Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:12, курс лекций
Тема 1. Понятие информационной технологии
Лекция 1. Определение информационной технологии
Тема 2. Классификация информационных технологий
Лекция 3. Виды информационных технологий
Тема 3. Информационные технологии конечного пользователя
Лекция 4.Стандарт пользовательского интерфейса для диалоговых информационных технологий
Существует
несколько точек зрения на развитие
информационных технологий с использованием
компьютеров, которые определяются различными
признаками деления.
Признак
деления – вид задач и
Этап 1(60 – 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии в этот период являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.
Этап
2 (с 80-х гг.) –
создание информационных технологий,
направленных на решение стратегических
задач.
Признак
деления – проблемы, стоящие на пути
информатизации общества
Этап 1 (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
Этап 2 (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
Этап 3 (с начало 80-х гг.) – компьютер становится инструментом профессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
Этап 4 (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
Признак
деления – преимущество, которое
приносит компьютерная технология
Этап 1 (с начала 60-х гг.) характеризуется эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами.
Этап 2 (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
Этап
3 (с начала 90-х
гг.) связан с понятием анализа стратегических
преимуществ в бизнесе и основан на достижении
телекоммуникационной технологии распределенной
обработки информации. Информационные
системы имеют своей целью не просто увеличение
эффективности обработки данных, но и
помощь управленческому персоналу. Соответствующие
информационные технологии должны помочь
организации выстоять в конкурентной
борьбе и получить преимущество.
Признак
деления – виды инструментария технологии
Этап 1 (до второй половины ХIX века) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем отправления по почте писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.
Этап 2 (с конца ХIX века) – «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, почта, оснащенная более совершенными средствами доставки. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.
Этап 3 ( 40 - 60-е гг.) – «электрическая» технология, инструментарий которой составляли большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
Этап 4 (с начала 70-х гг.) – «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Основное внимание уделяется формированию содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.
Этап
5 (с середины 80-х гг.)
– «компьютерная» (или «новая») технология,
основным инструментарием которой является
персональный компьютер с широким спектром
стандартных программных продуктов разного
назначения. На этом этапе происходит
процесс персонализации АСУ, который проявляется
в создании систем поддержки принятия
решений определенными специалистами.
Подобные системы имеют встроенные элементы
анализа и интеллекта для разных уровней
управления, реализуются на персональном
компьютере и используют средства телекоммуникации.
В связи с переходом на микропроцессорную
базу существенным изменениям подвергаются
и технические средства бытового и культурного
назначения. Начинают широко использоваться
в различных областях глобальные и локальные
компьютерные сети.
Методология
использования информационной технологии
Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми.
Централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров была первой исторически сложившейся технологией. Создавались крупные вычислительные центры (ВЦ) коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы информации. Такой технологический процесс был обусловлен недостаточным оснащением вычислительной техникой предприятий и организаций в 60 – 70-е гг.
Достоинства методологии централизованной технологии:
Недостатки методологии централизованной технологии:
Децентрализованная обработка информации связанная с появлением в 80-х гг. персональных компьютеров и развитием средств телекоммуникаций дает пользователю широкие возможности в работе с информацией и не ограничивает его инициативу.
Достоинства методологии децентрализованной обработки информации:
Недостатки методологии децентрализованной обработки информации:
Описанные достоинства и недостатки обеих методологий привели к новой рациональной методологии, при использовании которой обязанности распределяются следующим образом:
Рациональная
методология использования
Понятие информационной технологии (ИТ) неотделимо от той специфической среды, в которой она реализована, т.е. от технической и программной среды. Информационная технология – достаточно общее понятие и как инструмент может использоваться различными пользователями, как непрофессиональными в компьютерной области, так и разработчиками новых ИТ.
Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому выделяют три вида информационных технологий:
Функциональная
часть экономической
Чтобы
терминологически выделить традиционную
технологию решения экономических
и управленческих задач, введем термин
предметная технология, которая представляет
собой последовательность технологических
этапов по модификации первичной информации
в результатную. Например, технология
бухгалтерского учета предполагает поступление
первичной документации, которая трансформируется
в форму бухгалтерской проводки. Последняя,
изменяя состояние аналитического учета,
приводит к изменению счетов синтетического
учета и далее баланса.
Классификация
по виду обрабатываемой информации
Информационные технологии отличаются по типу обрабатываемой информации, но могут объединяться в интегрированные технологии (Рис.2). В соответствии с видом обрабатываемой информации выделяется тот или иной вид информационной технологии. Однако, это деление, в известной мере условно, так как большинство этих ИТ позволяет поддерживать и другие виды информации. Так, в текстовых процессорах предусмотрена возможность выполнения примитивных расчетов, табличные процессоры могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую информацию, а также обладают строенным аппаратом генерации графики. Но все же каждая из этих технологий в большей мере акцентирована на обработке информации определенного вида.
Модификация
элементов, составляющих понятие информационной
технологии, дает возможность образования
огромного их количества в разных компьютерных
средах.
Рис.2.Классификация
ИТ по типу обрабатываемой информации
В настоящее время выделяют обеспечивающие информационные технологии (ОИТ) и функциональные информационные технологии (ФИТ).
Обеспечивающие ИТ – технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения задач. ОИТ могут быть классифицированы относительно классов задач, на которые они ориентированы. Обеспечивающие технологии различаются в связи с использованием различных типов компьютеров и программных сред, поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции. Данная проблема заключается в необходимости приведения различных ИТ к единому стандартному интерфейсу.