Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка Основные понятия анатомии и физиологии человека.docx

— 158.47 Кб (Скачать документ)

 

Учителями могут стать  люди с любым типом ВНД, но это  будут учителя разного индивидуального  стиля и почерка работы. Зная особенности  своей нервной системы, учитель  может сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

 

37. частные типы ВНД  и функциональная асимметрия  мозга

 

По выраженности сигнальных систем выделяют 4 типа:

 

1.         художественный - преобладает 1 сигнальная  система - эмоциональны, с конкретным  мышлением;

 

2.         мыслительный - преобладает 2 сигнальная  система - абстрактное мышление;

 

3.         уравновешенный - 1 сигнальная система  примерно равна 2 сигнальной системе;

 

4.         гениальный - одинакова и значительно  выражены обе сигнальные системы.

 

Классификация типов ВНД  по Красногорскому

 

·          подкорковый (маленькая контролирующая функция коры) быстрое овладение  речью;

 

·          центральный – нелегкое овладение  речью;

 

·          корковый (избыточна контрольная  функция коры);

 

Классификация Иванова-Смоленского6

 

·          мнемовозбудимый тип – не тренированы  тормозные процессы;

 

·          мнемотормозный тип (жесткое воспитание);

 

·          мнемозный (чрезмерная забота).

 

Дело в том, что у  человека существует - и это давно  установлено - функциональная асимметрия мозга. Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями  мозга. Правый мозг оперирует образами, “заведует” ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов  и мелодий, распознает сходство и  различие сложных систем, продуцирует  сновидения. Левый мозг оперирует  словесно-знаковой информацией, чтением  текстов, выстраивает продукты своей  работы в строгие и точные конструкции. У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое).

 

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей  играет преимущественную роль в экспрессивной  и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим  для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

 

Также было показано, что  левое полушарие в большей  степени ориентировано на прогнозирование  будущих состояний, а правое —  на взаимодействие с опытом и с  актуально протекающими событиями.

 

В процессе индивидуального  развития выраженность межполушарной  асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного  мозга. Последние исследования свидетельствуют  о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При  этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного  мозга.

 

На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, И только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно  характерный для данной популяции.

 

В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие  — в образных.

 

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

 

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать  целое по его частям. С работой  правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми  его составными элементами.

 

Ряд исследований показал, что  имеются различия функций полушарий  мозга в цветоощущении: полушария  головного мозга асимметричны в  восприятии и обозначении цветов.

 

Правое обеспечивает словесное  кодирование основных цветов с помощью  простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные  латентные периоды названия и  точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В  целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между  предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом  предметного мира.

 

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с  помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария  из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны.

 

В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется  в том, что каждое полушарие формирует  свои принципы организации речи:

 

38. Возрастные особенности  системы пищеварения

 

 

Пищеварительный канал состоит  из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку  пищи и ее всасывание. В нем различают  следующие отделы:

 

а) ротовая полость;

 

б) глотка;

 

в) пищевод;

 

г) желудок;

 

д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в  друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная  кишка;

 

е) толстый кишечник –  образованный слепой кишкой, частями  ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.

 

Ротовая полость

 

Зубы закладываются еще  в утробном периоде и развиваются  в толще челюсти. У ребенка  на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться  молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее  в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего  первыми прорезываются средние  резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние  боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается  прорезывание всех 20 молочных зубов.

 

В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые  коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без  молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается  к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой  задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев  они отсутствуют на верхней челюсти  вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.

 

С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего  в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны.

 

Пищевод

 

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных  – около 10 см, в возрасте 5 лет  – 16 см, в 15 лет – 19 см.

 

Желудок

 

Желудок грудных детей  имеет скорее горизонтальное положение  и расположен почти весь в левом  подреберье. Только когда ребенок  начинает стоять и ходить, его желудок  занимает более вертикальное положение.

 

С возрастом меняется и  форма желудка. У детей до 1,5 лет  она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.

 

Вместимость желудка увеличивается  с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу  первого года жизни увеличивается  в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка  достигает 1,5 л.

 

Мышечный слой желудка  у детей развит слабо, особенно в  области дна. У новорожденных  железистый эпителий желудка слабо  дифференцирован, главные клетки еще  недостаточно созрели. Дифференцировка  клеток желез желудка у детей  завершается к семи годам, но полного  развития они достигают лишь к  концу пубертатного периода.

 

Общая кислотность желудочного  сока у детей после рождения связана  с наличием в его составе молочной кислоты.

 

Функция синтеза соляной  кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что  проявляется в склонности детей  к желудочно-кишечным заболеваниям.

 

Пищеварение в кишечнике

 

У взрослых кишечник относительно короче, чем у детей: длина кишечника  у взрослого человека превышает  длину его тела в 4–5 раз, у грудного ребенка – в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет из-за перехода от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.

 

Мышечный слой кишечника  и его эластические волокна развиты  у детей слабее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтические  движения у детей происходят слабее. Пищеварительные соки кишечника  уже в первые дни жизни ребенка  содержат все основные ферменты, обеспечивающие процесс пищеварения.

 

Рост и развитие поджелудочной  железы продолжается до 11 лет, наиболее интенсивно она растет в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.

 

Печень у детей относительно больше, чем у взрослых. В 8-10 месяцев  ее масса удваивается. Особенно интенсивно печень растет в 14–15 лет, достигая массы 1300–1400 г. Желчеотделение отмечается уже  у трехмесячного плода. С возрастом  желчеотделение усиливается.

 

39. Обмен веществ и энергии  – основа процесса жизнедеятельности  организма. Возрастные особенности  различных видов обмена и их  регуляции. Особенности обмена  веществ в условиях Крайнего  Севера

 

 

 

Обмен веществ и энергии  — совокупность процессов превращения  веществ и энергии, происходящих в живых организмах, и обмен  веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Обмен веществ  и энергии является основой жизнедеятельности  организмов и принадлежит к числу  важнейших специфических признаков  живой материи, отличающих живое  от неживого. В обмене веществ, или  метаболизме, обеспеченном сложнейшей регуляцией на разных уровнях, участвует  множество ферментных систем. В процессе обмена поступившие в организм вещества превращаются в собственные вещества тканей и в конечные продукты, выводящиеся  из организма. При этих превращениях освобождается и поглощается  энергия.

 

Белки – природные биополимеры, состоящие из аминокислот. Ф-ии: строительная, транспортная, каталитическая/ферментативная, регулирующая, защитная, двигательная, сигнальная.

 

Углеводы – сложные  органические кислородосодержащие  вещества. Делятся на моно - ди –  и полисахариды. Ф-ии: энергетическая, структурная, запасающая, защитная, обезвреживание ядов.

 

Жиры – сложные органические вещества, состоящие из глицерина  и карбоновых кислот. Ф-ии: запасающая, строительная, энергетическая, механическая защита, терморегулирующая, ферментативная.

 

Витамины участвуют в  каталитических реакциях. Бывают водорастворимые  – B, C и жирорастворимые – A, D, E, K.

 

Условно процесс обмена веществ  можно разделить на три этапа:

 

Первый этап — ферментативное расщепление белков, жиров и углеводов  до растворимых в воде аминокислот, моно- и дисахаридов, глицерина, жирных кислот и других соединений, происходящее в различных отделах желудочно-кишечного  тракта, и всасывание их в кровь  и лимфу.

 

Второй этап — транспорт  питательных веществ кровью к  тканям и клеточный метаболизм, результатом  которого является их ферментативное расщепление до конечных продуктов. Часть этих продуктов используется для построения составных частей мембран, цитоплазмы, для синтеза  биологически активных веществ и  воспроизведения клеток и тканей. Расщепление веществ сопровождается выделением энергии, которая используется для процесса синтеза и обеспечения  работы каждого органа и организма  в целом.

 

Третий этап — выведение  конечных продуктов метаболизма  в составе мочи, кала, пота, через  легкие в виде CO2 и т. д.

 

Анаболизм и катаболизм

 

Обмен веществ состоит  из двух противоположных, одновременно протекающих процессов. Первый —  анаболизм — объединяет все реакции, связанные с синтезом необходимых  веществ, их усвоением и использованием для роста, развития и жизнедеятельности  организма. Второй — катаболизм —  включает реакции, связанные с распадом веществ, их окислением и выведением из организма продуктов распада. Главным образом через реакции  анаболизма протекает процесс ассимиляции (усвоения) питательных веществ, а  реакции катаболизма составляют основу диссимиляции — освобождения организма от веществ, его составляющих.

 

Анаболизм – обеспечивает рост, развитие, обновление биологических  структур, а также накопление энергии. Анаболизм заключается в химической модификации и перестройке поступающих  с пищей молекул в другие более  сложные биологические молекулы.

 

Катаболизм – обеспечивает извлечение химической энергии из содержащихся в пище молекул и использование  этой энергии на обеспечение необходимых  функций.

 

Процессы анаболизма и  катаболизма находятся в организме  в состоянии динамического равновесия. Преобладание анаболических процессов  над катаболическими приводит к  росту, накоплению массы тканей, а  преобладание катаболических процессов  ведет к частичному разрушению тканевых структур. Состояние равновесного или  неравновесного соотношения анаболизма и катаболизма зависит от возраста (в детском возрасте преобладает  анаболизм, у взрослых обычно наблюдается  равновесие, в старческом возрасте преобладает катаболизм), состояния  здоровья, выполняемой организмом физической или психоэмоциональной нагрузки.

Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"