Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возможности использования самостоятельной работы на различных этапах формирования у младших школьников умения
решать простые арифметические задачи.
Предмет исследования: самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников математике.

Содержание

Введение………………………………….……………………………..…………. 3
Глава 1.
Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах ….………...……………………………...5
§ 1.1. Самостоятельная работа: определение понятия, условия эффективности, значение………………………….…………………………………..………………5
§ 1.2. Виды самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах……………………………………….……………………………………….….13
Глава 2.
Самостоятельная работа в процессе формирования у младших школьников умение решать простые арифметические задачи ………………..…………….21
§2.1. Особенности изучения простых арифметических задач в начальном курсе математики …………………………………………………………………………21
§ 2.2. Содержание, проведение и анализ экспериментальной работы…...……..40
Заключение…………………………….……………………………………………48
Литература………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах.doc

— 2.09 Мб (Скачать документ)

Дифференциация работы по объему.

I вариант.

Задача: «Бабушка посадила 9 кустов клубники, а внук – 3…».

Вопросы: 1) На сколько больше кустов клубники, посадил внук, чем бабушка?

2) На сколько больше кустов клубники, посадила бабушка, чем внук?

3) На сколько меньше кустов клубники посадила бабушка, чем внук?

1. ▲ Подберите к тексту вопрос так, чтобы текст стал задачей.

2. ● Подберите к тексту вопрос так, чтобы текст стал задачей. Как нужно изменить текст задачи, чтобы подошли все остальные вопросы.

3. ■ Подберите к тексту вопрос так, чтобы текст стал задачей. Как нужно изменить текст, чтобы подошли все остальные вопросы. Какие еще вопросы можно задать по тексту данной задачи?

II вариант.

1). Мартышка нашла на огороде 4 клубники спелых и 2 зеленых. Поделилась она с Попугаем?

2). У Мартышки 3 банана. Если она поделится с Попугаем, сколько достанется каждому?

3). Удав нюхал цветы на поляне. Всего там расцвело 7 цветов. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на один цветок. Сколько теперь цветов может понюхать Слоненок?

4). У Мартышки было 2 банана, а у Попугая – 3. Сколько всего у них было бананов?

1. ▲ Выберите из предложенных текстов те, которые являются задачами. Решите любую из них.

2. ● Выберите из предложенных текстов те, которые являются задачами. Решите их.

3. ■ Выберите из предложенных текстов те, которые являются задачами. Решите их. Как можно изменить оставшиеся тексты, чтобы они имели вид задач?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

 

Таблица № 1

 

1.Астахов Вадим

      +

      -

      +

2. Бобылёва Анастасия

      +

      +

      -

3. Истратов Павел

      +

      -

      +

4. Камалтынова Оксана

      +

      +

      -

5. Козлов Никита

      +

      -

      +

6. Кириллова Татьяна

      +

      +

      +

7. Лапин Артём

      +

      +

      +

8. Лесникова Вара

      +

      -

      +

9. Малютин Александр

      +

      -

      +

10. Медведев Игорь

      +

      +

      +

11. Пилюгин Вадим

      +

      +

      +

12. Рутц Виктор

      +

      +

      -

13. Сериков Денис

      +

      -

      +

14. Старых Антон

      +

      -

      +

15. Туголукова Наталья

      +

      +

      +

16. Фёдорова Ирина

      +

      +

      +

17. Хаустова Анастасия

      +

      +

      +

18. Черников Кирилл

      +

      +

      -

19. Юдина Светлана

      +

      +

      -

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 2

 

1.Астахов Вадим

      +

      +

2. Бобылёва Анастасия

      +

      -

3. Истратов Павел

      +

      +

4. Камалтынова Оксана

      +

      +

5. Козлов Никита

      -

      +

6. Кириллова Татьяна

      +

      +

7. Лапин Артём

      +

      +

8. Лесникова Вара

      +

      +

9. Малютин Александр

      +

      +

10. Медведев Игорь

      +

      +

11. Пилюгин Вадим

      +

      +

12. Рутц Виктор

      +

      -

13. Сериков Денис

      +

      +

14. Старых Антон

      -

      +

15. Туголукова Наталья

      +

      +

16. Фёдорова Ирина

      +

      +

17. Хаустова Анастасия

      +

      +

18. Черников Кирилл

      +

      +

19. Юдина Светлана

      +

      +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

Тип задачи: « Задачи на нахождение суммы и остатка».

 

Подготовительный этап

 

Самостоятельная работа №1

 

1)                 Из предложенных текстов выбери текст задачи:

-   Мальчик купил 3 марки, а потом ещё 2. Сколько марок купил мальчик?

-   Мальчик вырезал 4 синих кружка и 1 голубой.

2)        Из предложенных текстов задач, выбери ту задачу, которую можно решить.

-   У Юли было 3 яблока и несколько груш. Сколько яблок и груш всего было у юли?

-   У Кати было 8 яблок и 1 груша. Сколько фруктов было у Кати?

 

Самостоятельная работа №2.

 

1)                 Подчеркни в задаче условие синим карандашом, а вопрос зелёным.

-               Девочка вымыла 5 тарелок глубоких и 2 мелких. Сколько тарелок вымыла девочка?

2)                 Подчеркни в задаче условие зелёным карандашом, а вопрос красным.

-               Сколько выехало из гаража машин, если сначала выехало 3 машина, а потом ещё 3.

 

Самостоятельная работа № 3.

 

1)           Дополни условие задачи:

                -    На поляне играли 7 зайцев. Вдруг ……. . Сколько зайцев прячется в  кустах?

2)       Дополни условие задачи так, чтобы её можно было решить:

-               Продали 3 пучка моркови, а 4 пучка осталось.

 

Самостоятельная работа № 4

 

1) Придумай задачу по рисунку:

 

 

   ?

 

 

2) Посмотри на рисунок и скажи, каким арифметическим действием будет решаться задача?

 

 

 

              ?

 

 

Самостоятельная работа № 5.

 

1)     Выполни иллюстрацию к задаче.

-         На одной ветке растут 5 яблок, а на другой 4. Сколько яблок растут на двух ветках?

2)     Выполни иллюстрацию к задаче.

-         На столе лежало 7 яблок. Когда несколько яблок взяли в компот, осталось 3 яблока. Сколько яблок взяли в компот?

 

Этап ознакомления

 

Самостоятельная работа № 1.

 

1)     Каким арифметическим действием решается задача ( сложением или вычитанием)?

  - С ветки сначала упали 5 яблок, а затем ещё 3 яблока. Сколько яблок упало с ветки?

2)     Каким арифметическим действием решается задача ( сложением или вычитанием)?

- Во дворе растут 12 деревьев: 7 лип, остальные осины. Сколько осин?

 

Самостоятельная работа № 2.

 

1)     Соотнеси текст задачи с одной из иллюстрацией:

-         В гараже стояло 4 красные машины и 3 жёлтые. Сколько всего машин стояло в гараже?

 

                   

 

2)     Выполни иллюстрацию к задаче:

-         У Нины в корзине было 5 морковок и 3 огурца. Сколько овощей несла Нина?

 

Самостоятельная работа № 3.

 

1)                 Исправь ошибки, которые допустил Незнайка. Реши задачу.

-         Под Ёлкой лежало 4 синих подарка и 3 красных. Сколько всего подарков под ёлкой?

                    ?

    

 

2)                 Исправь ошибки, которые допустил Незнайка. Реши задачу.

-         С огорода мама несла 3 тыквы, а Лена – 2. Сколько тыкв всего несли мама и Лена?

М -                        ?

Л. -  

 

Самостоятельная работа № 4.

 

1)   Измени рисунок так, чтобы задача решалась действием вычитания:

 

                                                                                                          ?

 

 

 

2)   Измени условие задачи так, чтобы она решалась действием сложения:

-         С аэродрома улетело 7 самолётов, а 4 осталось. Сколько самолётов было на аэродроме?

 

Самостоятельная работа №5.

 

1)     Какая иллюстрация подходит к условию задачи?

-         На небе видны 6 больших звёзд и 2 маленькие. Сколько всего звёзд на небе?

 

   

 

2)  Какая иллюстрация подходит к условию задачи?

-         Мама помыла 8 тарелок. 5из них глубокие, а остальные мелкие. Сколько мелких тарелок помыла мама?

 

 

 

 

 

 

Этап закрепления

 

Самостоятельная работа № 1.

 

1)     Реши задачу. Запиши ответ.

-         Около дома посадили 5 рябин и 4 черёмухи. Сколько всего деревьев посадили?

2)     Реши задачу. Запиши ответ.

-         У ёжика было 15 грибов. По дороге он все грибы съел. Сколько грибов осталось у ёжика?

 

Самостоятельная работа № 2.

 

1)       Реши задачу. Выполни проверку.

-     Съели 6 конфет. Осталось 2. Сколько было конфет?

2)           Реши задачу. Выполни проверку.

-     У Тани 8 игрушек. Она дала трём своим подругам по одной игрушке.

Сколько игрушек у неё осталось?

 

Самостоятельная работа № 3.

 

1)     Придумай задачу обратную данной, и реши обе задачи.

-         В букете 8 цветков: 2 мака, а остальные ромашки. Сколько ромашек в букете?

2)     Придумай задачу обратную данной, и реши обе задачи.

-         В озере плавают 2 утки и 6 утят. Сколько всего птиц плавают на озере?

 

Самостоятельная работа № 4.

 

1)     Измени условие так, чтобы она решалась действием вычитания. Реши обе задачи.

-         К празднику девочки делали флажки. Лене осталось сделать 9 флажков, а Оле – 2. Сколько флажков осталось сделать обеим девочкам?

2)     Измени условие задачи так, чтобы она решалась действием вычитания. Реши обе задачи.

-         На горке катались четверо детей. Пришли ещё 2 мальчика. Сколько детей стало кататься на горке?

 

Самостоятельная работа № 5.

 

1)     Придумай вопрос к задаче и реши её.

-         В большой корзине было 10 яблок. Когда из неё переложили несколько яблок, то в корзине осталось 7 яблок. Сколько …… ?

2)     Придумай вопрос к задаче и реши её.

-         Бабушка пришила к платью 6 пуговиц, а всего надо пришить 8 пуговиц. Сколько …… ?

 

 

Тип задачи: «Задачи на увеличение и уменьшение числа на

несколько единиц»

Подготовительный этап

 

Самостоятельная работа №1.

 

1)     Что нужно сделать, чтобы кругов стало на 1 больше?

       

2)     Что нужно сделать, чтобы квадратов стало на 1 меньше?

               

 

 

Самостоятельная работа № 2.

 

      Дана иллюстрация :

        

       

1)     Что нужно сделать, чтобы стало красных кругов на 2 меньше чем зелёных квадратов?

2)     Что нужно сделать, чтобы стало зелёных квадратов на 1 больше чем красных кругов?

Самостоятельная работа № 3.

 

1)     Коля нарисовал 3 точки, а рядом ещё 2. Повтори, что сделал Коля, и скажи, сколько всего точек?

2)     Юля нарисовала 5 точек, а затем зачеркнула 2 точки. Нарисуй столько точек, сколько всего нарисовала Юля.

 

Самостоятельная работа № 4.

 

1)     Ёжик набрал 3 яблока и 2 груши. Нарисуй столько яблок и груш, сколько собрал ёжик.

2)     У белки было 4 ореха, по дороге она потеряла 1. Нарисуй столько орехов, сколько осталось у белки.

Самостоятельная работа № 5.

 

1)     Одна курица снесла 5 яиц, а другая на 2 яйца больше. Сколько яиц снесла вторая курица? Изобрази это на схеме.

2)     У Егора было 7 уток. Трёх уток утащила лиса. Сколько теперь у Егора уток? Изобрази это на схеме.

 

 

Этап ознакомления

 

Самостоятельная работа № 1.

 

1)     Каким арифметическим действием будет решаться задача?

-         Пятачок подобрал под дубом 3 жёлудя. А на другой день на 2 жёлудя больше. Сколько жёлудей подобрал пятачок?

Информация о работе Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах