Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики главной функцией предприятий и фирм является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Производственная функция выражает существующую на каждом предприятии зависимость между выпуском продукции и применяемыми экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами. Успех любого предприятия во многом зависит от постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и изысканием резервов по снижению их стоимости.
Важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические основы выявления резервов по снижению себестоимости продукции………………………………………………………………………. 8
1.1 Экономическая сущность и классификация затрат промышленного предприятия. Формирование себестоимости продукции…………................. 8
1.2 Анализ себестоимости продукции: сущность, задачи, система показателей и информационная база………………………………………………… 18
1.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции и резервы ее снижения ………………………………………………..………………....................... 27
1.4 CVP – анализ как эффективный метод планирования затрат на предприятии………………………………………………………………………….. 31
2 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1» и выявление резервов по ее снижению..……………………………………………………………….. 40
2.1 Характеристика пищевой отрасли Волгоградской области и предприятия ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………… 40
2.2 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………………. 46
2.3 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………............ 55
3 Пути снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………. 75
3.1 Выявление резервов снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………………………………………………………………………… 75
3.2 Применение операционного анализа при распределении затрат ЗАО «Омега-1»…….…….…………………………………………………………… 78
Заключение……………………………………………………………………… 84
Библиографический список……………………………………………............. 87
Приложение А Бухгалтерский баланс ЗАО «Омега-1»……………………… 90
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ЗАО «Омега-1»………………. 92

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению.doc

— 6.82 Мб (Скачать документ)

       Основной  целью и задачей деятельности Общества является извлечение прибыли  в интересах акционеров общества, а также удовлетворение потребностей Российских и иностранных предприятий, организаций и граждан в продукции производимой обществом в соответствии с уставными видами деятельности:

  • производство и реализация продуктов питания;
  • торгово-закупочная и торгово-посредническая деятельность;
  • оптово-розничная торговля;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • оказание автотранспортных услуг;
  • другие не запрещенные Законом виды деятельности.

       Основным  видом деятельности Общества является  производство майонезов. В настоящее время номенклатуру готовой продукции составляют упакованные в различную тару четыре наименования майонеза:

  • «Аппетитный», низкокалорийный, жирностью 20%;
  • «Обеденный», низкокалорийный, жирностью 20%;
  • «Провансаль-Омега», среднекалорийный, жирностью 50%;
  • «Праздничный», высококалорийный, жирностью 60 %.

     Майонезы  упаковываются в стаканчики из полистирола  с запайкой фольгой емкостью 230 и 480 грамм, ПЭТ-банки емкостью 480 и 1000 грамм, пакетики из комбинированной пленки емкостью 130 грамм, в развес во флягах емкостью 30 килограмм. Всего в ассортименте 15 наименований фасованного майонеза.

       Кроме этого с 2001 года с целью дозагрузки развозного транспорта и извлечения дополнительной прибыли ведется активная оптовая торговля бутилированным подсолнечным маслом различных российских производителей.

     Рынком  продаж на сегодняшний день является города Волгоград, Волжский, Элиста и  вся Волгоградская обл. Т.е. ЗАО «Омега-1» региональная компания, которой по оценкам принадлежит 15-17%  вышеназванного рынка майонезов и входит в тройку крупнейших областных производителей майонеза: «Каляндра» (г.Камышин), ОАО «Волгомясомолторг» (г.Волгоград), ЗАО «Омега-1» (г.Волжский). ЗАО «Омега-1» - первый крупнейший в Волжском производитель майонеза - 10-й год успешно работает на Волгоградском областном рынке. Основными рынками сбыта продукции в 2005 году являлись предприятия оптовой и розничной торговли г. Волжского и Волгоградской области. Имеет отлаженную и надежную систему продаж, построенную на современном принципе прямой доставки собственным автотранспортом. Располагает действующей сетью из порядка пятиста потребителей (розничные сети - Радеж, МАН, Пятерочка, Перекресток, Эконом, оптовые склады, отдельные магазины, павильоны).

       Предприятие обладает необходимой инфраструктурой  и компактно размещено в удобном  месте г. Волжского, оснащено современным  производственным и фасовочным оборудованием известных западных производителей (Fryma MZM VK-300, Volpack S-160), имеет отлаженную технологию производства с минимальными потерями и минимальными претензиями по браку от потребителей. Производит  более 1000 тонн майонеза в год.

     В соответствии с учетной политикой  ЗАО «Омега-1»:

  • в основное производство сырье и материалы списываются по средней себестоимости;
  • выручка от основной деятельности определяется методом начисления;
  • амортизация по основным средствам и нематериальным активам начисляется линейным методом.

     Бухгалтерский учет осуществляется на основании плана счетов. Среднесписочная численность работников на начало 2005 составила 70 человек.

       Организационная и производственная  структуры управления.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.1 – Организационная структура  управления ЗАО «Омега-1»

     Основные  подразделения ЗАО «Омега-1» и выполняемые ими функции:

       1)  Бухгалтерия:

  • учет  основных  средств,  товарно-материальных  ценностей,  затрат  на  производство, услуг,  результатов  производственно-хозяйственной  деятельности,  расчеты  с  поставщиками  и  заказчиками;
  • осуществление  приема  и  контроля  первичной  документации;
  • отражение  в  бухучете  операций,  связанных  движением  денежных  средств  и  товарно-материальных  ценностей;
  • составление  отчетной  калькуляции  себестоимости  продукции,  выявление  источников  образования  потерь  и  непроизводительных  расходов, подготовка  предложений  по  их  устранению;
  • осуществление  начисления  и  перечисления  платежей  в  бюджетные  и  внебюджетные  фонды,  средств  на  финансирование  капитальных  вложений,  заработной  платы  рабочих  и  служащих,  налогов  и  других  выплат  и  платежей, а  также  отчисления  в  фонды  экономического  стимулирования  и  другие  фонды;
  • подготовка  данных  по  соответствующим  участкам  учета  для  составления отчетности,  контроль  за  сохранностью  бухгалтерских  документов  и  оформление  их  в  соответствии  установленным  порядком  для  передачи  в  архив.

      2)   Отдел  материально- технического  снабжения:

  • обеспечение  предприятия  всеми  необходимыми  для  его  производственной  деятельности  материальными  ресурсами (сырьем,  полуфабрикатами,    топливом,  хозяйственным  инвентарем  и  т.д.)
  • составление  материальных  балансов  и  заявок  на  распределяемые  материальные  ресурсы;
  • осуществление  мер  по  расширению  прямых  постоянных  и  долгосрочных  хозяйственных  связей  с  поставщиками;
  • обеспечение  контроля  за  состоянием  запасов  сырья и  комплектующих  изделий,  соблюдение  лимитов  на  отпуск  материальных  ресурсов  и  их  расходованием  по  назначению;
  • осуществление  мер  по  повышению  технической  оснащенности,  организации  оперативного  учета  снабженческих  операций,  переписей  материальных  ресурсов,  составления  отчетности  о  выполнении  плана  материально-технического  обеспечения  предприятия.

     3)  Отдел продаж:

  • прием заявок на поставку готовой продукции;
  • проведение маркетинговых исследований;
  • осуществление  мер  по  расширению  прямых  постоянных  и  долгосрочных  хозяйственных  связей  с  покупателями;
  • составление отчетности по продажам готовой продукции.

     Высокий уровень базового образования позволяет  специалистам предприятия быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий. 

     2.2 Анализ производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности ЗАО «Омега-1» 

     Закрытое  акционерное общество «Омега-1» производит четыре вида майонеза: Омега-Провансаль, Обеденный, Аппетитный и Праздничный. На предприятии только один производственный отдел. Затраты на рабочую силу - 30 руб. в час, включая дополнительные выплаты. Затраты по использованию оборудования - 90 руб. в час. Планируемая прибыль - 30%.

     Анализ  производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Омега-1»  необходимо рассматривать на основе следующей информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.).

     Предприятие осуществляет свою деятельность, используя  производственные ресурсы, такие как основной, оборотный капитал и трудовые ресурсы. Их анализ целесообразно проводить по следующим направлениям: анализ состава и структуры, анализ динамики и анализ эффективности использования.

     Данные  о наличии, износе и движении основных средств служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия. Оценка движения основных средств проводится на основе коэффициентов (таблица 2.1), которые анализируются в динамике за ряд лет.

     Оценка  эффективности использования основных средств основана на применении общей  для всех ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости.

     Таблица 2.1 - Показатели движения и состояния основных средств ЗАО «Омега-1» за 2006 год

Наименование 

показателей

Значение показателя Экономическая интерпретация показателей
1. Показатели движения
Коэффициент поступления ввода (КВВ) 0,2 Доля поступивших  основных средств за 2005г. составила 20%
Коэффициент обновления (Коб) 0,2 Доля нов. основных средств составила также 20%
Коэффициент выбытия ОС (Квыб) 0,09 Доля выбывших ОС за 2005г. составила 9%
Коэффициент прироста (Кпр) 0,25 Темп прироста основных средств составил 25%
2. Показатели состояния
Коэффициент износа (Ки) 0,16 Доля стоимости  ОС перенесенная на продукцию составила 16%
Коэффициент годности (Кг) 0,84 Уровень годности ОС составил 84%

 

     Обобщающим  показателем эффективности использования  основных средств является фондоотдача (ФО). Фондоотдача основных средств на ЗАО «Омега-1» за 2006 и 2005 гг. равна: 

     

     Таким образом, фондоотдача на предприятии  повысилась на 1,2 тыс. руб. за счет увеличения объема производства. Повышение фондоотдачи  ведет к снижению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль готовой продукции или амортизационной емкости. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции.

     Другим  важным показателем, характеризующим  эффективность использования основных средств, является фондоемкость основных средств. Фондоемкость основных средств на ЗАО «Омега-1» за 2006 и 2005 гг. равна:

     

     Таким образом, фондоемкость  на предприятии  за два года осталась неизменной.

     Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты» и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), наценки, стоимость услуг, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.

     Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей (таблица 2.2). Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения.

      Таблица 2.2 -Оценка эффективности использования материальных ресурсов ЗАО «Омега-1» за 2006 г.

Показатель Значение Экономическая интерпретация
1.Материалоемкость  продукции 0,67 Следовательно, на 1 руб. объема продукции ЗАО «Омега-1» затрачивает 67 коп. материальных затрат
2.Материалоотдача  продукции 1,49 С каждого руб. материальных затрат ЗАО «Омега-1» получает 1,49 руб. объема продукции
3. Удельный  вес МЗ в себестоимости продукции 0,64 Уровень использования материальных ресурсов составляет 64 %
4. Коэффициент  использования материалов 1,11 Данный показатель эффективен при 1, следовательно, на ЗАО «Омега-1» происходит перерасход материалов на 11%

Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению