Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:17, реферат
В процессе эволюции последовательно сменялись виды и разнообразные формы денег. Для каждого этапа развития общества характерно преобладание какого-либо вида денег. В Индостане вместо денег использовались морские ракушки, а у индейцев Северной Америки деньгами были меха и шкуры животных, также история знает более поздние металлические деньги и, используемые по сей день бумажные. Деньги ХХI века, это деньги электронные - в этом уже нет ни малейших сомнений.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы электронных денег 5
1.1 Определение электронных денег 5
1.2 Свойства электронных денег 7
1.3 История электронных денег 10
1.4 Виды и классификация электронных денег 11
1.5 Правовые основы деятельности систем электронных платежей 16
Глава 2 Характеристика платежной системы Яндекс.Деньги 24
2.1 Справочная информация об электронной платежной системе Яндекс.Деньги. 24
2.2 Принципы работы и использования электронной платежной системы Яндекс.Деньги. 25
2.3 Обеспечение безопасности со стороны платежной системы при использовании электронных денег 27
Глава 3. Электронные платежи в Рунете на примере Яндекс.Деньги 33
3.1 Основные пользователи, товары и услуги платежной системы Яндекс.Деньги 33
3.2 Структура платежей 36
3.3 Потребительские корзины основных сегментов 40
Глава 4. Совершенствование системы электронных денег в России 45
4.1 Направления развития законодательных основ электронных платежных систем. 45
4.2 Перспективы российского рынка электронных денег. 48
Выводы и предложения 55
Список использованной литературы 57
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Р.Ф.» ст.80 от 27 июня 2002г.
Система
Яндекс.Деньги работает со всеми банками
Российской Федерации и не работает
с иностранными банками. С рядом
российских банков Яндекс.Деньги поддерживает
партнерские отношения, что позволяет
предоставлять пользователям
Внести деньги на счет в системе Яндекс.Деньги можно следующими способами:
Вывести денежные средства из системы Яндекс.Деньги можно:
Система Яндекс.Деньги была открыта в июле 2002 года. Она позволяет оплачивать товары и услуги в интернете. Сейчас к системе подключено уже более 1000 продавцов товаров и услуг. Доступна оплата мобильной связи, интернета, IP-телефонии, хостинга, телевидения, ЖКХ, рекламы, онлайн-игр и практически всех товаров, предлагаемых в интернет-магазинах (от цветов до бытовой техники), а также доставка еды, погашение кредитов, благотворительные взносы. Средства на счет зачисляются при помощи карт предоплаты, платежей через терминалы, кассы, отделения банков и отделения Почты России. Чтобы получить деньги обратно из системы, нужно перевести их на счет в банке или получить наличными без открытия счета в любом отделении «Импэксбанка» или пункте системы платежей Contact.
Все больше людей сегодня покупает товары и услуги через интернет. Так в 2006году владельцами электронных кошельков в системе Яндекс.Деньги стали почти втрое больше людей, чем в 2005. Только одними Яндекс.Деньгами за 5 лет существования системы пользователи Рунета совершили более 15 миллионов транзакций.
Активность пользователей растет — количество транзакций в июле 2007 года более чем в 2 раза превышает показатели в июле 2006 года.
В среднем за один день июля 2007 года в системе Яндекс.Деньги открывалось 2000 новых кошельков и происходило более 20 тысяч транзакций.
По данным на сентябрь 2009 года, пользователи платёжной системы Яндекс.Деньги ежедневно совершают более 54 тысяч операций. На активность пользователей в Яндекс.Деньги финансовый кризис заметного влияния не оказал. С лета 2008 по лето 2009 они совершили более 16миллионов различных операций—в 1,7раза больше, чем за предыдущий год. Более четверти владельцев активных кошельков совершали те или иные транзакции раз в месяц или чаще. Суммарный оборот системы за тот же период вырос в 1,5 раза. Число зарегистрированных электронных кошельков также продолжает расти, причём этот рост экспоненциальный. В сентябре 2009 года каждый будний день появлялось в среднем 5,6 тысячи новых кошельков.
Рис.2 –
Регистрации в системе Яндекс.
Электронными деньгами можно платить за большинство востребованных товаров и услуг. Только в системе Яндекс.Деньги пользователи оплачивают ежемесячно около 400 тысяч счетов за различные товары и услуги. Для сравнения: в июле 2006 пользователи оплачивали Яндекс.Деньгами в месяц около 190 тысяч счетов. Электронными деньгами в России гораздо больше оплачивают услуги, чем товары. Очевидно, это происходит потому, что услуги нематериальны, как и электронные деньги. Если заплатить электронной валютой за сотовую связь, доступ к информации или онлайн-игру для большинства пользователей естественно, то оплачивать товары, купленные в интернет-магазинах, они пока предпочитают наличными при доставке.
В течение 2006-2007 соотношение количества платежей за товары и за услуги не изменилось. Платежи за товары составляли 4% от общего количества платежей как в июне 2006 года, так и в июне 2007 года.
Соотношение размеров платежей за товары и за услуги изменилось незначительно. Если в 2006 году за товары было заплачено 5% от всего объема платежей, то в 2007 — 6%. Можно сделать вывод, что интерес пользователей к товарам остается на прежнем уровне, но теперь они готовы платить электронными деньгами за более дорогие вещи.
Рис.3 – Соотношение кол-ва платежей Рис.4 – Соотношение размеров
за товары
и услуги за июнь
Рис.5 – Соотношение кол-ва объемов платежей за товары и услуги за 2008-2009г
Средний платёж за товары больше, чем за услуги — около 765 и 530 рублей соответственно.[29]
По данным Яндекса, российские пользователи электронных платежных систем чаще всего платят за сотовую связь. Каждый второй платеж в системе Яндекс.Деньги — за мобильный телефон.
Около 70% всех электронных платежей приходится на пять типов услуг. Кроме сотовой связи это: реклама, доступ к интернету, онлайн-игры и хостинг. Еще 20% — это P2P-платежи (операции между кошельками пользователей). Оставшиеся10% делят между собой книги и музыка (как на материальных носителях, так и в виде файлов), за книги и музыку на электронных и материальных носителях платит примерно одинаковое число пользователей, но за электронные издания платят в два раза чаще. Средний платёж за электронные книги в 8 раз меньше, чем за бумажные — 170 и 1350 рублей соответственно, телевидение, информационные услуги (сюда также включены интернет-знакомства, статистика, переводы) и программное обеспечение. Платежи за покупки и подарки (то есть все товары, предлагаемые интернет-магазинами, кроме книг и музыки), страхование, курсы и тренинги, коммунальные услуги и взносы на благотворительность вместе составляют всего 1% от общего числа платежей. На рис. 6 платежи за эти товары и услуги объединены в один сегмент («Другое»).
Рис.6 – Распределение числа платежей по различным сегментам
Одна треть суммарного оборота системы Яндекс.Деньги приходится на P2P - платежи. 57% оборота распределяется между теми же пятью самыми популярными типами услуг. Объем платежей за «Покупки и подарки» (за технику, лекарства, косметику, одежду, обувь и т.п.) составляет 1% — столько же, сколько за программное обеспечение или информационные услуги.
Рис.7
– Распределение объемов
Самый большой рост оборотов за год (с лета 2006 года по лето 2007), как в абсолютных значениях, так и в относительных, у трех сегментов: информационных услуг, хостинга и программного обеспечения. Меньше всего — на 1% — увеличились объемы платежей за телевидение.
Рис.8 – рост оборотов в 2007г по сравнению с 2006г
Хотя в абсолютном выражении за год оборот всего рынка электронных платежей в России вырос, относительный рост наблюдается только у шести его сегментов. По сравнению с общим ростом системы, объемы платежей за наиболее востребованные услуги — сотовую связь и интернет — уменьшились, а объемы платежей за товары (покупки и подарки) — увеличились. Рост объемов предоплаты в товарном сегменте связан, вероятно, с увеличением доверия к интернет-магазинам. Пользователи стали меньше бояться, что им доставят не тот товар или не доставят вообще.
Количество транзакций также выросло во всех сегментах. Сильнее всего увеличилось количество платежей за хостинг и за информационные услуги — в 3,3 и 3 раза соответственно.
Рис.9 – Рост оборотов по сравнению с общим ростом системы
Самые
«разносторонние» (платящие за товары
и услуги наибольшего числа разных
типов) пользователи — те, кто оплачивает
электронными деньгами хостинг, рекламу
и коммунальные платежи. Они пользуются
в среднем товарами и услугами
еще четырех различных
Средний пользователь Яндекс.Денег за 2007 год платил двум разным продавцам (необязательно из разных сегментов рынка). Один из владельцев электронных кошельков использовал товары или услуги 31 различного поставщика — это рекордный показатель. Для людей, оплачивающих товары и услуги различных типов, характерны определенные привычки. Это позволяет рассмотреть «потребительские корзины» пользователей электронных денег.
Рис. 10 – Использование товаров и услуг разных типов
Потребительские корзины основных сегментов выглядят следующим образом:
В 2009 году как и в 2007 году плательщики за мобильный телефон — самая многочисленная группа пользователей платежных систем, за неё платит каждый второй пользователь Яндекс.Денег. Средний платёж за сотовую связь в прошедшем году составил 180 рублей. 35 % пользователей, плативших с лета 2008 по лето 2009 за сотовую связь, платили более чем одному оператору. Скорее всего, это люди, которые платят не только за себя, но и за своих родственников и знакомых. Для сравнения: двум и более провайдерам интернета за тот же период платили всего 14 % пользователей, платившихза интернет.24% пользователей, оплачивающих мобильный телефон, платит также за услуги интернет-провайдеров. Еще 12% платит за хостинг. В 2009 году как и в 2007 году, лидирует сотовая связь —Рекламодатели и клиенты веб-студий
46%
покупателей интернет-рекламы
51%
плательщиков за интернет и
IP-телефонию платят за
Люди, играющие в игры, — самая «закрытая» группа пользователей. Кроме игр они практически ничем не интересуются. 36% игроков платит за сотовую связь, однако во всех других группах этот показатель еще выше, поскольку мобильная связь — самое популярное направление.
57%
пользователей, оплачивающих
55%
покупателей программ платят
электронными деньгами за
90%
всех покупок совершается в
магазине «Софткей» — там