Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:26, курсовая работа
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.
Введение (актуальность, предмет, цель, задачи, методы, практическая значимость)
Внедрение компьютерных технологий в преподавании иностранного языка
1. Перспективность использования компьютера как средства обучения
2. Дидактические возможности компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку
3. Использование компьютерных программ при обучении грамматике иностранного языка
4. Использование компьютера при обучении лексики
5. Результативность использования компьютерных технологий при обучении лексике и грамматике
III. Заключение
IV. Список использованных источников
ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Курсовая работа
«Использование компьютера при обучении лексики и грамматики»
Выполнила:
Проверила:
Йошкар-Ола 2010
Содержание:
1. Перспективность использования
компьютера как средства
2. Дидактические возможности
3. Использование компьютерных программ при обучении грамматике иностранного языка
4. Использование компьютера при обучении лексики
5. Результативность
III. Заключение
IV. Список использованных источников
V. Приложения (на компьютере)
В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.
Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы, а также интенсивное их использование в учебном процессе уже привели к некоторым изменениям в системе образования. В условиях информатизации системы образования в обучении иностранному языку активно и успешно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создания обучаемым условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования. Однако до настоящего времени влияние информатизации на изменение целей и содержания среднего образования по иностранному языку ощущается в учебных заведениях довольно опосредованно. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно, и учителя испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией.
В связи с этим проблема исследования заключается в противоречии между возрастающей ролью и долей компьютерных технологий, повышающей эффективность формирования лингвистической и коммуникативной компетенции, при обучении иностранному языку и отсутствием научно обоснованной методики организации подобной деятельности.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.
Предметом исследования является процесс обучения иностранным языкам в средней школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования выдвинуты следующие задачи:
1) рассмотреть использование компьютера как средства обучения;
2) рассмотреть дидактические возможности компьютера;
3) раскрыть роль компьютера как средство обучения лексике и грамматике английского языка;
4) выявить результаты использования ИКТ при обучении английскому языку.
В процессе теоретического изучения проблемы и проведения экспериментальной работы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический (анализ литературы по различным вопросам психологии, дидактики, методики преподавания иностранного языка).
2. Педагогический (изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ программ, учебников и учебных пособий; беседа).
3. Наблюдение как
1. Перспективность использования компьютера как средства обучения.
Внедрение новых информационных технологий в процесс обучения иностранным языкам сопряжено с определенными трудностями. Это объясняет фрагментарный характер использования компьютеров и недостаточную координацию соответствующих разработок, их планирования и финансирования. Часто программные продукты, созданные на основе новейших технических средств, несут на себе отпечаток педагогики и методики вчерашнего дня. Однако многие современные педагогические и методические идеи представляются плодотворными и перспективными для разработки мультимедийных средств обучения иностранным языкам. При создании программных продуктов стала очевидной необходимость учета психологических особенностей обучаемых, использования материалов, обучающих межкультурной коммуникации, необходимо опираться на принципы коммуникативного подхода и на идеи развивающего и игрового обучения. Перспективным представляется соединение возможностей мультимедиа с идеями проблемного обучения, разработка с помощью мультимедиа проблемных ситуаций различных типов. Конструктивной является задача алгоритмизации и автоматизации процесса составления проблемных заданий средствами компьютера на основе формализации некоторых элементов этого процесса. Легко поддаются автоматизации упражнения по обучению иностранным языкам, связанные с заполнением пропуска, перестановкой, выбором, удалением лишнего элемента и т.п. С появлением компьютера расширился инвентарь наглядности в обучении иностранным языкам. Актуальной стала проблема определения наиболее эффективной с точки зрения обучения комбинации многорецепторных средств наглядности, которая имеется в арсенале мультимедиа.
Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса.
Компьютер представляет собой многофункциональное техническое средство обучения. Он позволяет хранить в памяти языковой материал значительного объема, находить интересующую информацию и представлять на экране в удобном для пользователя виде.
Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: компьютерная поддержка традиционного обучения и обучение, реализуемое с помощью компьютера.
Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока: а) предъявление информации в различных формах; б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету; в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения; г) организация индивидуального и группового обучения; д) управление процессом обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в частности, на предмет "Иностранный язык": его цели, задачи, содержание, методы, технологию.
Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:
Вместе с этим деятельность учителя становится зависима от возможностей и безукоризненного функционирования компьютера. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.
Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.
Из этого следует то, что в компьютерных технологиях учитель не является единственным носителем и владельцем информации, за ним остается авторский поход к ее интерпретации. Смещается акцент целей в сторону формирования у школьников умений работать с информацией, формирования исследовательских умений. При традиционном обучении коммуникативный аспект обучения иностранному языку реализуется более эффективно, поэтому необходимо сочетать обучение иностранному языку с помощью компьютера и традиционное обучение.
В условиях педагогически грамотного учебного процесса использование средств информационных технологий (компьютера) это путь рационализации обучения, совершенствования форм и методов контроля, достижения уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации учащихся и учителей.
Таким образом, в связи с существенным прогрессом в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий происходят изменения в самом процессе обучения иностранному языку, и компьютер становится необходимым средством обучения иностранному языку.
2. Дидактические возможности компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Применение современных технологий в обучении иностранным языкам является актуальной проблемой в методической науке. По мнению многих исследователей, «компьютерная технология открывает новые возможности для создания и функционирования дидактического произведения. По сравнению с традиционными учебно-методическими средствами компьютерные средства обучения обеспечивают новые возможности при обучении иностранному языку, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством».
Несмотря на значительный потенциал применения компьютеров в обучении, реальное использование ИКТ сталкивается с проблемой отсутствия эксплицированного и полного представления о содержании и методе обучения для решения определенных и фундаментальных задач в области обучения языку, что «является главным тормозом для реальной и системной интеграции всей педагогической системы, в которую вводится такое мощное обучающее средство, как современная ЭВМ».
Использование компьютеров в учебном процессе развивает не только
познавательную активность, но и формирует свою мотивационную,
эмоциональную, коммуникативную среду. Рассматривая значение компьютера в личностном аспекте, следует отметить неоднозначность влияния последнего на развитие личности. Психологи отмечают противоречивые последствия влияния неуправляемого использования компьютера, особенно в школьном возрасте, на развитие мышления и поведение личности. Как отмечает доктор психологических наук О.К. Тихомиров:
1. Компьютеризация, способствуя усилению логического мышления,
сопровождается подавлением интеллектуального начала в мышлении;
2. Компьютеризация может дать новые знания, а с другой стороны -
дать мощный стимул развитию внешней престижной мотивации;
3. Компьютеризация - средство более полного освоения мира и средство
ухода от него (Закон «Об образовании» от 16.11.97, № 144- ФЗ)1.
Первые попытки построения учебного процесса с применением ЭВМ
внесли много нового и позволили получить такие знания, которые сложно
представить обычным традиционным способом обучения, в первую очередь
это относится к машинной графике и её возможностям. Чем объяснить огромный интерес и притягательную силу компьютера? Воздействие компьютера не только в том, что он полезен в профессиональной деятельности, но и в том, что «…впервые в истории появилось орудие конструирования и развития интеллекта».
Может ли компьютер способствовать развитию творческого
мышления? «Безусловно, да!» - констатирует профессор О.К. Тихомиров. Но
развитие личности – процесс очень сложный, воздействие внешних факторов
часто бывает определяющим, поэтому применение такого мощного
«…внешнего органа памяти и мышления» должно быть под постоянным контролем при организации обучения. При работе с ЭВМ определяющим является то программно – методическое обеспечение (игры, тесты, контрольно - обучающие программы, электронные гиперссылочные и мультимедийные учебники, демонстрационные программы и т.п.), которое должно отвечать очень высоким педагогическим и эргономическим требованиям. Магия экрана завораживает, и если ещё очень тонко построен диалог пользователя с ЭВМ, то психологическое и воспитательное воздействие огромно, особенно на неустоявшуюся детскую психику.
Внедрение компьютера практически во все сферы деятельности вносит новое и в проблему общения не только человека с ЭВМ, но и между
людьми, работающими с компьютером. Коммуникативный аспект
компьютерного обучения своеобразен. На первый взгляд, индивидуальная
работа с компьютером способствует обособлению человека, но чаще бывает
наоборот – компьютер повышает социальную активность обучающихся и
помогает им расширять круг интересов и общения. Интересен такой момент
в проблеме общения, как самоутверждение в обществе. Когда ничем не
Информация о работе Использование компьютера при обучении лексики и грамматики