Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 21:35, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг», овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.»

Поставленная цель достигается решением следующих задач: во – первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в – третьих, - решить задачи в соответствии с номером варианта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…3

Теоретическая часть:

1.Понятие потребления, источники данных о потреблении населения….5

2.Показатели, используемые при изучении потребления населением

товаров и услуг…………………………………………………………….7

Расчетная часть…………………………………………………………….15

Аналитическая часть………………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………32

Список используемой литературы………………………………………..34

Приложения……………...…………………………………………………35

Работа состоит из  5 файлов

Диаграмма1.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Доработка 1.doc

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Доработка2.doc

— 350.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Статистика.doc

— 717.50 Кб (Скачать документ)

     Для характеристики потребления населения  широко используются

натуральные показатели: фонды  потребления по основным продуктам питания в целом и на душу населения.

     Среднедушевое потребление отдельного продукта определяется в виде отношения годового фонда его потребления к среднегодовой численности населения. Применяется также расчет на условную потребительскую единицу (эквивалентного потребителя), в качестве которого принято потребление взрослого мужчины, занятого  легким или механизированным трудом. По отношению к нему разрабатывается шкала коэффициентов потребления.

     Для товаров длительного  пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство. Это показатели обеспеченности населения соответствующими предметами. Их расчет ведется в натуральных единицах (на домохозяйство, на 100, на 1000 домохозяйств или на 10000 человек). Обеспеченность понимается как степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление. Товарами длительного пользования считаются предметы сроком службы в три и более лет. К товарам недлительного  пользования относятся изделия с нормативным сроком службы до трех лет (одежда, обувь, ткани и др.). Товарами однократного пользования считаются продукты питания.

     Возрастающую  роль в потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги – особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления (услуга оказывается).

     В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые  населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т.п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.

     Не  входят в объем производства (и  соответственно потребления) домашние и личные услуги, создаваемые членами  домохозяйства для собственного конечного потребления, поскольку  их производство полностью автономно и не влияет на остальную экономику. К ним относятся: уборка, украшение и техническое обслуживание жилья; приготовление и подача пищи; уход за детьми, воспитание и самообучение; уход за больными, инвалидами и престарелыми; транспортировка членов домашнего хозяйства или их вещей; ремонт и техническое обслуживание потребительских товаров длительного пользования, выполняемые на дому.

     Степень удовлетворения потребности  населения в данном товаре (услуге) определяют путем сравнения фактического уровня его потребления с нормативным. Ориентируясь на международный опыт, при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри страны можно в качестве норматива использовать среднюю геометрическую из уровней по трем регионам с лучшими показателями.

     Коэффициент удовлетворения потребностей на душу населения  по всем товарам и  услугам исчисляют как отношение стоимости фактического потребления товаров и услуг на душу населения к стоимости их набора, заложенного в нормативный потребительский бюджет (по текущим ценам и тарифам исследуемого периода):

     

 (4) где

     qi факт – фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;

     qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в среднем на душу населения, здесь

     

    (5)

     где – объем потребления i-го товара за определенный период;

     N – средняя численность населения за тот же период);

     если  имеются нормативы потребления  по группам населения, то

     

(6) где

     qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в m-ной группе;

     Nm – средняя численность населения m-ной потребительской группы.

     При этом каждое фактическое потребление  товаров и услуг принимается  в объеме не выше нормативного и, следовательно, критериальным значением коэффициента будет 1,0. Разность значений числителя и знаменателя коэффициента покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем. Умножив эту разность на среднюю численность населения, получим размер недопотребления в целом по стране (региону).

     Динамика  общего и среднедушевого потребления  товаров и услуг изучается  с помощью индексов. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен  на товары и тарифов на услуги в  отчетном и базисном периодах.

     По  отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления, например:

     - индекс общего объема потребления i-го товара

     

(7)

     где åqi1 и åqi0 - объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;

     - среднедушевого потребления i-го товара:

     

(8)

     где N1 и N0 – средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах.

     Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-го товара:

(9) 

     Статистика  услуг позволяет определить как  общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах.

     Обеспеченность  населения услугами измеряется так  же, как и 

товарами: фактическое потребление услуг  в среднем на душу населения сравнивается с нормативным (эталонным) его значением: 

     

(10) где

     В случае необходимости берется среднее  нормативное потребление:

     

(11)

     Аналогично  индивидуальным индексам потребления  товаров строятся индексы потребления  отдельных видов услуг:

     

(12)

     в расчете на душу населения:

     

(13)

     где iN – индекс среднегодовой численности населения.

     При этом также должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было определить динамику физического объема их потребления при погашении влияния цены.

     Кроме того, расчет агрегатного индекса  физического объема потребления  осуществляется по формуле:

     

(14) где

       q0 , q1 и s0 , s1 количество потребляемых в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;

     p0 и p1 - цена товара в базисном и отчетном периодах;

     t0 и t1тариф за определенные услуги в базисном и отчетном периодах.

     Для изучения динамики потребления отдельных  групп товаров или

услуг применяется  средний гармонический индекс физического объема следующего вида:

Iq

(15)

где ip – индивидуальные индексы цен на товары и услуги.

     Для количественного отражения зависимости между динамикой доходов (или иного фактора) и уровня потребления отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (или иного фактора) на 1%:

, (16)

     где х и у – начальные доход  и потребление, - их приращения за период (или при переходе от одной группы населения к другой).

     Коэффициенты  эластичности от доходов различны для  разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для  таких продуктов, как хлеб, продукты низких сортов и т.д.

     Товары, для которых  Кэл < 0, называются "малоценными". В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров не увеличивается, а уменьшается.

     Если  Кэл > 1, то потребление растет быстрее доходов. Если Кэл = 1, то между доходом и потреблением – пропорциональная зависимость. Если Кэл < 1, то потребление увеличивается медленнее, чем доход.

       Таким образом, чем больше коэффициент эластичности, тем быстрее растет потребление товара при росте доходов (и наоборот).

Расчетная часть.

      Задание 1.

      Имеются выборочные данные (выборка 2%-ная механическая) о валовых доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов, результаты которых представлены в таблице 1.1:

Таблица 1.1

Исходные  данные

Номер    домохозяйства Валовой доход, тыс.руб. Число членов домохозяйства, чел. Расходы на продукты питания, тыс.руб.
1 2 3 4
1 35,8 1 14,9
2 65,1 1 22,2
3 22,1 1 10,2
4 26,3 1 12,4
5 78,0 2 32,2
6 80,0 2 33,2
7 92,4 2 36,8
8 84,0 2 34,8
9 164,2 2 50,4
10 150,0 2 48,6
11 137,6 2 44,4
12 134,0 2 46,0
13 82,0 2 34,2
14 171,0 3 61,5
15 140,1 3 55,8
16 161,4 3 61,5
17 203,4 3 69,6
18 163,5 3 59,7
19 113,6 3 53,1
20 145,5 3 57,9
21 89,7 3 40,2
22 224,0 4 80,0
23 202,4 4 81,2
24 192,0 4 74,4
25 138,0 4 59,2
26 225,0 5 90,0
27 292,1 5 105,0
28 243,0 5 89,0
29 280,8 6 110,2
30 159,0 6 69,6

Статистика.xls

— 16.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг