Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.
Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
2.Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
4.Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………60
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………64
Выводы…………………………………………………………………….71
Заключение…………………………………………………………………73
Литература
Приложения
Параметры |
Показатели параметров |
Критерии оценки показателей |
Баллы |
Виды действий с предметами |
Ориентировочно- |
Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы. |
0 |
Использует редко: ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие. |
1 | ||
Использует часто: ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним. |
2 | ||
Культурно-фиксированные |
Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением. |
0 | |
Использует редко: ребенок совершает одно-два действия данного вида, предпочитает манипулятивные действия. |
1 | ||
Используются часто: ребенок совершает много различных культурно-фиксированных действий. |
2 | ||
Познавательная активность |
Эмоциональная вовлеченность в деятельность |
Отсутствует: ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не предпринимает никаких действий с ними; выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы. |
0 |
Слабая: ребенок эпизодически проявляет
интерес к предметам, часто отвлекается;
проявляет интерес или |
1 | ||
Высокая: ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции. |
2 | ||
Настойчивость в деятельности |
Отсутствует: ребенок не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность. |
0 | |
Слабовыраженная: ребенок совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней. |
1 | ||
Ярко выраженная: ребенок совершает многократные попытки решения задачи. |
2 | ||
Стремление к самостоятельности |
Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи. |
0 | |
Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому. |
1 | ||
Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно. |
2 | ||
Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно. |
3 | ||
Включенность ПД в общение со взрослым |
Стремление воспроизводить образец действия |
Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему. |
0 |
Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему. |
1 | ||
Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца. |
2 | ||
Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец. |
3 | ||
Ориентация на оценку взрослого |
Отсутствует: ребенок не ориентируется на оценку взрослого. |
0 | |
Слабая выраженность: ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки. |
1 | ||
Средняя выраженность: ребенок ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях. |
2 | ||
Высокая выраженность: ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях. |
3 | ||
Речевое сопровождение деятельности |
Отсутствует: ребенок не сопровождает действия речью. |
0 | |
Слабое: ребенок редко пользуется речью. |
1 | ||
Выраженное: ребенок активно пользуется речью. |
2 | ||
Целенаправленность |
|
Отсутствует: ребенок не стремится достигнуть правильного результата. |
0 |
Слабовыраженная: ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель |
1 | ||
Ярко выраженная: ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия |
2 |
Особенности восприятия цвета.
Подготовка
исследования. Сделать кружки диаметром
3 см, окрашенные в основные, дополнительные
цвета и их оттенки (
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2-7 лет и состоит из 4 серий, интервал между которыми — 1 день. Каждая серия включает 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки).
Первая серия. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просят разложить кружки по коробочкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не называют.
Вторая серия. Ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), показывают карту-образец и просят разложить кружки на пустой карте так же, как на образце.
Третья серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета. Затем называют цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета.
Четвертая серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.
Таблица2 Особенности восприятия цвета (количество правильных ответов)
имя ребенка |
Выбор цвета по наглядному образцу |
Размещение цветов по наглядному образцу |
Выбор цвета при назывании его взрослым |
Самостоятельное называние цвета |
Обработка данных. Количественные результаты заносят в таблицу (табл.1).
Составляют 3 таблицы, содержащие данные по восприятию основных, дополнительных цветов и их оттенков. На основании этого делают выводы о возрастных особенностях восприятия цвета в разных ситуациях.
Критерии оценки.
1 -1,7 – Низкий уровень развития восприятия цвета.
1,8-2,4 – Средний уровень развития восприятия цвета.
2,5 – 3- Высокий уровень развития восприятия цвета.
Характеристика уровней.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с заданием, сопровождает свои действия речью.
Средний уровень
– ребенок справляется с
Низкий уровень
– ребенок выполняет
Приложение 3
Особенности развития восприятия формы
Подготовка исследования. Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм: квадратной, треугольной, прямоугольной и трапециевидной, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (путем изменения величины, нарушения четкости очертания углов и контура и т.д.).