Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.
Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
2.Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
4.Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………60
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………64
Выводы…………………………………………………………………….71
Заключение…………………………………………………………………73
Литература
Приложения
Для познания предмета – выделения его как фигуры – важное значение имеют следующие условия:
Среди этих условий для детей младенческого возраста особое значение имеют практические действия с вещами. Исследования (А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Т.В. Ендовицкая) убеждают в том, что в чувственном познании ребенком предмета решающую роль играют действия. Этот факт позволяет достаточно уверенно разрешить давний спор психологов о том, какой признак воспринимаемого предмета – цвет или форма – является для маленького ребенка основным. [21]
Поскольку детей от одного года до 3 лет особенно привлекают яркие, красочные предметы, в психологии возникла и стойко удерживалась теория о решающей роли цвета в восприятии ребенком предмета (Г. Фолькельт, Д. Кац, А. Декедр).[20] Для доказательства этого положения проводились многочисленные неоднотипные опыты. Детям 2-5 лет предлагали разные варианты игр типа лото. Создавалась конфликтная ситуация. Ребенок получал, например, большую карту с геометрическими фигурами разного цвета и должен был найти среди них сходную той, которая была изображена на маленькой карточке. Но ребенок не мог решить такую задачу совершенно правильно, так как тождественных и по форме и по цвету фигур не было. Если на большой карте такой же треугольник, какой был наклеен на маленькой, - он отличался от образца цветом. Фигуры, совпадающие по цвету, были различны по форме.
Организуя подобные эксперименты, исследователи искали ответ на вопрос: что предпочтет ребенок – цвет или форму? Было установлено, что маленькие дети выделяют и ориентируются, прежде всего, на цвет предмета. Они подбирают к красному квадрату красные круги, треугольники и др.
Такое предпочтение цвета форме исследователи истолковали как результат аффективности, присущей маленькому ребенку. Они утверждали, что ребенок является якобы существом не познающим, но переживающим.
Однако картина эксперимента существенно менялась, когда детям того же возраста предъявили изображения знакомых вещей: лейки, ведра, мяча. В этих условиях 80% детей даже двух – двух с половиной лет отдавали предпочтение форме. Они подбирали к желтой корзинке синюю корзинку, к зеленому ведру красное.
Исследования показали также, что умение детей (до 3 лет) выделять предметы по их форме непосредственно зависит от времени и способа введения слова, обозначающего данный предмет. Выбор предмета по слову формируется постепенно. Ребенок проходит длительный путь «связывания слова с предметом». На разных этапах этого пути различную роль играют такие компоненты целой вещи, как ее цвет, фактура, величина и положение в пространстве. Чем важнее для ребенка обобщающее значение слова, которым назван предмет, тем все меньшею роль играют второстепенные признаки однородных предметов.
Таким образом, исследования советских психологов подтверждают мысль И.М. Сеченова о том, что форма, а точнее, контур предмета, является наиболее существенных признаком для его восприятия ребенком.
Однако наблюдения и специальные исследования (Б. Хачапуридзе, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.Х. Швачкин, Т.И. Данюшевская, Н.Г. Салмина) показали, что существуют весьма сложные и порой даже противоречивые отношения между цветом и формой при восприятии ребенком предмета. Эти отношения непостоянны, изменчивы и зависят от многих конкретных условий: от того, знаком ребенку предмет или нов, назван словом или нет, от предыдущей подготовленности детей к различению, сравнению и обобщению предметов по разным признакам и от многих других факторов.[21]
Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных
метода — обследование и
Обследование — специально организованное
восприятие предмета (объекта) с целью
использования его результатов в какой-либо
практической деятельности.
Развитие сенсорных действий ребенка
происходит не само собой, а лишь в ходе
усвоения общественного сенсорного опыта,
под влиянием практики и обучения. Эффективность
этого процесса значительно повышается,
если ребенка специально обучают способом
обследования предметов с применением
соответствующих сенсорных эталонов.
Обследование может идти по контуру (плоскостные
предметы) или по объему (объемные предметы);
оно зависит от деятельности, которой
будет заниматься ребенок. Например, обводя
предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной
образ из объема, познаем ту форму, которая
становится основной в рисовании.
На ощупь познается
объемная форма предметов, ощупывающие
движения ложатся в основу изображения
предмета в лепке.
При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие
способы обследования. Так, чтобы определить
свойства бумаги и ткани, детям предлагается
послушать, что происходит, когда мнут
бумагу и ткань, попробовать разорвать
лист бумаги и кусочек ткани, постирать
в воде кукольное платье из бумаги и из
ткани. А для того чтобы сформировать полноценный
образ лимона, кроме названных способов
обследования, его еще нужно понюхать,
полизать или попробовать.
Важно, чтобы дети научились выделять
существенные признаки, значимые для той
или иной деятельности.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.
Таким образом, сравнение — это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.
Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства. Отметим, что перцепция — психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной деятельности органами чувств.
Перцептивные действия (А. В. Запорожец) ассоциируются с практическими действиями, имеющими внешнедвигательный характер. Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук.
Формирование перцептивных действий в онтогенезе (хватание, ощупывание, обследование) должно соответствовать психолого-педагогическому руководству данным процессом: от игр и упражнений с реальными предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию обозначенных свойств предметов. Внешние ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, т. е. интериоризуются. Сенсорные эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контуров предметов и других внешних приемов. Их заменяют рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука, выступающая теперь как инструмент восприятия. Только в этом случае восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов, которыми он начинает пользоваться, и овладением основными способами обследования.
Итак, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
1) формирование и совершенствование представлений
о разновидностях свойств предметов, выполняющих
функцию сенсорных эталонов;
2) формирование и совершенствование самих
перцептивных действий, необходимых для
использования эталонов при анализе свойств
реальных предметов.
К концу дошкольного возраста у нормально
развивающихся детей должна сформироваться
система сенсорных эталонов и перцептивных
действий как результат правильно организованного
обучения и практики.
При этом подчеркнем, что большое значение
для психического развития имеет закрепление
чувственного опыта в слове. Речь служит
орудием человеческого мышления, средством
общения и регуляции деятельности. Использование
всего многообразия приемов, облегчающих
восприятие (показ предметов, стимулирующие
реплики и направляющие внимание вопросы,
рассказ педагога, игра, создание проблемной
ситуации и др.), побуждает детей к оречевлению
того, что они видят, к выполнению с объектом
определенным образом организованной
деятельности и к формулированию полученных
результатов. Словесные обозначения свойств
и качеств предметов, явлений, а также существующих
между ними взаимосвязей и взаимоотношений
обеспечивают возможность абстракции
и обобщения, способствуют осмысливанию
воспринимаемого. Разные виды деятельности
предоставляют большие возможности для
обогащения словарного запаса детей.
На основании вышеизложенного мы можем определить профиль восприятия следующим образом:
- наличие интереса (ориентировочного,
познавательного) к объекту;
- проявление внимания (произвольного сосредоточения на объекте);
-действия собственно восприятия (перцептивные
действия);
- опора на имеющийся опыт;
- создание обобщенного
образа объекта и закрепление его
в слове.
Особое внимание в процессе сенсорного
воспитания должно уделяться планированию
предстоящей деятельности, осуществлению
контроля за ходом работы и предоставлению
отчета по ее окончании, что, несомненно,
трудно не только для дошкольников, но
и для учащихся начальных классов, и без
специального обучения, как показывают
научные исследования, не формируется.
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны,
составляет фундамент общего умственного
развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие
является базовым для успешного овладения
многими видами деятельности.
Развитие восприятия сказывается в том, что форма предмета становится для ребенка при всех условиях все более и более значимой.
Итак, к особенностям восприятия детей 3-4 лет относятся следующие:
Действуя с предметами, ребенок учится смотреть, ощупывать, слушать. Поэтому чем старше он становится, чем больше его опыт, тем меньше труда затрачивает он на восприятие, узнавание и различение предметов, тем легче образуются и связи предмета со словом.
Постоянное упражнение, влиявшее на процесс развития ощущений у детей, проявляется и в развитии их восприятия. Если для правильного выбора первого предмета по названному слову (красного движущего жука) детям от 1 г. 9 мес. до 2 лет нужно 6-8 повторений, то для правильного отнесения слова ко второму предмету, даже более сложному, и его выбору среди сходных нужно лишь 4-5 предъявлений. При этом стойкость образующихся на слово связей и правильность дифференцировок у детей после 2 лет быстро возрастают (Н.Г. Салмина, К.Л. Якубовская). [21]