Особо охраняемые природные территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание

Целью проекта является рассмотрение одной из основных составляющих мировой природоохранной деятельности – создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий. В работе поставлены задачи рассмотрения таких вопросов, как:
общетеоретические сведения,
особенности правового режима отдельных видов ООПТ,
история и современное состояние международного сотрудничества по данному вопросу,
характеристика сети ООПТ Российской Федерации и Свердловской области.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 4

Характеристика и правовое регулирование отдельных видов особо
охраняемых природных территорий …………………………………………... 7
Государственные природные заповедники ……………………………....... 9
Национальные парки .....……………………………………………………. 11
Природные парки …………………………………………………………... 14
Государственные природные заказники ………………………………...... 16
Памятники природы ……………………………………………………....... 17
Дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-
оздоровительные местности и курорты …………………………………... 18
2 История международного сотрудничества в системе «Человек – Природа»
и современное состояние системы ООПТ …………………….……………… 21
2.1 Международное сотрудничество ………...……………….………………. 22
2.2 ООПТ России ………………………………………………………………. 29
2.2.1 История и законодательная база создания сети ООПТ в России ... 30
2.2.2 Структура системы ООПТ РФ ……………………………..………. 35
2.3 Система ООПТ Свердловской области …………………………………... 39
2.3.1 История охраны природных объектов и общие сведения о
современной системе ООПТ ………………………………………. 39
Крупнейшие ООПТ Свердловской области ……………………… 42
Основные проблемы ООПТ и рекомендации по их решению ………………. 47

Заключение …………………………………………………………………………. 51

Список использованных источников……………………………………………… 54
Приложение А Основные международные конвенции в сфере охраны
биологического разнообразия, принятые до 1992 г. ....………. 56
Приложение Б Государственные природные заповедники и национальные
парки …………………………………………………………….. 57
Приложение В Финансирование охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов на федеральном уровне .. 61
Приложение Г Система ООПТ Свердловской области ………………………… 63
Приложение Д Совершенствование и перспективы системы ООПТ РФ ……... 69

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПП - ООПТ.doc

— 754.00 Кб (Скачать документ)

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям их создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Но на территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

Система государственных заказников представляет собой чрезвычайно динамичную и мобильную форму охраны природных объектов: после того как охраняемые популяции восстанавливаются, заказник ликвидируется и на территории разрешается охота и сбор лекарственного сырья с учётом установленных экологических нормативов.

В странах СНГ к 1996 году насчитывалось  около 3000 заказников общей площадью 40 млн. га [10, с.69]. Среди них много охотничьих заказников, целью которых является воспроизводство дичи и увеличение численности промысловых животных.

 

1.5 Памятники природы

 

Памятники природы – это самая  распространённая форма охраны природы. В 1942 г. Вашингтонская конференция  по сохранению и защите флоры западного  полушария определила памятники природы как «районы, объекты или живые виды флоры и фауны, представляющие эстетический, исторический и научный интерес и находящиеся под полной охраной».

Как правило, памятники природы  – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные  комплексы и объекты естественного и искусственного происхождения.

Существуют различные классификации  памятников природы, но основные типы их следующие:

  • памятники природы естественного происхождения (геолого-геоморфологические, гидрологические, ботанические, ландшафтные и пр.);
  • памятники культуры семикультурные (лат. корень «семи» означает «полу», «наполовину») – результат сотворчества природы и человека;
  • природно-исторические, т.е. естественные в своей основе (скалы, пещеры, острова и т.п.), которые несут отпечаток духовной культуры, и в свою очередь, подразделяются на: археологические и собственно исторические (природные объекты – свидетели исторических событий или воспетые в литературных произведениях);
  • некоторые исследователи выделяют комплексные памятники природы, когда в их пределах сочетается несколько названных типов.

Памятники природы могут иметь  федеральное, региональное и местное  значение. Объявление их может осуществляться с изъятием территории, на которой они расположены, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, также устанавливаются охранные зоны. Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению их сохранности. Однако совмещение полной охраны и туризма порой вступает на территории памятника природы в противоречие, что местами приводит к полному исчезновению этих уникальных творений природы. Отсутствие средств на охрану и недостаточное экологическое самосознание населения делает эту форму охраны крайне неэффективной.

 

1.6. Дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты

 

По своим задачам и статусу  дендрологические парки и ботанические сады отличаются от иных особо охраняемых природных территорий. Они предназначены в первую очередь для создания ботанических коллекций в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также для осуществления научной, учебной, просветительской деятельности. Поэтому территория их используется лишь для выполнения этих задач, а земельные участки передаются в бессрочное пользование.

Как дендрологические парки, так и  ботанические сады могут иметь федеральное или региональное значение и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Дендрологическими парками  считаются охраняемые природные  территории искусственного происхождения, в пределах которых в рекреационных и познавательных целях создаются специальные экспозиции древесных растений.

В основе ботанического сада —  коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте и оранжереях в целях сохранения разнообразия и генетического фонда растительного мира. В крупнейших ботанических садах до 20-30 тыс. видов растений [3]. Широко известны Главный ботанический сад РАН и ботанический сад Московского государственного университета (Москва), Никитский (Крым), Сухумский и Батумский (Грузия), ботанический сад Ботанического института Российской АН (Санкт-Петербург), ботанический сад в Кью (Великобритания), в Упсале (Швеция), ботанический сад Калькутты, Бейтензоргский ботанический сад на о. Ява и др.

Территория дендрологических парков и ботанических садов может быть разделена на следующие функциональные зоны:

  • экспозиционную, посещение которой разрешено;
  • научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только сотрудники научно-исследовательских учреждений;
  • административную.

Законодательством запрещена деятельность, не связанная с выполнением задач этих объектов или ведущая к нарушению сохранности произрастающей там флоры.

Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других не запрещенных законом источников.

 Средствами дендрологических  парков и ботанических садов,  которыми они распоряжаются в  установленном порядке, являются  все получаемые дендрологическими парками и ботаническими садами средства:

  • в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;
  • от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам дендрологических парков и ботанических садов;
  • в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.

 

Лечебно-оздоровительные местности  и курорты – это территории и акватории, которые пригодны для организации лечения и профилактики заболеваний, отдыха населения, поскольку они обладают природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, пляжи и т. п.). Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Те из них, которые освоены в достаточной степени и обладают соответствующей инфраструктурой, являются курортами. Законодательством сформулированы общие запреты и ограничения деятельности, которая может ухудшить состояние этих объектов. Кроме того, для усиления защиты устанавливаются округа санитарной и горно-санитарной охраны, внешний контур которых является границей охраняемого объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА  В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА» И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ООПТ

 

Проблема «Общество и окружающая среда» может рассматриваться на трёх уровнях: страновом, региональном и глобальном.

Вполне естественно, что каждая страна прежде всего заботится о  решении своих собственных ресурсных  и экологических проблем. В последние  четыре-пять десятилетий в США, странах  зарубежной Европы, Японии, в бывшем СССР, да и в некоторых странах  развивающегося мира были изданы специальные законы и постановления, иногда очень строгие, направленные на улучшение качества окружающей среды, сокращение поступающих в неё антропогенных отходов, сохранение эталонных природных комплексов. Сейчас многие страны имеют специальные министерства по охране окружающей среды или другие органы примерно такого же ранга. Во многих странах Запада возникли и даже приобрели немалый вес партии «зелёных». В первую очередь это относится к Германии, Бельгии, Нидерландам, Франции, Италии. И, тем не менее, мер, предпринимаемых отдельными государствами, недостаточно, поскольку взаимодействие природы и общества никак не может ограничиваться территориями отдельных государств.

Вот почему так важен региональный уровень, при котором совместные мероприятия осуществляются большим числом стран, имеющих общие природоохранные интересы. Ярким примером такого рода может служить общеевропейское сотрудничество, соответствующее положениям Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) [10, с.64].

Наконец, когда говорят о глобальном уровне сотрудничества, то имеют в  виду объединение усилий стран всего  мирового сообщества. Такой подход наиболее важен, особенно для формирования единого широкого экологического пространства.

Аналитическая часть работы начата с рассмотрения самого масштабного уровня решения экологических проблем - международного, особенностей и форм решения на этом уровне вопросов сохранения биологического разнообразия и уникальных, знаковых природных объектов и территорий путём создания системы ООПТ. Далее будет обозначено, как поставленную проблему решают на страновом уровне, конечно, на примере Российской Федерации. И в итоге охарактеризую более подробно систему ООПТ Свердловской области, методы и результаты организации и функционирования которой нам, как жителям Уральского региона, весьма интересны.

 

2.1 Международное сотрудничество

 

За последние несколько десятилетий  в наш научный лексикон, да и в широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии.

Сама идея интернациональной ответственности  за сохранение наиболее ценных культурных и природных объектов возникла в 60-х гг. XX в. в связи со строительством высотной Асуанской плотины в Египте и угрозой затопления водами Нила древних памятников Нубии. Тогда ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) обратилась с призывом о помощи ко всем странам мира, и в короткий срок были собраны значительные средства, позволившие спасти памятники Нубии. Международное сообщество осознало тогда, что их гибель явилась бы поистине невосполнимой утратой не только для Египта и Судана, но и для всего человечества. Так родилась идея Всемирного наследия и необходимости глобального сотрудничества в целях его сохранения.

Официальное же оформление эта идея получила в ноябре 1972 г. в Париже во время 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая приняла Конвенцию «Об охране Всемирного природного и культурного наследия». Создатели этой Конвенции исходили из необходимости выявления в каждой стране природных и культурных объектов, достойных стать предметом заботы всей планеты. Подобные объекты, как говорится в Конвенции, имеют выдающееся общечеловеческое значение с природной, художественной и исторической точек зрения.

Одновременно был учреждён Комитет Всемирного наследия – межправительственная организация, объединяющая избираемых на шесть лет представителей 21 страны из числа подписавших Конвенцию. В конце каждого года этот Комитет рассматривает предложения, внесённые странами-участницами Конвенции, и отбирает из них те, которые, по его мнению, достойны быть внесёнными в Список объектов Всемирного наследия – главный документ, фиксирующий памятники общечеловеческого значения. В процессе составления Списка непосредственное участие принимают члены и эксперты трёх неправительственных организаций – Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ), Международного союза охраны природы и естественных богатств (МСОП) и Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС).

Объекты, включённые в Список, выявлены на территории 124 государств мира. Как правило, ежегодный прирост составляет примерно 25 – 30 объектов, но в отдельные годы он может быть и большим (например, в 1997 г. в Список было внесено 46 новых объектов, в 1999 г. – 48) [9, с.7], что видно из рисунка 1.

 Рисунок 1 – Рост числа памятников Всемирного наследия [15]

 

Общее число объектов Всемирного наследия по состоянию на 1 января 2002 г. составило 721, из которых 554 – объекты культурного наследия, 144 – природного и 23 – природно-культурного. Из числа этих объектов в Российской Федерации зарегистрировано 11 культурных и 6 объектов, относящихся к природному наследию, в частности, «Озеро Байкал», «Вулканы Камчатки», «Девственные леса Коми», «Западный Кавказ», «Золотые горы Алтая»  и др. [5, с.400].

Однако деятельность Комитета не ограничивается составлением Списка. Он также руководит  системой мониторинга, позволяющей  следить за состоянием природных и культурных объектов Всемирного наследия и оказывать необходимую поддержку тем странам, которые не располагают материальными и финансовыми ресурсами для их сохранения. Специально созданный Фонд охраны Всемирного природного и культурного наследия даёт возможность оказывать конкретную финансовую и техническую помощь нуждающимся в ней странам.

За время реализации Конвенции  ЮНЕСКО пришлось решать не только организационно-технические, но и не менее сложные теоретико-терминологические вопросы, связанные с Всемирным наследием. В результате утвердилось несколько основополагающих терминов, среди которых есть и важное для моей работы понятие «природное наследие» (Natural Heritage), под которым подразумевают наиболее значимые природные объекты. Детализируя это понятие, Конвенция ЮНЕСКО 1972 г. под таким наследием понимает:

Информация о работе Особо охраняемые природные территории