Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:43, дипломная работа
Целью исследования является изучение концепта «mångfald» в концептосфере шведского языка, а также выявление и рассмотрение его значений, незафиксированных в словарях.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «концепт» как способ отражения национального языкового сознания.
2. Описать базовые характеристики концепта.
3. Исследовать особенности языкового сознания шведского народа.
4. Выявить сущность концепта «mångfald» в шведском языке и проанализировать его составляющие.
5. Определить значение концепта «mångfald» в контекстах, связанных с общественной, политической и трудовой деятельностью.
Е.С.Кубрякова определяет концепт как оперативную единицу памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания» [Кубрякова 2004: 85, 90-92].
Концепт
– «объективно существующее в
сознании человека перцептивно-когнитивно-
В языковом сознании представителей разных этносов концепты выражаются различными языковыми единицами, такими как слово, словосочетание, устойчивые сочетания слов, фразеологизмы, пословицы и поговорки и т.д.
Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов их свойств, явлений и отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка. Для выражения языкового сознания важным является способность слова обозначать реалии объективной действительности. Эта способность универсальна для многих языков. Слово является средством доступа к концептуальному знанию. Особенность слова в обозначении национальных концептов проявляется в его парадигматических и синтагматических отношениях.
Значение
слова представляет собой результат
отражения действительности сознания.
Как правило, значение слова выявляется
лингвистами из содержания словарей.
Но лексикографическое значение слова
не имеет возможности полностью
отразить языковое сознание личности,
тем более этноса. В связи с
этим, предлагается различать психологически
реальное значение, которое представляет
собой «упорядоченное единство всех
семантических компонентов, реально
связанных с данной звуковой оболочкой
в сознании носителей языка». Объем
семантических компонентов
По мнению В.В.Красных, концепт - «максимально абстрагированная идея «культурного предмета», не имеющего визуального прототипического образа, хотя и возможны визуально-образные ассоциации, с ним связанные» [Красных 2001: 88, 272].
В.И.Карасик характеризует концепты как «ментальные образования, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта» , «многомерное ментальное образование, в составе которого выделяются образно-перцептивная, понятийная и ценностная стороны» , «фрагмент жизненного опыта человека», «переживаемая информация» , «квант переживаемого знания». Он приводит ряд подходов к концептам: 1) концепт-идея, которая включает абстрактные, конкретно-ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки, а также спрессованную историю понятия; 2) концепт – личностное осмысление, интерпретация объективного значения и понятия как содержательного минимума значения; 3) концепт- это абстрактное научное понятие, которое выработано на базе конкретного житейского понятия; 4) концепт-сущность понятия, проявляющаяся - в образе, понятии и в символе; 5) концепты – т.н. культурные гены, которые входят в генотип культуры, самоорганизующиеся интегративные функционально-системные многомерные (как минимум трехмерные) идеализированные формообразования, опирающиеся на понятийный или псевдопонятийный базис [Карасик 2004: 93, 16-18].
Таким
образом, в науках, исследующих сложилось
понятие о концепте как 1) о лингвокогнитивном
явлении: это единица «ментальных
или психологических ресурсов нашего
сознания и той информационной структуры,
которая отражает знания и опыт человека;
оперативная содержательная единица
памяти, ментального лексикона, концептуальной
системы и языка мозга, всей картины
мира, отраженной в человеческой психике»,
2) о психолингвистическом явлении: «спонтанно
функционирующее в познавательной и коммуникативной
деятельности базовое перцептивно-когнитивно-
Концепт
– это когнитивная модель. Она
может быть универсальной и
Концепт обозначает те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, являются темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Они являются своего рода символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию, знания. Они являются носителями культурной памяти народа. Р.М.Фрумкина определяет концепт как вербализованное понятие, отрефлектированное в категориях культуры [Фрумкина 2006: 94].
Концепт
– это элемент структуры языка,
представляющего собой
Н.Байганина
же рассматривает термины «концепт
и концептосфера» как понятия, более
тесно связанные с национальным
языком, подчеркивая что «концептосфера
национального языка тесно
[Воробьев 1997: 69] в качестве концепта рассматривает понятия «лингвокультуролема» и «лингувокультурологическое поле». Лингво-культуролема – это лингвокультурологический феномен, выступающий как концепт ассоциативного плана, заключающий в себе социокультурный опыт как общего, так и специфического планов.
Термин
«лингвокультурологическое
Попова
З.Д., Стернин И.Г. понимают концептосферу
как сферу знаний народа, в определенной
степени определяющей менталитет народа
(особенности восприятия и понимания
действительности); как ментальные
единицы, образующие национальную концептосферу,
являющееся основой образования
когнитивных стереотипов –
Ученые эксплицируют концептосферу как сферу мысли, информационную базу когнитивного сознания народа и отдельной личности. Основным источником формирования концептов является личная познавательная деятельность личности, в том числе - через ее коммуникативную деятельность (общение, чтение, учебу). Поэтому, изучение концептосферы возможно психологическими, культурологичес- кими и лингвокогнитивными методами и приемами.
Концептосфера
человека также является информационной
базой когнитивной картины
Одним
из видов концептов является концепт-стимул,
когнитивная модель которого раскрывается
в ассоциативно-вербальной сети. По
мысли Г.Г.Гиздатова, «…наиболее полным
образом концепт слова (и его
когнитивная модель) может быть выявлен
через ассоциативное поле, а когнитивные
модели уже предстают «как реальные»
сущности в сознании человека». Учитывая
то положение, что каждый естественный
язык отражает определенный способ восприятия
и осознания объективного мира, можно
предположить, что концепты по-разному
развертываются в разных языках.
1.2 Понятие «национальная концептосфера»
По справедливому наблюдению С.Г. Тер-Минасовой, «важнейшая функция языка заключается в том, что он хранит культуру и передает ее из поколения в поколение. Именно поэтому язык играет столь значительную роль в формировании личности, национального характера, этнической общности, народа, нации» [Тер-Минасова 2000: 80].
Концепт
тем богаче, чем богаче национальный,
сословный, классовый, профессиональный,
семейный и личный опыт человека, пользующегося
концептом. В совокупности потенции,
открываемые в словарном запасе
отдельного человека, как и всего
языка в целом, можно называть
концептосферами. Концептосфера национального
языка тем богаче, чем богаче вся
культура нации – ее литература,
фольклор, наука, изобразительное искусство
(оно также имеет
В настоящее время общепринятым является мнение о том, что как в культуре, так и в языке каждого народа присутствует универсальное (общечеловеческое) и национально-специфическое. В то же время в любой культуре имеются присущие только ей культурные значения, закрепленные в языке, моральных нормах, убеждениях, особенностях поведения и т.п.
Среди источников, дающих объективные сведения о национальном характере того или иного народа, С.Г. Тер-Минасова выделяет набор стереотипов, ассоциирующихся с данным народом. В.А. Маслова определяет стереотип как «тип, существующий в мире, он измеряет деятельность, поведение и т.д.» [Маслова 2001: 147]. Наиболее популярным источником стереотипных представлений по С.Г. Тер-Минасовой являются 1) международные анекдоты и шутки разных видов; 2) национальная классическая и художественная литература; 3) фольклор, устное народное творчество; 4) национальный язык [Тер-Минасова 2000: 147].
Концепт
– это универсальный феномен,
поэтому его использование
Национальная
концептосфера складывается из совокупности
индивидуальных, групповых, классовых,
национальных и универсальных концептов,
то есть концептов, имеющих общечеловеческую
ценность. К числу универсальных
относятся такие базовые