Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.
Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
2.Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
4.Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………60
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………64
Выводы…………………………………………………………………….71
Заключение…………………………………………………………………73
Литература
Приложения
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. Под предметностью понимается отнесенность всех сведений о внешнем мире, полученных с помощью органов чувств, к самим предметам, а не к рецепторам или участкам мозга, осуществляющим обработку сенсорной информации. Целостность состоит в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое, системное целое, категориальность, определенной категории, группе объектов на основе каких-либо существенных признаков. Константность - это относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия, например константность цвета, формы, величины. Процессы восприятия опосредует речь, создавая возможность обобщения и абстрагирования свойств предмета путем их словесного обозначения. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности.
Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом (за счет погружения).
Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов. Образ неповторим, конкретен и не передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней.
В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта – результат синтеза многих отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий [5, С.33].
Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память. Полное восприятие предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни (существенные) признаки, тормозятся другие (несущественные). И воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (т.е. насколько активно идет отражение этого объекта).
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.
В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов.
Программой воспитания
в дошкольном учреждении четко определен тот объем сенсорных
знаний и умений, которым должны овладеть
дети каждой возрастной ступени. Отметим,
что на данном этапе происходит ознакомление
как с основными образцами (эталонами),
так и с их разновидностями.
Сенсомоторное развитие здесь тесно переплетается
с развитием мышления ребенка, так как
усвоение отдельных тем (например, системы
форм) выходит за рамки сенсорного воспитания,
что значительно усложняет эту работу.
При этом важно, чтобы ознакомление с эталонами
не просто проходило путем их показа и называния,
а включало действия детей, направленные
на сопоставление разных эталонов, подбор
одинаковых, закрепление каждого эталона
в памяти. В момент действий с эталонами
от детей требуется запоминание и использование
этих названий, что в итоге ведет к закреплению
представлений о каждом эталоне и к возможности
выполнения действий на их основе по словесной
инструкции.
Ознакомление с каждым видом эталонов
имеет свои особенности, поскольку с разными
свойствами предметов могут быть организованы
разные действия. Так, при ознакомлении
с цветами спектра и особенно с их оттенками
большое значение имеет самостоятельное
получение их детьми (например, получение
промежуточных цветов). В ознакомлении
с геометрическими формами и их разновидностями
существенную роль имеет обучение детей
приему обведения контура с одновременным
зрительным контролем за движением руки,
а также сопоставление фигур, воспринимаемых
зрительно и осязательно. Ознакомление
с величиной включает выстраивание предметов
(и их изображений) в ряды убывающей или
нарастающей величины, иными словами —
создание сериационных рядов, а также
освоение действий с условными и общепринятыми
мерками.
В процессе музыкальной деятельности усваиваются образцы звуковысотных и ритмических отношений и т. д.
На протяжении всего
дошкольного возраста происходит знакомство
детей со все более тонкими
разновидностями эталонных
Одновременно с формированием эталонов происходит совершенствование действий восприятия. Обучение детей способам обследования предметов проходит несколько стадий: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.) к действиям собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов-эталонов, а далее — к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательному рассмотрению (т. е. зрительному обследованию) и подробному словесному описанию свойств предмета. На начальном этапе очень важно объяснять способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и т. д. — и направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.
Дети, с которыми последовательно
проводится работа по обследованию, выделяют и называют
большое количество признаков каждого
предмета. Это и есть та аналитическая
мыслительная деятельность ребенка, которая
в дальнейшем позволит ему глубже вглядываться
в предметы и явления, замечать в них существенные
и несущественные стороны, видоизменять
их в нужном направлении. В результате
систематического ознакомления с предметами
и их изображениями у детей начинает формироваться
наблюдательность.
Названные задачи решаются на специальных
занятиях по ознакомлению с окружающим,
в процессе дидактических игр и упражнений,
в продуктивных видах деятельности (аппликация,
рисование, лепка, конструирование, моделирование),
в процессе труда в природе, в повседневной
жизни детей. Наиболее эффективными являются
те виды деятельности, которые выдвигают
перед восприятием ребенка все более сложные
задачи и создают условия, способствующие
усвоению сенсорных эталонов.
Практика показывает, что к концу дошкольного
возраста действия восприятия становятся
достаточно организованными и эффективными,
чтобы дать сравнительно полное представление
о предмете. Образ предмета все более дифференцируется,
приближается к реальному предмету, обогащается
названием его свойств и качеств, информацией
о возможных разновидностях предмета.
Отметим, что ребенок начинает быстро
узнавать знакомые предметы, замечает
их различия и сходство, выполняя при этом
основные перцептивные действия в уме.
Это значит, что восприятие стало внутренним
психическим процессом. Перцептивные
действия, которые выполняются в уме, создают
условия для формирования мышления. Мышление,
в свою очередь, направлено не на познание
внешних особенностей и свойств объектов,
как при восприятии, а на познание скрытых
связей между предметами и явлениями, на
установление причинно-следственных отношений,
родовых, видовых и некоторых других внутренних
взаимозависимостей. Восприятие также
способствует развитию речи, памяти, внимания,
воображения.
В младшем школьном возрасте эти психические процессы начнут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление; восприятие будет выполнять сопутствующую функцию, но при этом продолжать совершенствоваться, оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением,речью.
Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Итак, рассмотрим, какими знаниями и умениями, приобретенными в процессе восприятия, должны овладеть дети к концу дошкольного возраста:
- различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную, многоугольную;
- измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки;
- различать основные цвета и оттенки;
- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом);
- ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
- знать дни недели, последовательность
частей суток и дней недели.
Основываясь на требованиях, которые предъявляет
современная школа к ребенку, поступающему
в первый класс, становится ясно, что этих
знаний и умений недостаточно. Более полному
представлению о предметах, объектах и явлениях
окружающего мира способствуют знания
так называемых «особых свойств» предметов;
сюда относятся понятия веса, вкуса, запаха.
Без развития тактильных ощущений многие
качества и свойства предмета (например,
фактура материала) просто не могут быть
познаны, а отсутствие умения ориентироваться
на листе бумаги (и другой ограниченной
поверхности) может вызвать определенные
школьные трудности.
Как показывает опыт практической деятельности,
сенсорное развитие следует осуществлять
в тесном единстве с психомоторным развитием.
Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок
должен быть уже «моторно готовым» к этому.
Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его.Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предметапроисходит его пространственное изучение.
Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Известно, что точность
движений при обследовании предметов
достигается путем развития мелкой
моторики кисти руки, формированием
глазодвигательных (зрительно-моторных)
координаций; для полноценной пространственн
Понятно, что развитие этого познавательного процесса у ребенка совершается несколько иначе, чем развитие чувствительности и моторики.
Современная психология рассматривает не как процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга. Восприятие – это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием. Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету. Человек совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат формой практической проверки зрительного (или другого) образа, возникающего на основе непосредственного воздействия предмета на соответствующий орган чувств.
О том, что ребенок первого года жизни может воспринимать предметы, говорят факты раннего узнавания им знакомых людей, игрушек, вещей. Специальные исследования М.И. Лисиной показали, что после двух с половиной месяцев ребенок осуществляет первоначальную познавательную деятельность. Она сначала не имеет относительно постоянной структуры и выражена в своеобразном сосредоточении ребенка на объекте, связана с беспорядочными движениями. После 3 месяцев движения становятся другими: ребенок «обследует» новую игрушку. В действиях ребенка участвуют одновременно несколько анализаторов. Наиболее интенсивные и быстрые реакции осуществляет глаз, за ним идут движения рук. Наименьшую роль играют ощупывающие движения рта. Глаз выполняет основную функцию познания предмета, рука используется для его захватывания и удержания, действия рта служат дополнительным средством активного осязания игрушки. [5;С.11]
С возрастом у младенца
заметно увеличивается
После 6 месяцев ребенок может выделять объекты восприятия: мать, няню, погремушки. Так, ребенок 7-9 месяцев тянется к пестрому волчку, схватывает яркую игрушку. Он поворачивает голову к матери на вопрос: «Где мама?»
Однако нет основания говорить о том, что до 7-8 месяцев ребенок воспринимает именно предмет, а не знакомый ему комплексный раздражитель. Малыш 8-9 месяцев не узнает свою мать, если она подошла к нему в необычном виде, например в широкополой шляпе. Он не берет в руки любимого мишку, если его одели в яркий костюм и новую шапку.
Восприятие маленького ребенка ситуативно, слитно и глобально.
Однако эти качества восприятия выступают весьма различно, в зависимости от перцептивной задачи, которую решает ребенок (Л.А. Венгер).[5;С.14]