Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:09, курсовая работа
Целью проекта является рассмотрение одной из основных составляющих мировой природоохранной деятельности – создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий. В работе поставлены задачи рассмотрения таких вопросов, как:
общетеоретические сведения,
особенности правового режима отдельных видов ООПТ,
история и современное состояние международного сотрудничества по данному вопросу,
характеристика сети ООПТ Российской Федерации и Свердловской области.
Введение ……………………………………………………………………………. 4
Характеристика и правовое регулирование отдельных видов особо
охраняемых природных территорий …………………………………………... 7
Государственные природные заповедники ……………………………....... 9
Национальные парки .....……………………………………………………. 11
Природные парки …………………………………………………………... 14
Государственные природные заказники ………………………………...... 16
Памятники природы ……………………………………………………....... 17
Дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-
оздоровительные местности и курорты …………………………………... 18
2 История международного сотрудничества в системе «Человек – Природа»
и современное состояние системы ООПТ …………………….……………… 21
2.1 Международное сотрудничество ………...……………….………………. 22
2.2 ООПТ России ………………………………………………………………. 29
2.2.1 История и законодательная база создания сети ООПТ в России ... 30
2.2.2 Структура системы ООПТ РФ ……………………………..………. 35
2.3 Система ООПТ Свердловской области …………………………………... 39
2.3.1 История охраны природных объектов и общие сведения о
современной системе ООПТ ………………………………………. 39
Крупнейшие ООПТ Свердловской области ……………………… 42
Основные проблемы ООПТ и рекомендации по их решению ………………. 47
Заключение …………………………………………………………………………. 51
Список использованных источников……………………………………………… 54
Приложение А Основные международные конвенции в сфере охраны
биологического разнообразия, принятые до 1992 г. ....………. 56
Приложение Б Государственные природные заповедники и национальные
парки …………………………………………………………….. 57
Приложение В Финансирование охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов на федеральном уровне .. 61
Приложение Г Система ООПТ Свердловской области ………………………… 63
Приложение Д Совершенствование и перспективы системы ООПТ РФ ……... 69
Государственные природные заповедники являются самым жёстким типом особо охраняемых территорий. Они учреждаются постановлением Правительства РФ с согласия субъекта РФ, в пределах которого они расположены. На их территории полностью изымаются из хозяйственного оборота особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за ними на праве оперативного управления. Заповедники являются некоммерческими организациями. При этом запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, включённые в заповедник. На прилегающих к территории заповедника участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Выделяют следующие виды заповедников в РФ:
На государственные природные
заповедники возлагаются
Режим охраны заповедника предусматривает установление ряда запретов и ограничений. Так, на его территории запрещается:
Ограничениями также являются:
1.2 Национальные парки
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.
Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за ними на праве оперативного управления. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации. Законодатель предусматривает единственное исключение – на территории национальных парков всё же возможно выделение зон экстенсивного хозяйственного использования, но только для обеспечения нужд граждан, относящихся к коренным малочисленным народностям, ведущим традиционный образ жизни.
Национальные парки являются юридическими лицами – некоммерческими организациями. Положение о конкретном национальном парке утверждается органом, в ведении которого он находится, по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ. Как и в отношении заповедников, вокруг национального парка создаётся охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
На территории национальных парков вводится дифференцированный режим охраны и выделяются различные функциональные зоны, например:
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:
Средствами национальных парков, которыми
они распоряжаются в установлен
1.3 Природные парки
Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. В отличие от других категорий особо охраняемых природных объектов природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями и находятся в ведении субъектов РФ, которые и принимают решения об их образовании. Природные парки располагаются на землях, отданных им в бессрочное пользовании, а отдельных случаях - на землях, принадлежащих иным пользователям, а также собственникам.
На природные парки возлагаются следующие задачи:
Исходя из экологической и рекреационной ценности природных участков, на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов, с различным режимом охраны.
Законодательством в более общем, чем для других ООПТ, виде устанавливаются в пределах территорий природных парков запреты и ограничения на деятельность, которая может повлечь за собой снижение экологической, эстетической или рекреационной ценности природного парка, изменение исторически сложившегося природного ландшафта, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации природоохранного учреждения.
Средствами природных парков, которыми
они распоряжаются в установлен
1.4 Государственные природные
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В отличие от заповедников и национальных парков они имеют неполный режим охраны и создаются как правило на 15-20 лет для сохранения, воспроизводства и восстановления численности или ареала, а также акклиматизации того или иного вида (ресурса) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других ресурсов.
Заказники могут быть федерального или регионального значения. Объявление территории государственным природным заказником производится как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников.
Заказники подразделяются по функциональному назначению на следующие виды: