Особо охраняемые природные территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание

Целью проекта является рассмотрение одной из основных составляющих мировой природоохранной деятельности – создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий. В работе поставлены задачи рассмотрения таких вопросов, как:
общетеоретические сведения,
особенности правового режима отдельных видов ООПТ,
история и современное состояние международного сотрудничества по данному вопросу,
характеристика сети ООПТ Российской Федерации и Свердловской области.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 4

Характеристика и правовое регулирование отдельных видов особо
охраняемых природных территорий …………………………………………... 7
Государственные природные заповедники ……………………………....... 9
Национальные парки .....……………………………………………………. 11
Природные парки …………………………………………………………... 14
Государственные природные заказники ………………………………...... 16
Памятники природы ……………………………………………………....... 17
Дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-
оздоровительные местности и курорты …………………………………... 18
2 История международного сотрудничества в системе «Человек – Природа»
и современное состояние системы ООПТ …………………….……………… 21
2.1 Международное сотрудничество ………...……………….………………. 22
2.2 ООПТ России ………………………………………………………………. 29
2.2.1 История и законодательная база создания сети ООПТ в России ... 30
2.2.2 Структура системы ООПТ РФ ……………………………..………. 35
2.3 Система ООПТ Свердловской области …………………………………... 39
2.3.1 История охраны природных объектов и общие сведения о
современной системе ООПТ ………………………………………. 39
Крупнейшие ООПТ Свердловской области ……………………… 42
Основные проблемы ООПТ и рекомендации по их решению ………………. 47

Заключение …………………………………………………………………………. 51

Список использованных источников……………………………………………… 54
Приложение А Основные международные конвенции в сфере охраны
биологического разнообразия, принятые до 1992 г. ....………. 56
Приложение Б Государственные природные заповедники и национальные
парки …………………………………………………………….. 57
Приложение В Финансирование охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов на федеральном уровне .. 61
Приложение Г Система ООПТ Свердловской области ………………………… 63
Приложение Д Совершенствование и перспективы системы ООПТ РФ ……... 69

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПП - ООПТ.doc

— 754.00 Кб (Скачать документ)
  • природные памятники, состоящие из физических или биологических образований или групп таких образований, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;
  • геологические или физико-географические образования и строго ограниченные зоны, представляющие собой ареалы подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;
  • природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты [9, с.9].

Рассматривая природное наследие и решение задач по его сохранению как один из основных пунктов моей работы, нельзя не обозначить ключевые моменты формирования международных отношений и форм глобального сотрудничества именно в системе «Общество и окружающая среда».

В первую очередь, очевидно, следует  сказать о деятельности ООН (Организации Объединённых Наций, устав которой вступил в силу 24 октября 1945 г.) и её специализированных учреждений в области охраны окружающей среды и природоохранного образования.

Первая конференция ООН по окружающей среде состоялась в 1972 году в Стокгольме. Уже в следующем году в рамках ООН была принята обширная программа по проблемам окружающей среды – ЮНЕП. Она координирует работы, ведущиеся в разных странах, обобщает мировой опыт, поддерживает перспективные начинания. ЮНЕП руководит работами по борьбе с опустыниванием и обезлесиванием, объединяет усилия стран Азии, Африки и Латинской Америки по использованию бассейнов ряда рек и озёр, осуществляет программу региональных морей, затрагивающую 130 государств. Под контролем ЮНЕП находятся использование малоотходных и безотходных технологий, производство и транспортировки ядовитых веществ и отходов. ЮНЕП руководит также специальной программой по образованию в области окружающей среды. Важно отметить, что ЮНЕП осуществляет всю свою работу в тесном контакте с рядом других специализированных органов ООН: по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), по вопросам труда (МОТ), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Всемирной метеорологической организацией (ВМО), Всемирным фондом охраны природы (ВФОП) и др.

Одна из главных организаций в системе ООН – ЮНЕСКО также включилась в решение проблемы «Общество и окружающая среда». Ещё в 50-60-х годах под её эгидой были осуществлены такие программы как «Аридные зоны», «Влажные тропики», «Международная биологическая программа». После этого ЮНЕСКО выступила с инициативой осуществления специальной долгосрочной межправительственной междисциплинарной программы «Человек и биосфера», которая была принята в 1970 году на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Сокращённое её название МАБ (англ. Man and Biosphere). Ныне в работе МАБ участвует около ста стран, включая Россию. Как правило, эта работа ведётся по отдельным проектам. Примерами их могут служить:

  1. Экологическое воздействие деятельности человека на тропические и субтропические экосистемы;
  2. Экологическое воздействие различных видов землепользования и практики хозяйствования на леса умеренной зоны и Средиземноморья;
  3. Экологическое воздействие деятельности человека на ресурсы озёр, болот, дельт, рек, эстуариев и прибрежных районов;
  4. Влияние деятельности человека на горные и тундровые экосистемы;
  5. Влияние основных видов инженерно-технических работ на человека и окружающую среду.

В 1956 году при поддержке ЮНЕСКО был организован (фактически он возник значительно раньше) Международный союз охраны природы (МСОП). Ныне этот союз является крупнейшей в мире организацией по охране природы. Среди его членов – представители правительств 61 страны, 128 государственных учреждений, 33 международных и 383 национальных неправительственных организаций по охране природы. Проекты МСОП осуществляются в более чем 120 странах мира [10, с.66]. В работе МСОП активно участвует и Международный географический союз (МГС).

Ещё в 1980 году МСОП совместно с ЮНЕП и другими организациями разработал и обнародовал «Всемирную стратегию охраны природы» - важный международный документ, отражавший коллективную озабоченность народов состоянием окружающей среды и содержавший развёрнутую программу их совместной деятельности. Он содержит ряд конкретных рекомендаций, относящихся как к отдельным видам производств, так и к отдельным районам Земли. Эти рекомендации содержат и положения о необходимости в целях сохранения разнообразия и охраны природы создания сети ООПТ как на мировом уровне, так и в региональном масштабе.

В 1983 году ООН создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. Через четыре года эта комиссия опубликовала отчёт «Наше общее будущее», в котором прозвучало предупреждение о том, что если мировое экономическое развитие будет и впредь происходить без учёта ресурсно-экологических возможностей нашей планеты, то человечество ожидают тяжёлые испытания и резкое ухудшение окружающей среды.

Существенным рубежом в развитии международного экологического права  в целом и регулирования сохранения и использования биологического разнообразия в частности стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, в которой участвовали главы и представители 179 государств. Форум РИО-92 принял ряд важных постановлений и рекомендаций, касающихся окружающей среды. Среди них «Повестка дня на XXI век», представляющая собой программу социально-экономического развития человечества и улучшения качества окружающей среды. Основные подписанные на этом форуме документы (Декларация по окружающей среде и развитию, Конвенция о биологическом разнообразии и др.) систематизировали многие ранее заложенные положения международного права в сфере биороазнообразия, а также определили новые и поставили задачи для дальнейшего развития. По сути, с принятием указанных конвенций можно говорить о формировании глобального экологического права.

Рост озабоченности мирового сообщества тем, что биологическое разнообразие существенно сокращается в результате различных видов человеческой деятельности, а также желание укрепить и дополнить уже существующие международные соглашения о сохранении биоразнообразия и устойчивом использовании его компонентов привели к разработке и принятию 5 июня 1992 г. Конвенции о биологическом разнообразии (далее – КБР). КБР явилась естественным продолжением международного процесса регулирования сохранения живой природы. К моменту появления КБР уже активно работали более трёх десятков многосторонних конвенций и соглашений, регулирующих различные аспекты биоразнообразия. Их неполный перечень представлен в таблице А1. Большая часть из них носила узкий характер, направленный на регулирование конкретного вида биоресурсов, конкретной природоохранной проблемы или охраны биоразнообразия в конкретном регионе мира. В КБР фактически умещаются все направления работ по использованию и сохранению биоразнообразия.

В результате КБР стала одной  из самых представительных международных  конвенций, её сторонами являются 180 стран (для сравнения: членами ООН  являются 190 стран), т.е. она не ратифицирована только 15 странами, из них лишь 7 стран не подписали КБР [19, с.50].

Согласно основному понятийному  аппарату в сфере биоразнообразия, введённому КБР и её последующими документами (решениями Конференций сторон и рекомендациями ВОНТТК – Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям), сохранение биоразнообразия включает два элемента:

  • «Сохранение ex-situ» означает сохранение компонентов биоразнообразия вне их естественных мест обитания;
  • «Сохранение in-situ» означает сохранение экосистем и естественных мест обитания, а также поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественной среде.

В принципы использования и сохранения биологического разнообразия входят следующие направления и меры сохранения in-situ (ст.8 КБР):

  • создание систем охраняемых природных территорий и районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия на основе разработки руководящих принципов отбора, создания и рационального использования таких территорий и районов;
  • регулирование и рациональное использование биологических ресурсов, имеющих важное значение для сохранения биоразнообразия на охраняемых природных территориях и за их пределами, для обеспечения их сохранения и устойчивого использования;
  • содействие защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов;
  • поощрение экологически обоснованного и устойчивого развития в районах, прилегающих к охраняемым природным территориям, в целях содействия их охране;
  • меры по реабилитации и восстановлению деградировавших экосистем и содействие восстановлению находящихся в опасности видов [19, с.51].

Об эффективности, значимости и  применимости на практике политики проводимой мировым сообществом в природоохранной сфере с 70-х годов XX века говорят следующие цифры. Уже к середине 70-х годов, по данным ООН, на Земле было организовано 1200 заповедников и национальных парков, площадь которых составляет более 2,7 млн. км2. Если же учесть все виды ООПТ, то их число к этому времени превысило 20000. На территории бывшего СССР к 1980 году было организовано 127 заповедников, но их число так быстро увеличивалось, что к 1989 году количество заповедников составило 164, а их общая площадь достигла 22 млн. га [20, с.105].

Таким образом, мы достаточно подробно рассмотрели основные этапы истории международного сотрудничества в системе «Человек – Природа», перечислили и охарактеризовали многие международные организации и знаковые соглашения, так или иначе коснувшиеся ведущей темы данной работы – организации по всему миру устойчивой сети ООПТ и сохранения таким путём биоразнообразия. Однако сам по себе глобальный уровень является объединением более мелких составляющих.

 

2.2 ООПТ России

 

Не вызывает сомнений тот факт, что Российская Федерация, занимающая 1/6 часть населённой суши, обладающая огромным природным потенциалом и богатством разнообразия, представляет большой интерес как вместилище самых различных природных комплексов и компонентов. И уникальных, и типичных, но бесспорно нуждающихся в защите и сохранении. Россия обладает уникальными и ценнейшими для всей планеты сохранившимися девственными территориями, разнообразием экосистем, природных ландшафтов. Более половины всего материкового пространства страны не затронута экономической деятельностью. Это составляет примерно 1/3 дикой природной территории мира (не считая Антарктики). В сохранении биологического разнообразия Россия занимает одну из лидирующих позиций в мире – на её территории представлены ландшафты восьми природных зон [7, с.198].

Поэтому создание и эффективная  работа на территории нашего государства функциональной и чёткой системы ООПТ – это задача, касающаяся не только нас, граждан России, но и всего мирового сообщества, заинтересованного в сохранении природного и культурного наследия, которым обладает наша Родина. Для России сохранение видового и генетического разнообразия дикой фауны и флоры, редких и исчезающих видов, разнообразия природных ландшафтов и экосистем является приоритетным направлением.

 

2.2.1 История и законодательная база создания сети ООПТ в России

 

Первый в России заповедник Аскания-Нова был частным и поэтому официально не имел этого статуса. Созданный бароном М. Э. Фальц-Фейном ещё в 1874 году, он только в 1921 году был признан государственным заповедником. Нужно заметить, что в этот период в России создаётся большое количество частных заповедных территорий.

Однако зарождение в России идеи создания сети особо охраняемых природных территорий, вероятно, следует относить к началу XX столетия. Так, в схеме, предложенной ещё в 1917 году русским географом, членом Петербургской АН В.П. Семёновым-Тянь-Шанским и носившей название «О типичных местностях, в которых необходимо организовать заповедники по типу американских национальных парков», было рекомендовано 46 подобных объектов, представлявших самые разнообразные зоны и ландшафты страны. И хотя в те далёкие годы в среде российских учёных слова «национальный парк» и «заповедник» в основном употреблялись как равнозначные, создаваться стали именно заповедники. На базе списка В. П. Семёнова-Тянь-Шанского в последующие годы была создана не одна заповедная территория. После, на I Всероссийском съезде по охране природы  в 1929 году профессор Д.Н. Кашкаров отмечал необходимость создания специальной сети охраняемых территорий – национальных парков, предназначенных для сбережения уникальных объектов природы и развития организованного туризма.

Система государственных заповедников начала своё бурное развитие в 30-40-е  годы ХХ века, когда по всей стране их было создано огромное количество. Начало активной организации национальных парков пришлось на 1950-60-е годы, в реальности же первые парки в России появились только в начале 80-х годов, хотя в некоторых странах они создаются уже около века. Например, первый в мире Йеллоустонский национальный парк основан в США в 1872 году. Рост численности российских заповедников и национальных парков можно проследить по таблице, представленной ниже, из данных которой можно также сделать следующие выводы о динамике создания данных видов ООПТ на территории РФ за последние 20 лет.

 

Таблица 1 – Государственные природные заповедники и национальные парки [18, с.219]

 

 

1985

1990

1995

1996

1997

1998

Число государственных  природных заповедников

56

72

94

94

95

99

Их площадь, млн. га

14,2

19,6

30,2

31,2

31,1

33,2

Число национальных парков

4

12

30

31

32

34

Их площадь, млн. га

0,3

1,8

6,3

6,3

6,4

6,6

Информация о работе Особо охраняемые природные территории