Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.
Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
2.Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
4.Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………60
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………64
Выводы…………………………………………………………………….71
Заключение…………………………………………………………………73
Литература
Приложения
Усвоение слов-обозначений
в более старшем возрасте приводит
к пониманию относительности
пространственных отношений в зависимости
от точки отсчета. Первоначально
ребенок оценивает пространственные отношения
исключительно с точки зрения положения
в пространстве его самого. Но неумение
абстрагироваться от собственного положения
и определить направление расположенных
предметов относительно любых других
лиц или предметов обнаруживает конкретность
представлений детей, ограниченность
их обобщенного знания о пространстве.
Формирование более обобщенных представлений
о пространстве обеспечивает способность
ребенка определить направления не только
относительно себя, но и в отношении к
другим лицам и предметам. Движения и ориентировочные
действия постепенно переходят в план
представляемых действий. А речевые акты,
освобождаясь от первоначальной связи
с движениями тела и рук, приобретают ведущее
значение, переносятся во внутренний план,
т. е. развиваются как процессы внутренней
речи.
Восприятие времени - один из самых сложных
видов восприятий в силу его специфических
особенностей. Время не имеет наглядной
основы и воспринимается опосредованно
на основе совершаемой деятельности или
особого предмета - часов. Время слито
с жизненными событиями, течет в одном
направлении, его нельзя вернуть. Обозначение
временных промежутков относительно:
то, что было завтра, стало сегодня и т.д.
Один и тот же временной промежуток воспринимается
по-разному в зависимости от содержания
и характера деятельности, выполняемой
ребенком, «го состояния на данный момент:
например, если он ждет привлекательного
события, то кажется, что время идет медленно.
Поэтому дети долго не понимают логику
временных отношений и на протяжении всего
дошкольного возраста не воспринимают
очень длительные временные периоды. Им
недоступно понимание таких категорий,
как год, век, столетие, эпоха и т.п.
Предпосылки восприятия времени складываются
еще на первом году жизни, когда у младенца
формируется биоритм «сон-бодрствование».
В конце раннего детства дети осваивают
непродолжительные и конкретные временные
отрезки, например утро-вечер, день-ночь,
поскольку в течение этих промежутков
выполняют разную деятельность. Восприятию
дошкольника доступны такие категории,
как неделя, месяц, минута. Но наглядный
характер психических процессов приводит
к специфическим особенностям восприятия
времени дошкольником. Так, он «ищет» материальный
носитель времени и часто в качестве такового
выделяет часы. Он уверен, что если стрелки
перевести, то время изменит свой ход,
например быстрее наступит завтра. Он
еще не осознает, что время не зависит
от желания людей, не понимает объективности
времени. Поэтому главная роль в развитии
восприятия времени принадлежит взрослому,
который вычленяет временные отрезки,
устанавливает их связь с деятельностью
малыша и обозначает в слове, включая его
в разнообразные житейские ситуации (Т.Д.
Рихтерман).
В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Восприятие литературных и фольклорных произведений на 2-м году жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает действия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает взрослый с помощью игрушек.
В 2-3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному (Л. Павлова). Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Они начинают понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, поэтому он может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока.
Исследования восприятия дошкольниками сказки, проведенные А.В. Запорожцем, Д.М. Арановской, Т.А. Кондратович, выявили двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Поэтому, возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он нередко просит пропустить эпизоды, в которых любимым героям что-то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к семи годам.
В раннем детстве ребенок
нередко смешивает изображенную
и реальную действительность. Поэтому
он пытается сорвать с картинки нарисованные
цветы или взять нарисованные
яблоки. Такие попытки говорят о том, что рисунок
еще не стал для малыша заместителем реального,
объекта. Дошкольник не отделяет реальное
от изображенного.
На материале восприятия живописи М.Н.Зубарева
раскрыла уровни эстетического развития
дошкольника.
На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку тому, что «дома такой еще нет», «потому, что здесь лодка, можно покататься», «потому, что яблоко, оно вкусное»). На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композиционные приемы. На третьем, высшем, уровне дети 3-6 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок удавливает внутреннюю характеристику художественного образа.
