Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 21:35, контрольная работа
Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг», овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.»
Поставленная цель достигается решением следующих задач: во – первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в – третьих, - решить задачи в соответствии с номером варианта.
Введение…………………………………………………………………...…3
Теоретическая часть:
1.Понятие потребления, источники данных о потреблении населения….5
2.Показатели, используемые при изучении потребления населением
товаров и услуг…………………………………………………………….7
Расчетная часть…………………………………………………………….15
Аналитическая часть………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………..34
Приложения……………...…………………………………………………35
Удельный вес (d) элементов совокупности характеризует состав изучаемой совокупности в общем итоге и представляет собой отношение части единиц совокупности (fi) ко всему объему совокупности ( ):
Таким образом, удельный вес расходов на продукты питания в
валовом доходе для первой группы будет равен: 39,9%. Аналогично вычислим удельный вес расходов
на продукты питания в валовом доходе для остальных групп домохозяйств, и полученные данные занесем в итоговую таблицу 2.2.
Таблица 2.2
Зависимость между валовыми доходами и расходами населения на продукты питания.
№ п/п | Группа домохозяйств по валовому доходу, тыс.руб. | Число домохозяйств | Валовой доход, тыс.руб. | Расходы на продукты питания, тыс.руб. | Удельный вес расходов на продукты питания в валовом доходе, % | ||
всего | в среднем на одно домохозяйство | всего | в среднем на одно домохозяйство | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I | 22,1-76,1 | 4 | 149,3 | 37,32 | 59,7 | 14,92 | 40,0 |
II | 76,1-130,1 | 7 | 619,7 | 88,54 | 264,5 | 37,79 | 42,7 |
III | 130,1-184,1 | 11 | 1664,3 | 151,30 | 614,6 | 55,87 | 36,9 |
IV | 184,1-238,1 | 5 | 1046,8 | 209,36 | 395,2 | 79,04 | 37,7 |
V | 238,1-292,1 | 3 | 815,9 | 271,97 | 304,2 | 101,40 | 37,3 |
Итого | 30 | 4183,0 | 139,43 | 1638,2 | 54,61 | 39,2 |
Данные таблицы 2.2 показывают, что с ростом валового дохода каждого домохозяйства, средняя сумма расходов на продукты питания, используемая одним домохозяйством, увеличивается. Следовательно между исследуемыми признаками существует прямая корреляционная зависимость.
Однако,
хотя расходы на продукты питания
в среднем на одно домохозяйство
имеют определенный рост в связи
со средним ростом валового дохода,
их удельный вес в валовом доходе
незначительно колеблется, т.е. практически
остается неизменным.
Задание 3.
По данным задания 2 измерьте тесноту связи между валовыми доходами и расходами на продукты питания, исчислив коэффициенты детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.
Дайте их экономическое значение.
Решение:
Коэффициент детерминации равен отношению межгрупповой дисперсии к общей:
и показывает долю общей вариации результативного признака, обусловленную вариацией группировочного признака.
Корень квадратный из коэффициента детерминации называется эмпирическим корреляционным отношением:
По абсолютной величине он может изменятся от 0 до 1. Если = 0, группировочный признак не оказывает влияния на результативный. Если = 1, изменение результативного признака полностью обусловлено группировочным признаком, т.е. между ними существует функциональная связь.
Для
качественной оценки тесноты связи
на основе показателя эмпирического
корреляционного отношения
Таблица 3.1
Шкала Чеддока
Значение η | 0,1 – 0,3 | 0,3 – 0,5 | 0,5 – 0,7 | 0,7 – 0,9 | 0,9 – 0,99 |
Сила связи | Слабая | Умеренная | Заметная | Тесная | Весьма тесная |
1) В начале, используя данные задания 2, найдем внутригрупповые дисперсии по формуле:
Тогда для первой группы она будет равна: = = = 20,41;
аналогично =45,05; =53,96; =47,27; =81,39.
2) Найдем среднюю из внутригрупповых дисперсий, используя формулу:
получаем = =49,090.
3) Межгрупповая дисперсия равна:
(29), тогда
= 595,036
4)
Применяя правила сложения
5)
Используя формулы (25) и (26) находим
коэффициент детерминации и
Таким
образом, коэффициент детерминации,
равный
= 0,924, показывает, что расходы на продукты
питания на 92,4% зависят от валового дохода
домохозяйств. Эмпирическое корреляционное
отношение, равное
= 0,961, согласно шкале Чеддока (табл.
3.1), свидетельствует о весьма тесной
связи между валовыми доходами и расходами
на продукты питания.
Задание 4.
Потребление товаров и услуг населением района характеризуется следующими показателями:
Вид товаров и услуг | Стоимость товаров и услуг в III квартале (в текущих ценах), млн.руб. | Средний индекс III квартала ко II кварталу, % | |
Цена | Объем продаж в сопоставимых ценах | ||
Продовольственные товары | 432 | 110 | 95 |
Непродовольственные товары | 690 | 115 | 80 |
Платные услуги | 252 | 130 | 70 |
Определите
1. Общий индекс цен на товары и услуги.
2.
Индекс покупательной
3.
Общий индекс физического
4.
Общий индекс потребления
5. Абсолютный прирост (снижения) стоимости товаров и услуг вследствие:
а) изменения цен;
б) объема продажи по каждому виду товаров и услуг.
Дайте анализ исчисленных показателей и сделайте выводы.
Решение:
1. Т.к. нам неизвестны отдельные значения p1 и q1, но дано их произведение p1q1 (стоимость товаров и услуг в III квартале, млн.руб.) и индивидуальные индексы цен ip = p1 / p0, то для определения общего индекса цен на товары и услуги применяем формулу среднего гармонического индекса цен:
получаем: Ip= =1,158, или 115,8%.
Вывод: следовательно, в III квартале цены на товары и услуги повысились в среднем на 15,8%, по сравнению со II кварталом.
2. Индекс покупательной способности денег является важной характеристикой уровня жизни. Он представляет собой изменение объема товаров и услуг из фиксированного их набора, которые можно приобрести на одинаковую сумму денег в отчетном и базисном периодах. Следовательно, это величина, обратная индексу цен:
следовательно, Iпок.д.= =0,864, или 86,4%.
Вывод: таким образом, в III квартале покупательская способность рубля уменьшилась в среднем на 100-86,4=13,6% по сравнению со II кварталом, т.е. на одну и ту же сумму денег во II квартале можно было приобрести на 13,6% товаров и услуг (из фиксированного их набора) больше чем в III.
3. Исходной базой построения средневзвешенного индекса физического объема продукции служит его агрегатная форма:
Для нахождения
числителя и знаменателя
= = =0,824.
Вывод: таким образом, в III квартале потребление товаров и услуг в сопоставимых ценах снизилось в среднем на 100-82,4=17,6% по сравнению со II кварталом.
4. Согласно индексной системе, которую образуют индекс цен на товары и услуги, индекс физического объема потребления товаров и услуг, индекс потребления товаров и услуг:
Ipq = Ip · Iq (33).
Таким образом, Ipq=1,158 · 0,824 = 0,954, или 95,4%
Вывод: следовательно, при снижении физического объема потребления на 17,6%, потребление в фактических ценах в III квартале по сравнению со II кварталом снизилось на 4,6% вследствие роста цен на единицу товара или услуги в среднем на 15,8%.
5. а) Для вычисления абсолютного прироста (снижения) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен необходимо найти разность между числителем и знаменателем формулы (30), которую мы использовали для нахождения общего индекса цен на товары и услуги:
1374-1186,6=187,4 млн.руб.
Вывод: следовательно в III квартале, по сравнению со II, стоимость продукции увеличилась в абсолютном выражении на 187,4 млн.руб. (только за счет роста на 15,8% цен на товары и услуги).
б) Аналогично, для нахождения абсолютного прироста (снижения) стоимости товаров и услуг вследствие изменения объема продаж необходимо найти разность между числителем и знаменателем формулы (32), используемой для нахождения общего индекса физического объема потребления товаров и услуг в сопоставимых ценах:
1186,6-1440,3=-253,7 млн.руб.
Вывод:
следовательно в III квартале, по сравнению
со II, стоимость продукции уменьшилась
в абсолютном выражении на 253,7 млн.руб.
(только за счет снижения на 17,6% физического
объема потребления товаров и услуг в
сопоставимых ценах).
Аналитическая
часть.
В
аналитической части работы изложены
результаты проведенного статистического
исследования потребления населения
товаров и услуг
Постановка задачи.
Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг