Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:06, дипломная работа
Цель дипломного исследования: раскрыть методические особенности изучения досугового творчества Санкт-Петербурга XVI – XIX вв.
Были поставлены следующие задачи:
рассмотреть:
а) функциональный аспект досуга в истории цивилизации,
б) традиционные досуговые ценности в их исторических и современных формах функционирования;
определить наиболее важные (с позиций влияния на дальнейшее развитие досуга) формы досуга в контексте городской культуры;
изучить специфику организации досуга различными слоями населения Санкт-Петербурга (городские народные празднества; клубы; атлетические единоборства).
Введение………………………………………………………………………….
Традиционное досуговое творчество: теория, история, практика………...
Функциональный аспект досуга в истории цивилизации……………..
Традиционные досуговые ценности в их исторических и современных формах функционирования………………………………………...
Празднично-игровые формы досуга в контексте городской культуры…..
Городские народные празднества в Санкт-Петербурге XVIII – начала XIX столетия…………………………………………………………..
Клуб как петербургское явление в русской культуре…………………
Зрелище атлетического единоборства в народной городской культуре Петербурга XVIII – начала XIX в……………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г.Р.
ДЕРЖАВИНА»
АКАДЕМИЯ
ИСКУССТВ, СЕРВИСА И РЕКЛАМЫ
Кафедра
искусствоведения и дизайна
змеева
Мария О.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ
ДОСУГОВОГО ТВОРЧЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
XVIII
– XIX ВВ.
Дипломная
работа
«Допущена
к защите»
Заведующий кафедрой, д.п.н., профессор ______________ Долженкова М.И. «___» ______________ 2006 г. |
Студентка
5 курса (54 группы)
заочного отделения Научный руководитель: д.п.н., профессор Долженкова М.И. |
Тамбов – 2006
Реферат
Змеева
М.О. Методические особенности изучения
досугового творчества Санкт-Петербурга
XVIII – XIX вв.: Дипл. работа / М.О. Змеева; Тамб.
гос. ун-т им. Г.Р. Державина; Академия искусств,
сервиса и рекламы. Каф. искусствоведения
и дизайна. – Тамбов, 2006. – 87 с., 1 табл.,
1 прил.
Ключевые слова: досуговое творчество, Санкт-Петербург, методика изучения, клубы, атлетические единоборства, городские народные празднества.
Объект
работы – история досуга. Предмет исследования
– досуговое творчества Санкт-Петербурга
XVIII – XIX вв. Цель дипломного исследования:
раскрыть методические особенности изучения
досугового творчества Санкт-Петербурга
XVI – XIX вв. Были поставлены и решены следующие
задачи: рассмотрены: а) функциональный
аспект досуга в истории цивилизации,
б) традиционные досуговые ценности в
их исторических и современных формах
функционирования; определены наиболее
важные (с позиций влияния на дальнейшее
развитие досуга) формы досуга в контексте
городской культуры; изучена специфика
организации досуга различными слоями
населения Санкт-Петербурга (городские
народные празднества; клубы; атлетические
единоборства).
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………… Список использованных источников…………………………………………... Приложение…………………………………………………… |
4
7 7 19 36 36 45 59 67 69 75 |
Введение
В
последнее время большое
Особый интерес в области изучения досугового творчества представляет собой сфера городского досуга, отражающего в своей сути формы организации досуга различных слоев населения, осложняющиеся к тому же влиянием различных факторов (связь деревни и города, наличие финансового капитала, творческая карьера и т.п.).
В целом можно отметить, что данный период является весьма характерным: именно в это время в Российском государстве активно происходит освоение культурного наследия Европы, за счет чего происходит обогащение и развитие самобытных форм организации досуга.
Именно Санкт-Петербург, являющийся на протяжении трех столетий столицей государства, впитывал и отбирал актуальные и перспективные формы досуга. Именно для такого большого города с миллионным населением характерны наиболее разветвленные структуры досуговой организации, позволяющие обеспечивать практически все слои населения требуемыми видами досуга.
Различные аспекты изучения досугового творчества в целом и Санкт-Петербурга в частности рассматривались в ряде работ таких ученых, как Жарков А.Д., Чижиков В.М., Засосов Д.А., Киселева Т.Г., Лотман Ю.М., Никитина Г.Я. Общие теоретические основы досугового творчества активно разрабатывались Жарковым А.Д., Чижиковым В.М., Киселевой Т.Г., Соколовым Э.В., Триодиным В.Е., Чистовым К.В.
Вопросы изучения истории Санкт-Петербурга, его социальной структуры, истории культуры города, его досуга и т.п. наиболее полно рассматриваются в работах Алянского Ю.И., Кагана М.С., Краснобаева Б.И., Любименко И.И., Некрыловой А., Платунова А.М., Рославлева Б., Семеновой Л.Н., Яцевич А.
Между тем можно отметить одну присущую всем данным работам особенность: все перечисленные авторы специально не обращались к изучению истории досугового творчества Санкт-Петербурга, их исследования по отношению к данной теме носят косвенный характер, раскрывающий лишь небольшие фрагменты общей картины организации досуга в столице Российского государства в период с XVIII по XIX столетие.
В связи с этим объектом данной работы является история досуга.
Предметом исследования – досуговое творчества Санкт-Петербурга XVIII – XIX вв.
Цель дипломного исследования: раскрыть методические особенности изучения досугового творчества Санкт-Петербурга XVI – XIX вв.
Были поставлены следующие задачи:
а) функциональный аспект досуга в истории цивилизации,
б) традиционные досуговые ценности в их исторических и современных формах функционирования;
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования: учебной, методической, исторической, материалов периодической печати; обобщение, сравнение, педагогическое моделирование.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных материалов в преподавании таких дисциплин специальности «Народное художественное творчество», как «Регионоведение», «Народное художественное творчество», «Методика преподавания народного художественного творчества» (см. Приложение А).
Структура
дипломной работы: реферат, обозначения
и сокращения, введение, две главы, заключение,
список использованных источников, приложение.
1
Традиционное досуговое
творчество: теория,
история, практика
1.1
Функциональный аспект
досуга в истории
цивилизации
При исследовании функционального аспекта досуга необходимо иметь в виду разные значения, вкладываемые в это понятие в разные эпохи. Это понятие достаточно многозначно. Однако употребление его обычно встречается в качестве противопоставления понятию «труд». В свою очередь, как понятие «досуг», так и понятие «труд» имеют синонимы. Например, «труд» употребляется в значении «работа» и «дело», «досуг» – в значении «свободное время». Так, если обратиться к В. Далю, то под «досугом» у него подразумевается «свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела», забава, безделье. Поэтому и «досужный человек» у В. Даля – человек, «свободный от дел, занятий» [16, с. 481].
Однако такое противопоставление досуга делу, труду слишком огрубляет смысл вкладываемого в это понятие содержания. Так, выясняющий значения этих понятий Э. Соколов приходит к выводу, что обычно досуг действительно часто противопоставляется труду [55, с. 40]. Вместе с чем подобная оппозиция становится возможной лишь в абстрактном, безличном смысле. В истории такой смысл понятия возникает по мере превращения человека в экономическую категорию, распространения в обществе XIX-XX вв. социологических и экономических теорий.
Конечно, как сегодня, так и в прошлом, понятие «досуг» употреблялось как синоним «свободного времени». К такому выводу приходит, например, Б. Ляпунов, утверждающий, что Фонвизин, Карамзин, Пушкин, Герцен, Добролюбов и другие выражение «на досуге» употребляли в значении «свободное время» [33]. Тем не менее оба понятия употреблялись не только в значении полной праздности или безделья. Об этом свидетельствует следующее суждение Н. Карамзина. Он пишет: «Предки наши мало успевали в зодчестве, требующем времени досуга» (Цит. по [1, с. 12]). Выражение А. Пушкина из письма П. Нащокину от 1833 г. и вовсе свидетельствует о тождественности досуга и деятельности, в данном случае интеллектуальной, творческой. «...Нет у меня досуга, – признается поэт, – вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде – все это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения» (Цит. по [1, с. 12]). Это суждение поэта вообще все ставит с ног на голову. Оказывается, светская суета, мода, балы, т.е. то, что мы привыкли отождествлять с досугом, поэт вовсе таковым не считает. Для него досуг прямо связывается с творчеством, с деятельностью, с результатом труда, имеющего не только ценность, но и стоимость.
Принимая во внимание приведенные примеры, можно утверждать, что под «досугом» обычно подразумевалось время, свободное от исполнения непреложных обязанностей. Но это время вовсе не было праздным, ничем не заполненным, а использовалось для удовлетворения того, что древние считали высшими запросами человека, требующими специфических видов деятельности.
Имея в виду ранние исторические эпохи, можно утверждать, что досуг означал не столько даже отрезок времени, отличающийся от времени рабочего, или времени, затрачиваемого на выполнение непреложных обязанностей, сколько тип деятельности, значимый не только для всего общества в целом, но и для некоторых его социальных групп или отдельных его представителей. Сам факт появления слова «досуг» означал реальность дифференциации общества и свидетельствовал об общественной динамике, развитии, что, несомненно, в истории было прогрессом.
В
этом случае и в этом смысле обычно
и употреблялось понятие «
По сути дела, в традиционной культуре досуг никогда не являлся лишь неким заполняемым праздностью и ничегонеделанием пространством. Пространство досуга наполняется разнообразным содержанием, объясняется необходимостью культуры разрешать те или иные практические задачи. Поэтому понять смысл досуга и выявить его функции в принципе возможно лишь в том случае, если исследователь имеет ключ, с помощью которого он может проникнуть в его функциональные особенности. И в этом плане досуг оказывается не только социологической или экономической, но и культурологической категорией. Чтобы понять досуг и его функции, необходимо понять тип культуры, в котором функционируют разные формы досуга. В частности, каждая культура познаваема не только со стороны практических форм деятельности, но и духовных сфер, фантазии и воображения, находящих свое выражение в мифологических, игровых, художественных и эстетических проявлениях. Эти специфические сферы деятельности представлены именно сферой досуга.