Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является проектирование и колорирование платья способом холодного батика с применением активных красителей. Описана техника росписи. С помощью компьютерной программы Corel DRAW 12 создан рисунок и подобраны цвета для колорирования. Определены цветовые характеристики расцвеченной шелковой ткани, описаны психо - физиологические воздействия цветов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 6
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Исторические аспекты возникновения шелковых тканей…………………8
1.2. Исторические аспекты росписи шелковых тканей…………………… ...13
1.3.Современные способы росписи шелковых тканей……………………… 14
1.3.1.Горячий батик………………………………………………………… 14
1.3.2.Холодный батик……………………………………………………….15
1.3.3.Акварельная роспись…………………………………………………..18
1.3.4.Свободная роспись…………………………………………………….18
1.4. Ассортимент шелковых тканей…………………………………………….20
1.5. Патентно- информационный обзор………………………………………..24
2. ОБЬЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 29
2.1. Натуральный шелк 29
2.1.1. Шелк тутового шелкопряда 29
2.1.2. Шелк диких шелкопрядов 33
2.1.3. Химический состав натурального шелка 34
2.2. Активные красители 48
2.2.1. Краткая история активных красителей 48
2.2.2. Особенности строения и свойства активных красителей…………..50
2.2.3. Ассортимент активных красителей 67
2.2.4. Совершенствование ассортимента активных красителей 68
2.2.5. Красители нового поколения. 70
2.3. Программа Corel Draw 12
2.3.1. Назначение программы 73
2.3.2. Палитра цветов………………………………………………………..74
2.3.3. Редактирование цвета в докере Color
2.3.4. Цвета 76
2.3.5. Цветовой охват 77
2.3.6. Цветовые модели 79
2.3.7. Работа с цветом в Corel DRAW 84
2.3.8. Выбор цвета и цветовые библиотеки 85
2.3.9. Цветовые стили 85
3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 86
3.1. Техника росписи 86
3.1.1. Приготовление резервирующего состава 86
3.1.2. Приготовление красильных растворов для росписи 87
3.1.3. Подготовка ткани 87
3.1.4. Роспись 88
3.1.5. Обработка ткани после росписи 89
3.1.6. Промывка 89
3.2. Определение цветовых характеристик 90
3.2.1. Координаты цветности 90
3.2.2. Насыщенность 91
3.2.3. Цветовой тон 91
3.2.4. Чистота цвета 92
3.2.5. Светлота цвета 92
3.2.6. Цветовая температура (Т, К) 92
3.2.7. Пересчет координат цветности из системы МКО в
R G B систему………………………………………………………….92
3.2.8. Цветовые различия…………………………………………………… 93
3.2.9. Цветовой охват 94
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 100
4.1. Подготовка шелковых тканей 100
4.1.1. Обесклеивание в кипящих растворах мыла 101
4.1.2. Традиционный режим обесклеивания 101
4.1.3. Ускоренный режим обесклеивание 101
4.1.4. Обесклеивание дикого сурового натурального шелка…………….102
4.1.5. Сокращенная технология 102
4.1.6. Обесклеивание с помощью синтетических моющих ПАВ 103
4.1.7. Операция «оживки» 104
4.1.8. Операция утяжеления 105
4.2. Крашение и печатание текстильных материалов натурального
шелка 107
4.3. Обработка тканей после крашения и печатания 113
4.3.1. Запарные аппараты и зрельники 113
4.3.2. Запаривание при непрерывном способе крашения 120
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 122
5.1. Расчет себестоимости изделия 122
5.2. Расчет прибыли и рентабельности 122
6. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 123
6.1. Производственная безопасность 126
6.1.1. Охрана труда 126
6.1.2. Освещение. 127
6.1.3. Электробезопасность 129
6.1.4. Указание мер безопасности при работе с автоклавом 131
7. ВЫВОДЫ 133
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 134
Английское правительство всячески поддерживало изготовление шелка. Известны случаи, когда банки финансировали промышленный шпионаж: некто, Дерби в 1718 году был направлен в Италию, где, замаскировавшись под чернорабочего, «передирал» схемы механизмов и заправочные данные (технический термин) структур тканей для ткацких станков.
Испанцы под предводительством Кортеса пробовали внедрить шелководство в Мексике. Акоста упоминает тот факт, что в 1522 году были высажены первые саженцы тутовых деревьев и привезены из Испании яйца шелкопряда. Так тайна Востока стала известна всему миру. Не была исключением и Россия. На Руси всегда ценили красивые ткани, особенно шелковые. Из них шили церковные одежды, а также платья и предметы домашнего убранства знати и богатых людей. Шелк, привозимый из Константинополя, был известен еще во времена Вещего Олега и назывался паволоком.
Импорт из-за границы нарастал от века к веку, пришлось (не без участия консультантов - выходцев из Константинополя) налаживать производство «отечественных» шелковых тканей. Первой шелковой тканью, которую стали ткать на Руси, была парча, украшенная золотыми и серебряными нитями. Затем (в 1593-1594 гг.) в Москве появились первые заведения для производства шелковых лент и, наконец, в 1652 году - Бархатный двор. Так что российскому бархату уже более 350 лет,
В двадцатые годы прошлого века одежда стала поистине фантастичной: декоративные сказочные элементы использовались в сочетании с тончайшими и легчайшими тканями. Парча и бисер были особенно популярны наряду с перьями и вышивкой золотом, серебром, блестками. Мягкие ткани кроились по косой и чувственно струились по телу, создавая иллюзию удивительной сексуальной привлекательности и шика Часто использовались прозрачные ткани.
Одна из самых старых шелковых тканей, известных человеку, - тафта. Первоначально ее ткали из натурального шелка и отмечали за гладкую поверхность и простое переплетение. Персы назвали ее taftah, Прошло семь тысяч лет истории рогатой китайской путешественницы, а простые методы прядения и ткачества (переплетения нитей) не изменились, Все, что мы добавили в течение столетий, - механизация и скорость.
Считается вполне вероятным, что история росписи по шелку началась на ранних этапах его изготовления. Самой древней из известных науке росписей более 2000 лет. Но обнаружена и описана она была лишь во время китайской культурной революции. Это почти двухметровое полотнище находилось в месте захоронения одной знатной дамы. На удивительно хорошо сохранившейся росписи изображены фигуры, темные контуры которых выписаны чрезвычайно умело и динамично. Сами же фигуры раскрашены минеральной краской. И этим своим умением художники Китая оказали плодотворное влияние на становление росписи по шелку в Японии. Впервые аналогичная современной роспись по шелку появилась в Японии в XV веке. Как и китайские мастера, японские художники пользуются и жидкие красители, которые наносятся с помощью определенных тканей, чтобы избежать слишком сильного расплывання краски на шелке. Таким способом изготавливаются» например, завораживающие своей красотой ландшафты. По мере того как Япония становится все более открытой Западу, в японскую живопись проникают и европейские изобразительные средства. Во второй половине XIX века японская роспись по шелку находит в Европе увлеченных последователей. А древнее искусство батика, достигшее не бывалых высот у народов Индонезии (особенно развито оно на острове Ява), проникло к нам лишь в начале 20 века [2].
Искусство росписи тканей принесло миру кимоно Японии, сари Индии, сарафан России.
Особенно интенсивно идеи
с далекого Востока
Существуют несколько техник росписи шелка: техника горячего батика, холодного батика, свободная роспись, акварельная роспись узелковая роспись. Отличием первых двух способов является использование резервирующего состава.
Классический горячий батик очень трудоемкий вид росписи. При горячем батике контуры рисунка наносят расплавленным воском, а свободные от воска участки расписывают. После этого, погрузив шелк в горячую воду, удаляют воск. Результатом всего этого является сложный многокрасочный рисунок.
Именно этой техникой расписывают платки на текстильных фабриках: контуры орнамента, которые не дают краске расплываться за ограничительную линию, печатают на ткани машинным способом, а всю последующую роспись выполняют в ручную по образцу.
В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета [3].
Для нанесения резерва нужна специальная стеклянная трубочка (рейсфедер) с загнутым носиком и шаровидным расширением для запаса резерва. Импортный резерв обычно расфасован в пластиковые тюбики или флаконы с насадками, из которых его можно наносить непосредственно на ткань.
Существуют краски, которые специально предназначены для росписи тканей. Как правило, в магазинах большой выбор импортных красок, они могут различаться по способу закрепления (паром или утюгом) и по способу разбавления (водой или спиртом). Есть и отечественные краски, их производит фирма "Гамма". Они разбавляются водой и фиксируются паром.
Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписи тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный батитк с применением резерва и соответственно других приемов крашения.
Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии (см. рисунок 1). В результате рисунок приобретает графическую четкость (см. рисунок 2).
Рисунок 1 Рисунок 2
В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.
В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.
"Гамма" также выпускает наборы для росписи тканей. Они имеют все, необходимые для росписи предметы: резервный состав, трубочка для его нанесения и краски нескольких базовых цветов. Такой набор очень удобен для начинающих.
В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, поролоновыми или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делать это нужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, смочите водой ватную палочку и попытайтесь удалить не желаемые пятна краски.
Рекомендуется начинать
роспись с более светлых
. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темным красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.
При росписи несколькими красками по сырой ткани, они перетекают друг в друга, расплываясь, как акварель на бумаге. Можно использовать переливы двух близких оттенков, контрастных цветов или сочетание краски и чистой воды, в зависимости от художественного замысла.
Часто используется следующий эффект: капните на шелк немного краски и быстро, пока она не впиталась в ткань, подуйте на нее через трубочку или соломинку для коктейля, придавая потекам нужное направление (см. рисунок 2).
Еще один распространенный эффект, достигается с помощью поваренной соли крупного помола. Кристаллы соли помещаются на влажную ткань и притягивают краску, высветляя фон вокруг (см. рисунок 3). Гранулы мочевины (карбамида), наоборот отгоняют от себя краску.
Рисунок 2
Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо контурных средств, ограничивающих растекание красителей по ткани (см. рисунок 4). Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя специальный уплотнитель для красок.
Уплотнитель могут с успехом заменить концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, желатина, и др.) Порошок КМЦ, продающийся в хозяйственных магазинах в качестве обойного клея, или соль разводят в теплой воде, щетинистой кистью наносят на ткань, высушивают и рисуют на ней растворами красителей также как акварелью на бумаге.
Сами краски тоже можно смешивать с уплотнителями и наносить их сухой кистью на сухую ткань.
Когда роспись закончена, необходимо произвести фиксацию согласно инструкции по применению ваших красок. Поле фиксации ткань промывают в теплой (до 40°) воде с детским мылом, затем прополаскивают в прохладной воде. Если вы расписывали шелковую ткань, добавьте при последнем полоскании немного уксуса.
Рисунок 4
1.4.Ассортимент шелковых тканей
Огромное значение для качества шелка имеет не только сам исходный материал, но и то, как его ткут. Возможность расписывать шелк и то, как растекается краска на шелке, существенным образом зависят именно от этого. Полотняное переплетение представляет собой, пожалуй, наиболее распространенное и наипростейшее переплетение шелковой ткани, и раппорт его очень мал. Изготовленные таким образом шелка имеют гладкую структуру и выглядят с обеих сторон почти одинаково. При саржевом же переплетении каждая уточная нить раппорта пропускается через несколько нитей основы. В результате этого на поверхности шелка более или менее отчетливо видны «канавки» и «рубчики», как, например, на твиле. Это особое свойство атласного переплетения, заключающееся в том, что точки перекрещивания основы с утком не соприкасаются друг с другом и расположены на поверхности ткани относительно далеко друг от друга. Именно поэтому атласный шелк всегда очень рыхлый и мягкий. Благодаря тому, что уточные нити, как правило, находятся очень близко друг к другу, натуральный шелк приобретает неподражаемый переливающийся блеск. Особенно богато выглядят шелковые жаккардовые ткани. Процесс ткачества, техника которого изобретена французом Жозефом Марией Жаккардом, управляется автоматами с помощью перфокарт или компьютеров. При этом в результате специального подъема или опускания отдельных или сразу нескольких уточных нитей получаются сложные, волшебные узоры, элементы которых в зависимости от угла падения света кажутся то светлыми, то темными, Уже из этого краткого изложения становится ясно, что шелк шелку рознь и что при росписи он, естественно, ведет себя по-разному. Поскольку на роспись влияют и другие критерии, например, различная толщина шелка, то, прежде чем приступить к росписи, профессионалы проводят эксперимент с каплей краски и проверяют, как краска расплывается и как впитывается шелком. Такой шелк, как твил, шифон, крепдешин или понже прекрасно подходят для техники гутта, тогда как шелк-бурет и многие виды туссы с их неравномерной поверхностью должны расписываться «сырым по сырому» [4]. Ассортимент различных видов шелка представленн в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Ассортимент шелковых тканей
Наименование |
Переплете-ние |
Расплывае- мость краски |
Характерис- тика |
Примене- ние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 тусса |
полотняное |
Неравномерная неблагоприят- ная |
Толстый шелк, с ярко выраженными рельефами |
Текстиль для интерьера, одежда |
2 шелк-бурет |
полотняное |
Плохая росписи поддается с трудом |
Грубоватый шелк с матовой поверхностью |
Текстиль для интерьера, одежда |
Продолжение таблицы 1.1.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||||||
3 дюпон |
полотняное |
Средняя роспись довольно сухая |
Приятный на ощупь, красивый внешний вид |
Одежда, подушки | ||||||||
4 шифон |
полотняное |
Средняя но расписывается довольно хорош |
Прозрачный легкий шелк |
Одежда, платки | ||||||||
5 шелковая парча |
полотняное |
Хорошая |
Интересный, относительно прочный шел |
Одежда, платки | ||||||||
6 креп-сатин |
атласное |
Очень хорошая |
Очень мягкий шелк с блестящей Лицевой стороной |
Текстиль для интерьера, одежда | ||||||||
7 понже |
полотняное |
Очень хорошая |
Мягкий, гладкий шелк идеален для начинающих |
Одежда, платки | ||||||||
8 твил |
саржевое |
Хорошая |
Эластичный плотный шелк в мелкий рубчик |
Галстуки, платки, подушки | ||||||||
9 чесуча |
полотняное |
Не очень хорошая |
плотный шелк блестящий |
абажуры | ||||||||
10 крепде-шин |
полотняное |
Хорошая |
Мягко ниспадающий креповый и немнущийся |
Галстуки, платки, одежда |