Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"
Вне общества - без общения с другими людьми - вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи и не умели говорить. Известно также, что люди, в молодом возрасте изолированные на десятки лет от общества других людей, забывали речь; вторая сигнальная система у них переставала функционировать.
Характер взаимодействия
П. с. с. и В. с. с. может варьировать
в зависимости от условий воспитания
(социальный фактор) и особенностей
нервной системы (биологический
фактор). Одни люди отличаются относительной
слабостью П. с. с. — их непосредственные
ощущения бледны и слабы (мыслительный
тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы
П. с. с. ярко и сильно (художественный
тип). Для полноценного развития личности
необходимо своевременное и правильное
развитие обеих сигнальных систем.
Вторая сигнальная система, по словам
Павлова, - «высший регулятор
В зависимости от преобладания одной из сигнальных систем Павлов разделил людей на три типа:
· Художественный тип, к которому он отнес представителей с образным мышлением (у них доминирует первая сигнальная система).
· Мыслительный тип, представители которого обладают высокоразвитым словесным мышлением, математическим складом ума (доминирование второй сигнальной системы).
·
Средний тип, у представителей которого
обе системы взаимно
Возрастные особенности:
Первая сигнальная система начинает формироваться у детей сразу после рождения, а развитие речевой функции, непосредственно связанное с развитием психики — позднее.
Слово становится «сигналом сигналов» не сразу. У ребенка раньше всего формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздражители, затем на вестибулярные (покачивание) и позже на звуковые и зрительные.
Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Общаясь с ребенком, взрослые обычно произносят слова, сочетая их с другими непосредственными раздражителями. В результате слово становится одним из компонентов комплекса. Например, на слова «Где мама?» ребенок поворачивает голову в сторону матери только в комплексе с другими раздражениями: кинестетическими (от положения тела), зрительными (привычная обстановка, лицо человека, задающего вопрос), звуковыми (голос, интонация). Стоит изменить один из компонентов комплекса, и реакция на слово исчезает. Лишь постепенно слово начинает приобретать ведущее значение, вытесняя другие компоненты комплекса. Сначала выпадает кинестетический компонент, затем теряют свое значение зрительные и звуковые раздражители. И уже само слово вызывает реакцию.
Показ предмета и его называние постепенно приводят к формированию их ассоциации, затем слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Это происходит к концу первого года жизни и началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще. На этом этапе развития слово выступает как интегратор первого порядка.
Превращение слова в интегратор
второго порядка, или в «сигнал
сигналов», происходит в конце второго
года жизни. Для этого необходимо,
чтобы на него был выработан пучок
связей (не менее 15 ассоциаций). Ребенок
должен научиться оперировать
Между третьим и четвертым годами жизни формируются понятия — интеграторы третьего порядка. Ребенок уже понимает такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные». К пятому году жизни понятия усложняются. Так, ребенок пользуется словом «вещь», относя его к игрушкам, посуде, мебели и т.д.
ФУНКЦИИ РЕЧИ.
Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.
1. Коммуникативная функция
обеспечивает общение между
Язык – это система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей.
2. Регулирующая функция
речи реализует себя в высших
психических функциях —
3. Программирующая функция
речи выражается в построении
смысловых схем речевого
Речь и функциональная асимметрия мозга
Речевые функции у правшей локализованы преимущественно в левом полушарии и лишь у 5% правшей речевые центры находятся в правом. Большая часть леворуких - около 70% также имеют речевые зоны в левом полушарии. Примерно у 15% речь контролируется правым полушарием, а у оставшихся (около 15%) полушария не имеют четкой функциональной специализации по речи.
Установлено, что левое полушарие обладает способностью к речевому общению и оперированию другими формализованными символами (знаками), хорошо “понимает” обращенную к нему речь как устную, так и письменную, и обеспечивает грамматически правильные ответы. Оно доминирует в формальных лингвистических операциях, свободно оперирует символами и грамматическими конструкциями в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил, осуществляет синтаксический анализ и фонетическое представление. Оно способно к регуляции сложных двигательных речевых функций, и обрабатывает входные сигналы по-видимому последовательным образом.
К уникальным особенностям
левого полушария относится управление
тонким артикуляционным аппаратом,
а также высоко чувствительными
программами различения временных
последовательностей
Однако, в отличие от правого полушария левое – не различает интонации речи и модуляции голоса, не чувствительно к музыке, как к источнику эстетических переживаний, (хотя и способно выделить в звуках определенный устойчивых ритм) и плохо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на составные элементы. Так, оно не способно к идентификации изображений обычных человеческих лиц и неформальному, эстетическому восприятию произведений искусства. Со всеми этими видами деятельности успешно справляется правое полушарие.
Установлено, что при повреждении речевых зон левого полушария в ранний период жизни выполнение их функций могут взять на себя симметричные отделы правого полушария. Последнее обстоятельство определяет возможность переноса центров речи в правое полушарие.
Относительно полное и эффективное замещение речевых функций оказывается возможным только в том случае, если оно началось на ранних стадиях развития, когда нервная система обладает высокой пластичностью. По мере созревания пластичность снижается и наступает период, когда замещение становится невозможным.
Несмотря на теоретические разногласия, все исследователи сходятся в одном: у детей (особенно в дошкольном возрасте) правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом развитии связан с активным включением левого полушария. По некоторым данным, обучение языку играет роль пускового механизма для нормальной специализации полушарий. Если в положенное время овладения речью не происходит, области коры, в норме предназначенные для речи и связанных с ней способностей, могут претерпевать функциональное перерождение. В связи с этим возникло представление о сензитивном периоде освоения речи, который охватывает довольно длительный период онтогенеза - все дошкольное детство, при этом пластичность нервных центров постепенно уменьшается и утрачивается к началу полового созревания.
36. Учение Павлова о типах ВНД. Общин типы ВНД. Пластичность ВНД. Учет типов ВНД в индивидуальном обучении и воспитании
Среди вопросов физиологии
ВНД человека особое значение для
совершенствования учебно-
Нервная деятельность представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными свойствами.
В понятие "тип нервной системы" входят 3 свойства нервных процессов:
1. сила нервных процессов;
2.
уравновешенность нервных
3. подвижность нервных процессов.
Сила нервных процессов - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. В основе - выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения).
Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения.
Подвижность нервных процессов
- возможность быстрой смены
Типы высшей нервной деятельности
(ВНД) — совокупность врожденных (генотип)
и приобретенных (фенотип) свойств
нервной системы, определяющих характер
взаимодействия организма с окружающей
средой и находящих свое отражение
во всех функциях организма. Удельное
значение врожденного и приобретенного
— продукт взаимодействия генотипа
и среды — может меняться в
зависимости от условий. В необычных,
экстремальных условиях на первый план
выступают преимущественно
Т. ВНД сильный неуравновешенный
— характеризуется сильным
Т. ВНД уравновешенный инертный
— с сильными процессами возбуждения
и торможения и с плохой их подвижностью,
всегда испытывающий затруднения при
переключении с одного вида деятельности
на другой. В соответствии с учением
о темпераментах — это
Т. ВНД сильный уравновешенный
подвижный — имеет одинаково
сильные процессы возбуждения и
торможения с хорошей их подвижностью,
что обеспечивает высокие адаптивные
возможности и устойчивость в
условиях трудных жизненных ситуаций.
В соответствии с учением о
темпераментах — это
Т.ВНД слабый — характеризуется
слабостью обоих нервных
На основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем действительности, кроме четырех основных типов, выделены три частных (дополнительных) типа ВНД, характерных только для человека: художественный, мыслительный и средний (промежуточный).
Учение о типах ВНД имеет большое значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.
Особенности педагогического
подхода к детям с различными
типами ВНД. Каждый тип ВНД обладает
своими положительными свойствами. Например,
дети меланхолического типа (слабый тип)
в сравнении с сильным типом
имеют более низкий уровень работоспособности,
но обладают более высокой
Учителя должны достаточно
хорошо знать типологические особенности
ВНД и темперамента учащихся. У
ученика со слабой нервной системой
педагог, постепенно увеличивая нагрузки,
должен повышать работоспособность
его нервных клеток, у ученика
с инертными нервными процессами
– воспитывать быстроту реакции,
у ученика с «безудержным»
типом нервной системы –
Задача учителя помочь детям с учетом их типологических особенностей ВНД и темперамента сформировать наиболее оптимальный индивидуальный стиль работы по приобретению глубоких и прочных знаний при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного напряжения и утомления.
Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"