Особенности культуры русского дворянства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 13:55, реферат

Описание

Объект исследования – культура русского дворянства.

Предмет исследования – традиции и быт как элемент культуры дворянского сословия.

Цель работы – выявление особенностей культуры дворянства, через рассмотрение традиций и быта.

В ходе исследования нам предстоит решить следующие задачи:

-рассмотреть историю развития дворянского сословия;

-определить элементы культуры дворянства и охарактеризовать их.

Работа состоит из  1 файл

Особенности культуры русского дворянства.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

     К середине XVIII века литература стала  формой самовыражения и ареной действия той части дворянского общества, которая в силу возросшего образовательного уровня почувствовала необходимость выразить свою точку зрения. Дворянство стремилось к общественной деятельности, одной службы для самовыражения было уже мало.

     Развитие  художественного вкуса, приобретение определенных эстетических представлений требовали мастеров-ремесленников, которые были бы способны создавать вещи, отвечающие возросшим потребностям. Вот почему в середине XVIII века в сословных корпусах начинают открывать специальные классы для ремесленников. Так, великий князь Петр Федорович издал указ от 27 марта 1761 года о том, что дети из гарнизонной школы в возрасте от 5 до 15 лет будут учиться читать, писать, считать, рисовать, говорить по-немецки и осваивать ремесла (седельное, шорное, ружейное, кузнечное, музыкальное). То есть сословное учебное заведение не только прививало детям определенные представления о жизни, но и готовило людей, способных обслуживать "утонченные" вкусы дворянства.7

     В то же время внутренняя, семейная и  бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ - древнерусской традиции, самодержавия и православия, крепостничества. За европейским фасадом скрывался восточный деспотизм и полуазиатский быт. Это смешение двух культурных традиций придавало русскому дворянству неповторимое своеобразие. И если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии, то уже при Екатерине II дворянство выглядит совершенно европейским. Разрыв между сознанием и действительностью, самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Культура одежды. Этикет 

Петровская  реформа костюма Русский костюм XVIII века

     Введение  европейских обычаев в жизнь  дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен  с европейскими странами подготовили  условия для европеизации русского дворянского костюма. Однако для  ее внедрения в жизнь потребовались государственные указы, принуждающие силой, штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику.

     По  указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам  было запрещено ношение старого  русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин — короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин — широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила).9

     Таким образом, основные формы европейского костюма — «платья саксонского, немецкого или французского»  — заменили абсолютно несхожий с  ними по конструктивному и декоративному  решению древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы.

     Энергичная  натура Петра, активное привлечение  им дворянской молодежи к разнообразной  деятельности обусловили более практичную и простую форму одежды.10 

Основные формы одежды второй половины 18в.

     Новым этапом в развитии эстетических вкусов и идеалов русского общества является период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.), связанный с усилением влияния  французской моды на дворянский костюм, с утверждением роскоши и пышности его форм.

рис.1

     Целый ряд государственных указов, регламентирующих формы костюма, говорит о том  большом значении, которое придавалось  костюму как выразителю сословных, социальных и моральных идей класса в этот период.

     Основные  формы мужского костюма с начала века и до 70-х гг. изменяются незначительно: по-прежнему остаются французский кафтан с прямыми полами, расширенный книзу за счет жесткой прокладки, камзол, кюлоты. Однако с каждым годом возрастают богатство и роскошь применяемых тканей, отделки, украшений. В конце 70-х гг. в моде французский и английский фраки.

     Основным  силуэтом женского костюма второй половины XVIII в., за исключением последнего его  десятилетия, был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и  низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка — панье, позднее фижмы. В 70-е гг. в моду, как и на Западе, входит профильный силуэт, высокие прически и головные уборы, украшенные лентами, перьями, оборками.

рис.2

     Большую роль играют в XVIII в. государственные  постановления и указы об одежде дворян, четко регламентирующие не только форму костюма, но и характер его отделки, цвет, ткань, украшения. Так, в 1782 г. Екатерина II издала три указа. Первый из них — «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору». В нем рекомендовалось соблюдать «более простоту и умеренность в образе одежды» и запрещалось отделывать платье золотым и серебряным шитьем или кружевом шире двух вершков (9 см) и носить головные уборы выше двух вершков. Во втором указе рекомендовалось дворянам (мужчинам и женщинам) являться в столицу и ко двору в платьях тех цветов, которые присвоены их губернии. Например, мундир дворянина Петербургской губернии представлен светло-синим кафтаном с черными бархатными отворотами, воротником и обшлагами; Московской губернии — красным кафтаном с темно-серой отделкой и т. д. В этой же цветовой гамме должны были решаться наряды их жен и дочерей. Третий указ — «О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору» — разрешал носить в особо торжественных случаях одежду из золотой и серебряной парчи, в менее торжественных — из шелка и сукна. Все ткани должны быть русского производства.

Многие  горожане, особенно из купеческого  сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полы длинных кафтанов у купцов и бояр.11

     С не меньшим сопротивлением были встречены  новая модная прическа — завитой  парик — и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за ее ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.

рис.3

     Для женщин переход к новому костюму  был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.

Но, встреченные  сначала враждебно, новые обычаи и костюмы за период царствования Петра I прочно вошли в быт дворянства и большей части городского населения. Прежние русские одежды остались в народе и в быту у части купечества и мещанства, вносившего все же в традиционный русский костюм модные элементы.

рис.4

Но и  дворянство еще не полностью отказалось от привычной старой одежды. Эта привычка к старому проявлялась главным образом в манере носить модный костюм. По старой привычке женщины старались как можно больше прикрыть декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик (фонтанж), носили различные наколки. Русский костюм петровского времени отличался от западноевропейского большей простотой тканей и отделки, более демократическим характером. Пример в простоте одежды подавал сам Петр.. Новые формы быта, новые нормы поведения были сформулированы в книге «Юности честное зерцало».12

     До  конца XVIII века значительных изменений  в моде не происходит, и только начиная  с 70-х годов, под влиянием нововведений в западных модах, русский дворянский костюм также подвергается сильным изменениям. Моды распространялись не столько при помощи журналов мод, которые издавались нерегулярно, сколько благодаря готовым нарядам, выписываемым из Парижа и Лондона. Среди русского дворянства процветала не только галломания — подражание французским модам и этикету, увлечение французским языком, — в последней четверти века начинается и англомания.

     Большая часть купечества и городской бедноты носила по-прежнему русский костюм, подвергшийся, однако, влиянию модного направления. Модные элементы были заметны прежде всего в костюмах купеческой молодежи. Такой костюм состоял из доходившего до икр кафтана со сборками по талии, обычно опоясанного, цветной рубахи и заправленных в сапоги штанов. Купцы и мещане стригли волосы «в скобку» и носили бороду.

     Крестьянская одежда сохранила национальные традиции вплоть до начала XX века.

     Одним из главных достижений русской культуры XVIII века стало создание новых устойчивых форм общественного порядка поведения. Российская аристократия была законодательницей  новых правил поведения в обществе, соединивших в себе старые русские традиции и европейские нормы. «В высших сословиях складываются некоторые обычаи, рождаются некоторые правила учтивости и изысканности, служащие, так сказать, опознавательными знаками, с помощью которых можно отличить посвященных от чужаков. Люди, принадлежащие к высшим сословиям и пользующиеся милостями государя, непременно оказывают значительное воздействие на общественное мнение, ибо, за очень редкими исключениями, власть имущие суть люди со вкусом, влиятельные персоны суть люди учтивые, а баловни фортуны суть всеобщие любимцы»

     В последнее время появились многочисленные публикации, посвященные дворянскому  быту: развлекательной культуре, миру русской усадьбы, гастрономии, чиновническим  отношениям и т. д..

В центре–  повседневный этикет русского дворянства. Особенность как церемониального, так и будничного этикета определяется его игровым характером. Причем участники  игры одновременно являлись как исполнителями, так и зрителями «театрального  действа». Поэтому «малейшее нарушение условленных форм ощущалось решительно всеми». Правда, нарушители придворного этикета подвергались более суровой оценке окружающих. «В обществе необходимы хорошие манеры и сдержанность в обращении, при дворе же эти качества еще необходимее»

Так или  иначе, жесткие «рамки светского  приличия» вызывали естественную реакцию  недовольства и у дворян «средней руки», и у представителей аристократических  кругов: «... цепь отношений, приличий и  обязанностей мгновенно накинута на душу, как аркан горского разбойника, и влечет бедную из минутной независимости в рабство и тревогу, называемую – светскою жизнию, где ум изгибается и коварствует, язык лжет и лицо, как искусный актер, играет такие роли, каких настоятельно требуют обстоятельства»

     Многочисленные руководства по этикету, выходившие во второй половине XIX века, были адресованы представителям среднего сословия, которое составляли купцы, небогатые чиновники, учителя, врачи, артисты. В этом также заключалась «культурная миссия» света.

Сложившиеся формы ритуального поведения должны были доставлять эстетическое удовольствие участникам ритуала как в свете, так и дома, то есть в повседневной жизни. К примеру, хозяйка дома, разливающая чай, не должна была допустить ни одной оплошности: спокойствие движений, ловкость высоко ценились сидящими за чайным столом. «Вчера мы втроем ездили на фабрику смотреть жену нового управляющего, – сообщает в 1842 году из Туринска в письме к Н. Д. Фонвизиной И. И. Пущин. – Нашли там черкешенку, довольно развязную и довольно светскую. Весь дом наполнен ружьями, пистолетами и кинжалами. Среди всех этих воинских доспехов она разливает чай довольно ловко...»

Повседневная  жизнь - это и есть та сфера человеческих отношений, где постоянно сталкиваются нормы поведения и «порывы  естества». Знакомясь с разнообразными проявлениями повседневной жизни дворянства пушкинской поры, мы неожиданно открываем для себя некие глубинные, духовные ценности эпохи.

     Таким образом, этикет регулировал не только праздничное, но и будничное течение  жизни. Самые обыденные моменты повседневной жизни дворян подчинялись правилам приличия: распорядок дня, одежда, еда, «убранство интерьера», прием гостей, застолье и т. д. Эти правила были многочисленны. Они усваивались не без труда с ранних лет, в процессе воспитания под руководством опытных наставников.13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. БЫТ И ТРАДИЦИИ  ДВОРЯНСТВА КАК

                             ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ 

    2.1.Культура дворянской усадьбы 

     Ярким эпизодом в истории русской культуры стала жизнь дворянской усадьбы. Она вобрала в себя дух просвещения и стремление к экономическому благоденствию, была проникнута никогда ранее с такой силой не проявлявшимся чувством природы. Ею порождены замечательные архитектурные и садово-парковые ансамбли. В ее укладе, сочетавшем в себе черты патриархальности с утонченным европеизмом, важная роль принадлежала семье, традициям набожности, гостеприимству.

Личность  дворянина во всем многообразии его  вольного бытия определила формирование усадебной культуры во второй половине XVIII в. Это был человек, настроенный независимо, гордый своим ясным пониманием действительности. Не случайно, что именно в этот период у дворянина развивается особо утонченное чувство природы, возникает потребность в систематическом чтении, вкус к изящным искусствам. По деревням заводятся богатейшие библиотеки, создаются домашние музеи произведений искусства. Усадьба из простого хозяйственного подворья превращается в художественно организованный ансамбль. К культурному портрету дворянина-создателя усадеб необходимо добавить такие черты, как увлечение театром и музыкой, чувство памяти, проявившееся в его церковном строительстве, устройстве мемориальных уголков парка, портретных галерей предков.

     Природное русское стремление к красоте, изяществу, в сочетании с использованием западных ценностей приводит к становлению  особого образа жизни, в основе которого лежат исконно русские обычаи: гостеприимство, радушие, общительность. Тут и вступает в свои права культура.

Информация о работе Особенности культуры русского дворянства