Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.
Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
2.Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
4.Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………60
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………64
Выводы…………………………………………………………………….71
Заключение…………………………………………………………………73
Литература
Приложения
Низкий уровень
– ребенок выполняет
Были сопоставлены количественные данные по сериям эксперимента, выявлены особенности восприятия формы. Данные занесены в таблицу. Полученные результаты свидетельствуют, что дети экспериментальной и контрольной групп с заданием в основном справились. Возникали затруднения при осязательном и зрительном восприятии формы, дети воспринимали предметы ошибочно, опираясь порой на одну, показавшуюся им знакомой черту или на второстепенный признак, в том числе цвет, величину, фактуру. Дети экспериментальной группы более подробно изучали фигуру, ощупывали края, дети контрольной группы часто ошибались, ощупывали фигуру не по краям, а только середину, подсматривали, им легче было подсмотреть, чем ощупать фигуру, нужную фигуру находили не сразу. (Приложение 12,13)
Обработка данных. Вычисляют показатели успешности и неуспешности построения сериационного ряда . Задание считалось выполненным правильно, если ребенок не допустил ни одной ошибки
Испытуемого относили к одному из 4 уровней в зависимости от способа выполнения задания:
I уровень — дети выполняли задание на основе зрительного анализа длины палочек;
II уровень — дети выполняли задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу;
III уровень — дети выполняли задание путем проб (перестановкой палочек);
IVуровень — дети осуществляли нецеленаправленные действия.
По результатам исследования вычислялись показатели успешности и неуспешности построения сериационного ряда.
Результаты исследования занесены в таблицу (Приложение 14 - 15) Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей экспериментальной и контрольной групп преобладает I и II уровень развития восприятия цвета. В экспериментальной группе I уровень показали 70% детей, II уровень 30% детей. III и IV уровня выявлено не было. В контрольной группе 30% детей имеют I уровень развития восприятия величины, 50% детей имеют II уровень развития восприятия величины,20% детей имеют III уровень развития восприятия величины, IV уровня выявлено не было. Следовательно, можно сделать вывод, что дети экспериментальной группы выполняют задание в основном на основе зрительного анализа длины палочек, а дети контрольной группы выполняют задание, в основном сравнивая палочки, путем прикладывания их друг к другу.
Вывод
Таким образом, после сравнения результатов на констатирующем этапе, можно сделать вывод о том, что:
- у детей в основном высокий и средний уровень развития предметной деятельности, то есть при высоком уровне развития ПД показатели всех параметров в большинстве проб имеют высокие баллы, для детей характерны развернутые речевые высказывания. Уровень развития ПД оценивался как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имели средние значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различалась. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурно-фиксированными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.
- дети экспериментальной и контрольной групп в основном правильно различают и называют основные цвета спектра, но путают иногда дополнительные цвета и их оттенки. Находят нужный цвет при назывании его взрослым, но иногда затрудняются назвать его сами. Однако, дети экспериментальной группы справлялись с заданием в основном, на основе зрительного анализа, а дети контрольной группы с заданием справлялись легче при непосредственной работе с материалом. То есть сравнивали цветные кружки друг с другом, прикладывали их к коробочке и т.д.
- дети экспериментальной и контрольной групп с заданием в основном справились. Возникали затруднения при осязательном и зрительном восприятии формы, дети воспринимали предметы ошибочно, опираясь порой на одну, показавшуюся им знакомой черту или на второстепенный признак, в том числе цвет, величину, фактуру. Дети экспериментальной группы более подробно изучали фигуру, ощупывали края, дети контрольной группы часто ошибались, ощупывали фигуру не по краям, а только середину, подсматривали, им легче было подсмотреть, чем ощупать фигуру, нужную фигуру находили не сразу.
- дети экспериментальной группы выполняют задание в основном на основе зрительного анализа длины палочек, а дети контрольной группы выполняют задание, в основном сравнивая палочки, путем прикладывания их друг к другу.
Таким образом, цель нашего исследования – изучить влияние предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины достигнута, задачи реализованы. Наша гипотеза подтверждена, так как наше предположение о том, что развитие восприятия цвета, формы и величины обусловлено развитием предметной деятельности дошкольников, а именно: чем выше уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет, тем выше их уровень развития восприятия цвета, формы и величины – верно – это соответствует полученным данным. Что обязывает нас обратить внимание на уровень развития предметной деятельности дошкольников.
Заключение.
К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.
Развитие восприятия сказывается в том, что форма предмета становится для ребенка при всех условиях все более и более значимой. Отметим, что форма, величина и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному их применению в жизни. Но, как показывает практика, данные параметры не осознаются детьми самостоятельно, а значит, необходимо специальное обучение. Рассматриваемый объем знаний ребенок получает преимущественно на занятиях по математике, изобразительному искусству, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Таким образом, современная отечественная теория развития восприятия включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача развития восприятия - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
Особое внимание в
процессе сенсорного воспитания должно
уделяться планированию предстоящей
деятельности, осуществлению контроля
за ходом работы и предоставлению отчета
по ее окончании, что, несомненно, трудно
не только для дошкольников, но и для учащихся
начальных классов, и без специального
обучения, как показывают научные исследования,
не формируется.
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны,
составляет фундамент общего умственного
развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие
является базовым для успешного овладения
многими видами деятельности.
Рекомендации:
- Разработать систему игр, занятий на развитие предметной деятельности.
-Разработать систему дидактических игр, направленных на развитие восприятия цвета, формы и величины дошкольников.