Информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:12, курс лекций

Описание

Тема 1. Понятие информационной технологии
Лекция 1. Определение информационной технологии
Тема 2. Классификация информационных технологий
Лекция 3. Виды информационных технологий
Тема 3. Информационные технологии конечного пользователя
Лекция 4.Стандарт пользовательского интерфейса для диалоговых информационных технологий

Работа состоит из  1 файл

Тема Понятие информационной технологии 4 Тема Классификация инфо.doc

— 428.00 Кб (Скачать документ)

    Заголовок панели сообщает пользователю о том, какая информация содержится в теле панели. Панель должна иметь заголовок, если это не оговорено другими правилами. Сообщения во всплывающем окне могут не иметь заголовка. Если другие области тела панели должны протягиваться, то заголовок образует самостоятельную область инее протягивается. Он может содержать переменную информацию, но не может содержать поле выбора или поле ввода.

    Инструкция  сообщает пользователю, что нужно сделать и как продолжить работу.

    Заголовок столбца идентифицирует поле ввода или выбора, если все объекты столбца принадлежат к одному типу. Если информация столбца протягивается, то заголовок образует отдельную область и не протягивается. В горизонтальной протяжке заголовок протягивается вместе с информацией столбца.

    Заголовок группы указывается, если имеется несколько столбцов с полем выбора или ввода.

    Заголовок поля обозначает поле выбора, поле ввода, поле переменной информации.

    Указатель протяжки используется в тех случаях, когда выполняется скроллинг, обозначается стрелками, специальной линейкой или текстовыми указателями.

    Сообщения обеспечивают пользователя информацией, которую он не просил явно, но которая, по мнению разработчика ему необходима. Сообщения делятся на три типа:

  1. информационные – описывают состояние системы. Ответы пользователя не требуются. Используются для извещения пользователя о том, что обработка продолжается, завершилась, изменилось состояние панели, а также в многозадачных системах, когда одновременно выполняется несколько задач;
  2. предупреждающие – обращают внимание пользователя на состояние системы, которое требует его вмешательства. Пользователь в ответ может выполнить какое-либо действие, либо пренебречь этим сообщением;
  3. критические – указывают условие, при котором продолжение работы невозможно без вмешательства пользователя (произошла ошибка, исключительное состояние системы и т.д.). При этом измененная информация не сохраняется, и пользователь в явном виде должен указать, нужно ли ее сохранять.

    Сообщения размещаются во всплывающих окнах, в нижней части тела панели над  областью функциональных клавиш и областью команд, если они есть. Критические  сообщения должны выдаваться только во всплывающих окнах. После действия пользователя сообщение автоматически удаляется. При выдаче предупреждающих и критических сообщений может предусматриваться подача звукового сигнала.

    Область команд можно разместить во вторичном, всплывающем окне или в нижней части панели над областью функциональных клавиш. Она должна содержать заголовок и поле ввода.

    Область команд и меню действий не противоречат и не исключают друг друга. Функции, доступные из меню действий и из области команд, должны называться одинаково. Для упрощения ввода  команд можно использовать меню действий, что сокращает время выбора команды. При этом действие содержится в выпадающем меню, а параметры – во всплывающем.

    Поле  выбора – это обобщенное определение набора взаимосвязанных объектов (слов, пиктограмм и их сочетаний). Когда пользователь выбрал объект, приложение визуально отмечает это при помощи цвета, подсветки или символа, размещаемого перед выбранным объектом. Цвет и подсветка называются выделением, а символ – указателем выбора. Используются следующие типы полей выбора:

  1. поле однозначного выбора - выбирается только один объект. Если на панели несколько полей выбора, пользователь явно указывает нужное ему поле;
  2. поле многозначного выбор – выбирается один, несколько объектов или ничего. Каждый объект выбирается явно. Для выбора нескольких объектов нажимается клавиша «/» или пробел. При выборе доступного объекта поля выбор, выбранный объект  отображается как «выбран», даже если текущая панель удаляется. Когда пользователь выбирает недоступный объект, появляется всплывающее окно с сообщением причины недоступности объекта. Недоступные объекты обычно выделяются уменьшением яркости. Наряду с недоступными некоторые поля могут быть неуполномоченными, или несанкционированными. Для доступа к ним требуется обладать специальным правом
  3. поле расширенного выбора – выбирается объект, и к нему во всплывающем или вторичном окне дается пояснение (расширение). Если в первоначальном состоянии имеется один объект, то это поле рассматривается как поле однозначного выбора, а если есть несколько объектов, то многозначного.

    Объекты поля выбора могут представляться тремя  способами:

  • по столбцам, выровненным влево;
  • в одной строке;
  • в несколько столбцов, разделенных пробелами.

    Каждое  поле может быть идентифицировано заголовком поля, столбца, группы, протягиваемого поля выбора. Объект поля выбора можно представить одним или несколькими словами, пиктограммами и их сочетанием. Поля однозначного выбора могут нумероваться, если их не более девяти. При использовании мнемоники каждому объекту присваивают уникальную букву. Мнемоника активна только в том поле выбора, на которое указывает курсор. Протягиваемые поля выбора используются только для списка объектов, размещенных в одном столбце.

    Поле  ввода – это место панели, в которое пользователь вводит информацию. Обычно поле ввода имеет заголовок поля и, если необходимо, заголовок столбца. Когда курсор установлен в требуемом поле ввода, он называется текстовым. Поле ввода может быть протягиваемым.

    При первоначальном отображении панели каждый элемент должен иметь свои цвет и яркость. По мере углубления диалога для показа текущего состояния объекта, с которым работает пользователь, цвета и эффекты выделения могут изменяться.

    Рекомендуемая палитра:

  • панель в первичных и вторичных окнах, за исключением панели «справка», - белая;
  • панель в окне «справка» - синяя;
  • панель во всплывающих окнах нечетного уровня – голубая;
  • панель во всплывающих окнах четного уровня – белая;
  • выделение ошибок – красный;
  • предупреждения в сообщениях – желтый;
  • критические сообщения – красный.

    Область функциональных клавиш – это необязательная часть, показывающая соответствие клавиш и действий, которые выполняются при их нажатии. В этой области отражаются только те действия, которые доступны на текущей панели.

    Для указания текущей позиции на панели используется курсор выбора. Для более быстрого взаимодействия можно предусмотреть функциональные клавиши, номер объекта выбора, команду или мнемонику.

    Разбивка  панели на области основана на принципе «объект-действие», который разрешает  пользователю сначала выбрать объект, затем произвести действия с этим объектом, что минимизирует число режимов, упрощает и ускоряет обучение работе с приложениями и создает для пользователя комфорт. Если панель располагается в отдельной ограниченной части экрана, то она называется окном, которое может быть первичным и вторичным. Первичное окно может содержать столько панелей, сколько необходимо для ведения диалога. Вторичные окна вызываются из первичных и используются для ведения диалога параллельно с первичным окном. Часто вторичные окна используются для подсказки.

    Существует  также понятие всплывающего окна, которое позволяет улучшить диалог пользователя с приложением.

    Когда пользователь и ЭВМ обмениваются сообщениями, диалог движется по одному из путей приложения, т.е. пользователь перемещается по приложению, выполняя конкретные действия. При этом действие не обязательно требует от компьютера обработки информации. Если пользователь перешел к другой панели и его действия привели к потере  информации, рекомендуется требовать подтверждения того, следует ли ее сохранить. При этом пользователь может сохранить информацию, отменить последний запрос, вернуться на один шаг назад.

    Путь, по которому движется диалог, называется навигация. Он может быть изображен в виде графа, где узлы  - это действия, а дуги – переходы.

    Диалог  состоит из двух частей:

  • запрос на обработку информации;
  • навигация по приложению.

    Часть запросов на обработку и навигацию  является унифицированной.

    Унифицированные действия диалога  – это действия, имеющие одинаковый смысл во всех приложениях. Некоторые унифицированные действия могут быть запрошены из выпадающего меню посредством действия «команда» функциональной клавишей. К унифицированным действиям диалога относятся:

  • отказ- включается во все выпадающие меню (при этом отменяется панель, в которой размещается курсор), во все всплывающие окна, за исключением, информационных сообщений;
  • ввод – включается, если панель содержит поле ввода или более одного поля выбора (многозначный выбор);
  • выход – используется, если пользователь может завершить выполнение текущей функции в текущей панели, должен присутствовать в меню действий первичного окна и области функциональных клавиш.  При выборе данного действия управление передается на предыдущий уровень иерархии. «Выход» должен быть в каждом выпадающем меню. Для предсказания появления всплывающего окна используется многоточие, которое подтверждает выход и при необходимости напоминает пользователю о сохранении данных. Выход из приложения осуществляется по какой-либо клавише. При выходе на наивысший уровень назначается клавиша для появления выпадающего меню, содержащего действия «продолжить» или «окончательный выход»;
  • справка – унифицированное действие, которое должно содержать в выпадающем меню следующие пункты:
  1. как получить справку (используется всплывающее меню с информационной панелью о получении справки);
  1. общая справка (обеспечивает общую справку о панели, из которой она затребована);
  2. описание клавиш (список используемых функциональных клавиш с их функциями);
  3. указатель (перечень в алфавитном порядке имеющихся в приложении справок, который также отображается при выборе клавиши «указатель» в панели «справка»);
  4. учебная справка (предусматривается в режиме приложения и должна быть последней в выпадающем меню «справка»).

    «Справка» должна быть включена во все панели и в меню действий. Если меню отсутствует, то «справка» появляется в области функциональных клавиш;

    • подсказка сообщает пользователю, как завершить работу с полем ввода. Для получения подсказок необходимо установить курсор выбора в то поле ввода, список допустимых значений которого должен быть высвечен. По данному действию появляется всплывающее окно с панелью типа меню, которое может содержать поля однозначного и многозначного выбора;
    • регенерация зависит от типа панели, из которой запрашивается это действие:
  1. в панели ввода восстанавливается исходное состояние панели без учета информации, набранной пользователем;
  1. в панели, отражающей текущее состояние объектов, повторно выводится содержимое панели с учетом всех изменений объектов, которые появились с момента последнего отображения этой панели.

Действие  «регенерация» рекомендуется включать в панели, содержащие поля выбора или  ввода;

    • клавиши изменяет представление области функциональных клавиш в нижней части выпадающего меню (по умолчанию появляется длинная форма представления, по запросу – краткая, при повторном запросе краткая форма исчезает, появляется длинная);
    • извлечение выводит на экран последнюю выделенную команду (возможно извлечение до десяти предыдущих команд, реализуя принцип стека).

    Существующий  стандарт закрепляет названия унифицированных действий на английском языке. При переводе на русский язык названия могут не совпадать в разных приложениях. 

    Вопросы для самоконтроля 

  1. Что такое  пользовательский интерфейс?
  2. Что представляет пользователю согласованный пользовательский интерфейс?
  3. Что такое меню действий?
  4. Что дает пользователю использование унифицированных действий диалога?
  5. Перечислите минимальные единицы панели.
  6. Назовите унифицированные действия каталога.

 

Тема 4. Виды информационных технологий

Лекция 5.Наиболее распространенные информационные технологии

Информация о работе Информационные технологии