Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание

Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
2.Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
4.Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………60
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………64
Выводы…………………………………………………………………….71
Заключение…………………………………………………………………73
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 843.50 Кб (Скачать документ)

Сначала ребенок ориентируется  на общую форму образца, а потом  начинает осознавать отношения между  элементами (каждый следующий больше или меньше предыдущего). Осознание параметра величины обязательно закрепляется в слове: пользование специальной терминологией — важная задача обучения.

Более трудными для детей  являются задания на упорядочивание треугольников, кругов и других геометрических фигур разной величины, а тем более на совмещение двух сериационных рядов: 
      а) предметного плана — разместить шесть матрешек постепенно увеличивающихся размеров в шесть корзиночек и др.; 
      б) абстрактного плана — разместить пять кругов по убывающей величине, пять квадратов по возрастающей величине и др. 
      Общеизвестно, что восприятие цвета и формы осуществляется на основе четких, наглядных эталонов-образцов, хотя они тоже имеют варианты и разновидности. Эталон величины особенный, он все время меняется, так как каждый раз идет сравнение с разными предметами. Понятие величины более абстрактное, чем понятие цвета и формы, более умозрительное, обобщенное, поэтому для восприятия величины особое значение приобретают не только действия обследования, но и овладение способами определения величины при помощи условных мер. 
      Мерка является промежуточным средством при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги (ленточкой), а затем по мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Особенность представлений  об отношениях предметов по величине состоит в определении на глаз тонких количественных различий между сопоставляемыми предметами. Такое определение различий и носит название глазомера. Как показывает практика, дети 3-4 лет могут овладеть соизмерением на глаз не только величины отдельных предметов, но и их частей и деталей и отношений между ними, т. е. зрительной оценкой пропорций.

Данная работа предполагает постепенное усложнение заданий  по разным направлениям: увеличение количества сравниваемых предметов (до 5, 7, 10), уменьшение яркости выделенного признака, использование дополнительных, зашумляющих основной признак параметров (например, цвет, форма и т. д.), определение соотношения между частями предмета (или конструкции). Самыми сложными для детей являются задания типа: подобрать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. 
      Отметим, что использование в сочетании наглядных и словесных средств обучения, приемов сравнения объекта и изображения, зарисовки, проведение различных измерений объектов и др. помогут детям овладеть эталонами величины. 
      Учитывая, что пути развития восприятия величины и формы одинаковы, целесообразно проводить игры и упражнения на восприятие величины параллельно с играми на восприятие формы. Приведем в качестве примера вариант игры с мозаикой: при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета происходит опредмечивание изображения того или иного предмета. При этом внимание детей фиксируется на том, что величина, цвет, форма могут быть признаками разнообразных предметов. Возможно использование мозаики, например, двух величин, восьми цветов, пяти форм. 
      Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что его не определишь тактильно, путем проб и ошибок, так как цвет обязательно нужно видеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Неточное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает возможности познания детьми окружающего мира, обедняет их чувственную, эмоциональную основу. 
      Ознакомление с цветом традиционно начинается еще в раннем возрасте, но дети с низким уровнем развития предметной деятельности зачастую и в начальных классах путают многие цвета и их оттенки (например, розовый, сиреневый и т. д.), а некоторые цвета не знают и не различают (фиолетовый, оранжевый). Исследования подтверждают, что у детей резко снижена цветовая чувствительность. Они нередко используют цвет, не соответствующий окраске реального объекта (раскрашивают огурец в красный цвет, кошку в синий и т. д.), не понимают, что цвет может быть постоянным признаком того или иного предмета. 
      Работа по ознакомлению детей с цветом строится в несколько этапов. Первые игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различающихся по цвету — доминантному признаку. Понятие цвета дается на примере двух-трех контрастных цветов. 
      Следующий этап работы — задания, основанные на зрительном сближении, т. е. примеривании предметов по цвету (найти похожий цвет по образцу). Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада (резкого или близкого) между двумя цветами. Действуя с цветом, дети запоминают сначала сами цвета, потом названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, а также белый и черный, и лишь в последующем названия дополнительных цветов и оттенков. 
      Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии; вырабатывается понятие о том, что цвет — одно из свойств предмета. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый, земля черная, помидор красный и т. д.).

В процессе выполнения практических заданий у детей формируется понятие эталона — образца основных цветов, с которыми они начинают сопоставлять цвет окружающих предметов.

Формирование цветовых мысленных образов (в уме) и оперирование ими в повседневной жизни подчеркивают факт усвоения данного сенсорного эталона. 
      Итак, от практических действий цветоразличения к познанию эталонов и к умственным действиям на восприятие цвета — вот основной путь ознакомления с цветом.

Последним этапом развития цветового восприятия у детей  является формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания и, что очень важно, создавать их по собственному замыслу. Навыки цветоразличения развиваются у детей в процессе многочисленных игр и упражнений, которые имеют творческий характер и направлены на формирование эстетического восприятия. 
      Отметим, что форма, величина и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному их применению в жизни. Но, как показывает практика, данные параметры не осознаются детьми самостоятельно, а значит, необходимо специальное обучение. Рассматриваемый объем знаний ребенок получает преимущественно на занятиях по математике, изобразительному искусству, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Таким образом, современная отечественная теория  развиия восприятия включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача развития восприятия - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет.

 

Роль активного предметного  действия в формировании у ребенка, например, осязательного образа четко выступает в следующем факте: если ребенок пассивно перемещает руку по контуру предмета, то у него не возникает отчетливого образа его формы, для возникновения такого образа ребенку нужно активно ощупывать соответствующий предмет. В ряде исследований были выявлены важные особенности перцептивных действий у детей дошкольного возраста. Эти действия, с одной стороны, позволяют субъекту воссоздать некоторое подобие воспринимаемого предмета. С другой стороны, в результате действий происходит перекодирование, перевод получаемой информации на их собственный язык, на язык оперативных единиц восприятия, которые уже освоены субъектом и признаки которых ему хорошо известны. Таким образом, одновременно с уподоблением субъекта объекту происходит уподобление объекта субъекту [3; С.14].

Развитие образов восприятия у ребенка происходит в процессе выполнения им все более сложных  перцептивных действий. При этом овладение  каждым новым их типом проходит ряд  этапов. На первом из них выявление  ребенком свойств предметов, учет которых необходим для выполнения практического действия, осуществляется в самом процессе такого действия, а результат достигается путем практических проб, без развернутого предварительного обследования ситуации. Затем начинает складываться ориентировочное действие, предшествующее практическому и позволяющее ребенку обследовать нужные свойства и отношения предметов, используя внешние приемы (их сближение, прикладывание друг к другу и т. п.). На втором этапе ориентировочные действия изменяют форму, место внешних приемов занимают движения воспринимающих органов осматривающего предметы глаза, ощупывающей их руки и др., при помощи которых создается образ ситуации, предвосхищаются пути практического поведения. Наконец, на третьем этапе сложившиеся перцептивные действия сокращаются и начинают осуществляться без видимых внешних проявлений: ребенку достаточно бросить взгляд на предметы, чтобы обнаружить их свойства и отношения, важные для решения практической задачи.

Поскольку овладение  каждым новым видом перцептивных действий имеет в своем исходном пункте решение нового типа практических задач, развитие детского восприятия определяется общим развитием предметнопрактической деятельности ребенка. Она ставит перед восприятием все более сложные задачи и создает предпосылки для отыскания путей их разрешения. Так, развитие зрительного восприятия происходит на первом году жизни в связи с формированием хватания и удерживания предметов, передвижения ребенка в пространстве; на втором-третьем году жизни в связи с усвоением способов употребления предметов, применения простейших орудий. В последующие годы дошкольного детства зрительное восприятие развивается главным образом на основе продуктивных видов деятельности рисования, лепки, конструирования и др., требующих детального анализа формы предметов, их внутреннего строения, отношений по величине и т. п.

Развитие предметной деятельности ребенка происходит под  руководством взрослых, под влиянием организованного и стихийного воспитания и обучения, в ходе которого ребенок  усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями. В частности, ему передаются систематизированные образцы различных свойств и отношений предметов, которые принято называть сенсорными эталонами. В качестве таких эталонов выступают система геометрических форм, система цветов спектра, общепринятая шкала музыкальных звуков, система звуков речи и др. Усваивая сенсорные эталоны, ребенок использует их в своих перцептивных действиях в качестве своеобразных "мерок", с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое свойство и дать ему соответствующее определение, найти его место в ряду других [17;С.81].

