Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:44, методичка
В сборнике представлен опыт средней школы №2 г.Мосты по этическому и эстетическому воспитанию на уроках математики.
Введение 3
Теоретические основы этического и эстетического воспитания 6
Мотивация и стимулирование
деятельности учащихся на уроках математики 8
Воспитание школьников на уроках математики
посредством сообщения им сведений из истории науки 11
Воспитание культуры труда и культуры мышления
на уроках математики 13
Методические разработки уроков 15
Мосты
2009
Печатается по решению методического совета
ГУО
«Средняя общеобразовательная школа
№2 г.Мосты».
Автор А.П. Томчук, заместитель директора, учитель математики
средней
школы №2 г.Мосты.
Рецензент Ж.В. Щука, заместитель директора
средней
школы №2 г.Мосты
«Изучение основ этических отношений на уроках математики»
/
автор А.П. Томчук –Мосты 2009, 38
с.
В сборнике представлен опыт средней школы №2 г.Мосты по этическому и эстетическому воспитанию на уроках математики.
Адресуется
учителям математики общеобразовательных
школ.
Отдел
образования Мостовского
ГУО «Средняя общеобразовательная
школа
№2 г.Мосты».
Хороших методов существует
ровно столько, сколько
существует хороших учителей.
Введение
Гармоническую, нравственно и социально зрелую личность возможно воспитать лишь на основе вооружения ее системой знаний, умений и навыков, с помощью творческой деятельности, сформированности эмоционально-ценностного отношения к миру, включения в различные виды деятельности в рамках процесса обучения.
У Л.С. Выготского есть такие строчки: «Не забудьте поразить чувства ученика, когда вы хотите укоренить чего-то в его уме». Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах, развить потребность в самосовершенствовании, здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху – это задача каждого учителя.
Урок – «клеточка» педагогического процесса, и в нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны (М. Скаткин). Переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации учебного процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, посковым, обеспечивает рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества и обучения.
Перед обучением встали две задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
С
бурным развитием информации возникла
потребность в постоянном обновлении
знаний, что может быть достигнуто
главным образом путем самообразования,
а это требует от человека познавательной
активности и самостоятельности. Под познавательной
самостоятельностью принято понимать
стремление и умение самостоятельно мыслить,
способность ориентироваться в новой
ситуации, находить свой подход к решению
задачи, желание не только понять усваииваемую
учебную информацию, но и способы добывания
знаний; критический подход к суждениям
других, независимость собственных суждений.
Знания, даваемые насильно,
душат разум.
Каждый раз, составляя план очередного урока, учитель задает себе вопросы:
а) как сформулировать
цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как
подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность
и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех
этих компонентов привело к определенной
системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной
из главных задач учителя является
организация учебной
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Поэтому для меня наиболее приемлем деятельностный подход в обучении математике.
При деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление
характерных признаков, сравнение, осознание,
трансформация знаний, преобразование
информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.
Позиция учителя:
к классу не с ответом (готовые знания,
умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: познание (в специально
организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая
которую ребенок выполняет поставленные
цели.
Учебная деятельность
– управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по
созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема,
план.
Оценочное действие – я умею! У
меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка
– Я считаю, что…. (формирование мировоззрения)
Теоретические основы этического и эстетического воспитания
Этическое образование включает в себя:
-
обучение нормам поведения
- воспитание нравственности, порядочности, человечности;
- вооружение учащихся знаниями, умениями и действиями по организации своей жизни в обществе;
-
обучение ребенка
- воспитание у человека хороших манер поведения в окружающем мире.
Исходя из этого, основные задачи, которые я ставлю для осуществления этического воспитания – это развитие этического мышления учащихся; воспитание нравственных чувств (гуманности, терпимости, доброты, патриотизма, милосердия и др.); формирование высоконравственного поведения и культуры общения.
Этическое
мышление – один из компонентов
в системе нравственного
Для воспитания нравственной культуры личности создаются определенные условия:
- наличие
нравственно-этической
-нравственно благоприятная среда в классе, позитивное взаимодействие между педагогами и обучающимися;
- актуализация
нравственного потенциала
-педагогическая
поддержка потребности в
На уроках математики этическое воспитание учащихся обеспечивается через реализацию следующих задач:
1.Выработка
навыков правильного поведения,
2.Воспитание
культуры поведения, общения,
взаимоотношений, культуры
3.Развитие
этического мышления.
Эстетическая культура – элемент культуры человечества, способствующий преобразованию высших эстетических ценностей (красоты, совершенства, созидания, творчества, эстетического наслаждения) в субъективные потребности личности обучающегося.
Для формирования эстетической культуры личности создаются следующие условия:
-соблюдение
единства эстетического и
- эстетика общения: красота поступка, речи, уважение достоинства личности, культуры выражения чувств.
Культура умственного труда личности – духовная культура человека, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразования мира и себя. Выступая как общественное явление, культура умственного труда воспринимается, осваивается и воспроизводится каждой личностью индивидуально.
На уроках математики очень много внимания уделяется воспитанию культуры труда. Основное содержание работы по формированию культуры умственного труда заключается в воспитании потребности и возможности школьников к непрерывному самовоспитанию и самообразованию, развитию речи, памяти, воображения, интуиции и других качеств мышления.
Воспитание культуры труда
«Личность – звено между мотивацией и ее реализацией”
З. Фрейд
Мотивация
– важнейший компонент
Дети говорят: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: хочу – могу – выполняю с интересом – личностно-значимо каждому, то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Например, при изучении темы «Координатная плоскость» интерес проявляется при построении по координатам различных фигур: цветок, ракета, бабочка и т.д. Сначала дети выполняют построение этих фигур по готовым координатам, а затем, включившись в творческий процесс начинают сами создавать задачи такого характера. Ребята имеют возможность в своего рода игре отработать навыки построения точек на координатной плоскости, учатся видеть ошибки и анализировать их.
Информация о работе Изучение основ этических отношений на уроках математики