Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:12, курс лекций
Тема 1. Понятие информационной технологии
Лекция 1. Определение информационной технологии
Тема 2. Классификация информационных технологий
Лекция 3. Виды информационных технологий
Тема 3. Информационные технологии конечного пользователя
Лекция 4.Стандарт пользовательского интерфейса для диалоговых информационных технологий
Не
менее распространенной стала технология
компьютерного способа
Электронная почта – специальный пакет программ для хранения и пересылки сообщений между пользователями ЭВМ, посредством которого реализуется служба безбумажных почтовых отношений. Электронная почта является системой сбора, регистрации, обработки и передачи любой информации (текстовых документов, изображений, цифровых данных, звукозаписи и т.д.) по сетям ЭВМ и выполняет следующие функции:
«Почтовый ящик» - это специально организованный файл для хранения корреспонденции. Почтовый ящик состоит из двух корзин: отправления и получения. Любой пользователь может обратиться к корзине получения другого пользователя и сбросить туда информацию, но просмотреть ее он не может. Из корзины отправлений почтовый сервер забирает информацию для рассылки другим пользователям. Каждый почтовый ящик имеет свой сетевой адрес. Для пересылки корреспонденции можно установить связь с почтовым ящиком адресата в режиме on-line. Например, в сети SprintMail пользователь, зарегистрировавшись и получив определенный статус, по телефонным каналам может входить в ближайший к нему узел сети и сообщаться с нужными абонентами в режиме on-line. Этот способ неудобен, так как необходимо ждать, пока будет включен компьютер получателя. Более распространенным методом является выделение отдельных компьютеров в качестве почтовых отделений, называемых почтовыми серверами.
Все компьютеры получателей подключены к ближайшему почтовому серверу, который получает, хранит и пересылает дальше посети почтовые отправления, пока они не дойдут до адресата. Отправка сообщения адреса ту осуществляется по мере его выхода на связь с ближайшим почтовым сервером в режиме off-line. Примером может служить сеть Relcom, пользователь передает сообщение вместе с адресом по телефонному каналу через модем на ближайший почтовый сервер в режиме on-line. Сообщение регистрируется, ставится в очередь и по первому свободному каналу передается на следующий почтовый сервер, пока адресат не заберет его в свой почтовый ящик.
Почтовые серверы реализуют
Пересылка сообщений пользователю может выполняться в индивидуальном, групповом и общем режимах.
При индивидуальном режиме адресатом является отдельный компьютер пользователя и корреспонденция содержит его адрес.
При групповом режиме корреспонденция рассылается одновременно группе адресатов. Группа может быть сформирована по-разному. Почтовые серверы имеют средства распознавания группы. Например, в качестве адреса может быть указано: «получить всем, интересующимся данной темой» или указан список рассылки.
В общем режиме корреспонденция отправляется всем пользователям – владельцам почтовых ящиков. Посредством двух последних режимов можно организовать телеконференцию, электронные доски объявлений. Во избежание перегрузки почтовых ящиков в почтовых серверах хранятся справочники адресатов, содержащих фильтры для групповых и общих сообщений.
Электронная
почта поддерживает текстовые процессоры
для просмотра и редактирования
корреспонденции, информационно-поисковые
системы для определения
Электронная почта может быть организована в локальной сети внутри предприятия для обеспечения внутреннего обмена информацией. Если раньше применялись самостоятельные пакеты электронной почты, то сейчас наблюдается тенденция включения ее в интегрированные пакеты.
Большинство
глобальных сетей ЭВМ поддерживает
электронную почту. В современных
интегрированных пакетах
Электронная почта применяется во всех деловых сферах, сокращая время организации сделок. Для расширения сферы услуг созданы системы взаимодействия электронной почты с сетями факсов и телексов.
Сетевые
технологии позволяют создавать
геосистемы для доступа к любым
мировым хранилищам информации любых
типов.
Гипертекстовая
технология
В 1945 г. В.Буш, научный советник президента Г. Трумэна, проанализировав способы представления информации в виде отчетов, докладов, проектов, графиков, планов и поняв неэффективность такого представления, предложил способ размещения информации по принципу ассоциативного мышления. На базе этого принципа была разработана модель гипотетической машины МЕМЕКС. Через 20 лет Т.Нельсон реализовал этот принцип на ЭВМ и назвал его гипертекстом.
Обычно любой текст представляется как одна длинная строка символов, которая читается в одном направлении. Гипертекстовая технология заключается в том, что текст представляется как многомерный, т.е. с иерархической структурой типа сети. Материал текста делится на фрагменты. Каждый видимый на экране компьютера фрагмент, дополненный многочисленными связями с другими фрагментами, позволяет уточнить информацию об изучаемом объекте и двигаться в одном или нескольких направлениям по выбранной связи.
Гипертекст обладает нелинейной сетевой формой организации материала, разделенного на фрагменты, для каждого из которых указан переход к другим фрагментам по определенным типам связей. При установлении связей можно опираться на разные основания (ключи), но в любом случае речь идет о смысловой, семантической близости связываемых фрагментов. Следуя указанным связям, можно читать или осваивать материал в любом порядке, а не в единственном. Текст теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с имеющимися фрагментами. Структура текста не разрушается, и вообще у гипертекста нет априорно заданной структуры. Таким образом, гипертекст – это новая технология представления неструктурированного свободно наращиваемого знания. Этим он отличается от других моделей представления информации.
Под гипертекстом понимают систему информационных объектов (статей), объединенных между направленными связями, образующими сеть. Каждый объект связывается с информационной панелью экрана, на которой пользователь может ассоциативно выбирать одну из связей. Объекты не обязательно должны быть текстовыми, они могут быть графическими, музыкальными, с использованием средств мультипликации, аудио- и видеотехники.
Обработка
гипертекста открыла новые
Гипертекстовая технология ориентирована на обработку информации не вместо человека, а вместе с человеком, т.е. становится авторской. Удобство ее использования состоит в том, что пользователь сам определяет подход к изучению или созданию материала с учетом своих индивидуальных способностей, знаний, уровня квалификации и подготовки. Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного поиска. По глубине формализации информации гипертекстовая технология занимает промежуточное положение между документальными и фактографическими информационными системами.
Структурно гипертекст состоит из информационного материала, тезауруса гипертекста, списка главных тем и алфавитного словаря.
Информационный материал подразделяется на информационные статьи, состоящие из заголовка статьи и текста. Заголовок содержит тему или наименование описываемого объекта. Информационная статья содержит традиционные определения и понятия, должна занимать одну панель и быть легко обозримой, чтобы пользователь мог понять, стоит ли ее внимательно читать или перейти к другим, близким по смыслу статьям. Текст, включаемый в информационную статью, может сопровождаться пояснениями, примерами, документами, объектами реального мира. Беглый просмотр текста статьи упрощается, если эта вспомогательная информация визуально отличается от основной, например, подсвечена или выделена другим шрифтом.
Тезаурус гипертекста – это автоматизированный словарь, отображающий семантическое отношение между лексическими единицами дескрипторного информационно-поискового языка и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию. Термин тезаурус был введен в ХШ в. флорентийцем Б.Лотики для названия энциклопедии. С латыни это слово переводится как сокровище, запас, богатство. Тезаурус гипертекста состоит из тезаурусных статей. Тезаурусная статья имеет заголовок и список заголовков родственных тезаурусных статей, где указан тип родства и заголовки тезаурусных статей. Заголовок тезаурусной статьи совпадает с наименованием информационной статьи и является наименованием объекта, описание которого содержится в информационной статье. В отличие от традиционных тезаурусов-дескрипторов тезаурус гипертекста содержит не только простые, но и составные наименования объектов. Формирование тезаурусной статьи гипертекста означает индексирование текста. Полнота связей, отражаемых в тезаурусной статье, и точность установления этих связей в конечном итоге определяют полноту и точность поиска при обращении к данной статье гипертекста. Существуют следующие типа родства или отношений:
Пользователь
получает более общую информацию
по родовому типу связей, а по видовому
– специфическую информацию без
повторения общих сведений из родовых
тем. Тем самым глубина
Список главных тем содержит заголовки всех справочных статей, для которых нет ссылок типа род-вид, часть-целое. Желательно, чтобы список занимал не более одной панели экрана.
Алфавитный словарь включает в себя перечень наименований всех информационных статей в алфавитном порядке.
Гипертексты, составленные вручную, используются давно, это справочники, энциклопедии, а также словари, снабженные развитой системой ссылок. Область применения гипертекстовых технологий очень широка – это издательская деятельность, библиотечная работа, обучающие системы, разработка документации, законов, справочных руководств, баз данных, баз знаний и т.д. Наиболее распространенными системами являются Hypercaddrd, Hyperstudio, SuperCard, Quick Time фирмы Apple для персональных компьютеров «Макинтош», Linkway – для IBM. Из отеественных разработок наиболее известны FLEXIS II 2.05, автоматизированная система формирования и обработки гипертекста АСФОГ и др. В большинстве современных программных продуктов вся помощь основана на использовании гипертекстовой технологии на базе меню.
Фирма Microsoft выпустила утилиту Microsoft Assistant for Word для создания и редактирования гипертекстовых документов на языке Hiper Text Markup Language (HTML) и конвертирования файлов Win Word в формате HTML.
Hypercard первый придуманный и удобный
авторский инструмент для