Использование компьютера при обучении лексики и грамматики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Содержание

Введение (актуальность, предмет, цель, задачи, методы, практическая значимость)
Внедрение компьютерных технологий в преподавании иностранного языка
1. Перспективность использования компьютера как средства обучения
2. Дидактические возможности компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку
3. Использование компьютерных программ при обучении грамматике иностранного языка
4. Использование компьютера при обучении лексики
5. Результативность использования компьютерных технологий при обучении лексике и грамматике
III. Заключение
IV. Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

0563735_79A05_ispolzovanie_kompyutera_pri_obuchenii_leksike_i_grammatike.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

 

 

 

 

Курсовая работа

«Использование  компьютера при обучении лексики и грамматики»

 

 

 

Выполнила:

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола 2010

Содержание:

  1. Введение (актуальность, предмет, цель, задачи, методы, практическая значимость)
  2. Внедрение компьютерных технологий в преподавании иностранного языка

1. Перспективность использования  компьютера как средства обучения

2. Дидактические возможности компьютерных  технологий в процессе обучения  иностранному языку

3. Использование компьютерных программ при обучении грамматике иностранного языка

4. Использование компьютера при  обучении лексики

5. Результативность использования  компьютерных технологий при  обучении лексике и грамматике

III.     Заключение

IV.  Список использованных источников

V.  Приложения (на компьютере)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.

Осознание фундаментальной  роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы, а также интенсивное их использование в учебном процессе уже привели к некоторым изменениям в системе образования. В условиях информатизации системы образования  в обучении иностранному языку активно и успешно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создания обучаемым условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования.   Однако до настоящего времени влияние информатизации на изменение целей и содержания среднего образования по иностранному языку ощущается в учебных заведениях довольно опосредованно. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно, и учителя испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией.

В связи с  этим проблема исследования заключается в противоречии между возрастающей ролью и долей компьютерных технологий, повышающей эффективность формирования лингвистической и коммуникативной компетенции, при обучении иностранному языку и отсутствием научно обоснованной методики организации подобной деятельности.

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Предметом исследования является процесс обучения иностранным языкам в средней школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.

В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования выдвинуты следующие задачи:

1) рассмотреть использование компьютера как средства обучения;

2) рассмотреть дидактические возможности компьютера;

3) раскрыть роль компьютера как средство обучения лексике и грамматике английского языка;

4) выявить результаты использования ИКТ при обучении английскому языку.

В процессе теоретического изучения проблемы и проведения экспериментальной  работы применялись следующие методы исследования:

1. Теоретический (анализ литературы по различным вопросам психологии, дидактики, методики преподавания иностранного языка).

2. Педагогический (изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ программ, учебников и учебных пособий; беседа).

3. Наблюдение как лингвистический  и методический прием (наблюдение над речью учащихся, над процессом обучения иностранному языку).

 

 

  1. Внедрение компьютерных технологий в преподавании иностранного языка

1. Перспективность  использования компьютера как  средства обучения.

Внедрение новых  информационных технологий в процесс  обучения иностранным языкам сопряжено с определенными трудностями. Это объясняет фрагментарный характер использования компьютеров и недостаточную координацию соответствующих разработок, их планирования и финансирования. Часто программные продукты, созданные на основе новейших технических средств, несут на себе отпечаток педагогики и методики вчерашнего дня. Однако многие современные педагогические и методические идеи представляются плодотворными и перспективными для разработки мультимедийных средств обучения иностранным языкам. При создании программных продуктов стала очевидной необходимость учета психологических особенностей обучаемых, использования материалов, обучающих межкультурной коммуникации, необходимо опираться на принципы коммуникативного подхода и на идеи развивающего и игрового обучения. Перспективным представляется соединение возможностей мультимедиа с идеями проблемного обучения, разработка с помощью мультимедиа проблемных ситуаций различных типов. Конструктивной является задача алгоритмизации и автоматизации процесса составления проблемных заданий средствами компьютера на основе формализации некоторых элементов этого процесса. Легко поддаются автоматизации упражнения по обучению иностранным языкам, связанные с заполнением пропуска, перестановкой, выбором, удалением лишнего элемента и т.п. С появлением компьютера расширился инвентарь наглядности в обучении иностранным языкам. Актуальной стала проблема определения наиболее эффективной с точки зрения обучения комбинации многорецепторных средств наглядности, которая имеется в арсенале мультимедиа.

Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса.

Компьютер представляет собой многофункциональное техническое средство обучения. Он позволяет хранить в памяти языковой материал значительного объема, находить интересующую информацию и представлять на экране в удобном для пользователя виде.

Существуют  две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: компьютерная поддержка традиционного обучения и обучение, реализуемое с помощью компьютера.

Персональный  компьютер может применяться  учителем для решения личных дидактических задач в течение урока: а) предъявление информации в различных формах; б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету; в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения; г) организация индивидуального и группового обучения; д) управление процессом обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в частности, на предмет "Иностранный язык": его цели, задачи, содержание, методы, технологию.

Обучение  иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:

  1. интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;
  2. ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;
  3. индивидуализация обучения;
  4. возможность обеспечения непосредственной обратной связи;
  5. компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок:
  6. объективность отметки;
  7. обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок.

Вместе с этим деятельность учителя становится зависима от возможностей и безукоризненного функционирования компьютера. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.

Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.

Из  этого следует то, что в компьютерных технологиях учитель не является единственным носителем и владельцем информации, за ним остается авторский поход к ее интерпретации. Смещается акцент целей в сторону формирования у школьников умений работать с информацией, формирования исследовательских умений. При традиционном обучении коммуникативный аспект обучения иностранному языку реализуется более эффективно, поэтому необходимо сочетать обучение иностранному языку с помощью компьютера и традиционное обучение.

В условиях педагогически грамотного учебного процесса использование средств информационных технологий (компьютера) это путь рационализации обучения, совершенствования форм и методов контроля, достижения уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации учащихся и учителей.

Таким образом, в связи с существенным прогрессом в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий происходят изменения в самом процессе обучения иностранному языку, и компьютер становится необходимым средством обучения иностранному языку.

 

2. Дидактические возможности компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Применение  современных технологий в обучении иностранным языкам      является актуальной проблемой в  методической науке. По мнению многих  исследователей, «компьютерная технология открывает новые возможности для создания и функционирования дидактического произведения. По сравнению с традиционными учебно-методическими средствами компьютерные средства обучения обеспечивают новые возможности при обучении иностранному языку, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством».

Несмотря на значительный потенциал применения компьютеров в обучении, реальное использование ИКТ  сталкивается с проблемой отсутствия эксплицированного и полного представления о содержании и методе обучения для решения определенных и фундаментальных задач в области обучения языку, что «является главным тормозом для реальной и системной интеграции всей педагогической системы, в которую вводится такое мощное обучающее средство, как современная ЭВМ».

Использование компьютеров  в учебном процессе развивает  не только

познавательную  активность, но       и    формирует      свою мотивационную,

эмоциональную, коммуникативную среду. Рассматривая значение компьютера в личностном аспекте, следует отметить неоднозначность влияния последнего на развитие личности. Психологи отмечают противоречивые последствия влияния неуправляемого использования компьютера, особенно в школьном возрасте, на развитие мышления и поведение личности. Как отмечает доктор психологических наук О.К. Тихомиров:

1. Компьютеризация, способствуя усилению логического мышления,

сопровождается  подавлением интеллектуального  начала в мышлении;

2. Компьютеризация может дать новые знания, а с другой стороны -

дать мощный стимул развитию внешней престижной мотивации;

3. Компьютеризация - средство более полного освоения мира и средство

ухода от него (Закон  «Об образовании» от 16.11.97, № 144- ФЗ)1.

Первые попытки построения учебного процесса с применением  ЭВМ

внесли много  нового и позволили получить такие знания, которые сложно

представить обычным  традиционным способом обучения, в  первую очередь

это относится  к машинной графике и её возможностям. Чем объяснить огромный интерес и притягательную силу компьютера? Воздействие компьютера не только в том, что он полезен в профессиональной деятельности, но и в том, что «…впервые в истории появилось орудие конструирования и развития интеллекта».

Может      ли   компьютер    способствовать     развитию   творческого

мышления? «Безусловно, да!» - констатирует профессор О.К. Тихомиров. Но

развитие личности – процесс очень сложный, воздействие  внешних факторов

часто бывает определяющим, поэтому применение такого мощного

«…внешнего органа памяти и мышления» должно быть под постоянным контролем при организации обучения. При работе с ЭВМ определяющим является то программно – методическое обеспечение (игры, тесты, контрольно - обучающие программы, электронные гиперссылочные и мультимедийные учебники, демонстрационные программы и т.п.), которое должно отвечать очень высоким педагогическим и эргономическим требованиям. Магия экрана завораживает, и если ещё очень тонко построен диалог пользователя с ЭВМ, то психологическое и воспитательное воздействие огромно, особенно на неустоявшуюся детскую психику.

Внедрение компьютера практически во все сферы деятельности вносит новое и в проблему общения не только человека с ЭВМ, но и между

людьми, работающими         с    компьютером. Коммуникативный        аспект

компьютерного обучения своеобразен. На первый взгляд, индивидуальная

работа с  компьютером способствует обособлению  человека, но чаще бывает

наоборот –  компьютер повышает социальную активность обучающихся и

помогает им расширять круг интересов и общения. Интересен такой момент

в проблеме общения, как самоутверждение в обществе. Когда ничем не

Информация о работе Использование компьютера при обучении лексики и грамматики