Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:44, методичка
В сборнике представлен опыт средней школы №2 г.Мосты по этическому и эстетическому воспитанию на уроках математики.
Введение 3
Теоретические основы этического и эстетического воспитания 6
Мотивация и стимулирование
деятельности учащихся на уроках математики 8
Воспитание школьников на уроках математики
посредством сообщения им сведений из истории науки 11
Воспитание культуры труда и культуры мышления
на уроках математики 13
Методические разработки уроков 15
Удивительный получается эффект при изучении темы «Диаграммы» от принесенных на урок диаграмм, отражающих деятельность школы. Рассматривая их в виде раздаточного материала, ученики видят достижения школы и у них появляется желание построить диаграмму своей успешность в обучении, результаты работы класса по всем предметам и сравнить их с результатами учащихся их своей параллели.
Ребятам интересно тогда, когда много наглядности. Интересно, если учитель использует не только материал учебника, по которому занимаются дети, но и занимательный материал, значимый для ученика. Изучение темы “Последовательности” приобретает совершенно другое качество после лекции, в которую включен материал о завещании Франклина потомкам, легенда о шахматах, о глупом купце и, конечно же, “о пирамидах”, которые рано или поздно рушатся.
На современном этапе есть прекрасная возможность использования рисунков, схем, чертежей и т.д. – компьютерные программы и мультимедийные презентации, сделанные к уроку учителем или учениками.
Главнейшей задачей, которая состоит передо мной – это “личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика” (критерий технологичности процесса обучения). В основу данной систем положены следующие принципы:
Никогда нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Подготовил самостоятельно теоретический материал – докладывай, нашел другой способ доказательства – поделись, предложил оригинальный метод решения задачи – продемонстрируй. Таким образом, строится система: значимость – компетентность – добытые знания. И хочется добывать новое как можно чаще. “Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции” (Выготский Л.С.). Таким образом, получается, что каждый ученик “свободен” принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Бывают случаи, когда ученик переоценивает свои возможности, в этом случае нужна интуитивность и эмпатия учителя. Ребенок сделал выбор, а задача учителя – помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить ребенку в свою неповторимость, в свои возможности.
К эмоциональным методам мотивации относятся нетрадиционные уроки. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Например, интегрированный урок – это находка для учителя осуществить межпредметную связь. Интегрированный урок – это не только один из впечатляющих мотивационных приемов, у этих уроков есть возможность помочь уйти от перегрузок. Если продумать систему уроков всей школы, с помощью этих уроков можно учебное пространство сделать более однородным, взаимосвязанным.
Несколько
слов хочется сказать о волевых
методах мотивации и
Волевая мотивация является стержнем личности. К нему “стягиваются” такие ее свойства, как направленность на ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества. И все это проявляется через самостоятельную учебную деятельность. Она имеет не только учебное, но и личностное, и общественное значение.
В целях мотивации учебного процесса возможно использование исторического материала. Ведь, прежде всего, целью математического образования является культурное развитие учащихся. Надо научить детей ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе “человек, не получивший достойного математического образования, не может считаться культурным”. В первую очередь, сам учитель должен верить в то, какие потенциальные возможности содержит в себе математика. Это духовное, эстетическое, творческое и интеллектуальное развитие. Это же факт, что математика не только развивает, но и служит инструментом для определения уровня развития ребенка. Математика не только развивает интуицию, воображение, логику, но и служит способом определения их развития.
Среди целей преподавания математики в школе можно выделить одну - формирование у учащихся представлений о математике как части общечеловеческой культуры. Учителя математики часто считают ее не главной и не уделяют должного внимания соответствующей работе на уроке. Практика показывает, что именно при помощи истории науки, которая методически правильно включена в урок, достигается вышеуказанная цель. Например, можно заметить, что история науки дает возможность показать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникала и развивается в связи с практической деятельностью человека. Неразрывная связь истории науки и преподавание темы по математике поможет ученикам осознать, что они изучают науку, которая является частью окружающего нас мира, частью нашей истории.
Согласно Г.И.Глейзеру, история математики обладает огромным воспитательным воздействием на подрастающее поколение. Это его утверждение относится ко всей гамме представлений о воспитании: внушение потребности к труду, ответственности за порученное дело, формирование высокой нравственности, развитие научного любопытства, т.е. желание не только приобретать знания, но и преумножать их. Самое главное в том, что история науки приучает, а потом заставляет быть закономерным, самостоятельно добывать знания.
Эстетический потенциал
Поэтические произведения великих математиков помогут показать ученикам красоту не только самой математики, но и поэзии, прозы и других древних сочинений. При этом исторические сведения помогут сосредоточить и сконцентрировать внимание учащихся на изучении программного материала, помогут надолго сохранить в памяти те факты, которые были красиво описаны с помощью литературы. Опытный учитель с привлечением истории математики к объяснению нового материала сможет показать ученикам значимость математики среди других наук, изучаемых в школе, и их неразрывную связь.
Наиболее часто применяемыми методическими приемами сообщения исторических сведений являются следующие: рассказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, исследовательская работа учеников. Эффективным методом сообщения исторических сведений по математике может быть решение задач из классических и старинных сборников задач.
История математики – это прекрасный и действенный инструмент для повышения интереса учащихся к предмету, развития эстетического вкуса учеников, а также привития нравственных качеств. Говоря словами Г.В.Лейбница, «кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет». Главное, чтобы исторические сведения гармонично вписывались в современный урок.
Воспитание
культуры труда и культуры мышления на
уроках математики
Когда людей станут учить не тому,
Г. Лихтенберг
На уроках математики много внимания я уделяю воспитанию культуры труда. Основное содержание работы по формированию культуры умственного труда заключалось в воспитании потребности и возможности школьников к непрерывному самосовершенствованию и саморазвитию, развитию речи, памяти, воображения, интуиции и других качеств мышления. Воспитание культуры труда обеспечивается за счет сочетания на уроке различных видов трудовой активности учащихся, сочетания индивидуальных и коллективных форм, развития творческого подхода к учебной деятельности.
На уроках я выбираю такие виды деятельности, которые позволят каждому ученику занять достойное положение в классе. Выдающийся психолог Л.С.Выготский подчеркивал, что неуверенных в себе учащихся необходимо включать в групповую деятельность: уже сам характер групповой деятельности – залог успеха. Коллективные формы работы на уроках – это не редкость, так как это способствует укреплению взаимоотношений учащихся друг с другом, рождают отношение взаимной зависимости, взаимозаботы, доброжелательности, ведут к более глубокому совершенствованию внутри коллективных отношений. Работа в парах и группах положительным образом повлияла на развитие активности, интереса к учебной деятельности, нравственное отношение между учащимися в классе.
Для того, чтобы ребенок погрузился
в атмосферу активного
Думаю, что очень важным является
приучение учащихся к
В формировании нравственных отношений в коллективе важно выработать у школьников умение оценить личностные качества своих товарищей. Это осуществляется через оценочную деятельность. Ученики заинтересованы в анализе деятельности. Им важно услышать мнение о себе, узнать критерии оценки личности. Когда учитель обращает внимание на лучшие качества характера, рост ученика, эффективно формируется в классе доброжелательность в отношениях между учащимися, улучшаются взаимоотношения.
Современный урок не должен
быть ограничен учебником,
Информация о работе Изучение основ этических отношений на уроках математики