Отражение гендерных стереотипов (на материале американских изданий)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:28, дипломная работа

Описание

В последние десятилетия ХХ века прослеживается интенсивное развитие гендерной лингвистики, в рамках которой рассматриваются такие вопросы, как отражение гендера в языке, а также речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин. Данные о языке, полученные гендерной лингвистикой — один из основных источников информации о характере и динамике конструирования гендера как продукта культуры и социальных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Основные понятия гендерной лингвистики 7
Понятие гендер 7
Маскулинность и фемининность 12
Андрогиния и её проявления 17
Роль и место феминистской идеологии в становлении
лнгвистических исследований гендера 19
Гендерные стереотипы в средствах массовой информации 23
Выводы по первой главе 28
Отражение гендерых стереотипов в прессе 30
Визуальная гендерно ориентированная информация
в периодических изданиях 30
Вербальная гендерно ориентированная информация
в периодических изданиях 35
Гендерные стереотипы в журнале “Cosmopolitan” 50
Гендерные стереотипы в журнале “GQ” 60
Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People” и газетах
“New York Times”, “USA Today” 69
Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People” 69
Гендерные стереотипы в газетах “New York Times”, “USA Today” 78
Выводы по второй главе 83
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложение 94

Работа состоит из  1 файл

Окончательный ВАРИАНТ.doc

— 922.50 Кб (Скачать документ)

 Данные о языке, полученные  гендерной лингвистикой  —   один из основных источников  информации о характере и динамике  конструирования гендера как  продукта культуры и социальных  отношений. Постмодернистская философия  видит в языке главный инструмент конструирования картины мира, утверждая, что то, что человек воспринимает как реальность, на самом деле  —  языковой образ, социально и лингвистически сконструированный феномен, результат наследуемой нами языковой системы. Но сам язык не есть продукт некоего высшего разума. Он  —  следствие человеческого опыта, прежде всего конкретного, телесного. Язык дает ключ  к изучению механизмов конструирования половой идентичности. Хотя гендер не является лингвистической категорией (исключение составляют социо- и отчасти психолингвистика), анализ структур языка позволяет получить информацию о том, какую роль играет гендер в той или иной культуре, какие поведенческие нормы для мужчин и женщин фиксируются в текстах разного типа, как меняется представление о гендерных нормах, мужественности и женственности во времени, какие стилевые особенности могут быть отнесены к преимущественно женским или преимущественно мужским, как осмысляется мужественность и женственность в разных языках и культурах, как гендерная принадлежность влияет на усвоение языка, с какими фрагментами и тематическими областями языковой картины мира она связана. Изучение языка позволяет также установить, при помощи каких лингвистических механизмов становится возможной манипуляция гендерными стереотипами  [8, C.13-106].

Итак, английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода был изъят из лингвистического контекста и перенесен в исследовательское поле других наук — социальной философии, социологии, истории, а также в политический дискурс.

 Гендер — понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Гендер — социальная организация половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время. Гендер является социальной конструкцией системы социополоролевых отношений. Гендер — это "осознанное значение пола, социокультурная манифестация факта пребывания мужчиной или женщиной, освоенные характеристики, ожидания и модели поведения" (В. Шапиро). Гендер — это "набор социальных ролей; это — костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы" (Г. Лернер). Не пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы [7, C. 10-11]. В отличие от русского языка, в котором есть одно слово, связанное с данным вопросом: "пол", — английский язык имеет два понятия: секс (sex) —  пол и гендер (gender)  —своего рода "социопол". Оба понятия используются для проведения так называемой горизонтальной социополовой стратификации общества в отличие от вертикальных: классовой, сословной и подобных стратификаций. Sex обозначает биологический пол и относится к "нативистским" конструкциям, суммирующим биологические различия между мужчиной и женщиной. Gender, в свою очередь, является социальной конструкцией, обозначающей особенности поведения социальных стратегий. Sex и gender находятся на разных полюсах в жизни человека. Sex является стартовой позицией, с ним человек рождается. Sex детерминирован биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией. Gender —  конструкция иного полюса. Это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Мужчины и женщины являются культурными продуктами своих обществ. Решающим фактором в формировании различий является культура: "женщиной не рождаются, ею становятся [27, С.381].

  Стереотипы по поводу гендера  отражают взгляды общества на  поведение, которое ожидают от  мужчин или от женщин; гендер  суть, структурированная под влиянием  культуры система различий. Она, некоторым образом, связана с биологическими различиями, но не сводится только к ним. Гендер — это социальная организация сексуальных отличий, хотя это и не означает, что гендер отражает или имплементирует фиксированные и естественные физические различия между женщинами и мужчинами; скорее, гендер — это знание, устанавливающее значения для телесных различий. Эти значения варьируются в зависимости от культур, социальных групп и времени. Сексуальное различие не может рассматриваться иначе кроме как функционирование нашего знания о теле: это знание не является "абсолютным, чистым", оно не может быть изолировано от его применения в широкой цепи дискурсивных контекстов. Сексуальное отличие не является обычной причиной, из которой, в конечном счете может произрастать социальная организация. Оно, наоборот, само является изменчивой организацией, которая сама должна быть объяснена. Человек в своей эволюции — как в фило-, так и в онтогенезе — движется от sex к gender [25, C.538].

А. Н. Махмутова противопоставляет биологический пол и гендер как данное и сотворенное: биологический пол  — это то, чем мы являемся по рождению, «факт». В данном случае «мужчиной» или «женщиной» можно быть или не быть, но нельзя стать. Гендер же – приобретенное свойство, где быть «мужчиной в обществе» или «женщиной в обществе» означает обладать теми или иными качествами, выполнять определенные социополовые роли, поэтому гендер – это «артефакт» [23, C. 84]. Ученые-гендерологи подчеркивают, что гендер – явление динамическое, изменяющееся во времени  и пространстве, а не статическое и не фиксированное. По образному выражению Виктории Бергваль, «гендер – это скорее глагол, чем существительное» [40, C. 279].

На Пекинском симпозиуме по вопросам гендера в 1995 году были выделены пять гендерных профилей человека, а именно: фемининный, маскулинный, гомосексуальный, лесбийский и андрогинный. Очевидно, что в основе перечисленных гендерных понятий лежит концептуализация человеческого опыта и «телесная метафора». Эти категории отражают классифицирующую деятельность человеческого сознания, выводимую из опыта. Наличие двух биологических типов людей  – мужчин и женщин – мотивировало название метафизических категорий «фемининность» и «маскулинность». Существование людей гомосексуальной ориентации позволило выделить гендерные категории «гомосексуальность» и «лесбийство». Психическое и физиологическое  своеобразие гермафродитов, транссексуалов,  людей, принадлежащих к касте  хиджра (Hijra) в Индии, а также проблемы и особенности их социализации, объединены в термине «андрогинность». «Андрогинность – это  только и не просто сочетание мужских и женских признаков, но преобразование основных черт личности и сознания из мужского в женское и наоборот» [28, C.448].

Учёные гендрологи акцентируют  своё внимание на таком важном понятии, как гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует [11, C.128].

Понятие идентичность впервые детально было представлено Э.Эриксоном. С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Начиная с 80-х годов  XX столетия, в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности (выделяют также этническую, профессиональную, гражданскую и т. д. структуры социальной идентичности) [1, C.152-158].

Гендерная идентичность является более  широким понятием, чем полоролевая  идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в  целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность несинонимично понятию сексуальная идентичность (гендер — понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности [2, C.234].

Гендерная идентичность означает, что  человек принимает определения  мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная  идеология — это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения "естественных" различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний — то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства  [3, С. 131-143].

Гендер как стратификационная  категория рассматривается в  совокупности других стратификационных  категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация — это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Итак, мы видим, что  понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс  формирования (конструирования) обществом  различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат — социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужскому началу.

По мнению современных  ученых, в парадигме современного научного знания гендер становится таким же ключевым понятием, как класс, род и нация. Исследуя структуры языка, связанные с полом, лингвисты исходят сегодня из его социальной и культурной, а не только природной,  обусловленности. Конкретное наполнение слов «женщина» и «мужчина» должно каждый раз определяться в зависимости от данного культурного контекста, а не вноситься готовым [39, C. 156]. Биологически различия не обеспечивают универсального базиса для построения социальных определений, поскольку женщина и мужчина являются продуктами социальных взаимоотношений. Следовательно, когда изменяются социальные отношения, изменяются и категории «маскулинность» и «фемининность».

 

 

1.1.2 Маскулинность и фемининность 

 

 

Маскулинность (мужественность) представляет собой комплекс аттитюдов, характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность — это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли [9, C.117-118].

В области современных  социальных наук существуют разные концепции  маскулинности, которые варьируются от эссенциалистской до социально-конструктивистской.

Эссенциалистский  подход рассматривает маскулинность  как производную от биологической  разницы между мужчиной и женщиной, то есть как природную категорию  и, таким образом, маскулинность  определяется как совокупность физических качеств, моральных норм и поведенческих особенностей, присущих мужчине от рождения. Согласно данному подходу, маскулинность — это то, чем мужчина является и что, соответственно, составляет его природную сущность. Данная концепция подверглась значительной критике в результате развития сравнительных исследований гендерных систем обществ, различающихся по экономическим и культурным параметрам, и сегодня представляет собой яркий пример вульгарного биологического детерминизма.

Социально-конструктивистский подход определяет маскулинность в терминологии гендерных ожиданий. Маскулинность  —  это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него. Согласно данному подходу, маскулинность конструируется как обществом в целом, так и каждым отдельным человеком мужского пола. Общественный конструкт маскулинности является производной от гендерной идеологии общества и сформирован под влиянием традиционных взглядов на мужскую роль, современных экономических реалий и социокультурной ситуации. На уровне индивидуальном, маскулинность конструируется как гендерная идентичность в соответствии с требованиями гендерных норм, которые преобладают в той или иной социальной группе, и реализуется посредством интерактивных действий. Концепция маскулинности важна как для гендерных, так и для женских и мужских исследований. Изучение моделей маскулинности позволяет лучше понять основные составляющие гендерной идеологии общества и принципы функционирования институтов патриархатного доминирования, а также найти пути изменения существующего гендерного порядка.

Следуя за обыденным  сознанием, психоаналитические теории нередко сводят маскулинность к  сексуальности или описывают  ее преимущественно в сексологических  терминах, что является сильным упрощением. Психоаналитическая парадигма позволяет выразить и описать субъективные переживания мужчин, связанные с "кризисом маскулинности", но конкретно-исторические социальные реалии и особенно механизмы социального изменения от нее ускользают [12, C. 443].

Начиная с 1970-х  годов, сначала на Западе, а затем и в СССР стали много говорить и писать о том, что традиционный мужской стиль жизни, а, возможно, и сами психологические свойства мужчины не соответствуют современным социальным условиям и что мужчинам приходится платить за свое господствующее положение слишком большую цену. Однако причины этого "кризиса маскулинности" и возможные пути его преодоления трактуются по-разному и даже противоположно.

Одни авторы усматривают проблему в том, что мужчины как гендерный  класс или социальная группа отстают от требований времени, их установки, деятельность и особенно групповое самосознание, представления о том, каким может и должен быть мужчина, не соответствуют изменившимся социальным условиям и подлежат радикальному изменению и перестройке. То есть мужчины должны смотреть и двигаться вперед.

Другие авторы, наоборот, видят  в социальных процессах, расшатывающих  мужскую гегемонию, угрозу вековечным "естественным" устоям человеческой цивилизации и призывают мужчин как традиционных защитников стабильности и порядка положить конец этой деградации и вернуть общество назад, в спокойное и надежное прошлое.

Информация о работе Отражение гендерных стереотипов (на материале американских изданий)