Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики главной функцией предприятий и фирм является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Производственная функция выражает существующую на каждом предприятии зависимость между выпуском продукции и применяемыми экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами. Успех любого предприятия во многом зависит от постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и изысканием резервов по снижению их стоимости.
Важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические основы выявления резервов по снижению себестоимости продукции………………………………………………………………………. 8
1.1 Экономическая сущность и классификация затрат промышленного предприятия. Формирование себестоимости продукции…………................. 8
1.2 Анализ себестоимости продукции: сущность, задачи, система показателей и информационная база………………………………………………… 18
1.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции и резервы ее снижения ………………………………………………..………………....................... 27
1.4 CVP – анализ как эффективный метод планирования затрат на предприятии………………………………………………………………………….. 31
2 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1» и выявление резервов по ее снижению..……………………………………………………………….. 40
2.1 Характеристика пищевой отрасли Волгоградской области и предприятия ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………… 40
2.2 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………………. 46
2.3 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………............ 55
3 Пути снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………. 75
3.1 Выявление резервов снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………………………………………………………………………… 75
3.2 Применение операционного анализа при распределении затрат ЗАО «Омега-1»…….…….…………………………………………………………… 78
Заключение……………………………………………………………………… 84
Библиографический список……………………………………………............. 87
Приложение А Бухгалтерский баланс ЗАО «Омега-1»……………………… 90
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ЗАО «Омега-1»………………. 92

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению.doc

— 6.82 Мб (Скачать документ)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические  основы выявления резервов по снижению себестоимости продукции……………………………………………………………………….  
8
1.1 Экономическая сущность и классификация затрат промышленного предприятия. Формирование себестоимости продукции………….................  
8
1.2 Анализ себестоимости продукции: сущность, задачи, система показателей и  информационная база…………………………………………………  
18
1.3 Факторы,  влияющие на себестоимость продукции  и резервы ее снижения ………………………………………………..……………….......................  
27
1.4 CVP – анализ как эффективный метод планирования затрат на предприятии…………………………………………………………………………..  
31
2 Анализ  себестоимости продукции ЗАО  «Омега-1» и выявление резервов по ее снижению..………………………………………………………………..  
40
2.1 Характеристика  пищевой отрасли Волгоградской  области и предприятия ЗАО «Омега-1»……………………………………………………………  
40
2.2 Анализ  производственно-хозяйственной и  финансовой деятельности ЗАО «Омега-1»………………………………………………………………….  
46
2.3 Анализ  себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………............ 55
3 Пути  снижения себестоимости продукции  ЗАО «Омега-1»………………. 75
3.1 Выявление резервов снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………………………………  
75
3.2 Применение операционного анализа при распределении затрат ЗАО «Омега-1»…….…….……………………………………………………………  
78
Заключение……………………………………………………………………… 84
Библиографический список……………………………………………............. 87
Приложение  А Бухгалтерский баланс ЗАО «Омега-1»……………………… 90
Приложение  Б Отчет о прибылях и убытках ЗАО «Омега-1»………………. 92

 

Введение

      В условиях рыночной экономики главной  функцией предприятий и фирм является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Производственная функция выражает существующую на каждом предприятии зависимость между выпуском продукции и применяемыми экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами. Успех любого предприятия во многом зависит от постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и изысканием резервов по снижению их стоимости.

      Важным  показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

      Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг имеет исключительно  важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

     Получение наибольшего эффекта с наименьшими  затратами, экономия  
трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает  
предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. 
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности  
плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения  
плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений;  
выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их  
мобилизации.

     Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на  
комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение  
технического и организационного уровня производства, использование  
производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов,  
рабочей силы, хозяйственных связей.

      Методы  учета производственных затрат, планирования и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в значительной степени зависят от отраслевой принадлежности предприятия, методов организации производства, особенностей технологического процесса, разнообразия продукции, массовости выпуска и других условий.

      Исследование  путей снижения себестоимости  продукции на предприятии отражено в трудах  В.И. Королева, который рассматривает минимизацию затрат, расчет эффективности издержек производства продукции, стратегию повышения эффективности издержек, влияние изменения спроса на издержки продукции, инновационную политику  по отношению к стратегии эффективности издержек. Также  в трудах П. Лабузова, который рассматривает организацию управления затратами, классификацию затрат, статьи калькуляции себестоимости.  Аспекты системы методов калькуляции себестоимости на предприятии,  минимизации затрат, управления затратами на предприятии. Различные виды классификации затрат можно проследить в трудах Г.И. Хотинской, М.К. Ерижева, Д.Ю. Атаманова,  Г.В. Савицкой,  В.А. Никитина и др. российских экономистов. Что касается исследования себестоимости предприятий, то данный аспект рассматривается в трудах Ю. Лычкина и Н. Костецкого (перспективы развития, государственное влияние), Прыкиной Л.В., А. Шефова (снижение стоимости через эффективные проектные решения) и И.А. Либермана.

     Цель  дипломной работы – выявить основные резервы снижения себестоимости на предприятии. Реализация поставленной цели конкретизировалась в решении следующих задач:

  1. исследовать экономическую сущность затрат предприятия и их классификацию, рассмотреть формирование себестоимости продукции;
  2. выявить факторы, влияющие на снижение себестоимости;
  3. рассмотреть методы распределения затрат при калькуляции себестоимости;
  4. рассмотреть методологические подходы к оценке резервов снижения себестоимости;
  5. проанализировать себестоимость продукции на примере конкретного предприятия;
  6. из выделенных в теории резервов снижения себестоимости рассмотреть более подробно применимые на рассматриваемом предприятии;
  7. рассчитать экономический эффект от внедрения предлагаемых мероприятий.

     Предметом исследования является система социально-экономических  и организационных отношений, складывающихся в процессе формирования себестоимости  продукции на предприятии пищевой  отрасли. Объект исследования – резервы снижения себестоимости на предприятии, находящемся в условиях  рынка.

     Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные гипотезы, концепции, представленные в современной  мировой и отечественной экономической науке по проблеме снижения себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии.

     В работе использованы следующие методы: факторный анализ, статистический метод, наблюдение, системный подход к изучаемому вопросу,  балансовый метод, нормативный метод.

     Эмпирической  базой исследования явились законодательные  и нормативные акты, регламентирующие деятельность в области исследования; данные, опубликованные в официальной статистической отчетности; а также материалы, полученные на ЗАО «Омега-1». 
 
 

      1   Теоретические  основы выявления  резервов по снижению себестоимости

      1.1 Экономическая сущность и классификация   затрат промышленного предприятия. Формирование себестоимости продукции. 

     В современном менеджменте проблема затрат и издержек производства и  реализации продукции (услуг) вызывает повышенное внимание, так как они являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельность предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия, определяющих его конкурентоспособность, надежность и финансовую устойчивость.

     Себестоимость продукции – один из важнейших  экономических показателей деятельности промышленных предприятий, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции (услуг, работ) [26, c.271].

     Затраты представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера [16, c.36].

     Издержки  – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности [9, c.55].  Любое производство в настоящее время невозможно без тех или иных издержек. Издержки возникают вследствие того, что используемые в производстве ресурсы характеризуются феноменом редкости.

     В странах с развитыми рыночными  отношениями существует два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический. Для отечественной экономики характерен бухгалтерский подход к оценке затрат.

     Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость  израсходованных ресурсов,  измеренную в фактических ценах их приобретения. Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).

     Однако  для принятия решения о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы предприятий применяют экономические издержки [9, c.56].

     Экономические издержки – это альтернативные издержки предприятия. Альтернативные издержки выражают стоимость собственных  ресурсов, используемых наиболее эффективным из всех прочих способов. Экономические издержки включают явные и неявные издержки. Неявные издержки – это стоимость услуг факторов производства, которые используются в процессе производства и являются собственностью фирмы, т.е. не являются покупными (выплаты процентов держателям акций).

     Понятие затрат предприятия существенно  различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в  процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и практической деятельности. В соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяется источники финансирования.

     Но  затраты имеют ряд особенностей, о которых нельзя забывать:

     1) затраты хозяйствующих субъектов  постоянно изменяются. Исходя из  этого принципа, в управленческом учете выделяют постоянные, переменные и условно-постоянные расходы. Переменные затраты имеют определенную зависимость от объемов производственной деятельности или от степени загрузки производственных мощностей. Постоянные затраты не имеют четкой зависимости от объемов производства, они более привязаны к временному фактору. Постоянные и условно-постоянные затраты – это весьма условные понятия, так как только в определенном временном периоде некоторые затраты действительно могут быть неизменимыми.

     2) многообразие затрат и различные  методы их классификации позволяют удовлетворять различные потребности управления, что обуславливает многообразие методов их учета и калькулирования себестоимости [9, c.55].

     

       

     

       

       
 

     

     

       

     Рисунок 1.1 – Классификация методов учета  затрат 

     3) очень трудно дать оценку прямых  затрат и распределить косвенные  затраты таким образом, чтобы  они наиболее точно отражали реально понесенные затраты при производстве и реализации той или иной продукции. Прямые затраты – это затраты, связанные непосредственно с одним объектом учета затрат, косвенные затраты – это совокупность понесенных затрат, связанных одновременно с несколькими объектами отнесения затрат, которые невозможно связать с конкретным единственным объектом отнесения затрат, они подлежат распределению между объектами  учета затрат, база распределения выбирается самостоятельно предприятием.

     4) многие эффективные методы учета затрат основаны на использовании норм расходов, а так как каждое производственное предприятие имеет свои технологические особенности, то и нормы должны устанавливаться индивидуально.

     Целенаправленное  воздействие на затраты требует  их классификации в целях обеспечения эффективного управления доходностью организации [20, c.86].

     Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются по следующим  элементам: материальные затраты, затраты  на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции (работ, услуг) и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технико-экономических особенностей производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбыта продукции и т.д. Отчисления на социальные нужды представляют собой форму перераспределения национального дохода на финансирование общественных потребностей. Удельный вес отчислений в общем объеме затрат связан с уровнем затрат на оплату труда [16, c.38].  Существенную долю занимают затраты на оплату процентов за кредит, за услуги связи, вычислительных центов и банков, а также оплата сторонним организациям и пр.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению