Изучение основ этических отношений на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:44, методичка

Описание

В сборнике представлен опыт средней школы №2 г.Мосты по этическому и эстетическому воспитанию на уроках математики.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы этического и эстетического воспитания 6
Мотивация и стимулирование
деятельности учащихся на уроках математики 8
Воспитание школьников на уроках математики
посредством сообщения им сведений из истории науки 11
Воспитание культуры труда и культуры мышления
на уроках математики 13
Методические разработки уроков 15

Работа состоит из  1 файл

математика.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

Дети делают вывод, что выполнение данного задания  повлечет большие затраты времени, поэтому необходим поиск рационального метода его решения.

 
IV. Этап усвоения новых знаний.

Работа в паре:

один ученик вычисляет значение выражения:

а) 23 ∙ 53;    б) ;   в) (23)2,

второй ученик – значения выражений:

а) (2 ∙ 5)3;  б) ( )3;   в) 26.

  Сравнить  полученные результаты, сопоставить  выражения, проанализировать, осмыслить  суть происходящего, сделать выводы.

Озвучить  выводы.

     В ходе общеклассной работы анализируем  предложения учащихся, делаем вывод. Находим в учебнике правила, сопоставляем с нашими выводами.

Устный  счет:

  1. а)23 . 53;  б) 103; в)122;  г) 32 . 42; д) (53 . 73) : 353; е)(2a)3;  ж)(bx)5; з)(ab)n;
  2. а) б) в)203;  г)1603:83; д) ; е) ;
  3. а) (23)3; б) 26; в)44; г) (22)4; д)(25)2; е)(х2)3; ж) (ап)к.

     Конструкция примеров и их последовательность позволили  классу сделать обобщение. В результате появилась следующие записи:

(ab)n = anbn;

; (ап)к = апк.

     Учащиеся  записывают правила с помощью  формул. Учитель доказывает справедливость формул возведения в степень произведения, дроби и степени.

     Предлагаю следующий пример: (abcd)4 =…

   Перед классом поставлена новая проблема: справедливо ли доказанное правило  для трех и более множителей. Доказательство формулы для k множителей предлагается провести двум наиболее математически  подготовленным   ученикам (в качестве творческого задания).

     Учитель ведет беседу с учащимися  о важности полноценной и грамотной  аргументации в математике. Они  прошли путь поиска формулировки  правила и доказательства свойства  возведения в степень произведения. Он заключается в следующем:

  • встреча с задачей, для решения которой потребовалось оперировать со степенями;
  • высказывание гипотезы, то есть предположения о свойствах степеней;
  • проверка гипотезы для различных частных случаев;
  • обоснование гипотезы для общего случая;
  • оформление результатов.
 

Физкультминутка для снятия напряжения и усталости, утомляемости глаз, улучшения мозгового кровообращения  

V.Закрепление нового материала

№ 214 (ж,з), № 215 (ж,з), № 216(е,ж) – решаем на доске.

  Решить самостоятельно:

I вариант –  №213 (1-ая строчка), № 214 (а,г), №216 (а,в), №217 (1-ая строчка) 
II вариант – № 213(2-ая строчка), №214(б,д), №216 (б,г), №217 (2-ая строчка)

Проверка проводится устно (дети зачитывают ответы, исправляем ошибки, если они есть).

     Работа  в парах, возможна консультация учителя.

Найти ошибки в примерах:

  1. (ab)3 = a3b3;
  2. (-2bc)2 = -4b2с;
  3. (2 . 5)4 = 10000;
  4. ;
  5. (-33)2 = 36;
  6. (-32)3 = 36;
  7. ;
  8. 4)2с3 = с9;
  9. (((-a)3)2)4 = a24 ;

    10.((2a)3b7)2 = 26a6b14 .

   Результаты  работы озвучиваются, проверяются в ходе общеклассной работы. 

VI. Этап проверки понимания учащимися нового материала

     Установить  усвоили или нет учащиеся свойства степени с натуральным показателем, знание соответствующих равенств, выражающих то или иное свойство.

1) Учитель  показывает заготовленный лист с тем или иным свойством степени, то есть

aman = am+n 
a
m/an = am-n 
(ab)n = anbn 
(am)n = amn

и просит учащихся назвать соответствующее  свойство и сформулировать правило.

2) Для  каждого учащегося заготовлен  лист с заданиями:

1. Подчеркните выражение, которое не входит ни в одну из частей равенств, выражающих свойства степени с натуральным показателем.

am+n, (am)n, am/n, am-n, anbn

2. Допишите  равенства и подберите общее  для них название:

aman = … 
… = anbn 
(am)n = … 
… = am-n

     Осуществляется взаимопроверка при совместном обсуждении правильного выполнения работы. В результате выявляются ошибки и устраняются пробелы в понимании учащимися свойств степени. 

VII. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

§12 стр.99 – 102, задачи № 213(3,4 строки), 214 (а – в), 215 (а –  в).

 

VIII. Итог урока. Рефлексия

Обсудить достигнута ли цель урока, которую поставили  в начале урока, что узнали нового, чему научились, что осталось непонятным, какие задачи ставит перед собой каждый ученик. Оценить работу учащихся на уроке, выставить отметки, прокомментировать их.  

                                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10 класс

Тема: Решение тригонометрических уравнений

Цели:

  • обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме. Создать условия контроля усвоения знаний и умений.
  • способствовать развитию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимание и памяти.
  • содействовать воспитанию интереса к предмету, активность в работе, мобильности, умения общаться, общей культуры труда.

     

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы  обучения: частично-поисковый (эвристический). Тестовая проверка уровня знаний, решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка. 

Ход урока 

I.Организационный этап. Мотивация и целеполагaние

Психологический настрой на работу. Озвучивание эпиграфа к уроку.

Французский писатель Анатоль Франс заметил: "Учиться  можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом". Давайте будем следовать этому  совету писателя, будем активны, внимательны, все будем делать с довольствием и с большим желанием.

Сообщение темы урока и его плана.

Тема урока "Решение  тригонометрических уравнений". Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные  виды, типы, методы и приемы решения  тригонометрических уравнений.

Перед вами задача – показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.

II.Проверка домашнего задания (Контроль знаний и приведение в систему знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям).

    Устно:

1. Решение уравнения sin x=a, |a| 1?

2.При каком  значении а уравнение cos x=a имеет решение?

3.Формула корней уравнения  sin x=a ,  cos x = a,  tg x = a,  ctg x = a.

4.В каком промежутке  находиться arcsin a, arcos a,  arctg a, arcctg a?

5. Решение уравнения cos x = 1

6. Решение уравнения  sin x=1.

7. Решение уравнения  cos x = - 1

8. Решение уравнения  sin x=-1

9. Решение уравнения  cos x = 0

10. Решение уравнения sin=0?

11.Чему равен acrsin(-a), arccos(-a), arctg(-a), arcctg(-a)?

III.Систематизация знаний

Цель: Привести в систему знания по темам и методам решения тригонометрических уравнений.

Классификация тригонометрических уравнений

Задача: Определить тип и методы решения тригонометрических уравнений.

1.   3 sin2x – sinx cosx – 2 cos2x = 0,

2.  3 sin2x – 5 sinx – 2 = 0,

3.  sin 6x – cos 3x = 0,       

4.  2 cos2x + 3 sinx = 0,

5.  2 sinx cosx = cos 2x – 2 sin2x,

6.  2 cos2x – 11 sin(π/2 – x) + 5 = 0,

7.   tg x + 3 ctg x = 4,  

8.  cosx + sinx = 1,

9.  3 sinx cosx –  cos2x = 0.

     Учащиеся  работают над данным заданием в парах, затем обсуждается тип и метод  решения каждого уравнения в  отдельности. Мнение каждого ученика  выслушиваем до конца, принимаем  его или подвергаем критике (метод, но не ученика).

Системно-обобщающая таблица

Решение уравнений

Решите уравнения  с указанием четкого алгоритма  решения уравнений данного типа.

1. Решить уравнение   1 – 3 sinx cosx – 5 cos2x = 0. 

Алгоритм:

1. Приведение  к однородному уравнению.

2. Деление левой  и правой части на Cos2x при условии Cosx 0.

3. Введение замены. Решение квадратного уравнения.

4. Подстановка.

5. Решение простейших  тригонометрических уравнений. 

2. Найти наибольший  отрицательный корень уравнения

     2 sin22x + 5 sin2x – 3 = 0.     

Алгоритм:

1. Замена переменной.

2. Решение квадратного  уравнения.

3. Решение простейших тригонометрических уравнений.

Ответ: Наибольший отрицательный корень   -  

3. Найти сумму  корней уравнения sin5x + sinx = sin3x, принадлежащих промежутку (0;π).

Cумма корней:    

Дополнительно: Решить уравнение cos4x – sin4x = 0.

Ответ:    

Физкультминутка (под легкую музыку учащиеся выполняют  упражнения для снятия утомляемости, гимнастику для глаз). 

  IV. Проверка уровня усвоения материала

Тест  (используется компьютерный тест и карточки с заданиями)

     1 Вариант

1. Найти наименьший  положительный корень уравнения  sinx + sin5x = 0.

Ответы: 

Информация о работе Изучение основ этических отношений на уроках математики