Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.
Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
2.Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
4.Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………60
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………64
Выводы…………………………………………………………………….71
Заключение…………………………………………………………………73
Литература
Приложения
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение.
Параметры и показатели предметной деятельности.
При диагностике предметной деятельности у детей четвертого года жизни основными параметрами выступают следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами), познавательная активность и включенность в общение со взрослым, целеустремленность.
Виды действий
с предметами. Показателями данного параметра
выступали: ориентировочно-
Познавательная активность. Показателями данного параметра являлись:
- эмоциональная вовлеченность в деятельность (Этот показатель отражает степень интереса ребенка к предметам, действиям с ними, к задаче, предложенной взрослым. Он характеризует мотивационно-потребностную сторону деятельности.);
- настойчивость в деятельности (Данный показатель характеризует желание и способность ребенка преодолеть трудности, возникшие при выполнении предметного действия, найти необходимый способ решения предметной задачи, в том числе с помощью взрослого.);
- стремление к самостоятельности в деятельности (Этот показатель отражает особое отношение ребенка к самостоятельному действию, выявляет его желание быть независимым от взрослого.).
Включенность в общение со взрослым. Показатели данного параметра:
- стремление воспроизводить образец действия (Данный показатель отражает меру освоения ребенком предметной деятельности с точки зрения достижения правильного результата, образец которого задает взрослый.);
- ориентация на оценку взрослого (Этот показатель свидетельствует о важности для ребенка оценки его действий взрослым и о способности использовать эту оценку для достижения результата.);
- речевое сопровождение деятельности (Данный показатель отражает умение ребенка с помощью вербальных средств получить одобрение, помощь взрослого, разделить с ним впечатление от совместной деятельности ).
- Целенаправленность в предметной деятельности отражает способность ребенка самостоятельно удерживать цель деятельности и его стремление к получению правильного результата предметной деятельности. Данный параметр характеризует уровень развития предметной деятельности ребенка 3- 4 года жизни.
Критерии оценки
0-7 баллов –
низкий уровень развития
8-15 баллов – средний уровень развития предметной деятельности;
16-21 баллов –
высокий уровень развития
Описание диагностических ситуаций
Ситуация 1. «Знакомые предметы»
Цель: выявление знания ребенка о назначении бытовых предметов и умения пользоваться ими.
Организация предметной среды. На столик выкладывали три разных предмета, хорошо известные ребенку по повседневной жизни: это были хорошо известные ребенку, но неигровые предметы.
Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидел за столиком, взрослый располагался рядом с ним и выкладывал на столик предметы. Он говорил ребенку: «Посмотри, что здесь лежит». Ответом были различные варианты поведения ребенка. В основном дети сразу называли предметы, показывали, как с ними следует обращаться. Соответствующие данные фиксировались в протоколе.
Если ребенок не называл предметы, не действует с ними либо совершает неспецифические или игровые действия, взрослый указывал ему на предмет и спрашивает: «А ты знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечал, взрослый называл предмет, а затем просил сказать и показать, что с ним делают. В случае, когда ребенок не откликался на просьбу взрослого, взрослый сам показывал образец действия и просил повторить его.
Поведение ребенка регистрировалось в протоколе. Параметры предметной деятельности регистрировались в графе «Знакомые предметы». В протоколе обводился кружком тот балл, который соответствовал выраженности регистрируемого параметра.
Ситуация 2. «Незнакомый предмет»
Цель: выявление степени любознательности ребенка (интерес к исследованию нового, необычного, стремление найти верный способ решения практической задачи).
Организация предметной среды.
На столик выкладывался незнакомый ребенку предмет, содержащий «секрет» (Прозрачная коробочка). Внутри предмета находилась игрушка (маленький колокольчик). Способ открывания предмета ребенку знаком не был.
Процедура проведения диагностической пробы.
Взрослый ставил на столик предмет и предлагал ребенку поиграть с ним. В течение 2—3 минут взрослый оставался пассивным, не вступал в общение с ребенком, не стимулировал его активность, не объяснял, как действовать с предметом. Если ребенок пытался открыть коробочку, взрослый хвалил его. Если ребенок вел себя пассивно или обращался за помощью, либо манипулировал коробочкой, не пытаясь открыть ее, взрослый помогал ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку, показывал и объяснял, как это делается. Затем предлагал ребенку самому открыть коробочку. При этом взрослый одобрял правильные действия и порицал неправильные.
Соответствующие параметры предметной деятельности фиксировались в протоколе в графе «Незнакомый предмет».
Ситуация 3. «Действия по образцу»
Цель: выявление целенаправленности и самостоятельности ребенка в предметной деятельности.
Организация предметной среды:
Пластмассовый грузовичок, у которого легко снимаются колеса и кузов; пластмассовый конструктор с жестким креплением для постройки домика (типа «Лего»). В каждой пробе взрослый одобрял правильные действия ребенка и порицал неправильные. При этом ребенку оказывали необходимую помощь, но не выполняли действия за него, стимулируя самостоятельность ребенка.
Процедура проведения диагностики.
Проба 1. «Грузовичок» . Взрослый обращался к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирал игрушку и говорил ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».
Проба 2. «Конструктор». Взрослый выкладывал на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращался к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться».
Взрослый показывал ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хотел построить что-то другое, взрослый соглашался с ним.
Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».
Результаты
проведенной диагностики
Проведение исследования. Эксперимент проводился индивидуально с детьми 3-7 лет и состоит из 4 серий, интервал между которыми — 1 день. Каждая серия включает 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки).
Первая серия. Перед ребенком ставили коробочки, давали набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просили разложить кружки по коробочкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не называли.
Вторая серия. Ребенку давали набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), показывали карту-образец и просили разложить кружки на пустой карте так же, как на образце.
Третья серия. Ребенку давали 5 кружков разного цвета. Затем называли цвет и просили ребенка найти кружки такого же цвета.
Четвертая серия. Ребенку давали 5 кружков разного цвета и просили назвать цвет каждого. Если ребенок называл кружки близких цветов одинаково, то его просили сказать, одинаковые ли они по цвету. Ответы детей оценивались по следующим критериям:
Критерии оценки.
1 -1,7 – Низкий уровень развития восприятия цвета.
1,8-2,4 – Средний уровень развития восприятия цвета.
2,5 – 3- Высокий уровень развития восприятия цвета.
Характеристика уровней.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с заданием, сопровождает свои действия речью.
Средний уровень
– ребенок справляется с
Низкий уровень
– ребенок выполняет
Результаты исследования представлены в таблице (Приложение 6 -11). Полученные данные свидетельствуют, что 60% детей экспериментальной группы имеют высокий уровень развития восприятия цвета. 40% детей имеют средний уровень восприятия цвета, низкого уровня выявлено не было. В контрольной группе высокий уровень развития восприятия цвета составил 40%, средний 60%, низкого уровня так же выявлено не было. Это говорит о том, что дети экспериментальной и контрольной групп в основном правильно различают и называют основные цвета спектра, но путают иногда дополнительные цвета и их оттенки. Находят нужный цвет при назывании его взрослым, но иногда затрудняются назвать его сами. Однако, дети экспериментальной группы справлялись с заданием в основном, на основе зрительного анализа, а дети контрольной группы с заданием справлялись легче при непосредственной работе с материалом. То есть сравнивали цветные кружки друг с другом, прикладывали их к коробочке и т.д.
Для изучения особенностей развития восприятия формы была проведена методика «Особенности восприятия формы». Цель: Изучить соотношение зрительного и осязательного соотношения формы. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.
Подготовка исследования. Подобрали набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм: квадратной, треугольной, прямоугольной и трапециевидной, каждая из которых модифицировалась в 3 вариантах (путем изменения величины, нарушения четкости очертания углов и контура и т.д.).
Проведение исследования. Проводилось 4 серии эксперимента индивидуально с одними и теми же детьми 3-4 лет.
Первая серия. Зрительное ознакомление с формой.
Ребенку в течение 10 с показывали фигуру определенной формы, затем демонстрировали весь набор, в котором он должен был найти предъявленный ранее образец. Точно так же ребенка знакомили и с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешали.
Вторая серия. Осязательное ознакомление с формой.
Ребенок
знакомился с фигурами сначала
без участия зрения, только путем
осязательного восприятия, а затем
и зрительного. В наборе он
узнавал фигуры так же, как
и в предыдущей серии.
Третья серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор.
Цель этой и следующей серии состояла в выявлении того, как осуществляется перенос образа из зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку предъявляли зрительно, а найти ее он должен был в наборе путем осязательного восприятия.
Четвертая серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. Исходный образец ребенок воспринимал осязательно, а отыскивал его путем зрительного восприятия.
Обработка данных. Вычисляли показатели успешности и неуспешности узнавания фигур в обеих группах, а также время ознакомления с фигурами.
Ответы детей оценивались по следующим критериям:
Критерии оценки.
1 -1,7 – Низкий уровень развития восприятия цвета.
1,8-2,4 – Средний уровень развития восприятия цвета.
2,5 – 3- Высокий уровень развития восприятия цвета.
Характеристика уровней.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с заданием, сопровождает свои действия речью.
Средний уровень – ребенок справляется с заданием, но допускает 1-2 ошибки, в случае затруднения обращается за помощью к взрослому.