Таким образом, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
Следовательно, именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов – образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Становится возможным расширить круг задач сенсорного воспитания и определить основные следующим образом.
- Совершенствование
- Тактильно-двигательное восприятие.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие зрительного восприятия. Восприятие формы, величины, цвета.
-Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
-Восприятие пространства и времени.
Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.
1.3.Особенности развитие
восприятия цвета, формы и
Традиционно
ознакомление детей со свойствами предметов
предполагает выделение формы, величины,
цвета как особых свойств предметов, без которых не могут
быть сформированы полноценные представления.
При этом следует отграничивать целостное
восприятие предмета и его узнавание, так
как узнавание предмета лишь первый шаг
к полноценному восприятию. Адекватное
зрительное восприятие формы и величины
предметов может возникнуть только на
основе многократного применения на практике
различных способов, проб и примериваний,
сравнения в самых разных ситуациях и на
самых разных объектах, овладения умением
вычленять нужный признак у предмета и соотносить
с признаками других предметов.
В дошкольном возрасте происходит знакомство
с основными эталонами формы (круг, овал,
квадрат, прямоугольник, треугольник,
многоугольник), величины (длинный — короткий,
высокий — низкий, толстый — тонкий и др.),
цвета (основные цвета спектра, белый,
черный) в процессе практической и игровой
деятельности. Использование при этом
сенсорных пособий — пирамидок-вкладышей,
«Почтового ящика», «Доски Сегена», «Логического
куба» и других значительно повышает эффективность
всей работы.
Выделение названных свойств на начальном
этапе знакомства, когда дети еще не владеют
общепринятыми эталонными представлениями,
идет посредством соотнесения предметов
между собой. На более высоком уровне развития
распознавание формы, величины, цвета
достигается в процессе соотнесения свойств
предметов с усвоенными эталонами.
Последовательно рассмотрим основные
методические подходы к формированию
и закреплению у детей эталонных представлений
о форме, величине и цвете предметов.
Форма определяется как внешнее очертание,
наружный вид предмета. Среди множества
фигур ребенок учится различать шесть
основных форм — треугольник, круг, квадрат,
овал, прямоугольник, многоугольник —
сначала по образцу, потом по эталону,
который закрепляется в образе-представлении.
Главное на начальном этапе — различение
самих форм, далее различение названий
форм и лишь потом самостоятельное называние.
Запомнить сразу название геометрических
фигур-эталонов в силу их абстрактности
детям 3-4 лет сложно. Постепенное выделение
и различение деталей формы (углы, стороны
и др.) позволяют воспринимать ее по отличительным
признакам, узнавать не только по внешнему
виду, но и по названию.
Основные задачи при знакомстве с формой
предмета в дошкольном возрасте связаны
с обучением выделению разновидностей
геометрических форм, мысленному расчленению
сложных форм на определенные сочетания
простых фигур, моделированию предметов
разной формы.
Для ознакомления ребенка с разновидностями
формы и развития точности их опознания
полезны упражнения по зрительно-осязательному
переносу. Они могут проводиться в форме
распространенной игры «Чудесный мешочек». Восприятию
формы независимо от положения фигуры
в пространстве, ее цвета и величины способствует
овладение практическими действиями наложения
фигур, прикладывания, обведения по контуру,
ощупывания, сопоставления элементов
фигур и др.
Действуя путем проб и примеривания, ощупывания
и т. д., дети начинают проявлять внимание
к свойствам и отношениям предметов, учатся
использовать эти знания на практике в
повседневной жизни.
В дальнейшем дети способны узнавать форму
предметов в зрительном, мысленном плане
благодаря сочетанию внешних и внутренних
перцептивных действий. Ознакомление
со сложными формами происходит путем
выделения знакомых признаков или деталей.
Данные умения формируются в играх и упражнениях
на группировку предметов по форме, на
узнавание знакомых форм на рисунке, на
определение формы предметов, расположенных
в разных ракурсах и др.
При организации игр должна соблюдаться
последовательность, ориентируемая на
возможности ребенка и уровень освоения
им перцептивных операций. Задания даются
с постепенным усложнением не только самого
содержания, но и требований к его выполнению
и объяснению в слове производимых действий.
Очень важно научить ребенка пользоваться
общепринятой терминологией — названиями
сенсорных эталонов, что значительно упрощает
понимание существующих связей и отношений
в окружающем мире.
Исследование возможностей восприятия формы детьми 3-4 лет показали, что гораздо труднее им дается выбор однородных предметов заданной формы, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Характерным примером является проталкивание предметов разной формы в несоответствующие отверстия «Почтового ящика» (например, примеривание круга к квадратному отверстию и др.).
В процессе обучения дети должны усвоить, что геометрическая фигура — это образец (эталон), сравнивая с которым можно определить форму предмета. В этом случае нельзя ограничиваться простым показом и называнием формы предмета, так как запоминание не должно быть механическим. Только практическая деятельность детей (рисование предметов разной формы, их группировка, сопоставление, конструирование и др.) будет способствовать полноценному запоминанию и усвоению выделенных свойств, а значит, овладению сенсорным эталоном в целом. Использование предметов разной формы из ближайшего окружения ребенка: блюдце, пуговица, мяч (круглые); флажок, морковь (треугольные); яйцо, огурец (овальные); платок, печенье, салфетка (квадратные); портфель, книга, тетрадь, полотенце (прямоугольные) — делает эту деятельность более доступной и интересной.
Овладению эталонами формы (как и величины) способствует конструирование. Значимость конструирования определяется единством практической и мыслительной деятельности детей.
Младшие дошкольники затрудняются установить последовательность действий, представить будущие действия и их результат, не могут дать отчет о работе, если она все же выполнена. А это означает, что конструированию следует целенаправленно обучать. Вся работа строится последовательно: от обучения конструированию по расчлененному образцу к нерасчлененному образцу, когда дети самостоятельно определяют не только количество, форму и величину необходимых деталей, но и последовательность выполнения постройки.
Величина рассматривается как размер, объем, протяженность
предмета, т. е. это те параметры, которые
можно измерить. Величина — понятие относительное,
в основе которого всего два слова: большой,
маленький. Эти слова часто употребимы
и не имеют четко фиксированного значения.
Основной характеристикой величины является
ее относительность, а значит, она познается
только в сравнении с другой величиной
(больше, меньше, такой же). Отметим, что
соотнесение, сличение объектов между
собой как раз и является обобщенным способом,
позволяющим успешно решать определенный
круг задач на различение величины (а также
и формы, и цвета).
Аналитическое восприятие величины связано
с выделением разных измерений: длины,
ширины, высоты, толщины. Восприятие различных
параметров величины, так же как и формы,
осуществляется с помощью практических
действий наложения, прикладывания, примеривания,
ощупывания, измерения, группировки предметов
по выделенному признаку.
Изначально используются образцы одинаковых
величин. Различие между предметами по
величине является следующим этапом работы.
Каждый параметр величины (длина, ширина,
высота, толщина) осваивается самостоятельно,
но на основе предыдущего параметра. При
восприятии любого параметра осуществляются
аналогичные действия, которые сначала
выполняются с реальными предметами, затем
с геометрическими фигурами, а далее в уме
с опорой на рисунок или исключительно
по представлению.
Таким образом, для каждого параметра
величины должны быть использованы четыре
типа игр и упражнений: с предметами, плоскими
фигурами, рисунками и по представлению.
Изначально предлагаются задания с более
контрастными величинами, постепенно
добавляются менее контрастные промежуточные
размеры, которые позволяют развивать
точность глазомера. Каждый новый параметр
величины дается на примере знакомых предметов
и с использованием параметров из предыдущих
заданий.
Подчеркнем, что усложнение представлений
об отношениях предметов по величине идет
по пути освоения отношений между несколькими
предметами, убывающими (возрастающими)
по величине. Эта работа предполагает
выстраивание сериационных рядов предметов
по параметру убывающей или возрастающей
величины.