Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 09:07, реферат

Описание

О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.

Содержание

Введение 2


Основная часть


Формирование эстетического восприятия окружающего мира
как задача ознакомления дошкольников с природой. 4

Содержание и принципы организации педагогического процесса. 5
Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении
с природой. 9

Отражение детьми знаний и впечатлений о природе
в творческой деятельности. 12


Заключение 17


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

к.р. по эко воспит..doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

     Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, что можно показать, что надо взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое короткое предварительное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес к намеченной экскурсии.

     Очень важно, чтобы дети почувствовали  природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам леса, к его великолепию, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту  листьев и т.д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детьми (несколько цветков, веточек и др.).

     Прогулки - здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с  таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т.п. Здесь можно организовать разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления, в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.

     Повседневные  наблюдения не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При  этом следует использовать разнообразные  формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные).

     Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю.

     Работа  на земельном участке. Эта работа сочетается с наблюдением и способствует накоплению знаний о растениях и  животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

     Работа  в уголке природы. Проводится ежедневно  в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению  к ним, овладевают элементарными  трудовыми навыками, приучаются к  совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. 

4. Отражение детьми знаний и впечатлений о природе в творческой деятельности 

     Детское творчество отражает окружающий мир, природу  как на основе непосредственного  их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитание дошкольников, Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства». Эмоционально - творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия.

     Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действительно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. Лирика природы, по выражению В.И. Лейсбона развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.

     Эстетическое  восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает  знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.

     Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфическим  средством развития творческого  подхода ребенка к изображению  окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции способствуют отображению этих качеств и в детских пейзажных рисунках.

     Влияние выразительной стороны поэтического образа на детский рисунок проявляется  в педагогике ребенком своего эмоционального отношения к описанию природы, что  значительно повышает эстетические качества изображения.

     Дети  могут создавать творческие рисунки  и только на основе наблюдений природных  явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при  этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.

     Этот  творческий процесс у детей протекает  по-разному. Например, четырех - пятилетние дети рисуют, исходя из личного опыта  непосредственного восприятия природы, но тема их рисунков определена поэтическим изображением произведения. По мере повышения уровня восприятия художественного описания природы дошкольник начинает изображать картину уже согласно трактовке произведения, и при этом он может точно следовать его описанию. Дети шести лет стараются в рисунках по поэтическому произведению как можно теснее передать его содержание. Определенный запас поэтических образных представлений дает им возможность включать их в один рисунок, дополняя его образами, сложившимися во время наблюдений. При этом логическая связь между образами в рисунках не нарушается. Ребенок воспринимает целую ситуацию в произведении, в котором раскрываются не только пространственные, но и логические взаимосвязи, т.е. более глубокие зависимости: причинные, целевые, временные.

     Своеобразно, творчески передают дошкольники  пространство: в виде фриза (одной  линии), широкой полоски зелени; могут  изобразить линию горизонта, рисуя  дороги, реки, возвышенные места. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчеркивают их различия в величине. Главный образ выделяется размерами (большими или маленькими), цветом.

     Передача  пространства в рисунке наиболее трудная задача для дошкольников, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости. Усвоить определенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает чувствовать центр, стороны листа как плоскости. Свободное владение этими умениями служит показателем развития его творчества в рисунке о природе.

     Иногда  ребята могут дополнять картину  о растительном мире изображением животных или птиц. Дети живо передают состояние  природы, время дня, года. Е.А. Флерина  дала определение этому процессу: «детское изобразительное творчество мы понимаем как создательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании отражения, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства».

     По  рисункам можно судить о том, что  особо привлекло внимание ребенка, какие ошибки есть в его представлениях, чем дополнить знания о природе.

     Умело, руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно - эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания.

     Особое  место занимают экскурсии, а также  занятия, связанные с обобщением знания у детей. Экскурсии в лес, парк, сквер могут показать детям, что происходит в природе. Все, что видит ребенок, он лучше воспринимает и в действии, поэтому нужно привлекать детей к посильному труду.

     Проводя экскурсии осенью,  нужно обращать внимание детей на цвет неба сквозь ветки: в это время разнообразная раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба. Если в парке, сквере есть сосны и ели, яркие краски лиственных деревьев хорошо выделяются на фоне их темной зелени.

     Детям нравится собирать опавшие разноцветные листья разной формы. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор детей, используются листья в игре. Позднее, осенью, когда под деревьями будут только сухие листья, послушать как они шуршат под ногами. Показывать, как они покоробились, и порывы ветра носят их по дорожкам. 

          Незабываемое  зрелище - листопад.

          Листопад, листопад

          Листья  желтые летят… 

     Когда облетят все листья, рассматривается внимательно место на ветке, откуда рос листик. Там можно увидеть еле заметные почки. Это деревья готовятся к весне, закладывают почки с осени. Все увиденное закрепляется в речи детей.

     Также можно показывать и называть цветы, которые служат украшением парков, скверов, бульваров.

Осенью  можно увидеть, как улетают в далекий путь некоторые птицы, а какие остаются.

     Увлекательное занятие сбор плодов и семян, это  воспитывает любовь к растениям, и дети видят, что растения, увядая осенью, оставляют после себя плоды  с семенами. Проводятся игры «Детки на ветке» и «Путаница».

     Экскурсии зимой очень нравятся детям. Дети любят валяться на снегу, кататься на коньках, санках им это доставляет огромное удовольствие. Если будет идти снег, они наблюдают, как он кружится в воздухе. Можно предложить поймать снежинки на ладонь и посмотреть, что с ними будет. Уместно прочитать стихотворение И. Сурикова «Зима»: 

            Белый снег, пушистый,

            В воздухе кружится

            И на землю тихо

            Падает, ложиться. 

     Можно предложить подобрать определения к слову снежинка. Интересно видеть детям, например, как громадные вихри снега переносятся ветром с места на место.

     В начале зимы к кормушке прилетают  птицы, чаще всех воробьи. Во время кормления  удобно наблюдать за птицами, за их повадками. Обращается внимание детей на цвет оперения птиц. Описывается их внешний вид, чем они похожи и чем не похожи.

     Покормили птиц - теперь можно и поиграть. Во время игр и развлечений показывается, как на морозе вода превращается в лед.

     Любуясь деревьями в разную погоду, приучаем детей высказывать свои впечатления, сравнивать. Используются пословицы и поговорки, понятные детям. Тогда и они используют их в речи и придумывают свои иногда очень удачные выражения: «У елки ледяные пальчики»; «Елка закуталась в снег, до самых глаз, как в пуховое одеяло»; «Красиво, как в снежном царстве».

     Весна. Дети замечают, что весеннее солнце иное, чем зимой: теперь оно такое яркое, что слепит глаза. День заметно удлинился, и вечером уже хорошо видно. С крыш скатываются прозрачные, блестящие капельки, падают вниз.

     Проводя экскурсии, нужно обратить внимание, что на месте растаявшего снега поднимается пар. Предлагается рассмотреть облака, полюбоваться ими и подумать, на что они похожи. Обратить внимание, что облака не закрывают небо, как было зимой, а держаться кучками.

С приходом весны дети замечают, что корм для  птиц, насыпанный в кормушки, все чаще остается не тронутым. Не видно там щеглов, свиристелей и снегирей. Нужно объяснить, что эти птицы улетели к северу, так как они любят более холодный климат.

     Как только растает снег, начинаются экскурсии в ближний лес. Нужно напомнить о правилах поведения в лесу (не шуметь, чтобы услышать лесные голоса; ходить осторожно, чтобы ничего не сломать и ничего не раздавить; не оставлять мусора; замечать красоту, новые, необычные явления природы).

     Показать красоту весеннего леса, красоту оживающей природы. Попросить глубже дышать, вдыхая лесной аромат. Выйдя на поляну, обращать внимание на первоцветы, муравейники, многочисленные травы. Специально останавливаться около берез, елочек. Предложить детям придумать и сказать деревьям ласковые слова, полюбоваться ими.

     Проводить беседы о том, что лес - это «многоэтажный дом». На каждом его «этаже» свои жильцы. На высоких деревьях гнездятся белки, клесты, дятлы, иволги, совы. В кустарниках устраивают свои гнезда соловьи, дрозды. На земле живет много лесного «народа» - зайцы, лисы, ежи, лягушки, лоси, мыши. Особый «этаж» - под землей занимают кроты, черви, почвенные насекомые. Все это - лесные животные. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд, нор. Люди - гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес - приятное место для отдыха и прогулок людей. В завершении попросить попрощаться с лесом - вслух сказать ему добрые слова.

     После каждой прогулки или экскурсии придя  в группу, дети рисуют то, что им больше всего запомнилось.

     Уровень экологической воспитанности дошкольников можно определять с помощью несложных заданий, вопросов, тестов. Например:

1. «Что  было сначала, что будет потом?»

2. «Собираем  семена садовых цветов».

Информация о работе Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой