Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"
Учителями могут стать
люди с любым типом ВНД, но это
будут учителя разного
37. частные типы ВНД и функциональная асимметрия мозга
По выраженности сигнальных систем выделяют 4 типа:
1. художественный - преобладает 1 сигнальная система - эмоциональны, с конкретным мышлением;
2. мыслительный - преобладает 2 сигнальная система - абстрактное мышление;
3. уравновешенный - 1 сигнальная система примерно равна 2 сигнальной системе;
4.
гениальный - одинакова и значительно
выражены обе сигнальные
Классификация типов ВНД по Красногорскому
· подкорковый (маленькая контролирующая функция коры) быстрое овладение речью;
· центральный – нелегкое овладение речью;
· корковый (избыточна контрольная функция коры);
Классификация Иванова-Смоленского6
· мнемовозбудимый тип – не тренированы тормозные процессы;
· мнемотормозный тип (жесткое воспитание);
· мнемозный (чрезмерная забота).
Дело в том, что у
человека существует - и это давно
установлено - функциональная асимметрия
мозга. Ответственность за разные виды
деятельности поделена между полушариями
мозга. Правый мозг оперирует образами,
“заведует” ориентацией в пространстве,
различением музыкальных тонов
и мелодий, распознает сходство и
различие сложных систем, продуцирует
сновидения. Левый мозг оперирует
словесно-знаковой информацией, чтением
текстов, выстраивает продукты своей
работы в строгие и точные конструкции.
У большинства людей в
В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.
Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.
В процессе индивидуального
развития выраженность межполушарной
асимметрии меняется — происходит
латерализация функций
На ранних этапах онтогенеза
у большинства детей выявляется
образный, правополушарный тип
В процессе обучения асимметрия
усиливается: левое полушарие
Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.
Правое полушарие способно
воспринимать информацию в целом, работать
сразу по многим каналам и, в условиях
недостатка информации, восстанавливать
целое по его частям. С работой
правого полушария принято
Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.
Правое обеспечивает словесное
кодирование основных цветов с помощью
простых высокочастотных
Левое полушарие обеспечивает
словесное кодирование цветов с
помощью относительно редких в языке,
специальных и предметно
В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, что каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:
38. Возрастные особенности системы пищеварения
Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание. В нем различают следующие отделы:
а) ротовая полость;
б) глотка;
в) пищевод;
г) желудок;
д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;
е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.
Ротовая полость
Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.
В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.
С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны.
Пищевод
У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.
Желудок
Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.
С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.
Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.
Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.
Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты.
Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям.
Пищеварение в кишечнике
У взрослых кишечник относительно короче, чем у детей: длина кишечника у взрослого человека превышает длину его тела в 4–5 раз, у грудного ребенка – в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет из-за перехода от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.
Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтические движения у детей происходят слабее. Пищеварительные соки кишечника уже в первые дни жизни ребенка содержат все основные ферменты, обеспечивающие процесс пищеварения.
Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет, наиболее интенсивно она растет в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.
Печень у детей относительно больше, чем у взрослых. В 8-10 месяцев ее масса удваивается. Особенно интенсивно печень растет в 14–15 лет, достигая массы 1300–1400 г. Желчеотделение отмечается уже у трехмесячного плода. С возрастом желчеотделение усиливается.
39. Обмен веществ и энергии
– основа процесса
Обмен веществ и энергии
— совокупность процессов превращения
веществ и энергии, происходящих
в живых организмах, и обмен
веществами и энергией между организмом
и окружающей средой. Обмен веществ
и энергии является основой жизнедеятельности
организмов и принадлежит к числу
важнейших специфических
Белки – природные биополимеры, состоящие из аминокислот. Ф-ии: строительная, транспортная, каталитическая/ферментативная, регулирующая, защитная, двигательная, сигнальная.
Углеводы – сложные органические кислородосодержащие вещества. Делятся на моно - ди – и полисахариды. Ф-ии: энергетическая, структурная, запасающая, защитная, обезвреживание ядов.
Жиры – сложные органические вещества, состоящие из глицерина и карбоновых кислот. Ф-ии: запасающая, строительная, энергетическая, механическая защита, терморегулирующая, ферментативная.
Витамины участвуют в каталитических реакциях. Бывают водорастворимые – B, C и жирорастворимые – A, D, E, K.
Условно процесс обмена веществ можно разделить на три этапа:
Первый этап — ферментативное
расщепление белков, жиров и углеводов
до растворимых в воде аминокислот,
моно- и дисахаридов, глицерина, жирных
кислот и других соединений, происходящее
в различных отделах желудочно-
Второй этап — транспорт
питательных веществ кровью к
тканям и клеточный метаболизм, результатом
которого является их ферментативное
расщепление до конечных продуктов.
Часть этих продуктов используется
для построения составных частей
мембран, цитоплазмы, для синтеза
биологически активных веществ и
воспроизведения клеток и тканей.
Расщепление веществ
Третий этап — выведение конечных продуктов метаболизма в составе мочи, кала, пота, через легкие в виде CO2 и т. д.
Анаболизм и катаболизм
Обмен веществ состоит из двух противоположных, одновременно протекающих процессов. Первый — анаболизм — объединяет все реакции, связанные с синтезом необходимых веществ, их усвоением и использованием для роста, развития и жизнедеятельности организма. Второй — катаболизм — включает реакции, связанные с распадом веществ, их окислением и выведением из организма продуктов распада. Главным образом через реакции анаболизма протекает процесс ассимиляции (усвоения) питательных веществ, а реакции катаболизма составляют основу диссимиляции — освобождения организма от веществ, его составляющих.
Анаболизм – обеспечивает
рост, развитие, обновление биологических
структур, а также накопление энергии.
Анаболизм заключается в
Катаболизм – обеспечивает извлечение химической энергии из содержащихся в пище молекул и использование этой энергии на обеспечение необходимых функций.
Процессы анаболизма и
катаболизма находятся в
Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"