Особо охраняемые природные территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание

Целью проекта является рассмотрение одной из основных составляющих мировой природоохранной деятельности – создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий. В работе поставлены задачи рассмотрения таких вопросов, как:
общетеоретические сведения,
особенности правового режима отдельных видов ООПТ,
история и современное состояние международного сотрудничества по данному вопросу,
характеристика сети ООПТ Российской Федерации и Свердловской области.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 4

Характеристика и правовое регулирование отдельных видов особо
охраняемых природных территорий …………………………………………... 7
Государственные природные заповедники ……………………………....... 9
Национальные парки .....……………………………………………………. 11
Природные парки …………………………………………………………... 14
Государственные природные заказники ………………………………...... 16
Памятники природы ……………………………………………………....... 17
Дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-
оздоровительные местности и курорты …………………………………... 18
2 История международного сотрудничества в системе «Человек – Природа»
и современное состояние системы ООПТ …………………….……………… 21
2.1 Международное сотрудничество ………...……………….………………. 22
2.2 ООПТ России ………………………………………………………………. 29
2.2.1 История и законодательная база создания сети ООПТ в России ... 30
2.2.2 Структура системы ООПТ РФ ……………………………..………. 35
2.3 Система ООПТ Свердловской области …………………………………... 39
2.3.1 История охраны природных объектов и общие сведения о
современной системе ООПТ ………………………………………. 39
Крупнейшие ООПТ Свердловской области ……………………… 42
Основные проблемы ООПТ и рекомендации по их решению ………………. 47

Заключение …………………………………………………………………………. 51

Список использованных источников……………………………………………… 54
Приложение А Основные международные конвенции в сфере охраны
биологического разнообразия, принятые до 1992 г. ....………. 56
Приложение Б Государственные природные заповедники и национальные
парки …………………………………………………………….. 57
Приложение В Финансирование охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов на федеральном уровне .. 61
Приложение Г Система ООПТ Свердловской области ………………………… 63
Приложение Д Совершенствование и перспективы системы ООПТ РФ ……... 69

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПП - ООПТ.doc

— 754.00 Кб (Скачать документ)

Подобные системы применяются  во многих странах: наиболее детально – в Канаде, по этому же принципу – в США, т.е. в странах, имеющих сходные с Россией природные условия, и вполне сопоставимые с ней по размерам и степени ландшафтного и биологического разнообразия. В таблице Д1 представлен один из возможных для России вариантов создания новых ООПТ – перечень перспективных для этого районов, т.е. районов мало или вовсе не охваченных сетью ООПТ. Наиболее удачным для дальнейшего развития в РФ видом ООПТ, на мой взгляд, являются национальные парки, о целесообразности создания которых будет рассказано в следующем пункте.

  1. Отличие российской модели НП от таковой в других странах мира обусловлено спецификой их целевого назначения. Так, наличие в России мощной сети из 100 заповедников, а также разнообразных заказников, которые в основном берут на себя выполнение сугубо природоохранных функций, создаёт предпосылки для того, чтобы российские НП уделяли большее внимание развитию туризма и экологического просвещения, охране культурного наследия. Сложившаяся к настоящему времени система НП далека от совершенства Отсюда возникает необходимость существенного расширения сети парков России, которых на данный момент всего 35 (площадью 7 млн. га; 0,4% территории РФ). Организация новых НП должна проводиться на основе единого подхода, исходя из научно обоснованных принципов, выводимых как из отечественного, так и из зарубежного опыта, с учётом не столько региональных, сколько общегосударственных интересов. Схематично основные принципы и требования к формированию новых НП представлены на рисунке Д1. Очевидно также, что расширение сети НП должно быть достаточно обоснованным и реалистичным с организационной и финансовой точек зрения. В соответствии с «Перечнем государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривается организовать на территории РФ в 2001–2010 гг.» за этот период будет создано 12 новых НП. Следовательно, поиск участков для их организации необходимо продолжить. Тем более, что уже имеются многочисленные предложения по самым разным уголкам страны (здесь можно рассматривать и перечень перспективных районов, представленный в таблице Д1, о котором я уже говорила в предыдущем пункте). Важно только отобрать среди них наиболее перспективные: в полной мере соответствующие высокому статусу НП и содействующие формированию в России действительно рациональной, научно обоснованной сети ООПТ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведённое исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение.

На современном этапе одной из важнейших задач для мирового сообщества и в частности для Российской Федерации становится формирование концепции повсеместного устойчивого развития, определяющей единые принципы экологизации для её применения на практике с учётом региональных особенностей. Важное значение в концепции устойчивого развития территорий отводится рациональному использованию природных ресурсов, сохранению природного разнообразия. При этом особую роль в сохранений природно-ландшафтного разнообразия и потенциала играет организация и эффективное функционирование систем особо охраняемых природных территорий.

Актуальность и необходимость  развития поставленных задач очевидна, поскольку на их достижение направлено множество международных соглашений, конвенций, а также законодательных актов отдельных стран. Проблема организации сети ООПТ рассматривается на всех уровнях: от глобального до местного (локального), т.к. от её успешного решения в перспективе зависит благополучие каждого человека на планете и цивилизации в целом.

Россия, обладающая беспрецедентным потенциалом нетронутых индустриализацией природных территорий, в ситуации, когда биологическое разнообразие с каждым годом сокращается нарастающими темпами, становится источником для всего человечества неоценимого экологического ресурса. Это позволяет нам говорить об уникальности и незаменимости нашей страны в заповедном деле.

Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 1225-р была одобрена Экологическая доктрина РФ, разработанная МПР России [5, с.561-567]. Среди основных направлений государственной политики в области экологии выделено сохранение и восстановление природной среды. Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, а основным средством их достижения создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом.

Однако система ООПТ России далека от совершенства и представляет собой  необозримый простор для нововведений и совершенствования. Обеспечение реально функционирующей правовой базы, достаточного финансирования и научной обоснованности выбора территорий для создания новых ООПТ, повышение уровня экологического образования – вот те мероприятия, осуществив которые наше государство выйдет на принципиально новый уровень в сохранении биоразнообразия и природных богатств.

При определении приоритетов развития сети охраняемых территорий важным моментом является их функциональная деятельность в рамках долгосрочных программ по стабилизации и улучшению экологической обстановки и возможностей экономического развития. Стратегическая цель процесса формирования системы ООПТ должна отвечать общегосударственным интересам. Такая цель, или главная установка, должна быть сформулирована предельно чётко, чтобы в дальнейшем предотвратить хаотическое развитие сети охраняемых территорий.

В качестве важного инструмента при планировании дальнейшего расширения сети российских охраняемых территорий необходимо использовать принцип репрезентативности, или природно-ландшафтного представительства, что подразумевает охват различными ООПТ максимально возможного числа биорегионов. При этом надо ставить цель в максимальной степени представить в системе ООПТ разнообразные типы ландшафтов, природные зоны и т.д. Например, функционирующие в настоящее время на территории Свердловской области государственные природные заповедники «Денежкин Камень» и Висимский отражают природу лишь горной части Северного и Среднего Урала. Поэтому Комиссия по охране природы УрО РАН в перспективе планирует организовать ещё два государственных заповедника – «Уфимское плато» (восточные пределы Русской равнины и западные предгорья Урала) и «Пелымский Туман» (западные пределы Западно-Сибирской равнины).

Представляется, что соблюдение вышеперечисленных принципов, касающихся ООПТ России и, в частности, Свердловской области, позволит сформировать систему ООПТ наиболее рациональным способом, и она в перспективе сможет адекватно представить природное и культурное наследие почти 1/6 части населённой суши и будет вполне сопоставима с сетями и системами ООПТ развитых стран.

В заключение работы хочется привести некоторые тезисы из послания Генерального секретаря ООН Кофи Атта Аннана Всемирному конгрессу по проблемам охраняемых территорий.

В послании отмечается, что по новейшим статистическим показателям, на охраняемые районы приходится 12% земной поверхности или 19 млн. кв. км, что равно территории США и Китая вместе взятых. Более того, за период, прошедший с первой публикации ООН в 1962 г. списка охраняемых районов, число официально зарегистрированных охраняемых районов возросло в 100 раз и превышает 100 тысяч [15, с.16]. Благодаря достижениям науки и работе таких организаций как МСОП и Всемирный центр мониторинга охраны природы Программы ООН по окружающей среде, наше понимание той роли, которую играют в нашей жизни биоразнообразие и природные экосистемы, растёт день ото дня. То, как будут решаться проблемы финансирования и правовой поддержки режима охраны в регионах, страдающих от нищеты или вооружённых конфликтов, – послужит суровой проверкой для правительств и международных организаций.

Кофи Аннан утверждает: не существует единого подхода к вопросу  управления охраняемыми районами. Необходим непредубеждённый, прагматичный и гибкий подход.

Именно от скорости нахождения подобного подхода и его грамотной успешной реализации зависит будущее нашего пока ещё разнообразного и богатого мира.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. – 160 с.
  2. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учебник. – М.: ИНФРА–М, 2004. – 501 с. – (Учебник экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ 2003). Электронная версия, 7-ое издание.
  4. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2004 году» (Федеральная служба государственной статистики).
  5. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 584 с.
  6. Зелёная жемчужина Среднего Урала. (Лесное хозяйство Свердловской области): / Автор-сост. Е.С. Вахрушева. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998, - 96 с.
  7. Игнатов В.Г., Кокин А.В., Кокин В.Н. Экологическое право: Учебник. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. – 464 с. (Серия «Юридическое образование).
  8. Исследования эталонных природных комплексов Урала. (Материалы научной конференции, посвящённой 30-летию Висимского заповедника). – Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 2001. – 440 с.
  9. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: Научно-популярное справочное издание. – М.: Агенство «Издательский сервис»; Логос, 2002. – 416 с.
  10. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» Ч.1. Общая характеристика мира. Изд. 2-ое, исправ. и доп. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995. -320 с.
  11. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. № 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 12. – Ст. 1024.
  12. Особо охраняемые территории Свердловской области (Информационные материалы): / Сост. С.А. Мамаев, В.В. Ипполитов. – Свердловск: УНЦ АН СССР, 1985. – 100(2) с.
  13. От полярных снегов до жарких степей (Общая природно-экологическая характеристика Урала). Сб. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 220 с. – (Сер. «Природа Урала», вып. 1).
  14. Охрана окружающей среды в Свердловской области за 2004 г. Статистический сборник. – Екатеринбург, 2005 (Федеральная служба государственной статистики).
  15. Послание генерального секретаря ООН Всемирному Конгрессу по проблемам охраняемых территорий (Дурбан, 8 сентября 2003 г.) // Вестник экологического образования в России. – 2003. – № 3(29). – С. 16.
  16. Природные резерваты Свердловской области: Справочник / Составители С.А. Мамаев (отв.редактор), В.В. Ипполитов, М.С. Князев, В.А. Ухналев. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. – 107 с.
  17. Развитие сети национальных парков в России / Н.В. Максаковский. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2002. – 36 с. – [Дополнительные материалы к Стратегии управления национальными парками России; Вып. 3].
  18. Российский статистический ежегодник: (статистический сборник) 2005 / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). – Москва, 2006. – 819 с.
  19. Шестаков А.С. Биологическое разнообразие: регулирование использования и охраны в международном праве // Экологическое право (Федеральный журнал). – 2001. – №2. – С. 48–55.
  20. Экологические основы природопользования: Учебное пособие / Под. ред. проф. Э.А. Арустамова. – 2-е изд. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2002. – 236 с.
  21. Яндыганов Я.Я., Власова Е.Я. Экология города (проблемы решения). - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2002. – 324 с.
  22. www.biodat.ru // Итоговый отчёт по гранту ГЭФ «Совершенствование деятельности ООПТ Урала на основе обобщения опыта их работы».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Основные международные конвенции  в сфере охраны

 биологического разнообразия, принятые до 1992 г.

 

Таблица А1 – Основные конвенции  в сфере охраны биологического разнообразия, принятые до 1992 г. [19, с.49]

 

 

Название конвенции

Место принятия

Дата принятия

1

Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики

Канберра

20 мая 1980 г.

2

Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных

Бонн

23 июня 1979 г.

3

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного  использования средств воздействия на природную среду

Женева

10 декабря 1976 г.

4

Конвенция по защите морской  среды района Балтийского моря

Хельсинки

22 марта 1974 г.

5

Конвенция о рыболовстве  и сохранении живых ресурсов в  Балтийском море и Бельтах

Гданьск

13 сентября 1973 г.

6

Конвенция по международной  торговле видами дикой фауны и  флоры в Балтийском море и Бельтах

Вашингтон

3 марта 1973 г.

7

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия

Париж

16 ноября 1972 г.

8

Конвенция о сохранении тюленей Антарктики

Лондон

1972 г.

9

Конвенция о вводно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образов в качестве местообитаний водоплавающих птиц

Рамсар

2 февраля 1971 г.

10

Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики

Рим

23 октября 1969 г.

11

Европейская Конвенция  о защите животных при международной  перевозке

Париж

13 декабря 1968 г.

12

Международная Конвенция  по охране новых сортов растений

Париж

2 декабря 1961 г.

13

Международная Конвенция  по защите растений

Рим

6 декабря 1951 г.

14

Международная Конвенция  по регулированию китобойного промысла

Вашингтон

2 декабря 1946 г.

Информация о работе Особо охраняемые природные территории