Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание

Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
2.Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
4.Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………60
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………64
Выводы…………………………………………………………………….71
Заключение…………………………………………………………………73
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 843.50 Кб (Скачать документ)

Низкий уровень  – ребенок выполняет нецеленаправленные действия, отказывается от выполнения задания.

Были сопоставлены  количественные данные по сериям эксперимента, выявлены   особенности восприятия формы. Данные занесены в таблицу. Полученные результаты свидетельствуют, что дети экспериментальной и контрольной групп   с заданием в основном справились. Возникали затруднения при осязательном и зрительном восприятии формы, дети воспринимали предметы ошибочно, опираясь порой на одну, показавшуюся им знакомой черту или на второстепенный признак, в том числе цвет, величину, фактуру. Дети экспериментальной группы более подробно изучали фигуру, ощупывали края, дети контрольной группы часто ошибались, ощупывали фигуру не по краям, а только середину, подсматривали, им легче было подсмотреть, чем ощупать фигуру, нужную фигуру находили не сразу. (Приложение 12,13) 

  1. Для изучения особенностей развития восприятия величины была проведена методика «Особенности восприятия величины». Цель: Изучить особенности восприятия величины путем составления сериационного ряда. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Перед ребенком хаотично раскладывали 10 палочек и предлагали выполнить задание: «Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Если ребенок затрудняется, то ему объясняют способ построения сериационного ряда: «Выбирай каждый раз самую длинную палочку из тех, которые не разложены в ряд»

Обработка данных. Вычисляют показатели успешности и  неуспешности построения сериационного  ряда . Задание считалось выполненным  правильно, если ребенок не допустил ни одной ошибки

Испытуемого относили к одному из 4 уровней в зависимости от способа выполнения задания:

I уровень — дети выполняли задание на основе зрительного анализа длины палочек;

II уровень — дети выполняли задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу;

III уровень   —   дети   выполняли задание   путем   проб (перестановкой палочек);

IVуровень  — дети осуществляли нецеленаправленные действия.

 

 По результатам  исследования  вычислялись показатели успешности и неуспешности построения сериационного ряда. 

Результаты  исследования занесены в таблицу (Приложение 14 - 15) Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей экспериментальной и контрольной групп преобладает I и II уровень развития восприятия цвета. В экспериментальной группе I уровень показали 70% детей, II уровень 30% детей. III и IV уровня выявлено не было. В контрольной группе 30% детей имеют I уровень развития восприятия величины, 50% детей имеют II уровень развития восприятия величины,20% детей имеют III уровень развития восприятия величины, IV уровня выявлено не было. Следовательно, можно сделать вывод, что дети  экспериментальной группы выполняют задание в основном  на основе зрительного анализа длины палочек, а дети контрольной группы выполняют задание, в основном сравнивая палочки, путем прикладывания их друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 Таким образом, после сравнения результатов на констатирующем этапе, можно сделать вывод о том, что:

- у детей  в основном высокий и средний  уровень развития предметной  деятельности, то есть при высоком  уровне   развития ПД показатели  всех параметров в большинстве  проб имеют высокие баллы, для детей характерны развернутые речевые высказывания.  Уровень развития ПД оценивался как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имели средние значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различалась. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурно-фиксированными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.

- дети экспериментальной и контрольной групп в основном правильно различают и называют основные цвета спектра, но путают иногда дополнительные цвета и их оттенки. Находят нужный цвет при назывании его взрослым, но иногда затрудняются назвать его сами. Однако, дети экспериментальной группы справлялись с заданием в основном, на основе зрительного анализа, а дети контрольной группы с заданием справлялись легче при непосредственной работе с материалом. То есть сравнивали цветные кружки друг с другом, прикладывали их к коробочке и т.д. 

       -  дети экспериментальной и контрольной групп   с заданием в основном  справились. Возникали затруднения при осязательном и зрительном восприятии формы, дети воспринимали предметы ошибочно, опираясь порой на одну, показавшуюся им знакомой черту или на второстепенный признак, в том числе цвет, величину, фактуру. Дети экспериментальной группы более подробно изучали фигуру, ощупывали края, дети  контрольной группы часто  ошибались, ощупывали фигуру не по краям, а только середину, подсматривали, им легче было подсмотреть, чем ощупать фигуру, нужную фигуру находили не сразу. 

      - дети  экспериментальной группы выполняют задание в основном  на основе зрительного анализа длины палочек, а дети  контрольной группы выполняют задание, в основном  сравнивая палочки, путем прикладывания их друг к другу.

Таким образом, цель нашего исследования – изучить влияние  предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы  и величины достигнута, задачи реализованы. Наша гипотеза подтверждена, так как наше предположение о том, что развитие восприятия цвета, формы и величины обусловлено развитием предметной деятельности дошкольников, а именно: чем выше уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет, тем выше  их уровень развития восприятия цвета, формы и величины – верно – это соответствует полученным данным. Что обязывает нас обратить внимание на  уровень развития предметной деятельности дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

К концу дошкольного  возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

Развитие восприятия сказывается в том, что форма  предмета становится для ребенка  при всех условиях все более и более значимой. Отметим, что форма, величина и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному их применению в жизни. Но, как показывает практика, данные параметры не осознаются детьми самостоятельно, а значит, необходимо специальное обучение. Рассматриваемый объем знаний ребенок получает преимущественно на занятиях по математике, изобразительному искусству, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Таким образом, современная  отечественная теория  развития восприятия включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача развития восприятия - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Особое внимание в  процессе сенсорного воспитания должно уделяться планированию предстоящей  деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что, несомненно, трудно не только для дошкольников, но и для учащихся начальных классов, и без специального обучения, как показывают научные исследования, не формируется. 
      Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Рекомендации:

- Разработать систему игр, занятий на развитие предметной деятельности.

-Разработать  систему дидактических игр, направленных на развитие восприятия цвета, формы и величины дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Бернштейн Н. А.  Физиология движений и активность-М.: Наука,1990.-496с.

  1. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. М.: Просвещение. 1988. - 144 с.

  1. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства — М., 1936. —195 с.

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999

  1. Грановская Р.М. “Элементы практической психологии”. – СПб.: Свет, 2000.

  1. Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования. — Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 3—15.

  1. Давыдов В. В. О связи современной психологии с педагогической практикой. — Вопросы психологии, 1978, № 5, с. 12—18.

  1. Крысько В.Г. // Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999.

  1. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983.

  1. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников. — Советская педагогика, 1968, № 7, с. 65—77.

  1. Маклаков А.Г. “Общая психология” – СПб.: Питер, 2000.

  1. Немов Р.С.  “Психология” Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

  1. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте.— М.: Педагогика, 1978.

  1. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1985.-196с.

  1. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. — В кн.: Проблемы общей психологии М., 1976, с 219— 234.

  1. Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1989.

  1. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.

  1. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.

  1. Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.

  1. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи. Психодиагностика и школа. — Таллин, 1980, с. 60—68.

  1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/под.ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко.-М.: «Педагогика»,1989.-560с. (http://psychlib.ru>mgppu/eit/EIT-001-.HTM)

  1. http://TheLib.ru › …leontev_an/deyatelnostsoznanielichnost…

  1. http://syntone-spb.ru›Интересно›index.php

  1. http://psyinst.ru› library.php

Приложение 1

Диагностика развития предметной деятельности

Параметры и показатели предметной деятельности

При диагностике предметной деятельности у детей  четвертого  года жизни  основными параметрами выступают  следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами), познавательная активность и включенность в общение со взрослым.  .

Виды  действий с предметами. Показателями данного параметра выступают: ориентировочно-исследовательские  и манипулятивные действия; культурно-фиксированные действия. Эти показатели отражают уровень овладения ребенком предметной деятельностью, наличие у него представлений о назначении окружающих предметов и умения ими пользоваться.

Познавательная  активность. Показателями данного параметра являются:

-   эмоциональная вовлеченность в деятельность (Этот показатель отражает степень интереса ребенка к предметам, действиям с ними, к задаче, предложенной взрослым. Он характеризует мотивационно-потребностную сторону деятельности.);

-  настойчивость в деятельности (Данный показатель характеризует желание и способность ребенка преодолеть трудности, возникшие при выполнении предметного действия, найти необходимый способ решения предметной задачи, в том числе с помощью взрослого.);

-   стремление к самостоятельности в деятельности (Этот показатель отражает особое отношение ребенка к самостоятельному действию, выявляет его желание быть независимым от взрослого.).

Включенность  в общение со взрослым. Показатели данного параметра:

-   стремление воспроизводить образец действия (Данный показатель отражает меру освоения ребенком предметной деятельности с точки зрения достижения правильного результата, образец которого задает взрослый.);

Информация о работе Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет