Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности использования самостоятельной работы на различных этапах формирования у младших школьников умения
решать простые арифметические задачи.
Предмет исследования: самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников математике.
Введение………………………………….……………………………..…………. 3
Глава 1.
Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах ….………...……………………………...5
§ 1.1. Самостоятельная работа: определение понятия, условия эффективности, значение………………………….…………………………………..………………5
§ 1.2. Виды самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах……………………………………….……………………………………….….13
Глава 2.
Самостоятельная работа в процессе формирования у младших школьников умение решать простые арифметические задачи ………………..…………….21
§2.1. Особенности изучения простых арифметических задач в начальном курсе математики …………………………………………………………………………21
§ 2.2. Содержание, проведение и анализ экспериментальной работы…...……..40
Заключение…………………………….……………………………………………48
Литература………………………………………
По мнению П. И. Пидкасистого (34) постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:
- путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельна работы учащихся;
- путем усложнения содержания заданий, а вместе с этим мыслительных операций и приемов самостоятельной работы;
- путем изменения инструктажа и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя (34).
Изучение передового опыта учителей убеждает в том, что общие для всего класса задания не всегда могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным школьникам, обеспечивая их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время, создавая условия для успешного овладения знаниями и развитие менее подготовленных учащихся. Это достигается за счёт использования дифференцированных заданий.
Рассмотрим систему дифференцированных заданий, которая, с нашей точки зрения, поможет учителям правильно организовать изучение той или иной темы.
1.Трехвариантные задания по степени трудности (облегченной, средней, повышенной). При этом выбор варианта представляется учащимся.
2.Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
3.Индивидуальные дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
4. Равноценные двухвариантные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей трудности.
5.Общие практические задания с указанием минимального и максимального количества задач или примеров для обязательного выполнения.
6. Индивидуально-групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам или примерам.
7. Индивидуально – групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Предлагая классу, дифференцированные учебные задания учитель вовсе не имеет ввиду искусственное разделение на способных и не способных. Наоборот, он старается развить способности каждого, организовать обучение так, чтобы хорошо подготовленные ученики получили возможность выполнять более сложные задания, учиться быстрее, а не достаточно подготовленные менее сложные задания, но нацеливающие их на постепенное повышение уровня знаний. Выполнение сложного варианта задания ставиться целью каждого ученика. Ребята не лишаются возможности ознакомления с выполнением тех заданий, которые на данном уроке им не под силу. С этой целью в конце урока необходимо отводить время на их разъяснение тем учащимся, которые на уроке выполнили задание облегченной трудности; для тех, кто справился с работой второго уровня, предлагать домашнее задание более высокой степени трудности и т.д.
Зачастую бывает так, что уже на самом уроке большинство учеников приступают к выполнению домашнего задания, которое является логическим продолжением работы на уроке. Этим достигается качественное выполнение задания, так как учитель может дать соответствующие индивидуальные рекомендации по их выполнению.
В организации самостоятельной работы учащихся на первых порах необходимо осуществлять подробный инструктаж и показ образца ее выполнения.
Учащимся должно быть предоставлено время для осмысления задания самостоятельной работы и для уяснения требований к его выполнению. Затем учитель проверяет, все ли учащиеся поняли, как они должны выполнить работу. Особое внимание при этом обращается на медлительных и менее подготовленных учащихся. При необходимости учитель каждого из них дополнительно консультирует.
Наконец учитель проверяет, имеется ли у учащегося все нужное для работы. Чтобы учащийся не тратил время на поиски учебных пособий, надо их приучать держать свой книги, тетради и письменные принадлежности в порядке и на определенном месте.
Познакомившись с инструкцией к заданию, учащиеся приступают к его выполнению. В этот наиболее ответственный момент учитель следит за тем, все ли учащиеся начали работать, что их затрудняет, каковы этапы работы класса в целом и отдельных учеников. Различия в познавательных возможностях учащихся весьма отчетливо проявляются, когда всему классу предлагается решить арифметическую задачу самостоятельно. Одна часть учащихся готова самостоятельно решить предлагаемую задачу, другая нуждается в некоторой помощи учителя, в объяснении путей поиска, в наводящих вопросах, третья - в более детальной помощи. Поэтому, ставя общую для всех задачу, целесообразно заранее предусмотреть задания разной степени трудности, которые бы каждому позволяли овладеть одинаковым содержанием с активным использованием своих познавательных возможностей.
Считается, что проверка самостоятельной работы - самый трудный момент урока.
Конечно, организуя проверку, учитель в какoй - то мере помогает ученикам, которые не справились с заданием. Это может привести к тому, что в классе образуется группа учащихся, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельным заданием и привыкает дописывать задание во время проверки. Эта проблема, безусловно, требует специальных исследований.
Таким образом, анализ психолого – педагогической и научно - методической литературы, а также образовательной практики позволил нам выделить следующие условия эффективности организации самостоятельных работ:
- соответствие содержания самостоятельных работ требованиям
учебных программ;
- посильность самостоятельных работ для учащихся;
- соблюдение принципа сознательности при их выполнении;
- организация самостоятельных работ в определенной системе;
- подготовка учащихся к выполнению самостоятельных работ, точное четкое, немногословное инструктирование учащихся о целях и задачах работы;
- вооружение их необходимыми техническими и организационными навыками для ее выполнения;
- постановка перед учащимися такой задачи, разрешение которой потребовало бы от них умственных усилий;
- соблюдение дозировки времени, отведенного на выполнение самостоятельного задания;
- непосредственное наблюдение учителем за ходом выполнения учащимися самостоятельной работы и оказания им необходимой помощи при возникновении затруднений;
- обязательная проверка выполнения учащимися самостоятельной работы;
-выработка навыка самоконтроля у школьников во время работы;
-осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе организации самостоятельной работы.
§ 1.2. Виды самостоятельной работы
на уроках математики в начальных классах
Совершенствование содержания, методики обучения в начальной школе предполагает поиск путей и средств, позволяющих формировать у школьников желание самостоятельно овладевать знаниями, воспитывать у них потребность в постоянном самообразовании.
Одним из средств воспитания самостоятельности на уроках является самостоятельная работа учащихся. Ее можно использовать, решая, различные дидактические задачи. Так, например, она может, быть использована на этапе освоения новых знаний. Это позволяет активизировать мышление ребенка в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умении и навыков.
Анализ научно – методической литературы позволил нам выделить виды самостоятельной работы, наиболее используемые на уроках математики:
1. Самостоятельные работы с целью актуализации знаний в целом. Тем самым знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности.
Актуализировать опорные знания и умения учитель должен перед введением нового материала и перед закреплением его, поэтому данная работа может носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер
Работы воспроизводящего характера (или по образцу) в курсе математики — это многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями. В ходе выполнения этих работ ученики формулируют условия задач, определяют данные и искомое, а затем, воспроизводя соответствующие знания, находят способ решения. Работы такого вида учащиеся выполняют с подробной инструкцией.
Например, с целью подготовки к изучению вычислительного приема вида 30 - 6 целесообразно предложить следующую систему заданий:
1. Замени числа суммой по образцу:
50 | = | 40 | + | 10 |
|
| 70 | = |
| + |
|
| 40 | = |
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
90 | = | 80 | + | 10 |
|
| 20 | = |
| + |
|
| 30 | = |
| + |
|
2. Заполни «окошки»:
60 | + |
| = | 65 |
|
|
| + | 8 | = | 78 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
72 | + | 6 | = |
|
|
| 20 | + |
| = | 24 |
Информация о работе Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах