Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:09, курсовая работа
Целью проекта является рассмотрение одной из основных составляющих мировой природоохранной деятельности – создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий. В работе поставлены задачи рассмотрения таких вопросов, как:
общетеоретические сведения,
особенности правового режима отдельных видов ООПТ,
история и современное состояние международного сотрудничества по данному вопросу,
характеристика сети ООПТ Российской Федерации и Свердловской области.
Введение ……………………………………………………………………………. 4
Характеристика и правовое регулирование отдельных видов особо
охраняемых природных территорий …………………………………………... 7
Государственные природные заповедники ……………………………....... 9
Национальные парки .....……………………………………………………. 11
Природные парки …………………………………………………………... 14
Государственные природные заказники ………………………………...... 16
Памятники природы ……………………………………………………....... 17
Дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-
оздоровительные местности и курорты …………………………………... 18
2 История международного сотрудничества в системе «Человек – Природа»
и современное состояние системы ООПТ …………………….……………… 21
2.1 Международное сотрудничество ………...……………….………………. 22
2.2 ООПТ России ………………………………………………………………. 29
2.2.1 История и законодательная база создания сети ООПТ в России ... 30
2.2.2 Структура системы ООПТ РФ ……………………………..………. 35
2.3 Система ООПТ Свердловской области …………………………………... 39
2.3.1 История охраны природных объектов и общие сведения о
современной системе ООПТ ………………………………………. 39
Крупнейшие ООПТ Свердловской области ……………………… 42
Основные проблемы ООПТ и рекомендации по их решению ………………. 47
Заключение …………………………………………………………………………. 51
Список использованных источников……………………………………………… 54
Приложение А Основные международные конвенции в сфере охраны
биологического разнообразия, принятые до 1992 г. ....………. 56
Приложение Б Государственные природные заповедники и национальные
парки …………………………………………………………….. 57
Приложение В Финансирование охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов на федеральном уровне .. 61
Приложение Г Система ООПТ Свердловской области ………………………… 63
Приложение Д Совершенствование и перспективы системы ООПТ РФ ……... 69
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Число государственных природных заповедников |
99 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Их площадь, млн. га |
33,3 |
33,7 |
33,7 |
33,7 |
33,7 |
33,7 |
Число национальных парков |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
Их площадь, млн. га |
6,7 |
6,9 |
6,9 |
6,9 |
6,9 |
6,9 |
Во-первых, заметный рост числа природных заповедников наблюдался в период с 1985 по 1995 год. Во-вторых, аналогичный вывод, - резкое увеличение числа НП произошло в те же годы. В-третьих, заметно: за последние 6 лет не создано ни одного объекта этих видов. И, в-четвёртых, нельзя не заметить, как велика разница количественных показателей рассматриваемых ООПТ. О перспективности развития системы НП для России я буду говорить в рекомендательном блоке работы.
Российская Федерация как участница ООН принимает активное участие в деятельности международных организаций, работающих в системе «Общество – Природа». Как уже говорилось, по состоянию на 1 января 2002 года в Список объектов Всемирного природного и культурного наследия входит 6 природных объектов, расположенных на территории нашей страны. Участвуя в 16-ой и 17-ой Конференциях ЮНЕСКО, прошедших в 1972 году, Россия принимает участие в осуществлении межправительственной программе «Человек и биосфера» (МАБ). Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) осуществляется с 1972 года с участием ученых из Российской Федерации.
4 июля 1995 года после принятия Федерального закона от 17 февраля 1995 г. № 16-ФЗ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» для России она вступила в силу. В целях обеспечения выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из КБР, Правительство Российской Федерации возложило организацию выполнения положений КБР на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и впоследствии на Госкомэкологию России (Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 669 «О мерах по выполнению Конвенции о биологическом разнообразии» с изменениями от 4 сентября 1995 г., 9 декабря 1999 г.). После упразднения Госкомэкологии в мае 2000 года функции по выполнению международных обязательств РФ, в том числе и по КБР, были переданы в МПР России. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726, оно среди прочих функций в части охраны биологического разнообразия осуществляет следующую: координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти по вопросам изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и обеспечения сохранения биологического разнообразия, организации охраны и использования охраняемых природных территорий.
В сам же процесс выполнения Конвенции включены и другие ведомства – Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Комитет РФ по рыболовству, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также Российская академия наук.
Также в 1995 году был принят Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях», который действует и по сей день, являясь базой для разработки политики управления российской системой ООПТ.
Во второй половине 90-х годов выбор участков под новые ООПТ определялся «Перечнем государственных природных заповедников и национальных природных парков, рекомендуемых для организации на территории Российской Федерации в 1994 – 2005 гг.». Однако результативность этой схемы оказалась невысокой: она претворялась в жизнь лишь первые 3 года после появления Перечня (с 1995 по 1997 г.). В дальнейшем произошёл отход от намеченной перечнем системы: некоторые участки (подчас более ценные и известные, чем территории, получившие статус государственных национальных парков) статуса НП так и не получили, хотя это было запланировано. Например, такие феномены, как вулканические ландшафты Камчатки (парки «Быстринский» и «Южно-Камчатский», согласно перечню 1994 г.) получили статус только природных парков, хотя несколько позднее обе эти ООПТ были объявлены объектами Всемирного природного наследия.
В ближайшее время развитие сети ООПТ будет определяться новым документом. Это «Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривается организовать на территории Российской Федерации в 2001 -2010 гг.», утверждённый распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2001 г. № 725-р. Этим же распоряжением признаётся утратившим силу перечень от 1994 г. Новый список отличается лаконичностью: в него включено всего 12 НП и 9 заповедников.
На сегодняшний день в целях сохранения разнообразия живой и неживой природы в России созданы следующие основные правовые предпосылки:
К полномочиям органов
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды для усиления их охраны заносятся в Красную книгу Российской Федерации. Впервые в СССР Красная книга учреждена в 1974 году, а позже Красные книги были созданы и в России («Красная книга РСФСР: Животные», Москва, 1983 г.; «Красная книга РСФСР: Растения», Москва, 1988 г.), а также в других республиках. В современной российской Красной книге насчитывается 415 видов животных и 533 вида растений [2, с.29].
2.2.2 Структура системы ООПТ РФ
Уже 90 лет на территории России формируется уникальная система особо охраняемых природных территорий, охватывающая ландшафты всех восьми природных зон и основные горные массивы. Определённые законодательством формы ООПТ представлены в России следующим образом:
Среди российских заповедников 23 имеют статус биосферных резерватов. Характеристика 12 из них дана ниже, а основные показатели российских заповедников, не имеющих статус биосферных, приведены в таблице Б1.
Сведения о биосферных заповедниках РФ (по материалам статей электронной версии «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»):
Такова структура ООПТ в России на данный момент. Однако эта система достаточно динамична и количество объектов может измениться. Ещё целесообразно будет заметить, что эффективность системы ООПТ зависит не только от количества, но и от качества, т.е. уровня государственного обеспечения данной сферы. Проанализировав данные, представленные в таблицах В1 и В2, можно с уверенностью говорить о том, что одной из главных рекомендаций по организации и функционированию системы ООПТ по-прежнему остаётся необходимость достаточного и качественно направленного её финансирования.
2.3 Система ООПТ Свердловской области
2.3.1 История охраны природных объектов и общие сведения о современной системе ООПТ
Природа Урала отличается разнообразием ландшафтов, которое сочетается с богатством её флоры и фауны. В полной мере это относится и к Свердловской области.
Идеи об охране уникальных природных объектов появились на Урале ещё в XVIII в., во времена зарождения здесь мощной горной промышленности. Уже тогда многие дальновидные специалисты лесного хозяйства и горного дела предлагали разнообразные меры для сохранения лесов Урала, которые существенно деградировали под воздействием развивающейся металлургической промышленности, а также из-за лесозаготовок. Позднее эти идеи распространялись всё шире и получили научное оформление в Уральском обществе любителей естествознания (УОЛЕ), образованном во второй половине XIX столетия [12, с.6]. Члены УОЛЕ начали составление списков наиболее ценных объектов, которые следует охранять. В 1930-е годы начали создаваться первые памятники природы, правда, не получившие должного статуса. позднее, в 1946 г. в Свердловской области организованы первые заповедники – Висимский и «Денежкин Камень», эта форма охраны, безусловно, является наиболее эффективной.
Решение комплекса экологических проблем Уральского региона, являющегося одним из наиболее неблагоприятных на территории Российской Федерации, требует своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и о развитии негативных тенденций её изменения. Разработка и реализация областных и муниципальных экологических программ, а также участие в федеральных экологических программах требует своевременной и достоверной оценки эффективности реализуемых природоохранных мероприятий и затрачиваемых на них средств.
В таких условиях все очевиднее становится необходимость создания сети ООПТ как гарантов сохранения эталонных качеств экосистем региона и протекающих в них естественных и антропогенных процессов.
Свердловская область (площадь 194,5 тыс. км2) – самая большая на Урале. Она расположена на стыке Уральской горной страны, Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнин. Здесь уже более 40 лет проводится исследовательская и практическая организационная работа по выявлению наиболее хорошо сохранившихся типичных и уникальных объектов природного наследия, осуществляется законодательная практика по юридическому оформлению ООПТ. В целях координации и консолидации сил по сохранению ООПТ, оказания взаимопомощи и обмена опытом и совершенствования деятельности заповедников в Уральском регионе в марте 1995 г. организован Союз ООПТ Урала. К настоящему времени в области создана одна из наиболее полных систем ООПТ в нашей стране, представленная разнообразными формами, основные характеристики которых по состоянию на 1 января 2005 года представлены в таблице Г1. В области насчитывается 641 ООПТ общей площадью 1,34 млн. га, что составляет 6,9% площади всей её территории [4, с.133]. Развитие же сети ООПТ Свердловской области в последние годы демонстрирует таблица Г3.
В области имеются следующие категории ООПТ:
В последние годы выделено и описано ещё более 60 новых объектов, имеющих природоохранное значение.