Последующая эволюция образов  восприятия состоит в том, что  они трансформируются в перцептивные схемы и приобретают различные  смысловые значения, благодаря которым эти образы начинают постепенно абстрагироваться от непосредственной реальности и в них начинает соответственно уменьшаться удельный вес биодинамической и особенно чувственной ткани. Возникновение у человека перцептивных схем и смысловых значений связано уже с переходом на новый уровень отражения на уровень мышления.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Таким образом, развитие восприятия детей 3-4 лет непосредственно связано с сенсорным воспитанием. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и величина. Именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Хорошо развитое восприятие является залогом успешного обучения ребенка в школе, а также необходимо для многих видов профессиональной деятельности взрослого человека.

Следовательно, без участия  психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают  как ее неотъемлемые внутренние моменты.  Психические процессы не просто участвуют  в деятельности, они в ней развиваются  и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание – с движением рук, внимание – с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна.

Следовательно, всякая деятельность – это соединение внутренних и  внешних, психических и поведенческих  действий и операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.

 

    1. .Программа исследования

Исследования были проведены  на базе ДОУ «Детский сад» №47, г. Сыктывкар. В   эксперименте принимали участие 20 дошкольников 3-4 лет.

Цель - изучить влияние предметной деятельности детей и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников в зависимости от уровня развития предметной деятельности.

Нами были определены следующие задачи:

  1. Определить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
  2. Изучить особенности развития восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста.
  3. Выявить особенности развития восприятия формы детей младшего дошкольного возраста.
  4. Выявить особенности развития восприятия величины детей младшего дошкольного возраста.

Для изучения уровня развития предметной деятельности мы провели диагностику предложенную Е.О. Смирновой. В исследовании принимало участие 23 ребенка  3-4 лет.

Результаты  диагностики показали, что 10 детей, то есть 43,5 % детей имеют средний уровень развития предметной деятельности и 13 детей, то есть 56,5 % детей имеют высокий уровень развития предметной деятельности. А это значит, что дети имеют преимущественно высокий и средний уровень развития предметной деятельности. На основе полученных результатов провели выборку детей принимающих участие в эксперименте, и разделили их на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу вошли 10 детей 3-4 лет, имеющие высокий уровень развития предметной деятельности, в контрольную 10 детей 3-4 лет, имеющие преимущественно средний уровень развития предметной деятельности.

Для изучения развития предметной деятельности и ее влияния на развитие восприятия цвета формы и величины дошкольников 3-4 лет мы использовали диагностику развития предметной деятельности, предложенную Е.О. Смирновой [18; С.105], (Приложение 1) методики «Особенности восприятия цвета» [19; С.243], (Приложение 2)«Особенности восприятия формы» (Приложение 3) [19; С.245], «Особенности восприятия величины»[19;С. 250].  (Приложение 4)

  1. Диагностика развития предметной деятельности. Цель: Изучить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Результаты исследования запротоколированы. На основании полученных данных сделаны выводы об особенностях развития предметной деятельности.  
  2. Методика ««Особенности восприятия цвета»». Цель: Изучить особенности восприятия цвета в разных ситуациях. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. По результатам методики составлены  3 таблицы, содержащие данные по восприятию основных, дополнительных цветов и их оттенков. На основании этого сделаны выводы о возрастных особенностях восприятия цвета в разных ситуациях. (Приложение )
  3. Методика «Особенности восприятия формы». Цель: Изучить соотношение зрительного и осязательного соотношения формы. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Были сопоставлены  количественные данные по сериям эксперимента, выявлены возрастные особенности восприятия формы. Сделаны выводы о соотношении зрительного и осязательного восприятия формы; об особенностях переноса образа из зрительной модальности в осязательную и наоборот, для этого был проанализирован характер ошибок, допущенных детьми в третьей и четвертой сериях. (Приложение  )
  4. Методика «Особенности восприятия величины». Цель: Изучить особенности восприятия величины путем составления сериационного ряда. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. По результатам исследования вычислялись показатели успешности и неуспешности построения сериационного ряда.  (Приложение)

Информация о работе Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет