Анализ концепта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:43, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение концепта «mångfald» в концептосфере шведского языка, а также выявление и рассмотрение его значений, незафиксированных в словарях.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «концепт» как способ отражения национального языкового сознания.
2. Описать базовые характеристики концепта.
3. Исследовать особенности языкового сознания шведского народа.
4. Выявить сущность концепта «mångfald» в шведском языке и проанализировать его составляющие.
5. Определить значение концепта «mångfald» в контекстах, связанных с общественной, политической и трудовой деятельностью.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.docx

— 97.16 Кб (Скачать документ)

     «Regionfullmäktige har en positiv inställning till mångfald»

     «…alla sorters människor ska ha möjlighet och råd att bo där, mångfald i stället för likformighet»

     «Av det skälet är hon för positiv särbehandling både för att nå etnisk mångfald och könsmässig balans»

     «Det är begränsat utrymme för arbetslöshetsprojekt och inget ekonomiskt utrymme för projekt som avser integration, mångfald och jämställdhet…»

     Из  приведенных выше примеров вытекает, что при рассмотрении концепта «mångfald» в различных областях социального исследования, а также вопросах касающихся общества, можно обнаружить, что термин часто используется для того, чтобы подчеркнуть множество различных качеств у индивидов какой-либо социальной группы. В политическом контексте этот концепт обычно используется в качестве почетного слова и воспринимается как что-то положительное, одобрительное. Также это понятие встречается в контекстах, где речь идет о развитии равноправия и борьбе с дискриминацией по расовому, половому, возрастному и даже сексуальному признакам. Концепт может встречаться и в контекстах, описывающих случаи ущемления прав относительно места жительства и социального происхождения. 

     «Mångfald» в сфере труда и занятости

     В Швеции концепт «mångfald» является относительно новым. В США, однако, понятие «diversity», которое является английским эквивалентом «mångfald» существует уже в течение длительного времени. Впервые это понятие было использовано в США, во время движения против дискриминации, которое состоялось в начале 1960-х. Целью этого движения было устранение социальной несправедливости, которая имела место на американских предприятиях и организациях, направленная против половой, личностной и этнической принадлежности. Также они выступали против ущемления их прав в сфере занятости. В 1990-х в Швецию иммигрировало порядка 430 000 человек. Большинство из них были выходцами из Ирана, Ирака, Сомали и Югославии. Несмотря на то, что иммигранты расселились в разных городах по всей Швеции, все же уровень безработицы среди них был значительно выше, чем среди шведских граждан. Тогда  в начале 1990 годов  Управление по вопросам интеграции подчеркнуло высокую безработицу среди иммигрантов, несправедливые условия жизни и предрассудки о них. Целью Управления по вопросам интеграции было адаптировать переселенцев в шведском обществе и сделать Швецию многонациональной страной, где было бы равноправие. С того момента понятие «mångfald» впервые начало употребляться в официальных  правительственных документах Швеции, а также в сфере труда и занятости.

     Концепт «mångfald» чаще всего употребляется в сфере труда и представляет собой своего рода мозаику, которая состоит из таких понятий как различное происхождение, религия, этническая принадлежность, возраст, пол, сексуальная ориентация, убеждения и другие индивидуальные различия и особенности людей, работающих в одной организации или на одном предприятий. Этот концепт означает смешение и равноправие женщин, мужчин, уроженцев Швеции, иммигрантов, молодых, пожилых, инвалидов и т.д. в сфере труда.

     « en undersökning om attityderna till och arbetet med mångfald i arbetslivet i stora och medelstora företag…»

     «här ses mångfald och jämställdhet som viktiga metoder för att vara en attraktiv arbetsgivare…»

     « Det är begränsat utrymme för arbetslöshetsprojekt och inget ekonomiskt utrymme för projekt som avser integration, mångfald och jämställdhet i arbetslivet…»

     «Mångfald handlar om olikheter, men det är lätt att fastna där. För att få en "fungerande" mångfald måste verksamheten utvecklas och aktivt arbeta med mångfaldsfrågor för att kunna värdera och ta tillvara olikheter mellan människor»

     «Med begreppet mångfald avses ett dynamiskt nyttjande av individers kompetens och resurser oavsett bakgrundsfaktorer som exempelvis kön, etnicitet, utbildning, ålder och funktionshinder»

     «Poängen med mångfald är inte att anställa många personer som tillhör minoriteter utan att utnyttja deras kompetens till förmån för företagets bästa»

     «Mångfald säger något om hur det samhälleliga tillståndet faktiskt är men också hur det bör vara, bör ordnas eller bör organiseras»

     «Normativt syftar »mångfald« på ett önskvärt tillstånd med avseende på fördelningen av vissa kännetecken, t.ex. etnicitet, kön osv. inom ett samhälles (eller en samhällssektors) struktur» 

     «Mångfald» - это:

    • Признание многокультурного общества
    • Уважение и принятие во внимание культурных различий
    • Ослабление господства большинства
    • Социальная и политическая поддержка групп, оставшихся в меньшинстве
    • Обсуждение основополагающих ценностей
 

     На  сегодняшний день многие шведские компании используют понятие «mångfald» в значении так называемой политики равноправия (”mångfaldspolicy), которая направлена на создание многокультурной организации, где различные качества сотрудников используются для достижения целей этой организации. Рассмотрим различные дефиниции исследуемого концепта, представленные на интернет- сайтах различных шведских компаний и государственных учреждений. Так, например, крупнейшая сеть универмагов в Швеции Åhléns определяет «mångfald» следующим образом: «Mångfald в сфере труда – это соблюдение интересов кадрового состава. Под этим понятием мы подразумеваем одинаковые права и возможности в вопросах трудоустройства, условий труда, карьерного роста независимо от этнической принадлежности, пола, возраста и т.п.»

     Шведский  сберегательный банк («Föreningssparbanken») концептом  «mångfald» называет то, что каждый сотрудник со своими разными качествами, предпосылками и жизненным опытом в одинаковой степени является частью их организации.

     Axfood утверждает, что «mångfald» это своего рода связь между предприятием и непосредственно сотрудниками. Под этим они имеют в виду антидискриминацию при привлечении новых сотрудников, их дальнейшее развитие и соблюдение интересов на предприятии.

     Итак, рассмотрев концепт «mångfald» в сфере труда и занятости становится ясно то, что в данном контексте понятие интерпретируется как равноправие, борьба против дискриминации на рабочем месте и одинаковое отношение ко всем сотрудникам, а также равноправие людей с различным происхождением, религией, этнической принадлежностью, возрастом, сексуальной ориентацией. 
 
 
 

     «Mångfald» как часть интеграционной политики в школе

     Шведское  общество состоит из многообразия культур. Это ведет к тому, что школа становится своего рода социальной и культурной ареной встречи, как для учеников с различной классовой принадлежностью, так и для учителей, которые там работают. Здесь мы хотим подчеркнуть важность взаимного уважения в шведских школах. Под этим в Швеции подразумевают, что и учителя, и ученики должны уважать друг друга, чтобы отношения между ними функционировали как один, хорошо слаженный механизм. Школа должна нести ответственность за то, чтобы каждый, кто там работает и учится, умел сочувствовать, понимать, а также входить в положение своих человеческих собратьев. В Швеции считают крайне важным, чтобы школа была открыта для различных культур и людей другой культурной принадлежности. Для этого, конечно, важно, чтобы и учителя имели такое же отношение к данному вопросу.

     Другими словами, в шведском обществе занимаются исследованиями, касающимися  детских  и юношеских вопросов, а также  профессий, имеющих отношение к  будущим педагогам начальных  классов. Главная причина проведения такого рода исследований - подготовить  в будущем педагогов, которые  могли бы встретить ребенка другой культурной принадлежности.   Эти  исследования также направлены на расширение и углубление понимания у будущих учителей многокультурного измерения, которое имеет место в профессии учителя. Таким образом, можно решить непростую проблему, касающуюся иммигрантов в Швеции еще со школьной парты. Тогда дети будут проще относиться к представителям различных этносов и носителям других культурных традиций.

     Употребление  концепта «mångfald» в сфере образования (förskolan, skolan, högskolan) представляет собой проведение специальной интеграционной политики в школах. При рассмотрении данного концепта в этом направлении можно выявить ряд таких понятий как культурное наследие, традиции, язык, личностные отношения, культурная вариативность, этническая принадлежность, воспитание, ответственность, классовая принадлежность,  индивидуальные особенности не только учеников, но и, что не маловажно, учителей, которые имеют непосредственное влияние на формирование определенных отношений и настроений между учениками, относящимся к различным этническим группам.

     Под понятием «mångfald» в шведских школах подразумевается:

    • Взаимодействие учеников, различной культурной принадлежности
    • Повышение компетентности учителей
    • Подготовка новых сотрудников и внутреннее распределение власти
    • Значение родного языка
    • Отношения с родителями

     Также при употреблении данного концепта по отношению к школе понимают проведение определенной интеграционной политики в шведских школах, которая в свою очередь требует решения следующих вопросов:

    • Выявить важнейшие задачи, требующие решения в первую очередь
    • Проконтролировать и уладить конфликты между взрослыми  в школе (учителями, другим персоналом, директором, администрацией, родителями)
    • Проконтролировать создание коллективной ответственности, которая приводит к улучшениям
    • Проконтролировать развитие и поощрение ответственности среди учеников, а также их поведения, которое способствует развитию чувства доверия ко всем в школе
    • Повышать квалификацию школьного персонала
    • Поддерживать и проводить мероприятия по совместной «внешкольной занятости» учеников
    • Непрерывный контроль и оценка уровня учеников
    • Искреннее отношение к окружающим (родителям, друзьям, знакомым)

     Приведем  несколько примеров употребления данного  концепта в контекстах, связанных  с образованием, а в частности, с образованием в школе:

     «…mångfald i samhället är ett nyckelbegrepp som dessvärre inte aktualiserats i skolan ännu, många statliga utredningar anser skolan vara diskriminerande och segregerande»

     «De pedagogiska metoder som är önskvärda på en skolarbetsplats beror i synnerlighet på hur mångfaldiga skolan problematiserar»

     «Kapitlet fortsätter med föräldrars roll i skolor med kulturell mångfald och hur samarbete mellan skola och de föräldrarna ser ut…»

     «Kulturell mångfald i skolan är en mängd av barn och föräldrar ”med en annan språktillhörighet, annan kulturbakgrund och andra traditioner”»

     Таким образом, глубокое изучение концепта «mångfald» как части интеграционной политики в шведских школах, позволяет придти к выводу, что под этим концептом подразумевают проведение особой политики, в которую входит объединение представителей различных этнических групп, развитие отношений, основанных на взаимном доверии и уважении по отношению к носителям других культурных традиций уже со школьных лет, а также социальная и политическая поддержка представителей различных этнических сословий, оставшихся в меньшинстве. 
 
 
 
 
 

     Выводы  к главе 2

     В данной главе нами были рассмотрены  различные словарные дефиниции  исследуемого концепта. В результате анализа внутренней формы концепта «mångfald», заложенной в его этимологии, удалось установить, что он происходит от слова «mången», что означает многий, множественный, не единичный, находящийся во множественном числе, обладающий большим количеством. Также в словарях дается математическое значение, которое переводится как многогранник.

     Кроме того, в ходе анализа концепта «mångfald» на материале интернет-сайтов, газетных статей, а также контекстов, связанных с общественной, политической и трудовой деятельностью были определены его значения, незакрепленные в словарях:

     «Mångfald» в контекстах связанных с общественной деятельностью означает:

    • Признание многокультурного общества
    • Уважение и принятие во внимание культурных различий
    • Ослабление господства большинства
    • Социальная и политическая поддержка групп, оставшихся в меньшинстве
    • Обсуждение основополагающих ценностей

     «Mångfald» в сфере труда и занятости – это:

    • Борьба против дискриминации на рабочем месте
    • Одинаковое отношение ко всем сотрудникам
    • Равноправие людей с различным происхождением, религией, этнической принадлежностью, возрастом, сексуальной ориентацией

Информация о работе Анализ концепта