Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 21:35, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг», овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.»

Поставленная цель достигается решением следующих задач: во – первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в – третьих, - решить задачи в соответствии с номером варианта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…3

Теоретическая часть:

1.Понятие потребления, источники данных о потреблении населения….5

2.Показатели, используемые при изучении потребления населением

товаров и услуг…………………………………………………………….7

Расчетная часть…………………………………………………………….15

Аналитическая часть………………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………32

Список используемой литературы………………………………………..34

Приложения……………...…………………………………………………35

Работа состоит из  5 файлов

Диаграмма1.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Доработка 1.doc

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Доработка2.doc

— 350.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Статистика.doc

— 717.50 Кб (Скачать документ)

      Анализ  уровня потребления населением товаров  и услуг, цен на товары и услуги, абсолютное и относительное их изменение  является важным направлением в изучении многих экономических показателей, в частности потребительского спроса.

      Собранный статистический материал представлен в таблице:

Таблица 4.1

     Потребление товаров и услуг населением Российской Федерации в январе – феврале 2009 г. (по данным портала федеральной службы госстатистики http://www.gks.ru).

  Продано товаров и услуг в фактических ценах, млрд.руб. Индексы цен,

%

Январь 2009 г. Февраль 2009 г.
Товары  1075,9 1050,1 101,9
Услуги  338,1 341,1 101,4
 

     Исчислить общие индексы цен:

     а) потребления товаров и услуг;

     б) цен;

     в) физического объема потребления; 

     Методика  решения задачи.

      В статистическом изучении потребления  товаров и услуг значительное место занимает индексный метод.

      Индекс  потребления товаров и услуг  рассчитывается по формуле:

(34), индекс цен на товары и услуги - (35), индекс физического объема потребления товаров и услуг – по формуле (32).

      Абсолютное  изменение  потребления товаров и услуг определяется как разность между числителем и знаменателем формулы (34), за счет факторов:

      а) цен: ,

      б) физического потребления: .

      Статистика  изучает этот процесс с помощью  системы взаимосвязанных индексов (формула 33):

(36). 

     Методика  выполнения компьютерных расчетов.

      Статистический  анализ потребления товаров и  услуг выполнен с применением  пакета прикладных программ обработки  электронных таблиц MS EXCEL в среде Windows.

      Рисунок показывает расположение на рабочем  листе EXCEL таблицы с исходными данными.

Рисунок 1.1

Таблица для выполнения компьютерных расчетов.

Рисунок 1.2

Таблица с примером расчетов.

 

Рисунок 1.3

Таблица с полученными  итоговыми данными.

 

      Анализ  результатов статистических компьютерных расчетов.

      Проведенные компьютерные расчеты позволяют  сделать следующий вывод:

      При снижении физического объема потребления  на 3,3%, потребление в фактических  ценах в феврале 2009 года по сравнению  с январем 2009 года снизилось на 1,6% вследствие роста цен на единицу  товара или услуги  в среднем  на 1,8%. 

      Заключение. 

     Основными задачами статистики потребления населения являются разработка системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

     На  макроуровне обобщающими стоимостными показателями потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление и фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

     Потребление продуктов питания учитывается  в натуральных единицах и по стоимости, которые вычисляются соответственно в среднем на душу населения или в сумме всех денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.

     Анализ  потребления осуществляется преимущественно  с помощью коэффициентного метода. Так, сравнение фактического потребления  отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре.

     Динамика  потребления населения и потребительских  цен изучается с помощью индексного метода.

     Статистика  потребления населения, не в пример другим наукам, имеет достаточно много трудных и спорных моментов ввиду своей тесной привязки к постоянно изменяющимся условиям жизни и экономико-социальной ситуации в стране. Например, часть экономистов считает, что индекс Ласпейреса имеет тенденцию завышать увеличение цен, поскольку в течение периода, когда цены растут, потребители заменяют дорогие товары дешевыми. Индекс Пааше, наоборот, занижает реальные расходы потребителя в текущем периоде и потому имеет тенденцию занижать и динамику цен.

     Однако  кроме вызываемых затруднений при практическом исследовании предмета, такие нюансы наглядно демонстрируют развитие науки в реальном времени о потреблении, выражающееся в постоянном дополнения и изыскании новых возможностей расчетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

   
  1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и  основы эконометрики. – М.: ЮНИТИ, 2001 г. – 245с.
  2. Гусаров В.М.  Теория статистики: Учебное пособие для вузов, - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 247 с.
  3. Ефимова М.Р., Ганченко О.И., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. - 280с.
  4. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000. – 464 с.
  5. Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Симчеры / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. – 259 с.
  6. Социальная статистика: Учебник / Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480с.
  7. Статистика: Курс лекций / Под ред. В.Г.Ионина. – Новосибирск: ИНФРА-М, 1997. – 310 с.
  8. Статистика. Методические указания и задания по выполнению курсовой работы для студентов III курса специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». – М.: ВЗФЭИ, 2004 – 68 с.
  9. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. проф. Ю.Н.Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 736 с.
  10. Интернет-ресурсы: портал федеральной службы госстатистики http://www.gks.ru

Статистика.xls

— 16.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг