Особо охраняемые природные территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание

Целью проекта является рассмотрение одной из основных составляющих мировой природоохранной деятельности – создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий. В работе поставлены задачи рассмотрения таких вопросов, как:
общетеоретические сведения,
особенности правового режима отдельных видов ООПТ,
история и современное состояние международного сотрудничества по данному вопросу,
характеристика сети ООПТ Российской Федерации и Свердловской области.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 4

Характеристика и правовое регулирование отдельных видов особо
охраняемых природных территорий …………………………………………... 7
Государственные природные заповедники ……………………………....... 9
Национальные парки .....……………………………………………………. 11
Природные парки …………………………………………………………... 14
Государственные природные заказники ………………………………...... 16
Памятники природы ……………………………………………………....... 17
Дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-
оздоровительные местности и курорты …………………………………... 18
2 История международного сотрудничества в системе «Человек – Природа»
и современное состояние системы ООПТ …………………….……………… 21
2.1 Международное сотрудничество ………...……………….………………. 22
2.2 ООПТ России ………………………………………………………………. 29
2.2.1 История и законодательная база создания сети ООПТ в России ... 30
2.2.2 Структура системы ООПТ РФ ……………………………..………. 35
2.3 Система ООПТ Свердловской области …………………………………... 39
2.3.1 История охраны природных объектов и общие сведения о
современной системе ООПТ ………………………………………. 39
Крупнейшие ООПТ Свердловской области ……………………… 42
Основные проблемы ООПТ и рекомендации по их решению ………………. 47

Заключение …………………………………………………………………………. 51

Список использованных источников……………………………………………… 54
Приложение А Основные международные конвенции в сфере охраны
биологического разнообразия, принятые до 1992 г. ....………. 56
Приложение Б Государственные природные заповедники и национальные
парки …………………………………………………………….. 57
Приложение В Финансирование охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов на федеральном уровне .. 61
Приложение Г Система ООПТ Свердловской области ………………………… 63
Приложение Д Совершенствование и перспективы системы ООПТ РФ ……... 69

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПП - ООПТ.doc

— 754.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный экономический  университет

Кафедра экономики природопользования

 

 

 

 

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ

 

по дисциплине ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

 

на тему: Современное состояние системы

особо охраняемых природных территорий

 

 

 

 

Исполнитель

студентка гр. ЭКО-04                           Филиппович М.С.

 

Руководитель

доц., к. г. н.                                            Севальнева Н.М.

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2006

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………. 4

 

  1. Характеристика и правовое регулирование отдельных видов особо 

охраняемых природных территорий …………………………………………... 7

    1. Государственные природные заповедники ……………………………....... 9
    2. Национальные парки .....……………………………………………………. 11
    3. Природные парки …………………………………………………………... 14
    4. Государственные природные заказники ………………………………...... 16
    5. Памятники природы ……………………………………………………....... 17
    6. Дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-

 оздоровительные местности и курорты …………………………………... 18

2  История международного сотрудничества в системе «Человек – Природа»

и современное состояние системы  ООПТ …………………….……………… 21

2.1  Международное  сотрудничество ………...……………….………………. 22

2.2  ООПТ России  ………………………………………………………………. 29

2.2.1  История и законодательная база создания сети ООПТ в России ... 30

2.2.2  Структура  системы ООПТ РФ ……………………………..……….  35

2.3  Система ООПТ Свердловской  области …………………………………... 39

2.3.1  История охраны природных  объектов и общие сведения  о 

современной системе ООПТ ………………………………………. 39

      1. Крупнейшие ООПТ Свердловской области ……………………… 42
  1. Основные проблемы ООПТ и рекомендации по их решению ………………. 47

 

Заключение …………………………………………………………………………. 51

 

Список использованных источников……………………………………………… 54

 

 

Приложение А  Основные международные конвенции в сфере охраны

биологического разнообразия, принятые до 1992 г. ....………. 56

Приложение Б  Государственные  природные заповедники и национальные

парки …………………………………………………………….. 57

Приложение В  Финансирование охраны окружающей среды и рационального

использования природных ресурсов на федеральном уровне .. 61

Приложение Г  Система ООПТ Свердловской области ………………………… 63

Приложение Д  Совершенствование  и перспективы системы ООПТ РФ ……... 69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Природа – источник жизни человека и всей его хозяйственной деятельности. Вода, кислород воздуха, пища, необходимые для поддержания самой жизни, а также и ресурсы как сырьё для всех форм производства – это произведения природы, возникшие на протяжении длительной истории Земли.

В природе всё  взаимосвязано и взаимозависимо, нарушение даже одного из компонентов  неминуемо приведёт к изменению других, зачастую вызывая нежелательные последствия. Здесь уместно вспомнить слова К. Маркса: «…Культура,– если она развивается стихийно, а не направляется сознательно…– оставляет после себя пустыню».

В наш век научно-технического прогресса и бурного роста  населения земного шара охрана биосферы как среды обитания человечества и источника восполнимых биологических ресурсов становится глобальной проблемой. 

Проблеме сохранения биологического разнообразия (биоразнообразия) уделяется в мире всё больше внимания. Биоразнообразие – разнообразие живых организмов – включает в себя разновидности растений, животных, микроорганизмов, а также экосистемы и экологические процессы, частью которых они являются. Оно также включает генетическое разнообразие, а также разнообразие между видами и разнообразие экосистем.

Сохранение биоразнообразия является одной из экологических проблем  мирового масштаба, и с каждым годом она всё больше обостряется по мере исчезновения очередных видов. Современные темпы потери видов животных и растений в мире превышают естественные темпы в 50–100 раз. При сохранении этих темпов к 2020 году исчезнет 15% всех существующих на Земле видов [7, с.197]. Катастрофическое уменьшение биологического разнообразия связано главным образом с разрушением среды обитания в результате антропогенной деятельности, с природоёмким развитием сельского и лесного хозяйства, загрязнением окружающей среды.

Для сохранения биоразнообразия наиболее распространёнными являются две  группы мер:

  1. прямое регулирование, когда государство создаёт соответствующую правовую и нормативную среду, а также институциональные структуры (организации, ведомственные подразделения), ответственные за сохранение биоразнообразия и координацию своей деятельности с другими ведомствами;
  2. экономическое стимулирование сохранения биоразнообразия и его устойчивого использования.

Мероприятия по прямому регулированию  сохранения живой природы разработаны и используются достаточно широко. Вторая группа мер, связанная с рыночными механизмами, только зарождается.

Среди проблем охраны биосферы одно из важнейших мест занимает создание и эффективное функционирование системы особо охраняемых природных  территорий как эталонных природных резерватов. Данный тезис подтверждается тем фактом, что Конвенция о биологическом разнообразии, принятая 5 июня 1992 года в ходе Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, утверждает среди прочих следующие международные принципы использования и сохранения биоразнообразия:

  • основным условием сохранения биоразнообразия признаётся сохранение экосистем и естественных мест обитания, поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях;
  • создание систем охраняемых природных территорий и районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия [19, с.51].

Охрана природы в нашей стране понимается как комплекс мер, имеющих  огромное научное, социальное, философское, экономическое, нравственно-этическое и эстетическое значение. Этот комплекс включает сохранение естественных природных ресурсов (богатств), их возобновление, воспроизводство, рациональное использование и сохранение эталонов природы.

Таким образом, актуальность обозначенной проблемы бесспорна и необходимость её изучения обусловлена не только напряжённой экологической ситуацией наших дней, но и достаточно низким уровнем общего экологического образования и ответственности, что в совокупности может привести к непоправимым последствиям уже в ближайшем будущем. 

Целью проекта является рассмотрение одной из основных составляющих мировой природоохранной деятельности – создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий. В работе поставлены задачи рассмотрения таких вопросов, как:

  • общетеоретические сведения,
  • особенности правового режима отдельных видов ООПТ,
  • история и современное состояние международного сотрудничества по данному вопросу,
  • характеристика сети ООПТ Российской Федерации и Свердловской области.

Также в проекте будут предложены рекомендации по решению существующих проблем в области функционирования исследуемого объекта, т.е. в процессе создания, функционирования сети ООПТ и мероприятий по контролю за их надлежащим состоянием. Для решения поставленных задач использовались статистические, научные, законодательные и прочие источники, общее количество которых – 22. В результате анализа данной литературы была получена возможность как можно более полно и интересно изложить основные и уже обозначенные мною аспекты выбранной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

 

Особо охраняемые природные территории и объекты являются важнейшим  средством сохранения биоразнообразия.

По российскому законодательству особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Решениями органов государственной власти эти территории полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны.

Законодательство Российской Федерации  об особо охраняемых природных территориях  основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Характеристика отдельных видов ООПТ будет опираться на теоретическую базу перечисленных документов.

С учётом особенностей режима и статуса  находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории ООПТ:

  1. государственные природные заповедника, в том числе биосферные;
  2. национальные парки;
  3. природные парки;
  4. государственные природные заказники;
  5. памятники природы;
  6. дендрологические парки и ботанические сады;
  7. лечебно-оздоровительные местности и курорты [11, с.3].

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления устанавливают и другие категории – зелёные зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства и др.

Основными чертами правового статуса  особо охраняемых природных территорий и объектов являются следующие:

  1. их принадлежность к объектам общенационального достояния;
  2. полное или частичное изъятие из хозяйственного использования;
  3. установление особого режима охраны;
  4. включение в объекты государственной собственности;
  5. наличие особого порядка получения статуса (решение уполномоченного органа исполнительной власти – от Правительства РФ до органов местного самоуправления);
  6. наделение определённым значением – федеральным, региональным, местным (территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения; территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения; природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения; лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения);
  7. включение в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий или в реестр (список) объектов культурного наследия;
  8. установление статусных характеристик и режима охраны в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов – федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретно особо охраняемой природной территории; установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

 

1.1 Государственные природные заповедники

 

Государственные природные заповедники  являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экосистем.

Информация о работе Особо охраняемые природные территории