Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:43, дипломная работа
Целью исследования является изучение концепта «mångfald» в концептосфере шведского языка, а также выявление и рассмотрение его значений, незафиксированных в словарях.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «концепт» как способ отражения национального языкового сознания.
2. Описать базовые характеристики концепта.
3. Исследовать особенности языкового сознания шведского народа.
4. Выявить сущность концепта «mångfald» в шведском языке и проанализировать его составляющие.
5. Определить значение концепта «mångfald» в контекстах, связанных с общественной, политической и трудовой деятельностью.
Введение
В
современных лингвистических
Особенности
культуры и истории этноса, осмысливаясь
в виде структур знания, являются составной
частью его концептосферы, а затем
получают языковое воплощение. Картина
мира это некая интерпретация
реальной действительности, зависящая
от исторического опыта и
Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшей разработки проблем, связанных с изучением базовых концептов, в целом составляющих единую концептосферу этноса. Являясь важной частью национальной картины мира, концепт «mångfald» характеризуется большой значимостью в системе ценностей и концептосфере шведского языка, в результате чего имеет множественные воплощения в языковой семантике и коммуникативной деятельности ее носителей. В добавок концепт «mångfald” является одним из наименее изученных и однозначно определенных, в то время как его значимость и ценность достаточно высоки. Кроме того, концепт «mångfald» мало исследован в сопоставительном плане. Этот концепт отражает сложную систему духовно-нравственного и морально-этического измерений картины мира и внутренней, духовной жизни личности, этими обстоятельствами и объясняется выбор темы и объекта исследования.
В данной работе под концептом понимается ментальное образование, внутреннее содержание которого наполняется носителями языка в зависимости от существующих эталонов, стереотипов, приоритетов, что является в определенной степени синтезом вышеуказанных подходов к определению концепта.
Объектом настоящего исследования является комплексный, широко варьированный концепт «mångfald» в шведском языковом сознании.
Предметом исследования является особенности реализации данного концепта, а также его характеристика и занимаемое положение в шведском языке.
Целью исследования является изучение концепта «mångfald» в концептосфере шведского языка, а также выявление и рассмотрение его значений, незафиксированных в словарях.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «концепт» как способ отражения национального языкового сознания.
2.
Описать базовые
3.
Исследовать особенности
4. Выявить сущность концепта «mångfald» в шведском языке и проанализировать его составляющие.
5. Определить значение концепта «mångfald» в контекстах, связанных с общественной, политической и трудовой деятельностью.
Теоретической базой работы послужили исследования в области лингвокогнитологии С.А. Аскольдова (1997), А.П. Бабушкина (1996, 2001), Н.Н. Болдырева (2001, 2004, 2005), А. Вежбицкой (1997, 2001), С.Г. Воркачева (2001-2005), А.А. Залевской (1996, 2001, 2005), В.И. Карасика (2001, 2002, 2005), Е.С. Кубряковой (1997, 2004, 2006), Д.С. Лихачева (1993), (2004), М.В. Пименовой (2003, 2006), З.Д. Поповой (1999-2008), Е.В. Рахилиной (1998, 2000), Ю.С. Степанова (1997), И.А. Стернина (1999-2008), P.M. Фрумкиной (1992) и др., в области исследований обыденного языкового сознания - работы С.Г. Тер-Минасовой (2000), О.С. Фисенко (2005), Н.Д. Артюновой (1998), И.А.Стернина (2002) и др.
Структура работы определяется целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к этим главам, заключения и списка использованной литературы.
Во введении мотивируется выбор темы и объекта исследования, формулируется цель и задачи работы, описывается объем эмпирического материала, методология исследования и структура работы.
В первой главе излагаются основные теоретические и методологические положения, используемые и развиваемые в работе. В данной главе раскрывается сущность концепта как центрального понятия когнитивной лингвистики, определяются пути изучения концепта в ходе становления когнитивной лингвистики, вводятся и определяются понятия «лингвокультурный концепт», «языковое сознание», «менталитет» и «национальный характер». Дается обзор методов исследования концепта в зарубежном и отечественном направлениях когнитивной лингвистики, обосновывается выбор метода изучения концепта в данной работе.
Во второй главе проводится анализ лексикографических данных концепта «mångfald», изучение контекстов употребления данного концепта на материале интернет-сайтов шведских компаний, государственных учреждений, газетных статей, а также определяются значения данного концепта в контекстах, связанных с общественной, политической и трудовой деятельностью.
В
заключении подводятся суммарные теоретические
и практические итоги исследования.
Глава 1. Концепт как способ отражения национального языкового сознания
Термин "концепт" (от лат. conceptus – "мысль", "понятие") является междисциплинарным или, по определению Е.С. Кубряковой, "зонтиковым": "покрывает" предметные области нескольких научных направлений, занимающихся проблемами мышления и познания, хранения и переработки информации [Кубрякова 1996: 58]. Согласно "Краткому словарю когнитивных терминов", "понятие концепт отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких "квантов" знания" [Краткий словарь когнитивных терминов 1996: 90].
Возникнув как понятие
Несмотря на широкое
Соглашаясь с мнением З.Д.
Культурологическое по своей
сущности определение концепта
лексикографически закреплено
Н.Д. Арутюнова в рамках логического или логико-философского направления трактует концепт как понятие практической (обыденной) философии, являющейся результатом взаимодействия таких факторов, как национальная традиция, фольклор, религия, идеология, жизненный опыт, образы искусства, ощущения и система ценностей. Концепты образуют "своего рода культурный слой, посредничающий между человеком и миром" [Арутюнова 1998: 3].
По
мнению А.А. Залевской, представителя
психолингвистического
В.И. Карасик (
По определению Е.С.
Концепт трактуется как
В отечественной
Одно из самых существенных различий значения и концепта связано с их внутренним объемом, содержанием. Значение – единица семантического пространства языка, то есть элемент упорядоченной совокупности, системы значений конкретного языка. Значение включает сравнительно небольшое количество семантических признаков (сем), которые являются общеизвестными для данного социума и связаны с функционированием соответствующей звуковой оболочки (лексемы). Семантика слова обеспечивает взаимопонимание народа в процессе коммуникации [Попова, Стернин 2005: 8].