищей, их оценка его поступков; 

-важна роль  игры.

    Дети  этого возраста любят подвижные,  творческие, сюжетные игры. В играх и в жизни их привлекают нравственно-психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игра дает возможность каждому проявить себя, добиваться лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра - для всех и во благо всем. Следует помнить, что воспитание это не только "воспитывание", т.е. целенаправленное и квалифицированное воздействие на детей, но это и творческая активность индивидуальной личности каждого своего воспитанника. Речь идет о двустороннем взаимоотношении ребенка и воспитателя. Важно найти в этом взаимоотношении "золотую середину". А для народной педагогики стремление к "золотой середине", ладу между, бесконечным многообразием подходов в рамках целого народа жизненно необходимо, закономерно. Вообще принцип двусторонности процесса воспитания легко применим в процессе игры. Превращение игры в целенаправленное средство воспитания стало одним из первых педагогических свершений человечества, и этот этап филогенеза оставил неизгладимый след в онтогенезе в виде сокращенного, но непременного этапа в развитии каждого человека.

    Игра - это своеобразная школа социализации  ребенка. С одной стороны, в  игре проявляется культура поведения,  культура общения, воспитанная  детей вне игры. С другой стороны,  увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

В процессе игровой  деятельности на первоначальном этапе диагностики мы рекомендовали педагогам определить статус подростка в коллективе, характер его взаимоотношений среди сверстников, стиль и тон отношений подростков, зависимость друг от друга, взаимные характеристики. При проведении и организации игр мы советовали соблюдать ряд условий. Прежде всего, если проводилось несколько игр сразу, важно было выдерживать игровой темп, не допускать игровой усталости. Во время игр пары, команды участников создавались по желанию и самостоятельному выбору игроков с целью выявления симпатий, привязанностей и т.д., допускалось возникновение конфликтных ситуаций. Педагог выступал в роли наблюдателя и организатора игр. Основное правило: "Не вмешиваться".

В наше время  проблема развития и воспитания человека, то есть формирование личности выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества. В формировании культуры общения нового человека решающую роль играют воспитание творческого отношения к труду, обеспечение общекультурного и нравственного развития, социальной активности, политической сознательности, понимание и целей задач общественного производства, всей нашей жизни, демократизма и гуманизма. Вместе с тем мы рассматриваем это как неразрывную часть многофакторного процесса воспитания, уходящего своими корнями в самую сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Его социальное значение состоит в том, что здесь формируется личность, и происходит это на основе важнейших социальных форм жизни человека - его деятельности и общения. Для осмысления сущности понятий "формирование" и "воспитание" необходимо выявить новое и стимулировать его - это означает размышление над прошлым, настоящим и будущим в рамках философии бытия. Как утверждают материалисты, бытие определяет сознание. Новые тенденции осмысления роли современной ситуации жизни людей в развитии общества и перспектив философского познания проблем человека, гуманизма основополагаются на социальной потребности. Для младшего возраста характерно развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, как правило, глубокая ее мотивировка, содержательность и устойчивость дружеских отношений. Организация здорового, сплоченного, целеустремленного детского коллектива и правильных взаимоотношений в нем, активное включение подростка в жизнь такого коллектива - важнейший путь формирования полноценной личности и ее культуры общения. Игра, как явление, ставящее личность в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в подростковом возрасте. С.А.Шмаков говорит об "игровом дефиците", который испытывают подростки. Т.Е.Конникова, Е.СМахлак утверждают, что существует "вторичный" взлет игровых интересов у подростка. Л.И.Божович объясняет такой взлет возросшим значением коллектива в подростковом возрасте. Культура общения- совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умение прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной речи.

    Культура  общения как одно из выражений  нравственно-эстетического самосознания и социальной сущности человека возникла лишь на определенной ступени развития человеческого общества и носит, следовательно, исторический характер. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения, воспитанная детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста