Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 21:35, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг», овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.»

Поставленная цель достигается решением следующих задач: во – первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в – третьих, - решить задачи в соответствии с номером варианта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…3

Теоретическая часть:

1.Понятие потребления, источники данных о потреблении населения….5

2.Показатели, используемые при изучении потребления населением

товаров и услуг…………………………………………………………….7

Расчетная часть…………………………………………………………….15

Аналитическая часть………………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………32

Список используемой литературы………………………………………..34

Приложения……………...…………………………………………………35

Работа состоит из  5 файлов

Диаграмма1.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Доработка 1.doc

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Доработка2.doc

— 350.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Статистика.doc

— 717.50 Кб (Скачать документ)
 

     Удельный вес (d) элементов совокупности характеризует состав изучаемой совокупности в общем итоге и представляет собой отношение части единиц совокупности (fi) ко всему объему совокупности ( ):

(24).

     Таким образом, удельный вес расходов на продукты питания в

валовом доходе для первой группы будет равен: 39,9%. Аналогично вычислим удельный вес расходов

на продукты питания в валовом доходе для  остальных групп домохозяйств, и  полученные данные занесем в итоговую таблицу 2.2.

     Таблица 2.2

     Зависимость между валовыми доходами и расходами  населения на продукты питания.

№ п/п Группа домохозяйств по валовому доходу, тыс.руб. Число домохозяйств Валовой доход, тыс.руб. Расходы на продукты питания, тыс.руб. Удельный вес  расходов на продукты питания в валовом  доходе, %
всего в среднем на одно домохозяйство всего в среднем на одно домохозяйство
1 2 3 4 5 6 7 8
I 22,1-76,1 4 149,3 37,32 59,7 14,92 40,0
II 76,1-130,1 7 619,7 88,54 264,5 37,79 42,7
III 130,1-184,1 11 1664,3 151,30 614,6 55,87 36,9
IV 184,1-238,1 5 1046,8 209,36 395,2 79,04 37,7
V 238,1-292,1 3 815,9 271,97 304,2 101,40 37,3
Итого 30 4183,0 139,43 1638,2 54,61 39,2
 

     Данные  таблицы 2.2 показывают, что с ростом валового дохода каждого домохозяйства, средняя сумма расходов на продукты питания, используемая одним домохозяйством, увеличивается. Следовательно между  исследуемыми признаками существует прямая корреляционная зависимость. 

     Однако, хотя расходы на продукты питания  в среднем на одно домохозяйство  имеют определенный рост в связи  со средним ростом валового дохода, их удельный вес в валовом доходе незначительно колеблется, т.е. практически остается неизменным.  

     Задание 3.

     По  данным задания 2 измерьте тесноту связи  между валовыми доходами и расходами  на продукты питания, исчислив коэффициенты детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.

     Дайте их экономическое значение.

     Решение:

     Коэффициент детерминации равен отношению межгрупповой дисперсии к общей:

     

(25)

и показывает долю общей вариации результативного  признака, обусловленную вариацией  группировочного признака.

     Корень  квадратный из коэффициента детерминации называется эмпирическим корреляционным отношением:

     

(26).

     По  абсолютной величине он может изменятся  от 0 до 1. Если = 0, группировочный признак не оказывает влияния на результативный. Если = 1, изменение результативного признака полностью обусловлено группировочным признаком, т.е. между ними существует функциональная связь.

      Для качественной оценки тесноты связи  на основе показателя эмпирического  корреляционного отношения служит шкала Чэддока:

      Таблица 3.1

      Шкала Чеддока

Значение η 0,1 – 0,3 0,3 – 0,5 0,5 – 0,7 0,7 – 0,9 0,9 – 0,99
Сила  связи Слабая Умеренная Заметная Тесная Весьма тесная
 

     1) В начале, используя данные задания 2, найдем внутригрупповые дисперсии по формуле:

=
(27).

      Тогда для первой группы она будет равна: = = = 20,41;

аналогично  =45,05; =53,96; =47,27; =81,39.

      2) Найдем среднюю из внутригрупповых дисперсий, используя формулу:

=
(28),

получаем  = =49,090.

      3)  Межгрупповая дисперсия равна:

(29), тогда 

= 595,036

      4) Применяя правила сложения дисперсий,  получаем общую дисперсию:

      

     5) Используя формулы (25) и (26) находим  коэффициент детерминации и эмпирическое  корреляционное отношение соответственно:

     

;
.

     Таким образом, коэффициент детерминации, равный = 0,924, показывает, что расходы на продукты питания на 92,4% зависят от валового дохода домохозяйств. Эмпирическое корреляционное отношение, равное  = 0,961, согласно шкале Чеддока (табл. 3.1),   свидетельствует о весьма тесной связи между валовыми доходами и расходами на продукты питания. 

     Задание 4.

     Потребление товаров и услуг населением района характеризуется следующими показателями:

Вид товаров и услуг Стоимость товаров  и услуг в III квартале (в текущих ценах), млн.руб. Средний индекс III квартала ко II кварталу, %
Цена Объем продаж в сопоставимых ценах
Продовольственные товары 432 110 95
Непродовольственные товары 690 115 80
Платные услуги 252 130 70
 

     Определите

     1. Общий индекс цен на товары  и услуги.

     2. Индекс покупательной способности  рубля.

     3. Общий индекс физического объема  потребления товаров и услуг  в сопоставимых ценах.

     4. Общий индекс потребления товаров  и услуг в фактических ценах.

     5. Абсолютный прирост (снижения) стоимости товаров и услуг вследствие:

     а) изменения цен;

     б) объема продажи по каждому виду товаров  и услуг.

     Дайте анализ исчисленных показателей  и сделайте выводы.

     Решение:

     1. Т.к. нам неизвестны отдельные значения p1 и q1, но дано их произведение p1q1 (стоимость товаров и услуг в III квартале, млн.руб.) и индивидуальные индексы цен ip = p1 / p0, то для определения общего индекса цен на товары и услуги применяем формулу среднего гармонического индекса цен:

     

(30),

получаем: Ip= =1,158, или 115,8%.

      Вывод: следовательно, в III квартале цены на товары и услуги повысились в среднем на 15,8%, по сравнению со II кварталом.

     2. Индекс покупательной способности денег является важной характеристикой уровня жизни. Он представляет собой изменение объема товаров и услуг из фиксированного их набора, которые можно приобрести на одинаковую сумму денег в отчетном и базисном периодах. Следовательно, это величина, обратная индексу цен:

     

(31),

следовательно, Iпок.д.= =0,864, или 86,4%.

      Вывод: таким образом, в III квартале покупательская способность рубля уменьшилась в среднем на 100-86,4=13,6% по сравнению со II кварталом, т.е. на одну и ту же сумму денег во II квартале можно было приобрести на 13,6% товаров и услуг (из фиксированного их набора) больше чем в III.

      3. Исходной базой построения средневзвешенного индекса физического объема продукции служит его агрегатная форма:

(32).

Для нахождения числителя и знаменателя используем формулы индивидуального индекса  объема продукции iq=q1:q0 и индивидуального индекса цен ip=p1:p0, из которых следует, что q0=q1:iq и р01:ip соответственно. Подставляя найденные таким образом значения q0 и р0 в формулу (32) получаем:

= = =0,824.

      Вывод: таким образом, в III квартале потребление товаров и услуг в сопоставимых ценах снизилось в среднем на 100-82,4=17,6% по сравнению со II кварталом.

      4. Согласно индексной системе, которую образуют индекс цен на товары и услуги, индекс физического объема потребления товаров и услуг, индекс потребления товаров и услуг:

Ipq = Ip · Iq (33).

      Таким образом, Ipq=1,158 · 0,824 = 0,954, или 95,4%

      Вывод: следовательно, при снижении физического  объема потребления на 17,6%, потребление  в фактических ценах в III квартале по сравнению со II кварталом снизилось на 4,6% вследствие роста цен на единицу товара или услуги  в среднем на 15,8%.

      5. а) Для вычисления абсолютного прироста (снижения) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен необходимо найти разность между числителем и знаменателем формулы (30), которую мы использовали для нахождения общего индекса цен на товары и услуги:

1374-1186,6=187,4 млн.руб.

      Вывод: следовательно в III квартале, по сравнению со II, стоимость продукции увеличилась в абсолютном выражении на 187,4 млн.руб. (только за счет роста на 15,8% цен на товары и услуги).

      б) Аналогично, для нахождения абсолютного прироста (снижения) стоимости товаров и услуг вследствие изменения объема продаж необходимо найти разность между числителем и знаменателем формулы (32), используемой для нахождения общего индекса физического объема потребления товаров и услуг в сопоставимых ценах:

1186,6-1440,3=-253,7 млн.руб.

      Вывод: следовательно в III квартале, по сравнению со II, стоимость продукции уменьшилась в абсолютном выражении на 253,7 млн.руб. (только за счет снижения на 17,6% физического объема потребления товаров и услуг в сопоставимых ценах). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

Аналитическая часть. 

      В аналитической части работы изложены результаты проведенного статистического  исследования потребления населения  товаров и услуг 

     Постановка  задачи.

Статистика.xls

— 16.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг