Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:28, дипломная работа
В последние десятилетия ХХ века прослеживается интенсивное развитие гендерной лингвистики, в рамках которой рассматриваются такие вопросы, как отражение гендера в языке, а также речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин. Данные о языке, полученные гендерной лингвистикой — один из основных источников информации о характере и динамике конструирования гендера как продукта культуры и социальных отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
Основные понятия гендерной лингвистики 7
Понятие гендер 7
Маскулинность и фемининность 12
Андрогиния и её проявления 17
Роль и место феминистской идеологии в становлении
лнгвистических исследований гендера 19
Гендерные стереотипы в средствах массовой информации 23
Выводы по первой главе 28
Отражение гендерых стереотипов в прессе 30
Визуальная гендерно ориентированная информация
в периодических изданиях 30
Вербальная гендерно ориентированная информация
в периодических изданиях 35
Гендерные стереотипы в журнале “Cosmopolitan” 50
Гендерные стереотипы в журнале “GQ” 60
Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People” и газетах
“New York Times”, “USA Today” 69
Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People” 69
Гендерные стереотипы в газетах “New York Times”, “USA Today” 78
Выводы по второй главе 83
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложение 94
Журналистика, как любое проявление массовой культуры и массового сознания, невозможна без стереотипных, устойчивых представлений о должном и не должном, дурном и праведном, положительным и отрицательным. Эти стереотипы складываются из устойчивых представлений, восходящих к заповедям мировых религий, фольклорным представлениям и национальному опыту. Стереотипы имеют свойство меняться во времени, отражать политические интересы и идеологию государств, национальных или международных группировок и партий, а также представления обыденного сознания, свойственные эпохе. Отражают они и настроения, взгляды и предрассудки самого носителя информации — журналиста. В этом смысле никакое сообщение не является абсолютно нейтральным (в чем давно сошлись исследователи журналистики самых разных стран) — оно неизбежно не только отражает состояние общественного сознания и идеологии, но и ежедневно и ежесекундно создает общественное мнение; предлагает ролевые модели, образ мыслей и отношения к действительности. Известные слова В. И. Ленина о том, что "газета — это коллективный пропагандист, агитатор и организатор", в значительной степени отражают и состояние современных СМИ всего мира, будь то "Нью-Йорк таймс", "Асахи", "Всеукраинские ведомости", или "Независимая газета", SNN, радио Ямайки, агентство "Рейтер" или информационные сайты Интернета. Нельзя не сказать и о том, что, находясь в теснейшем контакте с литературой, журналистика воспроизводила образы мужчин и женщин, созданные писателями разных стран и народов, развивала их, превращала в клише. "Тургеневские девушки", обломовы и чичиковы, благополучно существующие в современной прессе вот уже более ста лет, тому живой пример. Гендерные представления в журналистике конца прошлого века отражали общественную дискуссию об эмансипации женщины, о женском образовании и общественной деятельности, соответственно разделяя газеты и журналы на два лагеря — сторонников и противников изменения традиционного места женщины в современном обществе. Гендерные стереотипы в СМИ неотделимы от идеала женщины, а также идеи предназначения женщины, господствующей в тот или иной период. Скажем, в СМИ дореволюционной России как положительный идеал доминировал образ патриархальной матери, хозяйки салона, добропорядочной христианки. В советский период в соответствии с социалистическими идеями активного участия женщин в обществе господствовал тип "работницы и матери" (определение Н. Крупской), трактористки, врача и активистки, строящей счастливое будущее и готовой на любые жертвы во имя блага страны. В постсоветский период (и в связи с господством неолиберальной идеологии) все социалистические идеи (в том числе идея активного участия женщин в жизни общества) были отвергнуты, и доминировать вновь стала идея "естественного предназначения женщины" как матери и жены. Женские организации, объединения творческих женщин разных профессий последние годы активно работают в целях преодоления гендерных стереотипов в СМИ и культуре [30, C.230-31].
В результате работы семинара "Женщины и масс-медиа", прошедшем в Центре журналистики ФОЙО в Кальмаре, Швеция, в июне 1995 г. в рамках подготовки к Пекинскому Форуму, была принята декларация, в которой говорилось: "Образы женщин в мировых СМИ в основном состоят из нескольких базовых стереотипов: это жертва и вьючное животное, сексуальный объект, жадная потребительница, домохозяйка, защитница традиционных ценностей и гендерных ролей, а также "супер-женщина", разрывающаяся между карьерой и домашней работой. Беды, которые происходят с женщинами, оцениваются часто как "ничья вина", и они сами предстают просто как "жертвы обстоятельств"; эти образы-стереотипы имеют мало общего с реальной жизнью.
Когда женщина предстает как жертва, первая задача — показать причины и корни ситуации, особенно те, которые так или иначе связаны с несправедливостью и насилием по отношению к женщине. Помимо того, подтверждается намерение создать такие образы женщин, которые отразили бы их вклад, стратегию и деятельность в построении справедливой, гуманной и стабильной жизни на всей планете"[15, С.8].
В США на симпозиуме на тему "Не устарели ли американские стандарты красоты" в 1995 году обсуждалось широко растиражированное представление о стандартах женской красоты, определенном сконструированном образе, которому все женщины должны стремиться соответствовать, встречает острую критику в женских средствах массовой информации. Бетти Фридан, в частности, отмечала, что "наши СМИ в долгу перед женщинами всех поколений, они просто обязаны откликнуться на веяние времени, изменив стратегию формирования вкусов и отразить чудесное многообразие красоты и стремление к самоутверждению, характерные для американских женщин, если они не задавлены гнетом действительных проблем — нищетой, страхом перед насилием" [15, С.11].
Именно стереотипы массового сознания являются мощнейшим барьером в установлении гендерного равенства в обществе. Социальный стереотип — схематичный, стандартизованный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; составная часть установки. Стереотипы — синоним предвзятых представлений, ложных образов. Гендерные стереотипы — внутренние установки в отношении места мужчин и женщин в обществе, их функций и социальных задач. Стереотипы — самое труднопреодолимое препятствие в создании принципиально новых отношений в социуме и переходе к качественно новому демократическому государству [30, C.246].
Особенность стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Говоря о стереотипах, можно провести аналогию с айсбергом, только небольшая часть, которого находится на поверхности, что делает его крайне опасным и разрушительным. Стереотипы не менее пагубно влияют на все сферы нашей жизни и, особенно, на отношения с окружающими. Они являются барьерами на пути к нашему счастью. Все мы в большей или меньшей степени являемся их заложниками. Стереотипы индивидуальны или массовы. Стереотипы массового сознания являются наибольшим барьером в установлении равноправных позиций женщин и мужчин в политической, экономической и культурной сферах — гендерного равенства.
1.4 Выводы по первой главе
1. Данные о языке, полученные
гендерной лингвистикой —
один из основных источников
информации о характере и
2. Маскулинность представляет собой комплекс аттитюдов, характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. "Кризис маскулинности" определяется субъективными переживаниями мужчин, связанные с тем, что мужчины не соответствуют изменившимся социальным условиям или феминизации мужчин и исчезновении "настоящей мужественности". Фемининность — характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе. Типы маскулинности и фемининности неодинаковы в разных культурах, в разные периоды истории; они различаются в зависимости от статусных признаков.
3. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей, имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций. Проявлениями андрогинии также являются гермафродитизм и транссексуализм.
4. Под феминизмом пониматься борьба женщин, и идеология равенства прав, и социальные изменения, и избавления мужчин и женщин от стереотипных ролей, и улучшение способа жизни, и активные действия. Главная цель феминисткой критики языка состоит в разоблачении и преодолении отраженного в языке мужского доминирования в общественной и культурной жизни.
5. Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Стереотипы имеют свойство меняться во времени, отражать политические интересы и идеологию государств, национальных или международных группировок и партий, а также представления обыденного сознания, свойственные эпохе. Особенность стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще.
2 Отражение гендерных стереотипов в прессе
2.1 Визуальная гендерно
Материалом исследования послужили американские периодические издания “Blender”, “Cosmopolitan”, “People”, “USA Today”, “New York Times”, “GQ Magazine”(было использовано 30 номеров за 2007-2009 годы общим объемом 4716 страницы). Выбор именно этих изданий объясняется рядом причин — эти газеты и журналы относятся к самым популярным и самым читаемым в США. Их тиражи варьируются от 100 000 до 2 600 000 экземпляров в месяц, многие из этих периодических изданий доступны в сети Интернет в формате PDF, что позволяет бесплатно скачивать информацию любому пользователю. Журналы “Blender”и “People” ориентированы на читателей различной возрастной категории, как на мужчин, так и женщин. В журналах содержатся публикации развлекательного и информационного характера. “Cosmopolitan”— журнал для женщин, так как большая часть материала направлена на читательниц — мода, здоровье, стиль и многое другое. “USA Today”, “ New York Times” — «серьезные» периодические издания, направленные на широкую аудиторию, в них содержится информация о политических и экономических событиях, как в США, так и зарубежем. “GQ(Gentlemen Quarterly) Magazine” — журнал для мужчин, вербальная и невербальная информация имеет четко мужскую направленность — мода, автомобили, здоровье.
Отбор анализируемого визуального материала осуществлялся по его гендерной ориентации методом сплошной выборки (всего было отобрано 286 статей, содержащих изображения, что составило около 80% от общего числа статьей), а для его отработки в качестве основного метода был применен метод качественно-количественного анализа (или контент-анализа).
Из визуальной информации, встречающейся в журналах, были проанализированы фотографии, которые далее рассматривались с учетом пола персонажа: мужские, женские и смешанные фотоснимки. В ходе анализа были составлены таблицы №1,2 — журнал “Cosmopolitan”, ориентированный на женщин; №3,4 — журнал“GQ”; №5,6 — издания “Blender”,“New York Times”,“People”, “USA Today”, ориентированные, как на мужчин, так и на женщин. В данных таблицах приведены количественные данные проведенного исследования, которые, в частности, заключается в следующем:
Таблица №1
Встречаемость гендерно ориентированных
фотоснимков в журнале “Cosmopo
Гендерная ориентация фотоснимков в соответствии с полом | ||
фемининные |
маскулинные |
смешанные |
191 / 60,8% |
45 / 14,3% |
78 / 24,9% |
Общее количество: |
314 / 100% |
Было замечено, что женские фотографии встречаются на страницах “Cosmopolitan” в 4,2 раза чаще, чем мужские, при этом женщина фигурирует во всех разделах, но чаще всего в таких, как Beauty News (до 8 фотографии на одной странице), Real-Life Readers, Cosmo Look, Fun Fearless Fashion. На страницах журналов часто встречаются одиночные фотографии женщин, где подчеркивается ее физические достоинства, реже женщина изображается в кругу семьи, с детьми в квартире, в быту. Изображение мужчин чаще печатаются в таких разделах, как Man Manual, Cover Stories, Live. На фотографиях мужчины занимаются спортом, выступают на сцене или же запечатлены в кругу семьи или коллег.
Смешанные снимки встречаются в 1,7 раза чаще, чем мужские на страницах проанализированного журнала “Cosmopolitan”. Такие снимки проявляются во всех разделах журналов, и, как правило, женщина на них изображена на первом плане.
На основании
проанализированных мужских,
Таблица №2
Профессиональная деятельность людей, изображенных на страницах “Cosmopolitan” (в абсолютных цифрах и в %)
Профессиональная деятельность |
Женщины |
Мужчины |
Смешанные |
1. Бизнесмены |
4 |
0 |
2 |
2. Спортсмены |
1 |
1 |
1 |
3. Шоумены |
61 |
18 |
23 |
4. Фотомодели |
112 |
3 |
13 |
5. Нейтральная группа |
27 |
22 |
30 |
Информация о работе Отражение гендерных стереотипов (на материале американских изданий)