Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности использования самостоятельной работы на различных этапах формирования у младших школьников умения
решать простые арифметические задачи.
Предмет исследования: самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников математике.
Введение………………………………….……………………………..…………. 3
Глава 1.
Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах ….………...……………………………...5
§ 1.1. Самостоятельная работа: определение понятия, условия эффективности, значение………………………….…………………………………..………………5
§ 1.2. Виды самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах……………………………………….……………………………………….….13
Глава 2.
Самостоятельная работа в процессе формирования у младших школьников умение решать простые арифметические задачи ………………..…………….21
§2.1. Особенности изучения простых арифметических задач в начальном курсе математики …………………………………………………………………………21
§ 2.2. Содержание, проведение и анализ экспериментальной работы…...……..40
Заключение…………………………….……………………………………………48
Литература………………………………………
Министерство Образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
Факультет педагогики и методики начального образования
Курсовая работа студентки 4 курса (ОЗО)
Игиновой Яны Валерьевны
Елец, 2010
Введение………………………………….……………………
Глава 1.
Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах ….………...……………………………...5
§ 1.1. Самостоятельная работа: определение понятия, условия эффективности, значение………………………….……………………………
§ 1.2. Виды самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах……………………………………….…………………
Глава 2.
Самостоятельная работа в процессе формирования у младших школьников умение решать простые арифметические задачи ………………..…………….21
§2.1. Особенности изучения простых арифметических задач в начальном курсе математики …………………………………………………………………………21
§ 2.2. Содержание, проведение и анализ экспериментальной работы…...……..40
Заключение…………………………….……………………
Литература……………………………………………………
Приложение №1 ………………………………………… ………………………...54
Приложение № 2 …………………………………………………………………...52
Приложение № 3………………………………………... ………….……………..64
Совершенствование содержания, методики обучения в общеобразовательной школе предполагает поиск путей и средств, позволяющих формировать у школьников способность самостоятельно овладевать знаниями, воспитывать у них потребность в постоянном самообразовании.
Начальная школа – один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность.
Ни у кого не вызывает сомнения, что одним из эффективных средств воспитания самостоятельности на уроках является самостоятельная работа учащихся.
Однако, ее возможности, как показывает анализ образовательной практики, реализуются учителями не в полной мере. В основном учителя используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля ЗУН учащихся, выводя содержательную часть работ на репродуктивный уровень. Не часто используются самостоятельные работы на этапе подготовки к введению нового знания и на этапе его формирования. Однако организация и проведение самостоятельной работы на всех этапах усвоения ЗУН, как показывают исследования (В.К. Буряка, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого и др.) способствуют активизации мышления ребенка, делают его активным участником учебного процесса. Обучающий результат самостоятельной работы находит выражение в накоплении ребенком фактического материала и опыта его личностного осмысления, оценки. Развивающий эффект обеспечивается предельной активностью и напряжением психических сил, вовлеченных в работу по формированию умений и навыков самостоятельного труда. Одновременно происходит воспитание таких качеств, как добросовестность, усидчивость, прилежание, ответственность, дисциплинированность.
Выше изложенное обусловило выбор темы нашего исследования: «Самостоятельная работа в процессе формирования умения решать простые арифметические задачи».
Цель исследования: изучить возможности использования самостоятельной работы на различных этапах формирования у младших школьников умения
решать простые арифметические задачи.
Предмет исследования: самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников математике.
Объект исследования: деятельность учителя по организации самостоятельной работы учащихся в процессе формирования у младших школьников умения решать простые арифметические задачи.
Гипотеза исследования: различные виды самостоятельной работы, основанные на учёте индивидуальных особенностей и математической подготовки учащихся, способствуют эффективности формирования у младших школьников умения решать простые арифметические задачи.
Цель, предмет и гипотеза исследования позволяют сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные виды самостоятельной работы, используемые на уроках математики в начальных классах.
3. Изучить возможности использования самостоятельной работы на различных этапах формирования у младших школьников умения решать простые арифметические задачи.
4. Сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы,
- педагогическое наблюдение,
- анализ результатов деятельности учащихся,
- опытно - экспериментальная работа.
База исследования: 1 б класс, МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Лебедяни ( учитель – Бражникова Галина Анатольевна) .
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
ГЛАВА I. Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах
§ 1.1. Самостоятельная работа: определение понятия, условия эффективности, значение.
В большинстве случаев определение самостоятельной работы дается на основе выделения тех или иных ее существенных признаков. Дидакты и методисты (С.П. Баранов, Б.П. Есипов, Д.Б. Эльконин и др.) опираются на признаки, характеризующие самостоятельную работу как форму организации учения. В связи с этим широкое распространение получило определение, данное Б.П. Есиповым: «Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, проявляя усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий» (11).
Следуя этой концепции, другие дидакты и методисты отмечают, что самостоятельная работа может быть представлена выполнением групповых, индивидуальных и фронтальных заданий на уроках (Н.Б. Истомина) (16), консультациях, а также в домашних условиях (О.А. Нильсон, Г.Э. Рудзитис) (29).
Следовательно, главными признаками ее при таком подходе являются:
- выделение для нее специального времени;
- наличие задания учителем (фронтального, группового, индивидуального);
- отсутствие непосредственного участия учителя в работе;
- умственные и физические усилия учащихся;
- результаты работы.
Этой точки зрения мы будем придерживаться в своем исследовании.
В последнее время по поводу классификация самостоятельных работ было много споров. Единой классификации самостоятельных работ нет. Они различаются по дидактическим признакам, характеризующим разные стороны одной и той же самостоятельной работы. Одним из основных дидактических признаков является дидактическая цель. Рассмотрим различные подходы к определению «самостоятельной работы» по ее дидактической цели.
Самостоятельная работа может быть направлена на различные объекты. Так, Т.С. Назарова (14) считает, что самостоятельные работы имеют следующую направленность:
а) на подготовку учащихся к восприятию нового материала;
б) на усвоение учащимися новых знаний;
в) на закрепление, расширение, и совершенствование усвоенных знаний;
г) на выработку, закрепление и совершенствование умений (14, с.10).
По способу организации Т.С. Назарова(14) предлагает следующую классификацию видов самостоятельных работ:
- общеклассная (фронтальная), когда все учащиеся выполняют одну и ту же работу;
- групповая, когда по 2 – 3 учащихся работают над выполнением заданий;
- индивидуальная, когда каждый учащийся работает по отдельному заданию.
В педагогической литературе большое внимание уделяется так же поиску условий, реализация которых позволяет обеспечить эффективность самостоятельной работы.
Условиям эффективности использования самостоятельной работы на уроках отводится большое место в работах В.К. Буряка, Л.Н. Скаткина, Н.Ю. Лейкиной, Е.И. Мишарёвой и др.
Так, Л.Н. Скаткин (35) считает, что все виды самостоятельной работы независимо от дидактической цели имеют обучающий характер, и выделяет условия, которые позволяют это обеспечить. Среди них:
- инструктаж учителя о цели и способах выполнения предлагаемой учащимся самостоятельной работы;
- расчленение сложных заданий на ряд последовательно выполняемых заданий;
- использование заданий, ориентированных на частично самостоятельную работу учащихся (заданий, включающих вспомогательные вопросы или содержащие готовое решение некоторых отдельных операций). По мнению Л.Н. Скаткина, эти задания обеспечивают переход от работы под непосредственным руководством учителя через частично самостоятельную работу к вполне самостоятельной работе;
- использование для выработки умений и навыков заданий, аналогичных по математическому содержанию, по характеру операций, но различных по учебному материалу;
- контроль за самостоятельной работой учащихся, своевременное устранение ошибки, а так же выделение целесообразных приемов работы, применяемых учеником; подбор заданий, включающих элементы самоконтроля (35).
По мнению В.К. Буряка (5) усиление активной умственной деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы достигается при условии, если учитель планомерно организует эту работу и умело ею руководит. Для этого он рекомендует проводить всестороннюю подготовку самостоятельной работы учащихся, при которой учитель должен руководствоваться следующими требованиями:
- самостоятельную работу учащихся нужно организовывать вo всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе освоения нового материала. Необходимо обеспечить накопление у учащихся не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов и умений, способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания.
- учащихся нужно ставить в активную позицию делать их непосредственными участниками процесса познания. В процессе самостоятельной работы надо научить учащихся видеть и формировать проблемы, используя для этого имеющие знания, умения и навыки, проверять на уроке результаты;
- для активизации умственной деятельности учащихся надо давать работу, требующую посильного умственного напряжения.
На наш взгляд, наиболее важным является последнее требование. Действительно, самостоятельную работу надо организовывать так, чтобы учащиеся постоянно преодолевали посильные трудности, и чтобы уровень требований, предъявляемых к ученику, не был ниже уровня развития его умственного потенциала.
П.И. Пидкасистый (34) отмечает, что работа по развитию умений и навыков самостоятельного умственного труда проводится в системе, основой которого является постепенное увеличение самостоятельности учащихся, осуществляется путем усложнения заданий для самостоятельной работы и путем изменений роли и руководства учителя при выполнении учащимися этих заданий.
Для эффективности самостоятельной работы, с его точки зрения, не менее важным является отбор целесообразных заданий для самостоятельной работы. При отборе заданий учитель должен исходить из темы и целей данного урока, учитывая при этом общие села обучения в школе и специфику своего предмета. Выполнение этих требований, как отмечает П.И. Пидкасистый, способствует усвоению, расширению и углублению учащимися знаний; развитию интеллектуальных способностей учащихся, формированию умений и навыков самостоятельной работы.
Информация о работе Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах