Послевоенное абстрактное искусство в России (1950-80)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:47, диссертация

Описание

Достижение основной цели исследования разворачивается посредством постановки и решения следующих задач:
Теоретическое обоснование абстрактного художественного метода.
Анализ историко-художественных предпосылок формирования абстрактного метода в искусстве.
Исследование развития абстрактного искусства в России первой и второй половины ХХ века.
Выявление основных тенденций абстрактного искусства в Москве и Ленинграде во второй половине века.
Определение основных особенностей послевоенного абстрактного искусства в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Абстрактное искусство как явление культуры.
§1.1. Понятие и сущность абстрактного искусства…………………………………..21
§1.2. Историческое развитие абстрактного метода в живописи…………………....38
§1.3.Историко-художественные предпосылки возникновения абстрактного искусства и его основные тенденции…………………………………………………………..….46
§1.4. Истоки и развитие абстрактного искусства в России первой половины ХХ века………………………………………………………………………………………..51.

Глава 2 . Абстрактная живопись в России в послевоенный период(1950-80).
§2.1. Возрождение интереса к абстрактному искусству в России в 1950–60е годы…………………………………………………………………………………..…..73
§2.2. Нонконформизм и абстрактное искусство в контексте русской художественной культуры второй половины ХХ века…………………………………………….…….84
§2.3. Основные этапы развития послевоенного абстрактного искусства в России…90

Глава 3. Основные тенденции в русской абстрактной живописи второй полвины ХХ века.
§3.1.Символическая тенденция в послевоенном искусстве…………………….…….100
§3.2.Лирическая тенденция в послевоенном искусстве……………………………….112
§3.3. Геометрическая тенденция в послевоенном искусстве………………………….124
Заключение. Особенности послевоенного абстрактного искусства в России………………………………………………………………………………….….132
Приложениe. Основные этапы развития абстракционизма в мире. Европейские и американские школы … …………………………………………………………….148
Summary…….…………………………………………………………………...……….157
Библиография……………………………………………………………………………159

Работа состоит из  1 файл

Послевоенное абстрактное искусство в россии(1950-80).doc

— 806.50 Кб (Скачать документ)

Безусловно,  каждое направление, будь то импрессионизм или дада, дали свои результаты, имели последователей и продолжателей. Но, говоря об абстракции, мы говорим больше чем о направлении в искусстве - в этом смысле ей близок сюрреализм. Абстракция- это идеология, это способ не только творить, но  мыслить. ХХ век  предоставил нам редкий пример существования искусства, сбросившего наконец  оковы мимезиса, академизма, власти, заказа, чьего-то мнения  и продемонстрировавшего в итоге невозможность подобной автономии. Политика стала лишь катализатором процесса деформации самой идеи автономии в беспредметном искусстве, ибо так или иначе абстракция становилась прибежищем идеологии, будучи искусством изобразительно скупым. Американский абстрактный экспрессионизм  нес в себе иллюстративное подтверждение взглядов  его критиков и теоретиков, и как только идеи власти и тотальности были подхвачены последними, искусство американского авангарда приобрело зависимость. Официализация авангарда в Америке было  несколькими десятками раньше целью К.Малевича, но по странной  иронии судьбы  с русским абстрактным искусством  несколько жестко решил вопрос нарком Луначарский, и после двух десятков лет запрещения, абстрактное искусство  возродилось в России.

В Северной Америке абстрактная живопись  несмотря на явное влияние ее в скульптуре, дизайне, фотографии до сих пор объект нападок критиков и остракизма236. Фактически, политическая манипуляция искусством стала причиной того, что американский авангард в 60-е почти полностью отвернулся от абстрактного искусства, первого мощного направления американского модернизма,  обвиненного в во всех возможных грехах.237

 

 

Summary.

 

 

In project “Post-War Abstract Art in Russia.1950-1990” author has traced the development of  “abstract method of creation in its historical evolution from Classical Greece to Contemporary Art and Design and its interpretation in Russian Abstract Art practice. Author analyzed the Postwar Abstract Art in Russia from the point of conception of that method. “Abstract method of creation” always existed in art process and appeared when artist was trying to convey  “ineffable” information by means of visual art.  That method of expression consisted in applied and religious art before, but it was maximally embodied in Abstract Painting in XX century. That  method  addressed itself to the basic matrixes of human consciousness which are easy for the mass distribution and perception. Thus, the basic features of that method  that were embodied in abstract painting are: 1) striving for expression of “ineffable” information ; 2) excessive   informational density and compression ; 3) beholder’s active engagement  in process of creation, so-called   “co-authorship ”; 4) interaction of tendencies and art  languages in    abstract art , its ability  to mix different languages providing to it the stylistic unity,   etc. Assuming the external, upper spheres to be a conceptual core of art  work, the Abstract Art approached  the  realm of ideology whatever it was- religion or building of Utopian New Societies. But dislike any art that expressed the interests of society, the Abstractionism did it more theoretically then by methods of painting. Abstract Art always strove towards the leaving the frames of Art to the realm of philosophy, to be Beyond of Art, as we could see an the utmost significant works, as Malevich’s “Black Squire”, for instance.  The latter was one of the reason of its extinguishing as a movement in painting, but the beginning of it as an interdisciplinary concept that lead us to the understanding of Abstract Art’ endowment to the ideology at XX century. But what is important here is that the tendency to the art expansion in a short space of time was included in simple scheme of formal language. The most significant  aspect of such total distribution of non-objective art  was also its loyalty to the cultural and ethnic differences.

Speaking of the traditions of abstraction in Russian Art, it is important to point out that abstraction for the Russians was a Weltanschauung, world-view more than style of art. The roots of non-objective art in Russia were in the culture of folk balagan, in the annual folk cults and in primitive and applied art, in specificity of  icon painting with its  combination of text and visual part.    Also it were in widely disseminated before revolution influences of such mystic current  as isixasm. The mix of different ethnic art traditions and the rather oriental than western interpretation of the world around were the basic foundations of abstract painting in Russia.

The situation in postwar period was extremely difficult for Abstract Art in Russia. The nonfigurative painting that firstly was admitted by official aesthetic as a label of novelty was prohibited as harmful and bourgeois rudiment at 1930th. But  it  re-appeared after the Second World War  in Soviet Union  as only political press become lighter and  its the second birth brought to it also the new qualities. Oddly enough, the post-war abstract painting in Soviet Union unconsciously compared itself with its American prototype, notwithstanding the strong native traditions, forgotten for dozen of years.  Moreover, the whole movement appeared which was imitating the American technique of  “dripping ”( represented by  such artists as A.Zwerev, M. Kulakov, W. Slepian and others). It was partly a fashion, partly a repetition that was made by American Abstract Expressionism, but the difference was at the inner context of such creative activity.

There was a strong and rich Abstract Art movement in Post-War Soviet Union besides the well-known Soviet Realism and Non-Conformism. The post-war Non-Objective Art was alien to the circle of radical non-conformists and was prohibited by official cultural policy. Such double misunderstanding and, as a result, negative and indifferent position towards the Late Soviet Abstract Painting in Russia as well as abroad resulted in series of old-fashioned generalizations. But on the other hand, such lack of attention to the abstract tendency became a source of its unique  “introversion”.  The abstract art in that period became the instrument of conveying the metaphysical ideas that were a source for inspiration for artists in atheistic society. 

Author analyzed the specific features and basic phases of Abstract Art in Russia in its evolution from Russian Avant-Garde to Late Soviet Abstract Painting. In project were differentiated the tendencies in Post-War Abstract Painting (symbolical, lyrical, geometrical), displayed the basic peculiarities of Post-War Abstract Painting in Russia, basic stages  and  analyzed the creative works of such artists as D.Lion, A.Zwerev, E.Mikhnow-Woitenko, F.Infante-Arana, A.Kostoma, etc. Author has demonstrated that Post-War Abstract Painting was a unique phenomenon of Russian Art that combined the qualities of Conceptual Art and Abstractionism and was developed in specificity of Post-Modernism epoch.   

 

 

Библиография.

  1. Агитационно-массовое искусство. В 2 т. Под ред. Бибикова. М.:1984.
  2. Аксенов И. Пикассо и окрестности// Вопросы искусствознания, 1998- 2.
  3. Альтман Н. Футуризм и пролетарское искусство// Искусство Комунны, 1918-2.
  4. Андреева Е. "Художники "газа-невской"культуры".  Серия: "Современный ленинградский авангард". Л.:1990.
  5. Арватов Б. Пути пролетариата в изобразительном искусстве//Пролетарская культура. 1920-13.
  6. Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Собр. соч. В 4-х томах. М.: 1976
  7. Аристотель. О трагедии  // Аристотель. Собр. соч. В 4-х томах. М.: 1976
  8. Бажанов Л.А., Турчин В.С. Абстрактное искусство. Опыт реекзаменации//Советское искусствознание/27. М.:1991.
  9. Бажанов Л.А., Турчин В.С. К суждению об авангардизме и неоавангардизме.//Советское искусствознание/77.М.:1978.
  10. Барт Р. Воображение знака// Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.1994.
  11. Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности// Бахтин М. Работы 20-х годов. Киев, 1994
  12. Башляр Г. О воображении материи// Башляр Г. Вода и грезы. М.1998.
  13. Белый А. Проблемы творчества.М.:1988.
  14. Белый А. Символизм как миропонимание.М.:1994.
  15. Беньямин В. Московский дневник. М. Ad Marginem:1997.
  16. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: 1989
  17. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память//Непосредственные данные сознания. Минск, 1999.
  18. Бессонова М. Можно ли обойтись без термина «авангард»?// Вопросы искусствознания. 1998-2.
  19. Бобринская Е. «Философия коллективизма» в советской живописи 30х// Искусствознание, 2001-2.
  20. Бобринская Е. Искусство и воображение масс// Художественный журнал, 2001-36.
  21. Бобринская Е. Концептуализм. М. Галарт.: 1994.
  22. Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания, СПб, РХГИ: 1998.
  23. Бодрийар Ж. Система вещей Пер. Зенкина. М.:1995.
  24. Боровский А. Замри, умри, воскресни. Абстрактное искусство в России. // Кат. Выст.: Абстрактное искусство в России. ХХ век. Т.2.  ГРМ, Спб. : 2002.
  25. Боровский А. Коллекционирование как коммуникация. // Кат. Выст.: Нонконформизм. Коллекция Бар-Гера и русский андеграунд. WIENAND.: 1996
  26. Боровский А. Любовь к геометрии.// Кат. Выст.: Леонид Борисов. Спб. ГРМ.:1995.
  27. Боровский А. Неформалы между прошлым и будущим.// Искусство Ленинграда. 1989-3.
  28. Боровский А. Система координат. // Кат.выст. Игорь Захаров - Росс, Prestel. Мюнхен: 1993.
  29. Бродская Н. ХХ век. Живопись. Некоторые аспекты поиска языка. //Искусство ХХ века. Итоги столетия. Тезисы докладов международной конференции.  Спб.ГЭ.:1999
  30. Бычков В. Русская средневековая эстетика ХI-XVII веков. М.:1992.
  31. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы.М.:1974.
  32. Вагнер Р. Произведение искусства будущего// Вагнер Р.  Избранные работы. М.:1978.
  33. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.:1996.
  34. Васильев Олег. Портрет времени//А-Я. 1980-2.
  35. Веймер В. Трясина (Доска) Спасение. Крест - стела Игоря Захарова - Росса.// Кат. Выст.  Игорь Захаров – Росс.Prestel. Мюнхен.:1993.
  36. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М.:1930
  37. Вернадский В. Научная мысль как планетное явление. М.:1991
  38. Гадамер Г.Г. Искусство и подражание// Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.М.1991.
  39. Гадамер Г.Г. Лирика как парадигма современности// Гадамер Г.Г Актуальность прекрасного.М.1991.
  40. Гадамер Г.Г. Онемение картины / Гадамер Г.Г Актуальность прекрасного. М.:1991.
  41. Гадамер Г.Г. Понятийная живопись(заметки по поводу книги А.Гелена «Образы времени»/ Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.М.1991.
  42. Гегель Г.В.Ф.  Двусмысленность символа в мифологии и искусстве// Гегель Г.В.Ф.  Эстетика. Т.2.М. 1991.
  43. Герман М. Между «да» и  «нет»// Кат.выст. НЕТ!- и конформисты. Образы советского искусства 50-х до 80-х годов. М-Л.1994.
  44. Герман Н. Постмодернистская критика// Вопросы искусствознания, 1994-1.
  45. Герчук Ю. Искусство оттепели. 1954-1964// Вопросы искусствознания, VIII(1/96)
  46. Герчук Ю. Письмена//Художественные миры книги. М., 1989.
  47. Гете И.-В. Эпохи духовного развития// Гете И.-В. Об искусстве. М.1975
  48. Глезер А. Русские художники на Западе. Нью – Йорк. 3-я волна.NY.: 1994.
  49. Глезер А. Современное русское искусство. Париж- Нью-Йорк- Москва. Третья волна. 1993.
  50. Голломшток И. Тоталитарное искусство. М.: 1994.
  51. Горький М. Разрушение личности// Горький М. О литературе. М. 1988.
  52. Горький М: pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890-1910 гг.Под ред. Зобнина Ю.  Спб.:1997.
  53. Григирьева Н. Анатолий Зверев. М.:1991
  54. Григорий Палама, св.Беседы(Омилии).М.:1993.
  55. Гройс Б . Стиль Сталин // Гройс Б . Утопия и обмен . М. 1993.
  56. Гройс Б. Имена города// Гройс Б . Утопия и обмен. М.:1993.
  57. Гройс Б. Россия и проект модерна// Художественный журнал, 2001-36.
  58. Гройс Б. Русской авангард по обе стороны «черного квадрата»//Вопросы философии, 1990-1.
  59. Дамаскин Иоанн. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изоравения.Спб.:1997.
  60. Даниэль С. Беспредметное искусствознание// Вопросы искусствознания, 1994-1.
  61. Деготь Е. 70-е как история // ДПИ СССР. №6 .:1983
  62. Деготь Е. Заумный проект// Русское искусство ХХ века. М.2000.
  63. Делез Ж. Лукреций и симулякр.// Делез Ж. Логика смысла. М.:1998.
  64. Делез Ж. Платон  и симулякр.// Делез Ж. Логика смысла. М.:1998.
  65. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.1998
  66. Деррида Ж. Письмо и различие.Спб.:2000
  67. Деррида Ж. Эссе об имени.Спб.:1998.
  68. Дионисий Ареопагит.О небесной иерархии.Спб.:1997.
  69. Ерофеев А. 60-е. Интервью с Ю.Соболевым // Искусствознание, 2001-1.
  70. Жан-Клод Маркаде Абстракция как место живописного события.// Каталог выст.: Абстрактное искусство в России. ХХ век. Т.1. ГРМ, Спб.:2002.
  71. Жегин Л. Язык  живописного произведения. М.:1994.
  72. Жижек С. Заметки о сталинской модернизации//Художественный журнал, Back in СССР . 2001-36
  73. Забытый авангард. Россия первая четверть ХХ столетия// Сборник справочных и теоретических материалов.-Wiener slawisische Almanach. Sonderband ХХ1.
  74. Зверев А. Альбом. М.1994.
  75. Зельдмаер Х. История искусства как история стиля// Зельдмаер Х. Искусство и истина. М.1999.
  76. Злотников Ю. Актуальность аналитических тенденций авангарда.// Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993.
  77. Злотников Ю. Воспоминания.// Другое искусство.Т.1.С.27
  78. Злотников Ю. Монолог// Творчество,1990-1.
  79. Злотников Ю. Язык познания//Художественный Журнал, 1994-5.
  80. Зобнин Ю. По ту сторону истины//Максим Горький: pro et contra. Личность и творчество в оценке русских мыслителей.1890-1910 гг. Спб.,1997.
  81. Ионин Л.Г. Масса и власть. Политическая антропология Канетти.// Власть, М.:1989.
  82. К.Малевич. Письма к М. Матюшину.- Ежегодник рукописного отдела Пушкинскогодома на 1974 г.
  83. Кабаков И. 1960-е годы// Вопросы искусствознания, 1994: 2-3.
  84. Кабаков И. 1970-е годы//Кат. Выст. НЕТ! - и конформисты. М-Варшава.: 1994.
  85. Кабаков И. Воспоминания.//Искусство,1990-1.
  86. Кабаков И., Гройс Б. Диалоги. М.1999.
  87. Каган М. О русском и советском искусстве ХХ века.// Кат. Выст.: НЕТ! - и конформисты. М- Варшава.: 1994.
  88. Каган М.С., Хилтурина Е.Г. Проблема «Восток-Запад» в культурологии: взаимодействие художественных культур. М.:1994
  89. Калугина Т. Постмодернистская парадигма как защитный механизм культуры// Вопросы искусствознания, № 8 (1/96).
  90. Каменов В. Против абстракционизма. В спорах о реализме. М.:1963.
  91. Кандинский В. Ступени. М.1918.
  92. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. Спб, Азбука.:2001
  93. Кандинский О духовном в искусстве.M.:1997
  94. Канетти Э. Масса и власть. М..:1995.
  95. Каргалицкий Б. СССР: модернизация и освобождение// Художественный Журнал, Back in СССР, 2001-36.
  96. Кат. Выст. :Нонконформизм. Коллекция Бар-Гера и русский андеграунд. Под ред. Х.-П.Ризе, WIENAND.:1996
  97. Кат.выст. А.Кострома. Инвентаризация желтого дождя. Спб.:1999
  98. Кат.выст. Дух дышит где хочет. Живопись и графика В.В.Стерлигова, Спб.:1995.
  99. Кат.выст. Дмитрий Лион.Шествие. М.:1990.
  100. Кат.выст.: Великая утопия. Русский и советский авангард.1915-1932. Берн-Москва. М.:1993.
  101. Кат.выст.: Михаил Кулаков. Синергия жеста, знака, символа. Италия 1976-1989. Elekta, Milano.: 1989.
  102. Кат.выст.: Петр Митурич: 1887-1956. Избранные рисунки. К 100-летию со дня рождения. М.:1998.
  103. Кат.выставки: Мастерская конструктивизма. Геометрия. Структура. Орнамент. Цвет. М.: ГТГ.: 1998.
  104. Кашук Л. Абстрактное искусство в Москве 1950- 90-х. //Кат.выст.: Абстрактное искусство в России. ХХ век. Т.2 . Спб. ГРМ, 2002.
  105. Кашук Л. Альтернативное искусство 60-х годов. //Кат.выст.: НЕТ!- и конформисты. Образы советского искусства 50-х до 80-х годов. М-Л.: 1994.
  106. Кашук Л. Белютинская студия жива!//Огонек, 1989-34.
  107. Климков О. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов//Серия Византийская библиотека, Спб.:2001.
  108. Ковтун Е. Пути русского авангарда.// Кат.выст.  Советское искусство. Ленинград : 1988
  109. Ковтун Е. Третий путь в беспредметности// В кн. Великая утопия. Берн-Москва. 1993.
  110. Козлова О. Пространственные игры Франсиско Инфантэ// Искусство, 1990-17.
  111. Колейчук В. Кинетизм. М. Галарт: 1994.
  112. Компакт-диск под ред. А.Глезера: «Новое русское искусство. Нонконформисты»
  113. Корнель П. Пути к раю.Спб.:1999.
  114. Кошут Дж. История  Для.// Флэш Арт (русское издание), 1989-1.
  115. Краусс Розалинд Е. Решетки//Искусствознание, 2000-1.
  116. Кривулин В. Светлая тоска на темном фоне//Стрелец, 1992-1.
  117. Крючкова С. Антиискусство. Анализ и критика основных направлений. М.: 1976 .
  118. Кудрявцева С. К вопросу абсолютизации творческого метода художника ХХ века. История одной полемики. //Искусство ХХ века. Итоги столетия. Тезисы докладов международной конференции. ГЭ.  Спб.:1999.
  119. Курбановский А. Некоторые тенденции новейшего отечественного искусства.//Сб. Страницы истории отечественного искусства Х-ХХ век. ГРМ. 1997- 3.
  120. Кусков С. «Иератизм»М.Шварцмана//Искусство, 1992-1.
  121. Кусков С. Анатолий Зверев Графика. Живопись// Кат. Выст.: Анатолий Зверев, М.:1994.
  122. Лаврентьев А. Ракурсы Родченко. М, Искусство:1992.
  123. Лакан Ж. Работы Фрейда по технике психоанализа. Топика воображаемого// Лакан Ж.. Семинары. Кн.1.М.:1996.
  124. Левинас Э. Значение и воспринимающая способность// Левинас Э Значение и смысл. Спб,.1998.
  125. Леля Кантор- Казовски. Дмитрий Лион. Опыт прочтения творчества как совокупного текста.//Вопросы искусствознания, № 8 (1/96).
  126. Лившиц Б. Полутороглазый стрелец: стихи, воспоминания, переводы.Л.,1989
  127. Лившиц М. Модернизм  как явление буржуазной идеологии // Лившиц М. Собр.соч. в 3-х т.Т.3.М.1988.
  128. Лившиц М. Модернизм в искусстве// Лившиц М. С.с. в 5 тт.,М.,1988.
  129. Лившиц М., Рейнгард Л. Кризис безобразия .От кубизма к поп-арту. М.:1968.
  130. Линецкий В. Постмодернизму вопреки// Вестник новой литературы, 1993 -6.
  131. Лисицкий Л. Супрематизм миростроительства// Эль Лисицкий.1890-1941. ГТГ. М.:1991.
  132. Логинов А. Абстрактная фотография в России. // Кат.выст.: Абстрактное искусство в России. ХХ век. Т.2. ГРМ: 2002.
  133. Лосев А. Имя.//Лосев А. Избранные работы, переводы, исследования.Спб.:1997.
  134. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Киев: 1991
  135. Лотман Ю. Искусство в ряду моделирующих систем// Лотман Ю. Об искусстве. М. 1998.
  136. Луначарский А. Ложка противоядия.//Искусство комунны.29 дек.:1918.
  137. М.Шеинина (Тереня) Абстрактное искусство в Петербурге 90-х.// Каталог выст. Абстрактное искусство в России. ХХ век. Т.2.ГРМ: 2002.
  138. Малевич К. Архитектура как степень наибольшего освобождения человека от веса// Малевич К. Черный квадрат. Спб.: 2001
  139. Малевич К. Бог не скинут.1922// Малевич К. Черный квадрат. Спб.: 2001
  140. Малевич К. Искусство. О субъективном и объективном в искусстве или вообще //Малевич К. Черный квадрат. Спб.: 2001
  141. Малевич К. О новых системах в искусстве// Малевич К. Черный квадрат. Спб.: 2001
  142. Малевич К. О поэзии// Собр. Сочинений в 5 тт, Т.1-Статьи, манифесты, теоретические сочинения.1913-1929, М.Гилея:1995.
  143. Малевич К. От кубизма к супрематизму. // Собр. Сочинений в 5 тт, Т.1-Статьи, манифесты, теоретические сочинения.1913-1929: М.Гилея,1995.
  144. Малевич К. Супрематизм. О новых системах в искусстве// Малевич К. Черный квадрат. Спб.: 2001
  145. Малевич К. Живопись// Малевич К. Черный квадрат. Спб.: 2001
  146. Малинина Т. ХХ век: стиль- проект-стиль// Искусствознание, 2001-1.
  147. Мальро А. Зеркало лимба., М. Худ. Публицистика.: 1984.
  148. Маневич Г. А. Зверев. Судьба.// Другое искусство, т.1 ,1991.М.,1992.
  149. Мерло-Понти М. Временность//Феноменология восприятия. Историческо-философский ежегодник’90.
  150. Мерло-Понти М. Тело как выражение и речь. // Онтология, эстетика, религиозная философия. Труды высшей религиозно-философской школы.Спб.1993.
  151. Мириманов В. Искуство и миф. М.:1997.
  152. Митурич П. Записки сурового реалиста эпохи авангарда:дневники, письма, статьи. М.: 1997.
  153. Можнягун С.О модернизме. Феномен беспредметничества.М.:1974.
  154. Молок Ю. Белое и черное Дмитрия Лиона//Кат.выст. Дмитрий Лион. Шествие. Графика. М.:1990.
  155. Монахова Л. Об отношении к конструктивизму// Кат.выставки: Мастерская конструктивизма.Геометрия.Структура.Орнамент.Цвет. М., ГТГ.: 1998.
  156. Морис Тухман. Мистическая суть русской авангардной абстракции и ее воздействие на современное западное искусство.// Кат.выст. Абстрактное искусство в России. ХХ век. Т.1. ГРМ, 2002.
  157. Морозов А. К будущей «Истории русского искусства» ХХ века//Вопросы искусствознания, VIII(1/96).
  158. Морозов А. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М.1995.
  159. Морозов А. Поколение молодых .М.88
  160. Мурина Е. Вл. Вейсберг. М.3-я волна:1994.
  161. Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное  и  конкретное искусство. Россия - Польша. М. Искусство. 1997.
  162. Ненарокомов М. Дмитрий Лион//Химия и жизнь, 1988 - 3.
  163. Никулин А.В. Декарт Рене// Пространство и время в метафизике ХVII века. Нов.1993.
  164. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки// Ницше Ф.  Собр.соч. в 2 тт. Т.1.М.1990.
  165. Ницше Ф. Так говорил Заратустра// Ницше Ф. Собр.соч. в 2 т.Т.2..М.1990
  166. Новая реальность. От Манежа до Манежа//Кат.Выст. работ студии Э.Белютина. Авторы-составители: Н.Молева, Э.Белютин. М. Ваап-информ :1990.
  167. Ортега-и-Гасет Х. Дегуманизация искусства. М.: 1991
  168. Павич Милорад. Внутренняя сторона ветра. Роман о Геро и Леандре. Спб.:1998.
  169. Павлов П. Развитие образно-пластической структуры в современной живописи. 50-е – 70-е годы. М.:1989.
  170. Парнис А. Хлебников и Малевич- художники-изобретатели. К истории взаимоотношений//Творчество,1991-7.
  171. Паштут К., Патаки Д., Искусство ХХ века.  Музей изобразительных искусств в Будапеште. Будапешт, Корвина: 1979.
  172. Петров В., Грибков В. Искусство в будущем: "конструктивный концептуализм"// Вопросы искусствознания, № 8 (1/96).
  173. Платон. Филеб // Платон. Диалоги.М.:1997.
  174. Подорога В. Авраам в земле Мориа. Серен Киркегор// Подорога В. Выражение и смысл.М.:1994.
  175. Подорога В. Ландшафт Шварцвальда. Мартин Хайдеггер. Земля и силы вздымания// Подорога В. Выражение и смысл. М.:1995.
  176. Подорога В. На высоте Энгадина.Фридрих Ницше// Подорога В. Выражение и смысл, М.: 1994.
  177. Пол Вуд. Авангард и политика// Кат.Выст. Великая утопия.Русский и советский авангард. 1915-1932. Берн-Москва: 1993. 
  178. Попова Л. Вступление к каталогу к 10-й Государственной Выставке “Беспредметное творчество и супрематизм”, Москва: 1919.
  179. Пригов Д. Пролегомены неведомо к чему//Художественный журнал, Back in SSSR. 2001-36.
  180. Прокофьев В. Эстетика «абстрактивизма»//Современное искусствознание за рубежом. Очерки. М.:1964.
  181. Пунин Н. Обзор новейших течений Петрограда//Русское искусство, Москва-Ленинград, #1:1923.
  182. Пунин Н. Циклы лекций. Петроград: 1920.
  183. Раппопорт А. Живопись Злотникова// Творчество, 1990-1.
  184. Рейн Е. История счастливого человека. Жизнеописание Ал. Глезера.  М. Московский рабочий:1994.
  185. Рейнгардт Л. Абстракцтонизм// Рейнгардт Л. Модернизм, анализ и критика основных направлений, М.: 1980.
  186. Ризе Ханс-Петер. Об оценке русского современного искусства// Декоративное искусство , № 2-4:1996.
  187. Родченко А. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. М. 1982.
  188. Розанова О. Основы нового творчества и причины его понимания// Союз Молодежи, Санкт-Петербург, 1913 –3.
  189. Сарабьянов Д. Символизм в авангарде// Искусствознание, 2001-1.
  190. Сарабьянов Д.В. Федор Федорович Платов// Каталог выставки: Федор Федорович Платов. М.: 1969.
  191. Сборник Советское искусство 60-е – 80-е .Под ред. Ястребова Е . М.:1976
  192. Сидорина Е. Конструктивизм конструктивистов.// В кн. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М.:1995.
  193. Советское декоративно-прикладное искусство. Под ред. Маркина. М.1984.
  194. Советское изобразительное искусство и архитектура 60-70 гг. Под ред. Давыдова, М. 1979
  195. Соколов М. Границы иконологии и проблема единства искусствоведческого метода.//Современное искусствознание Запада в классическом искусстве Х11- ХV11 веков. Очерки, М.:1977.
  196. Стелла Ф. Картина и пространство// Творчество , 1990- 9.
  197. Степанян Н. Размышления на предложенную тему//Вопросы искусствознания, VIII(1/96)
  198. Стойков А. Критика абстрактного искусства и его теорий.М.,1964.
  199. Тодоров Ц. Подражание и мотивация // Тодоров Ц. Теории символа. М.1998.
  200. Толстой А. Вторая попытка русского искусства//Вопросы искусствознания,VIII(1/96)
  201. Томаш Гланц. Эротический союз//Художественный журнал, Back in SSSR, 2001-36.
  202. Тупицина М. Авантгард и китч // Кат.выст. НЕТ!- и конформисты. Образы советского искусства 50-х до 80-х годов. М-Л.:1994.
  203. Турчин В. Абстрактное искусство. Чистые гармонии// Турчин В. По лабиринтам авангарда . М., МГУ.1993 .
  204. Турчин В. В поисках четвертого измерения// Вопросы искусствознания, 1994 –1.
  205. Турчин В. Коллекция современной графики в России. М.1993.
  206. Турчин В. Татуированный ангел. 100 лет авангарда //Творчество, 1989-1.
  207. Турчин В. Эпоха романтизма в России. М.1981.
  208. Турчин В.С. “Вторая школа абстракции» в Москве: 1950-1960-е годы. Судьбы, имена, художественные поиски// Вопросы искусствознания, VIII (1/96).
  209. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.1993.
  210. Филатов Ю. Евгений Михнов- Войтенко//Кат. выст. Евгений Михнов- Войтенко.Живопись.Графика.Л.:1990.
  211. Филонов П. Дневник. Вст.статья Е.Ковтуна.Спб.Азбука.:2000
  212. Филонов П. Л. Кат. выст. Л. 1988.
  213. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях.М.:1993.
  214. Хайдеггер М. Время и бытие.// Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге.М.:1991
  215. Хайдеггер М. Искусство и пространство//Самосознание европейской культуры ХХ века.М.:1994.
  216. Хайдеггер М. Исток художественного творения// Хайдеггер М. «Работы разных лет», М.1990.
  217. Хайдеггер М. О сущности истины// Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге.М.:1991
  218. Хан- Магометов С. Пионеры советского дизайна. М.1996.
  219. Хан-Магометов С. Архитектура  Москвы от авангарда до сталинского ампира. См. Москва - Берлин. 1950- 1990. Мюнхен, Нью-Йорк, Москва:1996.
  220. Харджиев Н. К истории русского авангарда. Стокгольм: 1976.
  221. Харджиев Н. Статьи об авангарде. М.1997.
  222. Хоруджий С. Подвиг как органон. Организация герменевтического опыта в исихастской традиции//Вопросы философии,1998-3.
  223. Шевченко Александр, Неопримитивизм: его теория его возможности, его достижения, Москва:1913.
  224. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.:1985.
  225. Шефтсбери. Эстетические опыты.М.:1974.
  226. Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины ХХ века. Спб., СпбГТУ: 1995.
  227. Шихерева О. Беспредметный мир в русском искусстве  начала ХХ века. // Каталог выст. Абстрактное искусство в России. ХХ век. Т.2. ГРМ: 2002.
  228. Шкловский В. Гамбургский счет, М.1990.
  229. Шпенглер О. Музыка и пластика// Шпенглер О. Закат Европы. М.1990
  230. Штепан П.  Акция - перформанс - ритуал. //Кат.выст.: Игорь Захаров - Росс, Prestel, Мюнхен:1993.
  231. Штоф О. Ленинградский андеграунд.// Кат. выст.: Ленинградский андеграунд. Начало. Л.:1989.
  232. Шукуров М. О понимании стиля в искусстве Ислама// Шукуров М Искусство и тайна. М.1999
  233. Шукуров М. Художественное творчество и проблема теодиции //Эстетика бытия, эстетика текста в культурах Средневекового Востока. М.РАН:1995.
  234. Эко У. Отсутствующая структура.// Эко У. Введение в семиологию. Спб.1998.
  235. Эткинд И .Воспоминания о русском авангарде. //Кат.выст.: НЕТ! - и конформисты, М-Варшава.: 1994
  236. Юнг К. Психология и поэтическое творчество// Самосознание европейской культуры ХХ века.М.:1994.
  237. Юрлов В. Схема эволюции творческого процесса.// Кат.выст.: Валерий Юрлов. Живопись, графика, объекты. М.: 1992.
  238. Якимович А. Магическая вселенная. М.:1995
  239. Якимович А. Наше искусство и проблема ценности.//Советское искусствознание, 1989-25.
  240. Якимович А. Современное американское искусство//Советское искусствознание, 1991-27.
  241. Якимович А. Утопии ХХ века. К интерпретации искусства эпохи//Вопросы искусствознания, VIII(1/96)

Якимович А.К. Проблемы советского искусства// Советское искусствознания, 1989-25.

  1. Adorno T.W. Aestetic Theory. London, Routledge &KeganPaul.: 1984.
  2. Agee William C. Synchronism and Color Principles in American Painting 1910-1930. NY.:1994.
  3. Baigell, Renee and Baigell, Matthew. Soviet Dissident Artists: Interviews after Perestroika. New Brumswick, NJ: Rutgers University Press.:1995.
  4. Baigell,Matthew. Cabbalistic Creativity. Jewish Misticism and Soviet Gulags Left Their Marks on Leonid Lamm//Lifestyles 23 – 126.NY.:1994.
  5. Belgard Daniel. The Avant- Garde and the American Indian // Belgard Daniel.  The Culture of Spontaneity The University of Chicago Press, Ltd. London: 1998.
  6. Benjamin W. Illumination.Translated by Harry Zohn. London:1992.
  7. Berger John. The Moment of Cubism//The Sense of Sight. N-Y. Panteon.: 1986.
  8. Boisvert R.D. Avant-garde or Arriere-Garde? //Art and Philosophy.Contemporary currents.NY:1987.
  9. Bowlt John E. Russian Formalism and the Visual Arts // 20th  Century Studies. Russian Formalism , edited by St. Bann and John E.Bowlt. Chicago: 1973.
  10. Bowlt, J.E. Infinite Variations with Tinfoil, Cord and Netting. Francisco Infante Forces the Horizon Line into Strange Contortions// ARTnews(March 1999): 124-126.
  11. Brion M., Art abstrait. Paris.: 1956.
  12. Brossard , Jean-Pierre, ed. Eduard Shteinberg. An attempt at a Monograph. Moscow: joint publication by EDN(Switzerland) and  Art MIF Publishers: 1992.
  13. Cockcroft Eva . Abstract Expressionism, Weapon of the Cold War// Artforum 10(June 1974)
  14. Dodge N., Eason W. W. New Art from the Soviet Union. Selected works on paper// Ausst -.Kat. Cremona Foundation. St. Louis.: 1976.
  15. Dodge N., Hilton A.(Hg.). New Art from the Soviet Union. The Known and the Unknown. Washington D. C. Itahaca. NY.: 1977.
  16. Douglas Charlotte. Kazimir Malevich. NY.: 1994.
  17. Eliot T.S. Tradition and the Individual Talent// Eliot T.S Selected Essays. NY.: 1932, 3-11. Electric Library.
  18. Erben W. Joan Miro:The Man and His Work.NY.: 1992
  19. Ex.Cat.: Birth of the Cool: American Painting from  Georgia O’Keeffe to Christopher Wool . Kunsthaus Zurich.: 1996. 
  20. Ex.Cat.: Dodge N., Tupitsyn M., Nonconfirmists. Contеmprorary commentary from the  Soviet  Union// Ausst.- Art Gallery, Universitity of Maryland. Maryland:1980.
  21. Ex.Cat.: Lyrical Abstraction, Whitney Museum of American Art, New York: 1971.
  22. Ex.Cat.: Self-identifications. Ars Baltica. WIENAND. 1996
  23. Ex.Cat.:Vassiliev Oleg. Recent Works. New York:Phyllis Kind Gallery: 1993.
  24. Ех.Cat.//Synchronism and Color Principles in American Painting 1910-1930. M.Knoedler& Co.New York.: 1965.
  25. Ех.Cat.: Covert John, Hirshhorn Museum and Sculpture Garden, Smithsonian Institution. Washington.: 1976.
  26. Ех.Cat.: Leonid Lamm. Welcome to Equality. Sots-Geo. The Procrustean Bed: Project and Installation. NY.:1990.
  27. Ех.Cat.: Leonid Lamm: Recollections from the Twilight Zone 1973-1985. Alexandria, VA:Firebird Gallery.:1985.
  28. Ех.Cat.: Northwest Visionaries, The Institute of Contemporary Art. Boston.: 1981
  29. Ех.Cat.:Leonid Lamm: Birth of an Image. Durham. NC: Duke University Museum of Art.: 1998.
  30. Fitzpatrick S. The Commissariat of Enlightenment, Cambridge University Press.: 1970.
  31. Flynt H. Concept  Art. An Antology. Ed. La Monte Young. New York: 1963.
  32. Gautier Raul .Despeinteres et des pays. Ely Bielutin.//Les lettres trancaises. 1962- 1305.
  33. Golomstock, I; Glezer Al. Soviet Art in Exile. NY:1977.
  34. Graven David, Postscript: The Situation of the U.S. Left in the 1940s and 1950s in  Abstract Expressionism and Third World Art: A Post-Colonial Approach to “American Art// Oxford Art Journal, 14-1.: 1991
  35. Graven David. Abstract Expressionism and Afro-American Marginalisation   in  Abstract Expressionism and Third World Art: A Post-Colonial Approach to “American Art// Oxford Art Journal. 14-1.: 1991.
  36. Graven, D. Art-as-Politics- the Abstract Expressionist Avant-Garde and Society// Art History, 8(4): 499-515 . Dec. 1985.
  37. Greenberg Clement. Art and  Culture. Boston: Beacon Press: 1965.
  38. Greenberg Clement. Autonomies of Art// Moral Philosophy and Art Symposium, Virginia, October, 1980. Electric Library.
  39. Greenberg Clement. The New Sculpture // Partisan Review.1949-16.
  40. Greenberg Clement. The Role of Nature in Modern Painting// Partisan Review.1949-16.
  41. Greenberg Clement.Avant Garde Attitudes(1968). Greenberg Symposia. Electric Library.
  42. Greenberg, C. Detached observations. NY:1976
  43. Grey Camilla. The Russian Experiment in Art, 1863-1922 . London.:1962.
  44. Groys B. A Style and a Half  //  Social Realism Without Shores, Duke University Press. Durham and London. 1997.
  45. Groys B. Zeitgenoosige Kunst aus Moskau.Von der Neo-Avantgarde zum Post-Stalinismus.Munchen: 1991.
  46. Guilbaut, S. Hills, P. How NY stole the idea of modern art. Abstract Expressionism, freedom, and the Cold War//Archives of American Art Journal, 30(1-4): 84-87: 1990
  47. Hagberg, G. Aristotle's "Mimesis" and Abstract Art// Philosophy’59.:1984..Cambridge -New York.
  48. Hilton Alison L. Remaking Folk Art: from Russian Revival to Proletcult //New Perspectives on Russian and Soviet Artistic Culture. Selected Papers from the 4th World Congress for Soviet and East European Studies. Harrogate.: 1990.
  49. Kozloff M. American Painting During the Cold War// Artforum 2. May 1973.
  50. Krukowski L. Hegel, "progress", and the avant-garde//Journal of aesthetics and Art Criticism.Philadelphia.1986.
  51. Kuspit D. Meyer Shapiro’s Jewish Unconscious in Jewish Identity in Modern Art-History, edited by Catherine M. Soussloff, Berkeley-London: 1999.
  52. Kuspit D.A Freudian Note on Abstract Art//The Journal of Aestetics and Art Criticism.: 1989.
  53. Le Corbusier. Urbanisme (The city of tomorrow).www.urbanizme.fr
  54. Lewis, M.L. Art, politics &Clement Greenberg // Commentary , Vol.105, 06-01-1998.
  55. Marcuse H. Fantasy and Utopia. Chapter 7 of Eros and civilization. Boston, MA: Beacon Press.: 1955.
  56. Markuse H. Aggresiveness in Advanced Industrial Society// Markuse H.Negotiations: Essays in Critical Theory. Boston.Beacon Press: 1968.
  57. Markuse H. Eros and civilization. 1955. Electric Library.
  58. Markuse H. Reason&Revolution. NY. Ark Paperbacks: 1964.
  59. Mcphee John, A. The Ransom of Russian Art .NY.: 1994.
  60. Mosquera Gerardo. Meyer Shapiro, Marxist Aesthetics and Abstract Art// Oxford Art Journal.17-1: 1994.
  61. Nonconformist Art: The Soviet Experience 1956-1986, edited by N.Dodge, Thames and Hudson, 1995.
  62. Pollok Jackson, Statement. 1944 // American Artists in Art, edited by Ellen Johnson.NY.: 1982.
  63. Ragon M. Reinture et sculptur clandestines en URSS пер.Е.Ковтуна. //Jardin desarts № 200.
  64. Raymond D. Boisvert Avant-garde ore Arriere-garde? Turn-of-the-Century Art and the History of Ideas.//Intern. philos. quart. - Bronx (N.Y.).: 1984.
  65. Read H. A concise history  of modern painting// London : Thames & Hudson.: 1972.
  66. Read H. Icon and Idea. NY.:1955. Electric Library.
  67. Rosenberg H. .  Art on the Edge: Creators and Situations. NY.:1975
  68. Rosenberg H.. The Anxious Object: Art Today and Its Audience. NY. The New American Library.:1969
  69. Shapiro M. Race, Nationality and Art //Art Front.NY:1936.
  70. Shapiro M. The liberating quality of Abstract Art(1957)//Modern Art.NY.:1978
  71. Shapiro Meyer. Nature of Abstract Art  in Modern Art: Nineteenth and Twentieth Century, Vol.2 ., NY:1978.
  72. Sharp J.A. Introduction and Acknowledgement// Ех. Cat.:  “Realities and Utopias: Abstract painting from the Dodge Collection”. Zimmerly Art Museum, NJ.:2001.
  73. Sharp J.A. Late Soviet Abstract Painting: Repetition and Difference// Ех. Cat.:  “Realities and Utopias: Abstract painting from the Dodge Collection“ , Zimmerly Art Museum, NJ.:2001.
  74. Stevens M., The master of imperfection: the iconoclastic traditionalism of Willem de Kooning.(National Gallery of Art, Washington, DC)// New republik, 07-04-1994.
  75. Stiff Richard. Performing An Appearance, in Abstract Expressionism: The critical Developments//Buffalo, Albright-Knox Gallery, 1987
  76. www.abstrac-art.com
  77. www.aquent.com
  78. www.dieter-obrecht.com/art
  79. www.duke.edu
  80. www.gif.ru
  81. www.guelman.ru
  82. www.kolodzei.org
  83. www.rferl.org
  84. www.sharecom.ca/greenberg
  85. www.zimmerli.edu

 

1 См.: Nonconformist Art: The Soviet Experience 1956-1986 // Еdited by N.Dodge, Thames and Hudson, NY.:1995. ; а также Mcphee John, A. The Ransom of Russian Art .NY.: 1994.

2 Sharp J.A. Introduction and Acknowledgement // Ех. Cat.  “Realities and Utopias: Abstract painting from the Dodge Collection”.NY.:2001.

3 Боровский А., говоря о продолжении линии абстракционизма в России, подчеркивает, что в случае абстракции в России «..мы имеем дело с процессами саморазвития искусства. Оно, воспользовавшись малейшими изменениями ситуации, задействовало ту часть сознания, которая была связана с абстракцией /… / Ожили матрицы…». См.: Боровский А. «Замри, умри, воскресни». Абстрактное искусство в России.// Кат. выст  Абстрактное искусство в России. ХХ век.Т.2. ГРМ.СПБ.: 2002.С.56.

4 Активное исследование истории неофициальной живописи в СССР началось в 90-х годах.

5 Первой значительной экспозицией московских нонконформистов стала выставка 1991 года "Другое искусство" в галерее "Московская коллекция". В Санкт-Петербурге за последние 10 лет проведены легендарные выставки: "Самоидентификация" (ГРМ), "От неофициального искусства к перестройке" в Гавани,  выставка авангарда "второй волны" в Музее Истории Города.  Несколько позже, в 1996 году, в Мраморном дворце Русского Музея была осуществлен проект "Нонконформисты. Коллекция Бар- Гера и русский андеграунд", где можно было познакомиться с произведениями неофициального русского искусства, оказавшимися на Западе.

6 Боровский А. Коллекционирование как форма коммуникации. Коллекция Бар-Гера и русский андеграунд// Кат.выст. Нонконформисты: Коллекция Бар- Гера и русский андеграунд. WIENAND.:1996

7 Ризе Х.-П. Второе поколение русского авангарда. Второй авангард в России»// Кат.выст. : Нонконформисты: Коллекция Бар- Гера и русский андеграунд, WIENAND.: 1996

8 Как писал Е.Барабанов : «…абстракция была формулой свободы, демонстрацией ее присутствия в стихии цвета, в экзистенциальном жесте, преодолевающем власть изобразительной предметности»/ См.: Барабанов Е.. История после истории// Кат.выст.: Нонконформисты: Коллекция Бар- Гера и русский андеграунд. WIENAND.: 1996. С. 29

9 Исключения составляют : "школа В.Стерлигова" в Ленинграде, с которой работали и работает группа искусствоведов из ГРМ и группа "Движение" в Москве, в 60-70 гг. информационно поддерживаемая западными искусствоведами (авт.)

10 Несмотря на большое количество временных выставок и огромное число публикаций, появившихся в 90-х годах, с работами нонконформистов в России можно познакомиться разве только  в "Музее Питера Людвига"(ГРМ, Мраморный дворец) где этому более чем тридцатилетнему периоду в истории отечественного искусства определено лишь небольшое помещение в рамках  выставки современного западного искусства,  и на Пушкинской 10 в «Музее Нонконформистского Искусства». Между тем, музеи современного русского искусства, выставляющие работы нонконформистов, существуют во Франции и Соединенных Штатах Америки("Русский Музей в изгнании" создан известным московским писателем и публицистом Александром Глезером в Париже  и позже - в Джерси-сити, Нью-Джерси, США) коллекция Лили Брочтейн в Париже,  Zimmerly Art Museum10 с собственной коллекцией, включающей все время пополняющееся собрание  Нортона Доджа10, коллекция нон-конформизма в Duke University Museum (Северная Каролина,  США); многие зарубежные галереи имеют постоянные экспозиции "второго русского авангарда". Иногда, лишь прибегая к иностранным источникам, можно узнать подробную информацию о неофициальных русских художниках(авт.)

11 Подтверждением тому слова А.Боровского в статье, посвященной коллекции Якоба и Кенды Бар-Гера :"Историко-культурная справедливость к оттепельному абстракционизму будет восстановлена очень скоро. Коллекция Бар-Гера свидетельствует о серьезности этого явления, о его оригинальности, необходимости для творческой самоидентификации большого круга художников андеграунда." См.: Боровский А. Коллекционирование как коммуникация. // Кат.выст.: Нонконформизм. Коллекция Бар-Гера и русский андеграунд. WIENAND.: 1996. С.62-75.

12 Брион М. пишет: "Абстрактное искусство усваивает тот подъем к чистой форме, который одинаково близок и кубизму, и футуризму, и пуризму, и лучизму, и экспрессионизму…Абстрактное искусство отражает более или менее точно эти различные тенденции, и смотря по преобладанию того или иного из элементов можно различить абстракционизм типа научного, интеллектуального, романтического, экспрессивного. Таким образом, абстрактное искусство становится как бы второй ступенью модернизма вообще, а иногда рассматривается как современное преображение всего прежнего искусства…"// Brion M. Art abstrait. Paris.:1956. С.75.

13 Там же.

14 Рейнгардт Л. Абстракцтонизм.// Рейнгардт Л Модернизм, анализ и критика основных направлений. М.: 1980.

15 Read H. Icon and idea. Cambridge.: 1955.

16 Shapiro M. Nature of Abstract Art //Modern Art: Nineteenth and Twentieth Century. Vol.2 . NY.:1978; a также см.:  Mosquera G. Meyer Shapiro, Marxist Aesthetics and Abstract Art// Oxford Art Journal, 17-1.: 1994.

17 Greenberg C . The New Sculpture // Partisan Review, 1949-16; Greenberg C. Art and  Culture. Boston: Beacon Press: 1965; Greenberg C. The Role of Nature in Modern Painting //Partisan Review, 1949-16.

18 См.: Rosenberg H.. The Anxious Object: Art Today and Its Audience// The New American Library, NY.: 1969; Rosenberg H..  Art on the Edge: Creators and Situations. NY:1975

19 Бажанов Л.А., Турчин В.С. Абстрактное искусство. Опыт реэкзаменации //Советское искусствознание, 1991- 27; Бажанов Л.А.; Турчин В.С. К суждению об авангардизме и неоавангардизме // Советское искусствознание, 1978-11.

 

21 Даниэль С. Беспредметное искусствознание// Вопросы искусствознания 1994-1.

 

22 Турчин В. Кандинский. Абстракция плюс романтика// Турчин В. По лабиринтам авангарда. М. МГУ.:1993

 

23 Турчин В. Абстрактное искусство. Чистые гармонии.// Турчин В. По лабиринтам авангарда. М. МГУ.:1993

 

24 См. Ковтун Е. Пути русского авангарда. //Кат.выст.: Советское искусство. Ленинград .:1988; Ковтун Е. Третий путь в беспредметности.//Кат.выст.: Великая утопия. Берн-Москва:1993.; Харджиев Н. К истории русского авангарда. Стокгольм.: 1976.

 

25 Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. Россия - Польша. М. Искусство.: 1997.

Информация о работе Послевоенное абстрактное искусство в России (1950-80)