Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности использования самостоятельной работы на различных этапах формирования у младших школьников умения
решать простые арифметические задачи.
Предмет исследования: самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников математике.
Введение………………………………….……………………………..…………. 3
Глава 1.
Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах ….………...……………………………...5
§ 1.1. Самостоятельная работа: определение понятия, условия эффективности, значение………………………….…………………………………..………………5
§ 1.2. Виды самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах……………………………………….……………………………………….….13
Глава 2.
Самостоятельная работа в процессе формирования у младших школьников умение решать простые арифметические задачи ………………..…………….21
§2.1. Особенности изучения простых арифметических задач в начальном курсе математики …………………………………………………………………………21
§ 2.2. Содержание, проведение и анализ экспериментальной работы…...……..40
Заключение…………………………….……………………………………………48
Литература………………………………………
45. Шорникова, И.В. Некоторые виды работ по преобразованию задач [Текст] / И.В. Шорникова. // Начальная школа. - 2003. - №11.
46. Шорникова, И.В. Формы проверки самостоятельной работы на уроках математики [Текст] / И.В. Шорникова // Начальная школа. - 2004. -№6.
47. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения [Текст] / Г.И. Щукина. - М.:Просвещение, 1979.
48. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин . – М., Воронеж, 1995.
49. Эрдниев, П.М. Обучение математике в начальных классах [Текст] / П.М. Эрдниев. - М.: Просвещение, 1977.
50.Юркова, Ю.К. Самостоятельная работа на уроках математики. [ Текст] / Ю.К. Юркова // Начальная школа – 2007. - №8.
Приложение № 1
▲ - задания для учащихся с низким уровнем обучаемости.
● - задания для учащихся со средним уровнем обучаемости.
■ - задания для учащихся с высоким уровнем обучаемости.
Дифференциация работы по уровню сложности.
I вариант.
Задачи: 1) В гараже стояли машины. Утром уехало 5 машин, а после обеда еще 4 машины. Сколько всего машин уехало из гаража?
2) На дереве сидело 5 синичек. 4 птички улетели. Сколько синичек осталось на дереве?
3) На дереве сидели синички. Когда 5 птичек улетело, осталось сидеть еще 4. Сколько всего синичек сидело на дереве?
1. ▲ Прочитайте задачи, какие из них решаются сложением?
2. ● Прочитайте задачи. Какие из них на сложение, а какие на вычитание. Если задача на сложение, то поставьте знак «+», если на вычитание, то знак «-« .
3. ■ Прочитайте задачи. Найдите для каждой правильное решение.
II вариант.
Задача: «У Вали было 8 слив. После обеда она съела 3 сливы. Наелась ли Валя?».
1. ▲ Измените текст так, чтобы он имел вид задачи.
2. ● Измените текст так, чтобы он имел вид задачи на сложение.
3. ■ Измените текст так, чтобы он имел вид задачи на сложение и решите ее.
III вариант.
Задача: «Мартышка нашла на огороде 4 спелых клубники и 2 зеленых. Сколько всего ягод нашла Мартышка?»
Варианты решений:
4 - 2 4 + 2 6 - 4 6 - 2.
1. ▲ Из предложенных вариантов решений данной задачи найдите верный и подчеркните его.
2. ● Какой из предложенных вариантов решения является решением задачи, обратной данной? Составьте эту задачу.
3. ■ Какой из предложенных вариантов решений является верным? Объясните, почему остальные варианты не подходят, в чем заключается ошибка?
Дифференциация работы по форме учебных действий.
I вариант.
Задача: «На ветке сидело 5 птиц, 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?»
1. ▲ Решение задачи с опорой на индивидуальный счетный материал (картинки с изображением птиц).
2. ● Решение задачи с помощью схематического рисунка, выполненного на доске: O O O O O.
3. ■ Решение задачи без наглядной опоры, в уме.
II вариант.
Задача: «У Насти было 5 яблок, 3 яблока она отдала Гале. Сколько яблок осталось у Насти?»
Краткая запись Насти:
Настя – 5 яблок
Галя – 3 яблока
Осталось – ? яблок
1. ▲ Чем отличаются краткие записи девочек?
2. ● Найдите отличия и сходства в выполненных Галей и Настей краткой записи?
3. ■ Соответствуют ли выполненные краткие записи тексту задачи? Какую вы бы сделали краткую запись к этой задаче?
III вариант.
На закрытой доске написана задача: «В гараже стояло 7 машин. Сначала уехали 2 машины, а затем еще 3. Сколько всего машин уехало из гаража?»
Решение выполнено с ошибкой:
7 – 3 = 4 (м.) – уехали.
Учитель на 10 секунд открывает доску.
1. ▲ Восстановить решение задачи.
2. ● Восстановить и объяснить решение задачи.
3. ■ Решить задачу и доказать ее правильность.
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
I вариант.
Задача. «Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?»
Карточка № 1. Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что о задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу. |
|
Карточка № 2. Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи. |
|
Карточка № 3. В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи. |
|
Карточка № 4. Подумай, верно ли составлена краткая запись задачи: Привезли – 15 б. Съел - ? б. Осталось – 9б. |
|
Карточка № 5. Подумай, как можно узнать, сколько Матроскин съел бутербродов. |
|
Карточка № 6. Воспользуйся схемой и реши задачу: □ - □ = □ (б.) |
Комментарий:
1. ▲ Решение задачи с использованием всех карточек помощниц.
2. ● Решение задачи с использованием карточек № 1-3.
3. ■ Решение задачи с использованием карточки № 1.
II вариант.
Задача: «В вазе было 5 яблок, 2 яблока взяли. Сколько яблок осталось?»
Составьте краткую запись. Решите задачу, запишите ответ.
Карточки-помощницы (перфокарты).
Карточка № 1. Выдели «ключевые» слова для краткой записи. В вазе 2 яблока . Сколько яблок |
|
Карточка № 2. Было - яблок Взяли - яблок Осталось - яблок |
|
Карточка № 3. Сделай выбор арифметического действия, подчеркнув нужный знак: взяли O, дали O. Выбери нужный знак: « + » или «- « |
|
Карточка № 4. Решение: |
|
Карточка № 5. Ответ: □ яблок осталось. |
Комментарий:
1. ▲ При решении используют все карточки-помощницы.
2. ● При решении используют карточки № 1, № 2.
3. ■ Решают без карточек-помощниц.
III вариант.
Задача: «В вазе лежало 20 конфет. Лена взяла 12 конфет. Сколько конфет осталось в вазе?». Составьте схему решения задачи. Решите ее.
Карточка № 1. При составлении схемы используй обозначения : - десятки, | ||||
| ||||
| ||||
Карточка № 2. Заполни таблицу: | ||||
|
|
|
|
|
20 |
|
| ||
12 |
|
| ||
| ||||
Карточка № 3. Используя таблицу (карточка № 2), составь схему. Реши задачу. |
Комментарий:
1. ▲ При решении пользуются всеми тремя карточками.
2. ● При решении могут воспользоваться только карточкой № 1.
3. ■ Решают без карточек-помощниц.
IV вариант.
Задача: «У Маши было 5 конфет, 2 она отдала Свете. Сколько конфет осталось у Маши?».
1. ▲ Выполните иллюстрацию к задаче, используя «схему-помощницу».
точки, изображающие большее число в задаче |
2. ● Выполните иллюстрацию к задаче в виде «картинки с точками»:
Уменьшаемое – самое большое число в задаче, вычитаемое – самое маленькое число в задаче. |
3. ■ Выполните иллюстрацию к задаче в виде «картинки с точками».
Дифференциация работы по уровню творчества.
I вариант.
1. ▲ Составь задачу, чтобы ее решение имело вид: 9 – 3 = 6.
2. ● Используя числа 9 и 3, составь задачу и реши ее.
3. ■ По данной иллюстрации составь задачу и реши ее.
II вариант.
1. ▲ Составьте задачу по сюжету сказки «Волк и семеро козлят». Выполните иллюстрацию к составленной задаче.
2. ● Составьте задачу по сюжету сказки «Волк и семеро козлят». Выполните иллюстрацию в виде «картинки с точками».
3. ■ Составьте задачу по сюжету сказки «Волк и семеро козлят». Оформите краткую запись к составленной задаче.
III вариант.
1. ▲ Составьте задачу, решение которой имеет вид: 7 – 4 = 3.
2. ● Составьте задачу так, чтобы в ее решении использовались числа
7, 4, 3.
3. ■ Составьте все возможные задачи, в решении которых используются числа 7, 4, 3.
Информация о работе Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах