Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:28, дипломная работа
В последние десятилетия ХХ века прослеживается интенсивное развитие гендерной лингвистики, в рамках которой рассматриваются такие вопросы, как отражение гендера в языке, а также речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин. Данные о языке, полученные гендерной лингвистикой — один из основных источников информации о характере и динамике конструирования гендера как продукта культуры и социальных отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
Основные понятия гендерной лингвистики 7
Понятие гендер 7
Маскулинность и фемининность 12
Андрогиния и её проявления 17
Роль и место феминистской идеологии в становлении
лнгвистических исследований гендера 19
Гендерные стереотипы в средствах массовой информации 23
Выводы по первой главе 28
Отражение гендерых стереотипов в прессе 30
Визуальная гендерно ориентированная информация
в периодических изданиях 30
Вербальная гендерно ориентированная информация
в периодических изданиях 35
Гендерные стереотипы в журнале “Cosmopolitan” 50
Гендерные стереотипы в журнале “GQ” 60
Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People” и газетах
“New York Times”, “USA Today” 69
Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People” 69
Гендерные стереотипы в газетах “New York Times”, “USA Today” 78
Выводы по второй главе 83
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложение 94
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА и методики его преподавания
Отражение гендерных стереотипов в прессе
(на материале американских изданий)
Выпускная квалификационная работа
(дипломная работа)
допущена к защите «_____»___________200__г
Зав. кафедрой ____________________________
Защита состоялась «_____»____________200__г.
Оценка «________»
Председатель ГАК: (подпись)________________
|
||
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1 |
Основные понятия гендерной лингвистики |
7 |
1.1 |
Понятие гендер |
7 |
1.1.2 |
Маскулинность и фемининность |
12 |
1.1.3 |
Андрогиния и её проявления |
17 |
1.2 |
Роль и место феминистской идеологии в становлении лингвистических исследований гендера |
19 |
1.3 |
Гендерные стереотипы в средствах массовой информации |
23 |
1.4 |
Выводы по первой главе |
28 |
2 |
Отражение гендерых стереотипов в прессе |
30 |
2.1 |
Визуальная гендерно ориентированная информация в периодических изданиях |
30 |
2.2 |
Вербальная гендерно ориентированная информация в периодических изданиях |
35 |
2.3 |
Гендерные стереотипы в журнале “Cosmopolitan” |
50 |
2.4 |
Гендерные стереотипы в журнале “GQ” |
60 |
2.5 |
Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People” и газетах “New York Times”, “USA Today” |
69 |
2.5.1 |
Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People” |
69 |
2.5.2 |
Гендерные стереотипы в газетах “New York Times”, “USA Today” |
78 |
2.6 |
Выводы по второй главе |
83 |
|
Заключение |
85 |
Список использованной литературы |
88 | |
Приложение |
94 |
В последние десятилетия ХХ века прослеживается интенсивное развитие гендерной лингвистики, в рамках которой рассматриваются такие вопросы, как отражение гендера в языке, а также речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин. Данные о языке, полученные гендерной лингвистикой — один из основных источников информации о характере и динамике конструирования гендера как продукта культуры и социальных отношений.
В предлагаемой
дипломной работе вслед за
ведущими гендерологами
Знания о людях, накопленные как на основе личного опыта общения, так и по средством других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде социальных стереотипов. Они автоматизируют мышление человека, помогают без всяких затруднений давать оценку тем явлениям, которых касаются стереотипные суждения. Веками у людей складывались стереотипные представления о моделях поведения мужчины и женщины, на которые до сих пор ориентируются представители того или иного пола независимо от их индивидуальных особенностей и возраста.
Сегодня средства массовой коммуникации оказывают непосредственное влияние на формирование общественного мнения. Ценности и представления, касающиеся роли женщины и мужчины в обществе отражаются в потоках информации, транслируемых средствами массовой коммуникации. То, каким образом средства массовой коммуникации преподносят социальные роли мужчин и женщин, оказывает большое влияние на общественный статус индивидуума.
В деятельности средств
Предметом настоящего исследования являются лексемы, вербализующие гендерные стереотипы.
Гендерные стереотипы в современной американской прессе являются объектом исследования данной дипломной работы. В научной литературе существуют работы, в которых исследуются гендерные стереотип ( Воронина О.А., 2001; Кирилина А.В., 2001; Скорнякова С.С., 2004; Темкина А.А., 2002), однако системное изучение гендерных стереотипов, как мужчины, так и женщины в целом, насколько нам известно, до сих пор не было объектом специального лингвистического исследования.
Научная новизна предлагаемого исследования определяется его объектом и комплексным подходом к описанию всей гендерной системы стереотипов, формирующихся на страницах периодических изданий в США. Наравне с женскими стереотипами, в нашей работе уделяется внимание мужским стереотипам, а также определяется роль и место кризиса маскулинности в отражении мужского образа.
Целью настоящего исследования является реконструкция системы гендерных стереотипов современного американского общества. В соответствии с поставленной целью формируются следующие задачи:
1.Сделать обзор теоретической литературы о гендерных исследованиях в лингвистике;
2. Провести отбор лексических элементов, вербализующих гендерные стереотипы в современных периодических изданиях США;
3. Выделить универсальные и культурно специфические признаки гендерных стереотипов, а так же интерпретировать выделенные признаки в контексте современной культуры;
4. Произвести структурирование гендерных стереотипов;
5.Дать общую характеристику фемининных и маскулинных стереотипов в современном американском обществе.
Материалом для данного исследования послужили современные американские периодические издания. Все журналы и газеты можно условно разделить на три группы: женский журнал (“Cosmopolitan”, 2008); смешанные газеты и журналы (“People”, 2007“Blender”, 2008; “New York Times”, 2008; “USA Today”, 2008), мужской журнал (“GQ”, 2009,).
Отбор анализируемого лексического материала,
в котором реализуются
Для решения поставленных задач в работе используются контекстуальный и качественно-количественный метод. Контекстуальный анализ заключается в исследовании анализируемых единиц в рамках необходимого и достаточного фрагмента текста, позволяющего извлечь дополнительные признаки исследуемых стереотипов. Качественно-количественные методики позволяют наглядно представить соотношение гендерных стереотипов в современном американском обществе.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в дальнейшей разработке гендерного направления в лингвистике. Изучение гендерных стереотипов на современном материале позволило убедиться в том, что гендерная проблематизация может быть использована в рамках различных культур, не зависимо от времени и места.
Практическая ценность работы заключается в использовании результатов исследования в спецкурсах по гендерным исследованиям, лингвостранаведению, для разработки учебных пособий по гендерной лингвистике, на практических занятиях по прессе.
Структура и объем данной дипломной работы определяются поставленной целью и исследовательскими задачами. Объем дипломной работы составляет 118 страниц. Все дипломное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы, состоящего из 65 наименований. В текст работы включены таблицы.
В первой главе диплома, которая представляет собой теоретическое исследование вопроса, затрагиваются проблемы определения основных категории и понятиий в рамках гендерной лингвистики. Отдельным параграфом первой главы выделен вопрос о роли феминисткой критики языка в развитии гендерных исследований. Важное место в первой главе занимает теоретическое обоснование гендерных стереотипов в обществе, создающиеся средствами массовой информации.
Во второй главе дипломного исследования классифицируется гендерно ориентированная лексика, а также предпринимается попытка выделить универсальные и культурно специфические признаки гендерных стереотипов. Производится интерпретация гендерных стереотипов в контексте современного американского общества.
В Заключении делаются выводы
по полученным результатам и намечаются
перспективы возможных
1 Основные понятия гендерной лингвистики
1.1 Понятие гендер
Гендерная лингвистика (лингвистическая гендерология) — научное направление в составе междисциплинарных гендерных исследований, при помощи лингвистического понятийного аппарата изучающее гендер (социокультурный пол, понимаемый как конвенциональный конструкт, относительно автономный от биологического пола) [11, C.381].
Становление и интенсивное развитие
гендерной лингвистики
В самом общем плане гендерная лингвистика изучает две группы вопросов:
1) отражение гендера в языке:
номинативную систему,
2) речевое и в целом коммуникативное
поведение мужчин и женщин: исследуется,
при помощи каких средств и в каких контекстах
конструируется гендер, как влияют на
этот процесс социальные факторы и коммуникативная
среда (например, Интернет). В этой области
до настоящего времени конкурируют теория
социокультурного детерминизма (акцидентализма)
и теория биодетерминизма(эссенциализма)
Биодетерминисты утверждают, что между представителями двух гендерных групп существует глобальные различия, как в физиологическом, так и в социальном плане. Сегодня социодетерминистский и биодетермйнйстский подходы оппонируют, и ряд современных исследователей считают гендер «биологическим императивом» [36, C.35].
Информация о работе Отражение гендерных стереотипов (на материале американских изданий)