Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики главной функцией предприятий и фирм является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Производственная функция выражает существующую на каждом предприятии зависимость между выпуском продукции и применяемыми экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами. Успех любого предприятия во многом зависит от постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и изысканием резервов по снижению их стоимости.
Важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические основы выявления резервов по снижению себестоимости продукции………………………………………………………………………. 8
1.1 Экономическая сущность и классификация затрат промышленного предприятия. Формирование себестоимости продукции…………................. 8
1.2 Анализ себестоимости продукции: сущность, задачи, система показателей и информационная база………………………………………………… 18
1.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции и резервы ее снижения ………………………………………………..………………....................... 27
1.4 CVP – анализ как эффективный метод планирования затрат на предприятии………………………………………………………………………….. 31
2 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1» и выявление резервов по ее снижению..……………………………………………………………….. 40
2.1 Характеристика пищевой отрасли Волгоградской области и предприятия ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………… 40
2.2 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………………. 46
2.3 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………............ 55
3 Пути снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………. 75
3.1 Выявление резервов снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………………………………………………………………………… 75
3.2 Применение операционного анализа при распределении затрат ЗАО «Омега-1»…….…….…………………………………………………………… 78
Заключение……………………………………………………………………… 84
Библиографический список……………………………………………............. 87
Приложение А Бухгалтерский баланс ЗАО «Омега-1»……………………… 90
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ЗАО «Омега-1»………………. 92

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению.doc

— 6.82 Мб (Скачать документ)

     Подобное  поведение зависимой переменной наиболее полно отображает логарифмическая аппроксимация данных по методу наименьших квадратов в соответствии с уравнением: у = с 1п (х) + b. Как и в случае линейного тренда, значение параметра b будет характеризовать постоянные затраты. [14, c.88]

     Вместе  с тем величина полных затрат может существенно колебаться в течение отчетного периода, попеременно возрастая и убывая под воздействием различных факторов (сезонность, изменение технологии, закупка оборудования, выплата дивидендов, рекламная кампания, активизация деятельности профсоюза и т.п.). Для описания подобных рядов используется полиномиальная аппроксимация. Она полезна для анализа набора данных о нестабильной величине. Степень полинома определяется количеством экстремумов (максимумов и минимумов) кривой — переломных моментов в динамике затрат. Microsoft Excel позволяет рассчитать уравнение полиномиального тренда до шестой степени.

     Рассмотрение  методов разделения постоянных и  переменных затрат завершено. Перейдем к сравнительному анализу полученных результатов и рассчитаем значение ставок переменных затрат по обоим товарам при каждом методе распределения. Далее составляется  таблица значений ставок переменных затрат, а также таблица основных характеристик бизнеса в рамках операционного анализа.

     Таким образом, предложенные методы характеризуются относительно схожим описанием исходных данных. Но при этом регрессионный анализ имеет наименее обоснованную и наименее объективную основу разделения затрат. Сравнивая метод наименьших квадратов и анализ линейной зависимости между выручкой и затратами, нужно признать, что статистическая природа построения уравнения тренда для двух связанных массивов данных уступает отсутствию необходимости выбора универсального критерия соизмеримости, простоте и однозначности распределения затрат. Чем актуальнее будет период наблюдения, тем точнее средние значения будут описывать реальное состояние бизнеса. Полученные таким образом новые средние значения для постоянных и переменных затрат представляют собой скользящие средние. В дальнейшем они составят статистику, которая станет базой для принятия управленческих решений. В отличие от анализа линейной зависимости между выручкой и затратами другие рассмотренные методы наоборот страдают от недостатка исходной информации (достоверность тренда, рассчитанного на основе трех анализируемых периодов, невысока).

     Для разделения затрат на постоянные и  переменные рекомендуются следующие  практические шаги. Оптимальным решением будет использование данных управленческого и бухгалтерского учета для затрат, однозначно относящихся к постоянным или переменным, в сочетании с использованием одного (или сразу нескольких) из рассмотренных методов для прочих (смешанных) затрат. При выборе метода распределения смешанных затрат особое внимание требуется уделить следующим факторам: [7, c.113]

     1)   в случае производства немногочисленной  номенклатуры (четыре и менее вида товара) наиболее приемлемым является метод анализа линейной зависимости между выручкой и затратами;

     2)    в случае более широкого ассортимента (при наличии объективного критерия соизмеримости) использование метода наименьших квадратов и регрессионного анализа более оправдано.

     В конечном счете мы должны получить модель:

  • позволяющую существенно снизить затраты времени и сил бухгалтеров и аналитиков на обработку исходных данных для целей операционного анализа;
  • максимально снижающую неизбежную долю субъективности распределения общехозяйственных и общепроизводственных затрат по видам продукции;
  • однозначно решающую основную задачу, поставленную в начале работы — преобразование столь многочисленных и разнообразных данных в необходимую и всегда дефицитную информацию, позволяющую принимать эффективные и своевременные управленческие решения. Эта информация может быть заменена значением объема продаж в денежном выражении и средней ценой реализации.

      Существует  множество методов калькулирования  себестоимости в зависимости от какого-либо критерия. По критерию отнесения затрат на продукт, либо на период существует два метода калькулирования:

      «Absorption costing» - метод калькулирования себестоимости продукции с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукции на складе. [12]

      «Direct-costing» («Variable costing») – метод калькулирования себестоимости продукции, при котором все затраты разделяются на постоянные и переменные, и постоянные затраты полностью относятся на реализованную продукцию. [12]

      Основное  отличие этих методов заключается  в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами.

      Расчет  долгосрочного нижнего предела цены связан с калькулированием по системе «абзорпшен-костинг»; расчет краткосрочного нижнего предела цены — с учетом и калькулированием по системе «директ-костинг». Для установления адекватной цены требуется нечто среднее между этими методами.

      В пользу «директ-костинга» говорит  тот факт, что анализируя поведение переменных и постоянных расходов в зависимости от изменения объемов производства, можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Благодаря «директ-костингу» расширяются возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета, анализа и оперативного принятия управленческих решений. [12]

      «Директ-костинг» является важным элементом маркетинга – системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.

      Пожалуй, главным достоинством операционного  анализа является возможность простого и эффективного моделирования влияния на размер прибыли, получаемой предприятием, изменения сразу нескольких факторов:

  • объема и структуры производства и реализации;
  • состава и величины затрат;
  • цен на продукты.

      Последовательность, состав и объем работ зависят  от специфики учетной политики, особенностей бухгалтерского и управленческого учета конкретного предприятия.

      Основные  показатели операционного анализа:

  • маржинальная прибыль (сумма покрытия постоянных затрат);
  • чистая прибыль;
  • точка безубыточности (такое количество продукции, либо объем работ в денежном выражении, при котором выручка предприятия равна всем его затратам);
  • запас/недостаток финансовой прочности;
  • эффект операционного рычага.

      Большое значение имеют связи и пропорции  между затратами и объемом производства. Используя методы математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей, строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от объема, рассчитывать критическую точку объема производства, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.

      Таким образом, система обеспечивает возможность  быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.

      Анализируя  основные показатели операционного  анализа, можно экономически грамотно использовать ставки маржинальной прибыли, оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, принимать следующие решения:

  • по установлению цен на уже производимую и новую продукцию, ориентируясь на цены конкурентов;
  • по выбору и замене оборудования;
  • по производству у себя, либо покупки на стороне того или иного полуфабриката;
  • по целесообразности принятия дополнительного заказа;
  • по поиску вариантов изменения производственной мощности предприятия и т.д. [7, c.113]

      Одним из допущений данного анализа  является то, что при изменении  выручки постоянные затраты остаются неизменными. В результате, если удельные постоянные затраты на единицу выпущенной продукции (объема работ) становятся меньше, то полная себестоимость продукции уменьшается. В этом случае без разделения затрат на постоянную и переменную части плановый показатель прибыли был бы подсчитан некорректно, он был бы меньше. В этом и преимущество раздельного учета затрат.

      Еще одним достоинством подобного анализа является возможность расчета полной себестоимости единицы труда (человеко-часа, машино-часа и т.д.). Такой показатель можно использовать при разработке смет и калькуляций.

      Наряду  со всеми вышеперечисленными преимуществами, на этапе анализа могут возникать и сложности: недостаточная аналитика счетов бухгалтерского учета, в результате чего большая часть затрат оказывается косвенной и наличие бухгалтерских данных в части себестоимости в требуемом виде только за небольшое количество отчетных периодов, в результате чего статистическая выборка для деления затрат на постоянную и переменную составляющие будет нерепрезентативной.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2  Анализ себестоимости продукции  ЗАО «Омега-1» и выявление резервов по ее снижению

      2.1 Характеристика пищевой отрасли  Волгоградской области и предприятия ЗАО «Омега-1»  

     Пищевая промышленность России объединяет в  настоящее время свыше 25 тыс. предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Доля пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства неизменно составляет 11–12%. В отраслевой структуре промышленного производства она занимает 4-е место после топливной промышленности (20%), металлургии, машиностроения и металлообработки (по 19%). Пищевая промышленность относится к отраслям обрабатывающей промышленности в основном с передельным характером производства [22].

     В пищевой промышленности Волгоградской  области производится более 12,5 % продукции, производимой промышленностью, формируется более 13 % налоговых поступлений промышленности. Область является одним из лидеров Российской Федерации по производству продукции переработки горчицы, выпускает конкурентоспособную кондитерскую, молочную и колбасную продукцию. По состоянию на 2006 год функционирует 116 крупных и средних предприятий пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, из них 15 хлебопекарных предприятий, 23 маслосыродельных и молочных предприятия, 14 предприятий мясной промышленности, 9 предприятий плодоовощной промышленности, 5 предприятий масложировой промышленности, 4 предприятия кондитерской промышленности, 3 пивоваренных, 3 винодельческих и ликероводочных завода, 9 мукомольно-крупяных предприятий. Кроме того, производство продуктов питания осуществляют 400 предприятий малого и среднего бизнеса. Численность работающих превысила 24,5 тысячи человек, или более 11 % работающих в промышленности. Заработная плата в расчете на одного работающего в комплексе превышает 3,3 тыс. рублей [32].

     Среди ведущих предприятий отрасли  - ОАО "Маслодельно-сыродельный комбинат "Михайловский", ОАО "Волгомясомолторг", ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика", ОАО "Волгоградский губернский консервный холдинг", ЗАОр НП "Конфил", ОАО Промышленно-торговое предприятие "Макарна", ФГУП "Винодельческий завод "Волгоградский", ОАО "АПК "Придонье", ОАО "Урюпинский маслоэкстракционный завод", ОАО "Молочный завод № 3 "Волгоградский", ОАО "Поволжье", ОАО "Хлебокомбинат - Волжский", "Табачная фабрика Реемтсма-Волга" [32].

     На  многих предприятиях продолжается техническое перевооружение производств, модернизация оборудования с внедрением современных технологий и тароупаковочных материалов, расширением ассортимента вырабатываемой продукции.

     Состояние рынка в г. Волжском и Волгоградской  области характеризовалось расширением и увеличением количества розничных торговых сетей и их развития в городах области.

     ЗАО «Омега-1» работает на областном  рынке майонезной продукции уже  десять лет. Данная фирма успешно  конкурирует с другими производителями майонезной продукции в Волгоградской области.

     Доставка  продукции клиентам автотранспортом  предприятия позволила обеспечить расширение ассортимента на прилавках розничных магазинов и соответственно увеличить объемы продаж продукции предприятия.

     Значительная  доля продаж продукции приходится на предприятия оптовой торговли города и области, которым предоставляются товарные кредиты.

       Товарищество  с ограниченной ответственностью «Омега-1»  учреждено гражданами РФ на основании Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности » и Учредительного договора о создании товарищества от 26.12.94 года. В 1997 году произошли изменения в составе учредителей, в связи с чем  ТОО было преобразовано в ЗАО «Омега-1». В 2001 году в связи с выходом нового закона РФ «Об акционерных обществах» Внеочередным общим собранием акционеров от 05.04.2001 утверждена новая редакция Устава ЗАО «Омега-1» и зарегистрирована администрацией Среднеахтубинского района от 23.04.2001 года. Регистрационный номер ЗАО – 698,  свидетельство № 61944.

     ЗАО «Омега-1» занесено в Единый государственный реестр юридических лиц под № 1023405169920 6 декабря 2002 года. Юридический адрес: 404140, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п. Куйбышев, военный городок. Фактический адрес: 404121, Волгоградская обл., Волжский, ул. Карбышева, 35.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению