Информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:12, курс лекций

Описание

Тема 1. Понятие информационной технологии
Лекция 1. Определение информационной технологии
Тема 2. Классификация информационных технологий
Лекция 3. Виды информационных технологий
Тема 3. Информационные технологии конечного пользователя
Лекция 4.Стандарт пользовательского интерфейса для диалоговых информационных технологий

Работа состоит из  1 файл

Тема Понятие информационной технологии 4 Тема Классификация инфо.doc

— 428.00 Кб (Скачать документ)

    Функциональная ИТ представляет собой такую модификацию обеспечивающих ИТ, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Например, работа сотрудника кредитного отдела банка с использованием ЭВМ обязательно предполагает применения совокупности банковских технологий оценки кредитоспособности ссудозаемщика, формирования кредитного договора и срочных обязательств расчета графика платежей и других технологий, реализованных в какой-либо информационной технологии: СУБД, текстовом процессоре и т.д.

    Трансформация обеспечивающей информационной технологии в чистом виде в функциональную может быть сделана как специалистом-проектировщиком, так и самим пользователем. Это зависит от того, насколько она доступна самому пользователю-экономисту. Такие возможности все более и более расширяются, поскольку обеспечивающие технологии с каждым годом становятся более доступными.

    Таким образом, в арсенале сотрудника кредитного отдела могут находиться как обеспечивающие технологии, с которыми он постоянно  работает (текстовые и табличные процессоры), так и специальные функциональные технологии (СУБД, экспертные системы), реализующие предметные технологии.

    Предметная  и информационная технологии влияют друг на друга. Так, например, наличие  пластиковых карточек как носителя финансовой информации принципиально меняет предметную технологию, предоставляя такие возможности, которые без этого носителя просто отсутствовали.

    С другой стороны, предметные технологии, наполняя специфическим содержанием  информационные технологии, акцентируют  их на вполне определенные функции. Такие технологии могут носить типовой характер или уникальный, что зависит от степени унификации технологии выполнения этих функций. 

    Классификация по типу пользовательского интерфейса 

    Данная  классификация позволяет говорить о системном и прикладном интерфейсе.

    Системный интерфейс – это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой. Современные операционные системы поддерживают три вида интерфейсов (Рис.3):

  • командный интерфейс обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды;
  • WIMP - интерфейс (Windows - окно, Image - образ, Menu – меню, Pointer - указатель) высвечивает на экран окно, содержащее образы программ и меню действий, использует для выбора указатель;
  • SILK – интерфейс (Spich - речь, Image - образ,Language – язык, Knowledge - знание) по речевой команде на экране производит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям.

                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.3.Классификация  ИТ по типу пользовательского интерфейса 

    В настоящее время поставлена проблема создания общественного интерфейса (social interface), который будет включать в себя лучшие решения WIMP- и SILK- интерфейсов. Предполагается, что при использовании общественного интерфейса не нужно будет разбираться в меню. Перемещение от одних поисковых образов к другим будет проходить по смысловым семантическим связям.

    Операционные  системы (ОС) делятся на однопрограммные, многопрограммные и многопользовательские. К однопрограммным ОС относятся, например, MS DOS . Многопрограммные операционные системы (UNIX, Windows, DOS 7.0, OS/2) позволяют одновременно выполнять несколько приложений. Различаются ОС алгоритмом разделения времени. Однопрограммные системы работают или в пакетном режиме, или в диалоговом. Многопрограммные ОС могут совмещать эти режимы, обеспечивая пакетную и диалоговую технологии.

    Многопользовательские системы реализуются сетевыми ОС и обеспечивают удаленные сетевые технологии, а также пакетные и диалоговые технологии для общения на рабочем месте.

    Большинство обеспечивающих и функциональных информационных технологий могут быть использованы управленческими работниками без  дополнительных посредников (программистов). При этом пользователь может влиять на последовательность применения тех или иных технологий. С точки зрения участия пользователя в процессе выполнения функциональные ИТ разделены на пакетные и диалоговые.

    Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:

  • алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует участия человека;
  • имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных носителях;
  • расчет выполняется для большинства записей входных файлов;
  • большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;
  • задачи решаются с заданной периодичностью (регламентность).

    Диалоговый  режим является не альтернативой  пакетному, а его развитием и предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных (если она не обусловлена предметной технологией).

    Особое  место занимают сетевые технологии, которые обеспечивают взаимодействие многих пользователей. 
 

    Классификация ИТ по степени их взаимодействия 

    Информационные  технологии различаются по степени  их взаимодействия между собой (Рис.4).

    Они могут быть реализованы различными техническими средствами: дискетной  и сетевое взаимодействие, а также  с использованием различных концепций обработки и хранения данных:

  • распределенная информационная база;
  • распределенная обработка данных.
 

                                                                                                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Рис.4. Классификация  ИТ по степени их взаимодействия 
 

Вопросы для самоконтроля 

    
  1. Как связана  ЭИС с информационными технологиями?
  2. Что такое обеспечивающая ИТ?
  3. Что такое функциональные ИТ? Как они связаны с обеспечивающими ИТ и технологиями предметных областей?
  4. Какие ИТ для работы с данными, телекоммуникациями, графикой, знаниями и объектами реального мира вы знаете?
  5. Что такое пакетный и диалоговый режимы? Какое главное отличие между ними? Каковы возможности их использования?
  6. Что такое интерфейс? Какие типы пользовательского интерфейса вам известны?

Тема 3. Информационные технологии конечного пользователя

Лекция 4.Стандарт пользовательского  интерфейса для диалоговых информационных технологий

 

    Пользовательский  интерфейс включает в себя три  понятия:

  • общение приложения с пользователем;
  • общение пользователя с приложением;
  • язык общения.

    Язык  общения определяется разработчиком  программного приложения. Основные свойства интерфейса – это конкретность и наглядность.

    Наиболее  распространенный ранее командный  интерфейс имел ряд недостатков:

  • многочисленность команд;
  • отсутствие стандарта для приложений.

    Для преодоления этих недостатков были приняты попытки его упростить  путем создания программной оболочки Norton Commander.

    Однако, настоящим решением проблемы стало  создание графической оболочки для  операционной системы. В настоящее  время практически все распространенные операционные системы используют для  своей работы графический интерфейс.

    Один  из первых графических интерфейсов был разработан в исследовательском центре Пало Альто фирмы Xerox для компьютеров Macintosh фирмы Appie. Немного позже была разработана графическая оболочка Microsoft Windows, реализующая технологию WIMP и удовлетворяющая стандарту CUA. Новшеством были применение мыши, выбор команд изменю, представление программам отдельных окон, использование для обозначения программ образов в виде пиктограмм.

    Удобство  интерфейса и богатство возможностей делают Windows оптимальной системой для повседневной работы. Приложения, написанные под Windows, используют тот же интерфейс, поэтому его единообразие сводит к минимуму процесс обучения работе с любым из них. Выход на рынок Windows-95 еще более упростил работу пользователя, так как интерфейс стал еще более простым, документированным, включающим встроенные коммуникационные возможности.

    Одной из важных функций интерфейса является формирование у пользователя одинаковой реакции на одинаковые действия приложений, их согласованность. Согласование должно быть выработано в трех аспектах:

  1. Физический относится к техническим средствам (пока отсутствует.
  2. Синтаксический определяет последовательность и порядок появления элементов на экране (язык общения) и последовательность запросов (язык действий).
  3. Семантический обусловлен значениями элементов, составляющих интерфейс.

    Согласованность интерфейса экономит время пользователя и разработчика. Для пользователя уменьшается время изучения, а  затем использования системы, сокращается  число ошибок, появляется чувство  комфортности и уверенности.

    Разработчику  согласованный интерфейс позволяет  выделить общие блоки, стандартизировать  отдельные элементы и правила  взаимодействия с ними, сократить  время проектирования новой системы. 

    Разработка  пользовательского интерфейса 

    Разработка состоит из проектирования панелей и диалога. Панель приложения разделена на три части:

  • меню действий;
  • тело панели;
  • область функциональных клавиш.

    Преимущество  использования меню действий (и выпадающего  меню) заключается в том, что эти  действия наглядны и могут быть запрошены пользователем установкой курсора, функциональной клавишей, вводом команды либо каким-то другим способом. На цветном экране меню действий обычно имеет другой цвет по отношению к цвету панели. На монохромном экране используется сплошная линия для его отделения.

    Меню  действий содержит объекты, состоящие из одного или нескольких слов. Два последних из них резервируются для действий «выход» и «справка». Размещаются объекты слева направо по мере убывания частоты их использования. Возможны системы с многоуровневой системой выпадающих меню, но оптимальное число уровней – три, так как иначе появляются трудности в понимании.

    Тело  панели содержит следующие элементы:

  • разделители областей;
  • идентификатор и заголовок панели;
  • инструкцию;
  • заголовки столбца;
  • заголовки группы, поля;
  • указатель протяжки;
  • области сообщений и команд;
  • поля ввода и выбора.

    Элементы  – это минимальные единицы  панели.

    Разделители  делят тело панели на области. В качестве разделителей могут использоваться цветовые границы, линии, простые строки или столбцы, заголовки столбцов.

    Идентификатор панели – это защищенная алфавитно-цифровая информация (имя), предназначенная для идентификации панели. По умолчанию идентификатор выключен (не высвечивается). Действия с идентификатором осуществляются с помощью функциональных клавиш.

Информация о работе Информационные технологии