Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание

Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
2.Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
4.Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………60
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………64
Выводы…………………………………………………………………….71
Заключение…………………………………………………………………73
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 843.50 Кб (Скачать документ)

-   ориентация на оценку взрослого (Этот показатель свидетельствует о важности для ребенка оценки его действий взрослым и о способности использовать эту оценку для достижения результата.);

-   речевое сопровождение деятельности (Данный показатель отражает умение ребенка с помощью вербальных средств получить одобрение, помощь взрослою, разделить с ним впечатление от совместной деятельности ).

Целенаправленность  в предметной деятельности отражает способ и ость ребенка самостоятельно удерживать цель деятельности и его  стремление к получению правильного  результата предметной деятельности. Данный параметр характеризует уровень развития предметной деятельности ребенка 3-летнего  возраста.

Описание  диагностических ситуаций

Ситуация 1. «Знакомые предметы»

Цель: выявление знания ребенка о назначении бытовых предметов и умения пользоваться ими.

Организация предметной среды. На столик выкладывают три разных предмета, хорошо известные ребенку по повседневной жизни: расческу, наручные часы, щетку для чистки одежды. В случае необходимости набор предметов можно менять, помня, однако, что это должны быть хорошо известные ребенку, но неигровые предметы.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит за столиком, взрослый располагается рядом с ним  и выкладывает на столик предметы. Он говорит ребенку: «Посмотри, что  здесь лежит». Ответом могут быть различные варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы, показывает, как с ними следует обращаться. Взрослый   фиксирует соответствующие данные в протоколе.

Если  ребенок не называет предметы, не действует  с ними либо совершает неспецифические или игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расческу, возит щетку по полу, как машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку, часы) и спрашивает: «А ты знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет, а затем просит сказать и показать, что с ним делают. Например: «Что нужно делать расческой?». В случае, когда ребенок не откликается на просьбу взрослого, взрослый сам показывает образец действия и просит повторить его. 

Поведение ребенка регистрируется в протоколе. Параметры предметной деятельности регистрируются в графе «Знакомые предметы». В протоколе обводится кружком тот балл, который соответствует выраженности регистрируемого параметра. 

Ситуация 2. «Незнакомый предмет»

Цель: выявление степени любознательности ребенка (интерес к исследованию нового, необычного, стремление найти верный способ решения практической задачи).

Организация предметной среды. На столик выкладывается  незнакомый ребенку предмет, содержащий «секрет». Например, это может быть бачок для проявления фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробочка. Внутри предмета находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка). Важно, чтобы ребенку не был знаком способ открывания предмета.

Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый ставит на столик предмет и предлагает ребенку поиграть с ним. В течение 2—3 минут взрослый остается пассивным, не вступает в общение с ребенком, не стимулирует его активность, не объясняет, как действовать с предметом. Если ребенок пытается открыть коробочку, взрослый хвалит его. Если ребенок ведет себя пассивно или обращается за помощью, либо манипулирует коробочкой, не пытаясь открыть ее, взрослый помогает ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку, показывает и объясняет, как это делается. Затем предлагает ребенку самому открыть коробочку. При этом взрослый одобряет правильные действия и порицает неправильные.

В протоколе в графе «Незнакомый  предмет» фиксируются соответствующие  параметры предметной деятельности.

Ситуация 3. «Действия по образцу»

Цель: выявление целенаправленности и  самостоятельности ребенка в  предметной деятельности.

Организация предметной среды: пластмассовый грузовичок, у которого легко снимаются колеса и кузов. Можно также использовать деревянную пирамидку в форме собачки (солдатика, матрешки, башни и пр.); пластмассовый конструктор с жестким креплением для постройки домика (типа «Лего»). В каждой пробе взрослый одобряет правильные действия ребенка и порицает неправильные. При этом взрослый оказывает малышу необходимую помощь, но не выполняет действия за него, стимулируя самостоятельность ребенка.

Процедура проведения диагностики.

Проба 1. «Грузовичок» («Пирамидка»). Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой  у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

Проба 2. «Конструктор». Взрослый выкладывает  на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться».

Взрослый  показывает ребенку, как соединяются  детали. «Из этих кубиков можно  построить все, что захочется. Построй  мне, пожалуйста, домик». Образец в  этой пробе не предусмотрен. Если ребенок  хочет построить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько ребенок стремится воплотить замысел.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия  по образцу».

Таблица 1. Шкала оценки параметров предметной деятельности 

Параметры

Показатели параметров

Критерии оценки показателей

Баллы

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские  и манипулятивные действия

Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы.

0

Использует редко: ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие.

1

Использует часто: ребенок активно  обследует предмет, совершает разнообразные  манипуляции с ним.

2

Культурно-фиксированные действия

Отсутствуют: ребенок не действует  с предметами в соответствии с  их назначением.

0

Использует редко: ребенок совершает  одно-два действия данного вида, предпочитает манипулятивные действия.

1

Используются часто: ребенок совершает много различных культурно-фиксированных действий.

2

Познавательная активность

Эмоциональная вовлеченность в  деятельность

Отсутствует: ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично  смотрит на них, не предпринимает  никаких действий с ними; выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы.

0

Слабая: ребенок эпизодически проявляет  интерес к предметам, часто отвлекается; проявляет интерес или положительные  эмоции, но действует с опаской  или робко.

1

Высокая: ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции.

2

Настойчивость в деятельности

Отсутствует: ребенок не проявляет  настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность.

0

Слабовыраженная: ребенок совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней.

1

Ярко выраженная: ребенок совершает  многократные попытки решения задачи.

2

Стремление к самостоятельности

Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи.

0

Слабое: ребенок пытается действовать  самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому.

1

Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно.

2

Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно.

3

Включенность ПД в общение со взрослым

Стремление воспроизводить образец  действия

Отсутствует: ребенок игнорирует образец  правильного действия, предпочитает действовать по-своему.

0

Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему.

1

Среднее: ребенок делает несколько  попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца.

2

Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец.

3

Ориентация на оценку взрослого

Отсутствует: ребенок не ориентируется  на оценку взрослого.

0

Слабая выраженность: ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ  на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки.

1

Средняя выраженность: ребенок ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях.

2

Высокая выраженность: ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает  ее в своих действиях.

3

Речевое сопровождение деятельности

Отсутствует: ребенок не сопровождает действия речью.

0

Слабое: ребенок редко пользуется речью.

1

Выраженное: ребенок активно пользуется речью.

2

Целенаправленность

 

 

Отсутствует: ребенок не стремится  достигнуть правильного результата.

0

Слабовыраженная: ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель

1

Ярко выраженная: ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия

2


 

Анализ  результатов и составление заключения.

Высокий уровень развития ПД. При высоком уровне развития ПД показатели всех параметров в большинстве проб имеют высокие баллы. Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая возраст детей. К ним причисляют «Речевое сопровождение деятельности» и «Стремление к самостоятельности». Для более старшего ребенка, имеющего высокий уровень развития ПД, характерны развернутые речевые высказывания.

Средний уровень развития ПД. Уровень развития ПД оценивается как средний в  двух случаях: во-первых, когда большинство  показателей всех параметров имеют средние значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурно-фиксированными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.

Низкий  уровень развития ПД отмечается, если большинство показателей параметров получают оценку «0—1 баллов». Ребенок  с низким уровнем ПД проявляет  слабый интерес к предметам, часто отвлекается, недостаточно владеет культурно-фиксированными действиями, совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.

Таким образом, высокий уровень развития ПД характерен для нормального хода психического развития ребенка. Средний  и низкий свидетельствуют о наличии  проблем, которые могут быть связаны  как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом низкий уровень ПД указывает на задержку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и психологов.

 

 

 

                                                                                                          Приложение 2

Особенности восприятия цвета.

 Подготовка  исследования. Сделать кружки диаметром  3 см, окрашенные в основные, дополнительные  цвета и их оттенки (количество  кружков и их цвет зависят  от возраста ребенка) ; коробочки таких же цветов и их оттенков; 4 карты размером 25x10 см, разделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеить кружки основных цветов, на второй — дополнительных, на третьей — оттенки цветов, четвертая карта — пустая.

Проведение  исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2-7 лет и состоит из 4 серий, интервал между которыми — 1 день. Каждая серия включает 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки).

Первая серия. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просят разложить кружки по коробочкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не называют.

Вторая серия. Ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), показывают карту-образец  и просят разложить кружки на пустой карте так же, как на образце.

Третья серия. Ребенку дают 5 кружков разного  цвета. Затем называют цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета.

Четвертая серия. Ребенку дают 5 кружков разного  цвета и просят назвать цвет каждого. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.

 

 

 

 

 

Таблица2  Особенности  восприятия цвета (количество правильных ответов)

имя ребенка

Выбор цвета

по наглядному образцу

Размещение  цветов по наглядному образцу

Выбор цвета

при назывании  его взрослым

Самостоятельное называние цвета

 

 

 

Обработка данных. Количественные результаты заносят  в таблицу (табл.1).

Составляют 3 таблицы, содержащие данные по восприятию основных, дополнительных цветов и их оттенков. На основании этого делают выводы о возрастных особенностях восприятия цвета в разных ситуациях.

Критерии оценки.

1 -1,7 – Низкий  уровень развития восприятия  цвета.

1,8-2,4 – Средний  уровень развития восприятия  цвета.

2,5 – 3- Высокий  уровень развития восприятия цвета.

Характеристика  уровней.

Высокий уровень  – ребенок самостоятельно справляется  с заданием, сопровождает свои действия речью.

Средний уровень  – ребенок справляется с заданием, но допускает 1-2 ошибки, в случае затруднения  обращается за помощью к взрослому.

Низкий уровень  – ребенок выполняет нецеленаправленные действия, отказывается от выполнения задания.

 

 

 

 

Приложение 3

 Особенности развития восприятия формы

Подготовка  исследования. Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм: квадратной, треугольной, прямоугольной и трапециевидной, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (путем изменения величины, нарушения четкости очертания углов и контура и т.д.).

Информация о работе Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет