Безусловно,
каждое направление, будь то импрессионизм
или дада, дали свои результаты, имели
последователей и продолжателей. Но, говоря
об абстракции, мы говорим больше чем о
направлении в искусстве - в этом смысле
ей близок сюрреализм. Абстракция- это
идеология, это способ не только творить,
но мыслить. ХХ век предоставил
нам редкий пример существования искусства,
сбросившего наконец оковы мимезиса,
академизма, власти, заказа, чьего-то мнения
и продемонстрировавшего в итоге невозможность
подобной автономии. Политика стала лишь
катализатором процесса деформации самой
идеи автономии в беспредметном искусстве,
ибо так или иначе абстракция становилась
прибежищем идеологии, будучи искусством
изобразительно скупым. Американский
абстрактный экспрессионизм нес в
себе иллюстративное подтверждение взглядов
его критиков и теоретиков, и как только
идеи власти и тотальности были подхвачены
последними, искусство американского
авангарда приобрело зависимость. Официализация
авангарда в Америке было несколькими
десятками раньше целью К.Малевича, но
по странной иронии судьбы с русским
абстрактным искусством несколько
жестко решил вопрос нарком Луначарский,
и после двух десятков лет запрещения,
абстрактное искусство возродилось
в России.
В Северной Америке абстрактная живопись
несмотря на явное влияние ее в скульптуре,
дизайне, фотографии до сих пор объект
нападок критиков и остракизма236. Фактически,
политическая манипуляция искусством
стала причиной того, что американский
авангард в 60-е почти полностью отвернулся
от абстрактного искусства, первого мощного
направления американского модернизма,
обвиненного в во всех возможных грехах.237
Summary.
In project “Post-War Abstract Art in Russia.1950-1990” author
has traced the development of “abstract method of creation in its historical evolution
from Classical Greece to Contemporary Art and Design and its interpretation
in Russian Abstract Art practice. Author analyzed the Postwar Abstract
Art in Russia from the point of conception of that method. “Abstract
method of creation” always existed in art process and appeared when
artist was trying to convey “ineffable” information by means
of visual art. That method of expression consisted in applied
and religious art before, but it was maximally embodied in Abstract
Painting in XX century. That method addressed itself to
the basic matrixes of human consciousness which are easy for the mass
distribution and perception. Thus, the basic features of that method
that were embodied in abstract painting are: 1) striving for expression
of “ineffable” information ; 2) excessive informational
density and compression ; 3) beholder’s active engagement in
process of creation, so-called “co-authorship ”; 4)
interaction of tendencies and art languages in
abstract art , its ability to mix different languages providing
to it the stylistic unity, etc. Assuming the external, upper
spheres to be a conceptual core of art work, the Abstract Art
approached the realm of ideology whatever it was- religion
or building of Utopian New Societies. But dislike any art that expressed
the interests of society, the Abstractionism did it more theoretically
then by methods of painting. Abstract Art always strove towards the
leaving the frames of Art to the realm of philosophy, to be Beyond of
Art, as we could see an the utmost significant works, as Malevich’s
“Black Squire”, for instance. The latter was one of the reason
of its extinguishing as a movement in painting, but the beginning of
it as an interdisciplinary concept that lead us to the understanding
of Abstract Art’ endowment to the ideology at XX century. But what
is important here is that the tendency to the art expansion in a short
space of time was included in simple scheme of formal language. The
most significant aspect of such total distribution of non-objective
art was also its loyalty to the cultural and ethnic differences.
Speaking of the traditions of abstraction in Russian Art, it is important to point out that abstraction for
the Russians was a Weltanschauung, world-view more than style
of art. The roots of non-objective art in Russia were in the culture
of folk balagan, in the annual folk cults and in primitive and applied
art, in specificity of icon painting with its combination
of text and visual part. Also it were in widely disseminated
before revolution influences of such mystic current as isixasm. The mix of different ethnic art
traditions and the rather oriental than western interpretation of the
world around were the basic foundations of abstract painting in Russia.
The situation in postwar period was extremely difficult for Abstract
Art in Russia. The nonfigurative painting that firstly was admitted
by official aesthetic as a label of novelty was prohibited as harmful
and bourgeois rudiment at 1930th. But it re-appeared after the Second World
War in Soviet Union as only political press become lighter
and its the second birth brought to it also the new qualities.
Oddly enough, the post-war abstract painting in Soviet Union unconsciously
compared itself with its American prototype, notwithstanding the strong
native traditions, forgotten for dozen of years. Moreover, the
whole movement appeared which was imitating the American technique of
“dripping ”( represented by such artists as A.Zwerev, M. Kulakov,
W. Slepian and others). It was partly a fashion, partly a repetition
that was made by American Abstract Expressionism, but the difference
was at the inner context of such creative activity.
There was a strong and rich Abstract Art movement in Post-War Soviet Union besides the well-known
Soviet Realism and Non-Conformism. The post-war Non-Objective Art was
alien to the circle of radical non-conformists and was prohibited by
official cultural policy. Such double misunderstanding and, as a result,
negative and indifferent position towards the Late Soviet Abstract Painting
in Russia as well as abroad resulted in series of old-fashioned generalizations.
But on the other hand, such lack of attention to the abstract tendency
became a source of its unique “introversion”. The abstract
art in that period became the instrument of conveying the metaphysical
ideas that were a source for inspiration for artists in atheistic society.
Author analyzed the specific features and basic phases of Abstract
Art in Russia in its evolution from Russian Avant-Garde to Late Soviet Abstract Painting.
In project were differentiated the tendencies in Post-War Abstract Painting
(symbolical, lyrical, geometrical), displayed the basic peculiarities
of Post-War Abstract Painting in Russia, basic stages and
analyzed the creative works of such artists as D.Lion, A.Zwerev, E.Mikhnow-Woitenko,
F.Infante-Arana, A.Kostoma, etc. Author has demonstrated that Post-War
Abstract Painting was a unique phenomenon of Russian Art that combined
the qualities of Conceptual Art and Abstractionism and was developed
in specificity of Post-Modernism epoch.
Библиография.
- Агитационно-массовое искусство. В 2 т. Под ред. Бибикова. М.:1984.
- Аксенов И. Пикассо и окрестности// Вопросы искусствознания, 1998- 2.
- Альтман Н. Футуризм и пролетарское
искусство// Искусство Комунны, 1918-2.
- Андреева Е. "Художники "газа-невской"культуры". Серия: "Современный ленинградский авангард". Л.:1990.
- Арватов Б. Пути пролетариата в изобразительном искусстве//Пролетарская культура. 1920-13.
- Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Собр. соч. В 4-х томах.
М.: 1976
- Аристотель. О трагедии // Аристотель. Собр. соч. В 4-х
томах. М.: 1976
- Бажанов Л.А., Турчин В.С. Абстрактное искусство. Опыт реекзаменации//Советское искусствознание/27. М.:1991.
- Бажанов Л.А., Турчин В.С. К суждению об авангардизме и неоавангардизме.//Советское искусствознание/77.М.:1978.
- Барт Р. Воображение знака// Барт Р. Избранные работы: Семиотика.
Поэтика. М.1994.
- Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности// Бахтин М. Работы 20-х годов. Киев,
1994
- Башляр Г. О воображении материи// Башляр Г. Вода и грезы. М.1998.
- Белый А. Проблемы творчества.М.:1988.
- Белый А. Символизм как миропонимание.М.:1994.
- Беньямин В. Московский дневник. М. Ad Marginem:1997.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его
технической воспроизводимости. М.: 1989
- Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память//Непосредственные данные сознания.
Минск, 1999.
- Бессонова М. Можно ли обойтись без термина «авангард»?// Вопросы искусствознания. 1998-2.
- Бобринская Е. «Философия коллективизма» в советской живописи 30х// Искусствознание, 2001-2.
- Бобринская Е. Искусство и воображение масс// Художественный журнал, 2001-36.
- Бобринская Е. Концептуализм. М. Галарт.: 1994.
- Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания, СПб, РХГИ: 1998.
- Бодрийар Ж. Система вещей Пер. Зенкина. М.:1995.
- Боровский А. Замри, умри, воскресни. Абстрактное искусство в России. // Кат. Выст.: Абстрактное искусство в России.
ХХ век. Т.2. ГРМ, Спб. : 2002.
- Боровский А. Коллекционирование как коммуникация. // Кат. Выст.: Нонконформизм.
Коллекция Бар-Гера и русский андеграунд.
WIENAND.: 1996
- Боровский А. Любовь к геометрии.// Кат. Выст.: Леонид Борисов. Спб.
ГРМ.:1995.
- Боровский А. Неформалы между прошлым и будущим.// Искусство Ленинграда. 1989-3.
- Боровский А. Система координат. // Кат.выст. Игорь Захаров - Росс, Prestel. Мюнхен: 1993.
- Бродская Н. ХХ век. Живопись. Некоторые
аспекты поиска языка. //Искусство ХХ века.
Итоги столетия. Тезисы докладов международной
конференции. Спб.ГЭ.:1999
- Бычков В. Русская средневековая эстетика ХI-XVII веков. М.:1992.
- Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы.М.:1974.
- Вагнер Р. Произведение искусства будущего// Вагнер Р. Избранные работы. М.:1978.
- Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.:1996.
- Васильев Олег. Портрет времени//А-Я. 1980-2.
- Веймер В. Трясина (Доска) Спасение. Крест - стела
Игоря Захарова - Росса.// Кат. Выст.
Игорь Захаров – Росс.Prestel. Мюнхен.:1993.
- Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М.:1930
- Вернадский В. Научная мысль как планетное явление. М.:1991
- Гадамер Г.Г. Искусство и подражание// Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.М.1991.
- Гадамер Г.Г. Лирика как парадигма современности// Гадамер Г.Г Актуальность прекрасного.М.1991.
- Гадамер Г.Г. Онемение картины / Гадамер Г.Г Актуальность прекрасного. М.:1991.
- Гадамер Г.Г. Понятийная живопись(заметки по поводу книги А.Гелена «Образы времени»/
Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.М.1991.
- Гегель Г.В.Ф. Двусмысленность символа в мифологии и искусстве// Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.2.М. 1991.
- Герман М. Между «да» и «нет»// Кат.выст. НЕТ!- и конформисты. Образы советского искусства 50-х до 80-х годов.
М-Л.1994.
- Герман Н. Постмодернистская критика// Вопросы искусствознания, 1994-1.
- Герчук Ю. Искусство оттепели. 1954-1964// Вопросы искусствознания, VIII(1/96)
- Герчук Ю. Письмена//Художественные миры книги. М., 1989.
- Гете И.-В. Эпохи духовного развития//
Гете И.-В. Об искусстве. М.1975
- Глезер А. Русские художники на Западе. Нью – Йорк. 3-я волна.NY.: 1994.
- Глезер А. Современное русское искусство. Париж- Нью-Йорк- Москва. Третья волна. 1993.
- Голломшток И. Тоталитарное искусство. М.: 1994.
- Горький М. Разрушение личности// Горький М. О литературе. М. 1988.
- Горький М: pro et contra. Личность и творчество
Максима Горького в оценке русских мыслителей
и исследователей. 1890-1910 гг.Под ред. Зобнина
Ю. Спб.:1997.
- Григирьева Н. Анатолий Зверев. М.:1991
- Григорий Палама, св.Беседы(Омилии).М.:1993.
- Гройс Б . Стиль Сталин // Гройс Б . Утопия и обмен . М. 1993.
- Гройс Б. Имена города// Гройс Б . Утопия и обмен. М.:1993.
- Гройс Б. Россия и проект модерна// Художественный журнал, 2001-36.
- Гройс Б. Русской авангард по обе стороны «черного квадрата»//Вопросы философии, 1990-1.
- Дамаскин Иоанн. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изоравения.Спб.:1997.
- Даниэль С. Беспредметное искусствознание// Вопросы искусствознания, 1994-1.
- Деготь Е. 70-е как история // ДПИ СССР. №6 .:1983
- Деготь Е. Заумный проект// Русское искусство ХХ века. М.2000.
- Делез Ж. Лукреций и симулякр.// Делез Ж. Логика смысла. М.:1998.
- Делез Ж. Платон и симулякр.// Делез Ж. Логика смысла. М.:1998.
- Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.1998
- Деррида Ж. Письмо и различие.Спб.:2000
- Деррида Ж. Эссе об имени.Спб.:1998.
- Дионисий Ареопагит.О небесной иерархии.Спб.:1997.
- Ерофеев А. 60-е. Интервью с Ю.Соболевым // Искусствознание, 2001-1.
- Жан-Клод Маркаде Абстракция как место живописного события.//
Каталог выст.: Абстрактное искусство
в России. ХХ век. Т.1. ГРМ, Спб.:2002.
- Жегин Л. Язык живописного произведения. М.:1994.
- Жижек С. Заметки о сталинской модернизации//Художественный журнал, Back in СССР . 2001-36
- Забытый авангард. Россия первая четверть
ХХ столетия// Сборник справочных и теоретических
материалов.-Wiener slawisische Almanach. Sonderband ХХ1.
- Зверев А. Альбом. М.1994.
- Зельдмаер Х. История искусства как история стиля// Зельдмаер Х. Искусство и истина. М.1999.
- Злотников Ю. Актуальность аналитических тенденций авангарда.// Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993.
- Злотников Ю. Воспоминания.// Другое искусство.Т.1.С.27
- Злотников Ю. Монолог// Творчество,1990-1.
- Злотников Ю. Язык познания//Художественный Журнал, 1994-5.
- Зобнин Ю. По ту сторону истины//Максим Горький: pro et contra. Личность и творчество в оценке русских мыслителей.1890-1910 гг. Спб.,1997.
- Ионин Л.Г. Масса и власть. Политическая антропология Канетти.// Власть, М.:1989.
- К.Малевич. Письма к М. Матюшину.- Ежегодник рукописного
отдела Пушкинскогодома на 1974 г.
- Кабаков И. 1960-е годы// Вопросы искусствознания, 1994: 2-3.
- Кабаков И. 1970-е годы//Кат. Выст. НЕТ! - и конформисты. М-Варшава.: 1994.
- Кабаков И. Воспоминания.//Искусство,1990-1.
- Кабаков И., Гройс Б. Диалоги. М.1999.
- Каган М. О русском и советском искусстве ХХ века.// Кат. Выст.: НЕТ! - и конформисты. М- Варшава.: 1994.
- Каган М.С., Хилтурина Е.Г. Проблема «Восток-Запад» в культурологии: взаимодействие художественных культур. М.:1994
- Калугина Т. Постмодернистская парадигма как защитный механизм культуры// Вопросы искусствознания, № 8 (1/96).
- Каменов В. Против абстракционизма. В спорах о реализме. М.:1963.
- Кандинский В. Ступени. М.1918.
- Кандинский В. Точка и линия на плоскости. Спб, Азбука.:2001
- Кандинский О духовном в искусстве.M.:1997
- Канетти Э. Масса и власть. М..:1995.
- Каргалицкий Б. СССР: модернизация и освобождение// Художественный Журнал, Back in СССР, 2001-36.
- Кат. Выст. :Нонконформизм. Коллекция Бар-Гера и русский андеграунд. Под ред. Х.-П.Ризе, WIENAND.:1996
- Кат.выст. А.Кострома. Инвентаризация желтого дождя. Спб.:1999
- Кат.выст. Дух дышит где хочет. Живопись и графика В.В.Стерлигова, Спб.:1995.
- Кат.выст. Дмитрий Лион.Шествие. М.:1990.
- Кат.выст.: Великая утопия. Русский и советский
авангард.1915-1932. Берн-Москва. М.:1993.
- Кат.выст.: Михаил Кулаков. Синергия жеста, знака, символа. Италия 1976-1989. Elekta, Milano.: 1989.
- Кат.выст.: Петр Митурич: 1887-1956. Избранные рисунки. К 100-летию со дня рождения. М.:1998.
- Кат.выставки: Мастерская конструктивизма.
Геометрия. Структура. Орнамент. Цвет.
М.: ГТГ.: 1998.
- Кашук Л. Абстрактное искусство в Москве 1950- 90-х. //Кат.выст.: Абстрактное искусство в России. ХХ век. Т.2 . Спб. ГРМ, 2002.
- Кашук Л. Альтернативное искусство 60-х годов. //Кат.выст.: НЕТ!- и конформисты.
Образы советского искусства 50-х до 80-х
годов. М-Л.: 1994.
- Кашук Л. Белютинская студия жива!//Огонек, 1989-34.
- Климков О. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов//Серия Византийская библиотека, Спб.:2001.
- Ковтун Е. Пути русского авангарда.// Кат.выст. Советское искусство. Ленинград : 1988
- Ковтун Е. Третий путь в беспредметности// В кн. Великая утопия. Берн-Москва. 1993.
- Козлова О. Пространственные игры Франсиско Инфантэ// Искусство, 1990-17.
- Колейчук В. Кинетизм. М. Галарт: 1994.
- Компакт-диск под ред. А.Глезера: «Новое русское искусство. Нонконформисты»
- Корнель П. Пути к раю.Спб.:1999.
- Кошут Дж. История Для.// Флэш Арт (русское издание), 1989-1.
- Краусс Розалинд Е. Решетки//Искусствознание, 2000-1.
- Кривулин В. Светлая тоска на темном фоне//Стрелец, 1992-1.
- Крючкова С. Антиискусство. Анализ и критика основных направлений. М.: 1976 .
- Кудрявцева С. К вопросу абсолютизации творческого метода художника ХХ века. История одной полемики. //Искусство ХХ века.
Итоги столетия. Тезисы докладов международной
конференции. ГЭ. Спб.:1999.
- Курбановский А. Некоторые тенденции новейшего отечественного искусства.//Сб. Страницы истории отечественного
искусства Х-ХХ век. ГРМ. 1997- 3.
- Кусков С. «Иератизм»М.Шварцмана//Искусство, 1992-1.
- Кусков С. Анатолий Зверев Графика. Живопись// Кат. Выст.: Анатолий Зверев, М.:1994.
- Лаврентьев А. Ракурсы Родченко. М, Искусство:1992.
- Лакан Ж. Работы Фрейда по технике психоанализа. Топика воображаемого// Лакан Ж.. Семинары. Кн.1.М.:1996.
- Левинас Э. Значение и воспринимающая способность// Левинас Э Значение и смысл. Спб,.1998.
- Леля Кантор- Казовски. Дмитрий Лион. Опыт прочтения творчества как совокупного текста.//Вопросы искусствознания, № 8 (1/96).
- Лившиц Б. Полутороглазый стрелец: стихи, воспоминания, переводы.Л.,1989
- Лившиц М. Модернизм как явление буржуазной идеологии // Лившиц М. Собр.соч. в 3-х т.Т.3.М.1988.
- Лившиц М. Модернизм в искусстве// Лившиц М. С.с. в 5 тт.,М.,1988.
- Лившиц М., Рейнгард Л. Кризис безобразия .От кубизма к поп-арту. М.:1968.
- Линецкий В. Постмодернизму вопреки// Вестник новой литературы, 1993 -6.
- Лисицкий Л. Супрематизм миростроительства// Эль Лисицкий.1890-1941. ГТГ. М.:1991.
- Логинов А. Абстрактная фотография в России. // Кат.выст.: Абстрактное искусство в России.
ХХ век. Т.2. ГРМ: 2002.
- Лосев А. Имя.//Лосев А. Избранные работы, переводы, исследования.Спб.:1997.
- Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Киев: 1991
- Лотман Ю. Искусство в ряду моделирующих систем// Лотман Ю. Об искусстве. М. 1998.
- Луначарский А. Ложка противоядия.//Искусство комунны.29 дек.:1918.
- М.Шеинина (Тереня) Абстрактное искусство в Петербурге 90-х.// Каталог выст. Абстрактное искусство в России. ХХ век. Т.2.ГРМ: 2002.
- Малевич К. Архитектура как степень наибольшего освобождения человека от веса// Малевич К.
Черный квадрат. Спб.: 2001
- Малевич К. Бог не скинут.1922// Малевич К. Черный квадрат. Спб.: 2001
- Малевич К. Искусство. О субъективном и объективном в искусстве или вообще //Малевич К. Черный квадрат. Спб.: 2001
- Малевич К. О новых системах в искусстве// Малевич
К. Черный квадрат. Спб.: 2001
- Малевич К. О поэзии// Собр. Сочинений в 5 тт, Т.1-Статьи, манифесты, теоретические сочинения.1913-1929, М.Гилея:1995.
- Малевич К. От кубизма к супрематизму. // Собр. Сочинений в 5 тт, Т.1-Статьи, манифесты, теоретические
сочинения.1913-1929: М.Гилея,1995.
- Малевич К. Супрематизм. О новых системах в искусстве// Малевич К. Черный квадрат. Спб.: 2001
- Малевич К. Живопись// Малевич К. Черный квадрат. Спб.: 2001
- Малинина Т. ХХ век: стиль- проект-стиль// Искусствознание, 2001-1.
- Мальро А. Зеркало лимба., М. Худ. Публицистика.: 1984.
- Маневич Г. А. Зверев. Судьба.// Другое искусство, т.1 ,1991.М.,1992.
- Мерло-Понти М. Временность//Феноменология восприятия. Историческо-философский ежегодник’90.
- Мерло-Понти М. Тело как выражение и речь.
// Онтология, эстетика, религиозная философия.
Труды высшей религиозно-философской
школы.Спб.1993.
- Мириманов В. Искуство и миф. М.:1997.
- Митурич П. Записки сурового реалиста эпохи авангарда:дневники, письма, статьи. М.: 1997.
- Можнягун С.О модернизме. Феномен беспредметничества.М.:1974.
- Молок Ю. Белое и черное Дмитрия Лиона//Кат.выст. Дмитрий Лион. Шествие. Графика. М.:1990.
- Монахова Л. Об отношении к конструктивизму// Кат.выставки: Мастерская конструктивизма.Геометрия.Структура.Орнамент.Цвет. М., ГТГ.: 1998.
- Морис Тухман. Мистическая суть русской авангардной абстракции и ее воздействие на современное западное искусство.// Кат.выст. Абстрактное искусство в России. ХХ век. Т.1. ГРМ, 2002.
- Морозов А. К будущей «Истории русского искусства» ХХ века//Вопросы искусствознания,
VIII(1/96).
- Морозов А. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М.1995.
- Морозов А. Поколение молодых .М.88
- Мурина Е. Вл. Вейсберг. М.3-я волна:1994.
- Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. Россия - Польша.
М. Искусство. 1997.
- Ненарокомов М. Дмитрий Лион//Химия и жизнь, 1988 - 3.
- Никулин А.В. Декарт Рене// Пространство и время в метафизике ХVII века. Нов.1993.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки// Ницше Ф. Собр.соч. в 2 тт. Т.1.М.1990.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра// Ницше Ф. Собр.соч. в 2 т.Т.2..М.1990
- Новая реальность. От Манежа до Манежа//Кат.Выст. работ студии Э.Белютина. Авторы-составители: Н.Молева, Э.Белютин. М. Ваап-информ :1990.
- Ортега-и-Гасет Х. Дегуманизация искусства. М.: 1991
- Павич Милорад. Внутренняя сторона ветра. Роман о Геро и Леандре. Спб.:1998.
- Павлов П. Развитие образно-пластической структуры в современной живописи. 50-е – 70-е годы. М.:1989.
- Парнис А. Хлебников и Малевич- художники-изобретатели. К истории взаимоотношений//Творчество,1991-7.
- Паштут К., Патаки Д., Искусство ХХ века. Музей изобразительных искусств в Будапеште. Будапешт, Корвина: 1979.
- Петров В., Грибков В. Искусство в будущем: "конструктивный концептуализм"// Вопросы искусствознания,
№ 8 (1/96).
- Платон. Филеб // Платон. Диалоги.М.:1997.
- Подорога В. Авраам в земле Мориа. Серен Киркегор// Подорога В. Выражение и смысл.М.:1994.
- Подорога В. Ландшафт Шварцвальда. Мартин Хайдеггер. Земля и силы вздымания// Подорога В. Выражение и смысл. М.:1995.
- Подорога В. На высоте Энгадина.Фридрих Ницше// Подорога В. Выражение и смысл, М.: 1994.
- Пол Вуд. Авангард и политика// Кат.Выст. Великая утопия.Русский и советский авангард. 1915-1932. Берн-Москва: 1993.
- Попова Л. Вступление к каталогу к 10-й Государственной Выставке “Беспредметное
творчество и супрематизм”, Москва: 1919.
- Пригов Д. Пролегомены неведомо к чему//Художественный журнал, Back in SSSR. 2001-36.
- Прокофьев В. Эстетика «абстрактивизма»//Современное искусствознание за рубежом. Очерки. М.:1964.
- Пунин Н. Обзор новейших течений Петрограда//Русское искусство, Москва-Ленинград, #1:1923.
- Пунин Н. Циклы лекций. Петроград: 1920.
- Раппопорт А. Живопись Злотникова// Творчество, 1990-1.
- Рейн Е. История счастливого человека. Жизнеописание Ал. Глезера. М. Московский рабочий:1994.
- Рейнгардт Л. Абстракцтонизм// Рейнгардт Л. Модернизм, анализ и критика основных направлений, М.: 1980.
- Ризе Ханс-Петер. Об оценке русского современного искусства// Декоративное искусство , № 2-4:1996.
- Родченко А. Статьи. Воспоминания.
Автобиографические записки. Письма. М.
1982.
- Розанова О. Основы нового творчества и причины его понимания// Союз Молодежи, Санкт-Петербург, 1913 –3.
- Сарабьянов Д. Символизм в авангарде// Искусствознание, 2001-1.
- Сарабьянов Д.В. Федор Федорович Платов// Каталог выставки: Федор Федорович
Платов. М.: 1969.
- Сборник Советское искусство 60-е – 80-е .Под ред. Ястребова Е . М.:1976
- Сидорина Е. Конструктивизм конструктивистов.// В кн. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М.:1995.
- Советское декоративно-прикладное искусство. Под
ред. Маркина. М.1984.
- Советское изобразительное искусство и архитектура 60-70 гг. Под ред. Давыдова, М. 1979
- Соколов М. Границы иконологии и проблема единства искусствоведческого метода.//Современное искусствознание Запада в классическом
искусстве Х11- ХV11 веков. Очерки, М.:1977.
- Стелла Ф. Картина и пространство// Творчество , 1990- 9.
- Степанян Н. Размышления на предложенную тему//Вопросы искусствознания, VIII(1/96)
- Стойков А. Критика абстрактного искусства и его теорий.М.,1964.
- Тодоров Ц. Подражание и мотивация // Тодоров Ц. Теории символа. М.1998.
- Толстой А. Вторая попытка русского искусства//Вопросы искусствознания,VIII(1/96)
- Томаш Гланц. Эротический союз//Художественный журнал, Back in SSSR, 2001-36.
- Тупицина М. Авантгард и китч // Кат.выст. НЕТ!- и конформисты.
Образы советского искусства 50-х до 80-х
годов. М-Л.:1994.
- Турчин В. Абстрактное искусство. Чистые гармонии// Турчин В. По лабиринтам авангарда . М., МГУ.1993 .
- Турчин В. В поисках четвертого измерения// Вопросы искусствознания, 1994 –1.
- Турчин В. Коллекция современной графики в России. М.1993.
- Турчин В. Татуированный ангел. 100 лет авангарда //Творчество, 1989-1.
- Турчин В. Эпоха романтизма в России. М.1981.
- Турчин В.С. “Вторая школа абстракции» в Москве: 1950-1960-е годы. Судьбы, имена, художественные
поиски// Вопросы искусствознания, VIII (1/96).
- Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.1993.
- Филатов Ю. Евгений Михнов- Войтенко//Кат. выст. Евгений Михнов- Войтенко.Живопись.Графика.Л.:1990.
- Филонов П. Дневник. Вст.статья Е.Ковтуна.Спб.Азбука.:2000
- Филонов П. Л. Кат. выст. Л. 1988.
- Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях.М.:1993.
- Хайдеггер М. Время и бытие.// Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге.М.:1991
- Хайдеггер М. Искусство и пространство//Самосознание
европейской культуры ХХ века.М.:1994.
- Хайдеггер М. Исток художественного творения// Хайдеггер М. «Работы разных лет», М.1990.
- Хайдеггер М. О сущности истины// Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге.М.:1991
- Хан- Магометов С. Пионеры советского дизайна. М.1996.
- Хан-Магометов С. Архитектура Москвы от авангарда до сталинского ампира. См. Москва - Берлин. 1950- 1990. Мюнхен, Нью-Йорк, Москва:1996.
- Харджиев Н. К истории русского авангарда. Стокгольм: 1976.
- Харджиев Н. Статьи об авангарде. М.1997.
- Хоруджий С. Подвиг как органон. Организация герменевтического опыта в исихастской традиции//Вопросы философии,1998-3.
- Шевченко Александр, Неопримитивизм: его теория его возможности, его достижения, Москва:1913.
- Шеллинг Ф. Философия искусства. М.:1985.
- Шефтсбери. Эстетические опыты.М.:1974.
- Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины ХХ века. Спб., СпбГТУ: 1995.
- Шихерева О. Беспредметный мир в русском искусстве начала ХХ века. // Каталог выст. Абстрактное
искусство в России. ХХ век. Т.2. ГРМ: 2002.
- Шкловский В. Гамбургский счет, М.1990.
- Шпенглер О. Музыка и пластика// Шпенглер О. Закат Европы. М.1990
- Штепан П. Акция - перформанс - ритуал. //Кат.выст.: Игорь Захаров - Росс,
Prestel, Мюнхен:1993.
- Штоф О. Ленинградский андеграунд.// Кат. выст.: Ленинградский андеграунд. Начало. Л.:1989.
- Шукуров М. О понимании стиля в искусстве Ислама// Шукуров М Искусство и тайна. М.1999
- Шукуров М. Художественное творчество и проблема теодиции //Эстетика бытия, эстетика
текста в культурах Средневекового Востока.
М.РАН:1995.
- Эко У. Отсутствующая структура.// Эко У. Введение в семиологию. Спб.1998.
- Эткинд И .Воспоминания о русском авангарде. //Кат.выст.: НЕТ! - и конформисты, М-Варшава.: 1994
- Юнг К. Психология и поэтическое творчество// Самосознание европейской культуры ХХ века.М.:1994.
- Юрлов В. Схема эволюции творческого процесса.// Кат.выст.: Валерий Юрлов. Живопись, графика, объекты. М.: 1992.
- Якимович А. Магическая вселенная. М.:1995
- Якимович А. Наше искусство и проблема ценности.//Советское искусствознание, 1989-25.
- Якимович А. Современное американское искусство//Советское искусствознание, 1991-27.
- Якимович А. Утопии ХХ века. К интерпретации искусства эпохи//Вопросы искусствознания, VIII(1/96)
Якимович А.К. Проблемы советского
искусства// Советское искусствознания,
1989-25.
- Adorno T.W. Aestetic Theory. London, Routledge &KeganPaul.: 1984.
- Agee William C. Synchronism and Color Principles in American Painting
1910-1930. NY.:1994.
- Baigell, Renee and Baigell, Matthew. Soviet Dissident Artists:
Interviews after Perestroika. New Brumswick, NJ: Rutgers University
Press.:1995.
- Baigell,Matthew. Cabbalistic Creativity. Jewish Misticism and Soviet
Gulags Left Their Marks on Leonid Lamm//Lifestyles 23 – 126.NY.:1994.
- Belgard Daniel. The Avant- Garde and the American Indian // Belgard
Daniel. The Culture of Spontaneity The University of Chicago Press,
Ltd. London: 1998.
- Benjamin W. Illumination.Translated by Harry Zohn. London:1992.
- Berger John. The Moment of Cubism//The Sense of Sight. N-Y. Panteon.: 1986.
- Boisvert R.D. Avant-garde or Arriere-Garde? //Art and Philosophy.Contemporary
currents.NY:1987.
- Bowlt John E. Russian Formalism and the Visual Arts // 20th
Century Studies. Russian Formalism , edited by St. Bann and John E.Bowlt.
Chicago: 1973.
- Bowlt, J.E. Infinite Variations with Tinfoil, Cord and Netting. Francisco
Infante Forces the Horizon Line into Strange Contortions// ARTnews(March
1999): 124-126.
- Brion M., Art abstrait. Paris.: 1956.
- Brossard , Jean-Pierre, ed. Eduard Shteinberg. An attempt at
a Monograph. Moscow: joint publication by EDN(Switzerland) and
Art MIF Publishers: 1992.
- Cockcroft Eva . Abstract Expressionism, Weapon of the Cold War// Artforum
10(June 1974)
- Dodge N., Eason W. W. New Art from the Soviet Union. Selected
works on paper// Ausst -.Kat. Cremona Foundation. St. Louis.: 1976.
- Dodge N., Hilton A.(Hg.). New Art from the Soviet Union. The Known
and the Unknown. Washington D. C. Itahaca. NY.: 1977.
- Douglas Charlotte. Kazimir Malevich. NY.: 1994.
- Eliot T.S. Tradition and the Individual Talent// Eliot T.S Selected
Essays. NY.: 1932, 3-11. Electric Library.
- Erben W. Joan Miro:The Man and His Work.NY.: 1992
- Ex.Cat.: Birth of the Cool: American Painting from Georgia
O’Keeffe to Christopher Wool . Kunsthaus Zurich.: 1996.
- Ex.Cat.: Dodge N., Tupitsyn M., Nonconfirmists. Contеmprorary
commentary from the Soviet Union// Ausst.- Art Gallery,
Universitity of Maryland. Maryland:1980.
- Ex.Cat.: Lyrical Abstraction, Whitney Museum of American Art,
New York: 1971.
- Ex.Cat.: Self-identifications. Ars Baltica. WIENAND. 1996
- Ex.Cat.:Vassiliev Oleg. Recent Works. New York:Phyllis Kind
Gallery: 1993.
- Ех.Cat.//Synchronism and Color Principles in American Painting
1910-1930. M.Knoedler& Co.New York.: 1965.
- Ех.Cat.: Covert John, Hirshhorn Museum and Sculpture Garden,
Smithsonian Institution. Washington.: 1976.
- Ех.Cat.: Leonid Lamm. Welcome to Equality. Sots-Geo. The Procrustean
Bed: Project and Installation. NY.:1990.
- Ех.Cat.: Leonid Lamm: Recollections from the Twilight Zone
1973-1985. Alexandria, VA:Firebird Gallery.:1985.
- Ех.Cat.: Northwest Visionaries, The Institute of Contemporary
Art. Boston.: 1981
- Ех.Cat.:Leonid Lamm: Birth of an Image. Durham. NC: Duke University
Museum of Art.: 1998.
- Fitzpatrick S. The Commissariat of Enlightenment, Cambridge
University Press.: 1970.
- Flynt H. Concept Art. An Antology. Ed. La Monte Young. New York:
1963.
- Gautier Raul .Despeinteres et des pays. Ely Bielutin.//Les
lettres trancaises. 1962- 1305.
- Golomstock, I; Glezer Al. Soviet Art in Exile. NY:1977.
- Graven David, Postscript: The Situation of the U.S. Left in the 1940s
and 1950s in Abstract Expressionism and Third World Art: A Post-Colonial
Approach to “American Art// Oxford Art Journal, 14-1.: 1991
- Graven David. Abstract Expressionism and Afro-American Marginalisation
in Abstract Expressionism and Third World Art: A Post-Colonial
Approach to “American Art// Oxford Art Journal. 14-1.: 1991.
- Graven, D. Art-as-Politics- the Abstract Expressionist Avant-Garde
and Society// Art History, 8(4): 499-515 . Dec. 1985.
- Greenberg Clement. Art and Culture. Boston: Beacon Press: 1965.
- Greenberg Clement. Autonomies of Art// Moral Philosophy and
Art Symposium, Virginia, October, 1980. Electric Library.
- Greenberg Clement. The New Sculpture // Partisan Review.1949-16.
- Greenberg Clement. The Role of Nature in Modern Painting// Partisan Review.1949-16.
- Greenberg Clement.Avant Garde Attitudes(1968). Greenberg Symposia.
Electric Library.
- Greenberg, C. Detached observations. NY:1976
- Grey Camilla. The Russian Experiment in Art, 1863-1922 . London.:1962.
- Groys B. A Style and a Half // Social Realism Without
Shores, Duke University Press. Durham and London. 1997.
- Groys B. Zeitgenoosige Kunst aus Moskau.Von der Neo-Avantgarde zum
Post-Stalinismus.Munchen: 1991.
- Guilbaut, S. Hills, P. How NY stole the idea of modern art. Abstract
Expressionism, freedom, and the Cold War//Archives of American
Art Journal, 30(1-4): 84-87: 1990
- Hagberg, G. Aristotle's "Mimesis" and Abstract Art// Philosophy’59.:1984..Cambridge
-New York.
- Hilton Alison L. Remaking Folk Art: from Russian Revival to Proletcult
//New Perspectives on Russian and Soviet Artistic Culture. Selected
Papers from the 4th World Congress for Soviet and East European
Studies. Harrogate.: 1990.
- Kozloff M. American Painting During the Cold War// Artforum 2. May
1973.
- Krukowski L. Hegel, "progress", and the avant-garde//Journal
of aesthetics and Art Criticism.Philadelphia.1986.
- Kuspit D. Meyer Shapiro’s Jewish Unconscious in Jewish Identity in Modern Art-History,
edited by Catherine M. Soussloff, Berkeley-London: 1999.
- Kuspit D.A Freudian Note on Abstract Art//The Journal of Aestetics
and Art Criticism.: 1989.
- Le Corbusier. Urbanisme (The city of tomorrow).www.urbanizme.fr
- Lewis, M.L. Art, politics &Clement Greenberg // Commentary
, Vol.105, 06-01-1998.
- Marcuse H. Fantasy and Utopia. Chapter 7 of Eros and civilization.
Boston, MA: Beacon Press.: 1955.
- Markuse H. Aggresiveness in Advanced Industrial Society// Markuse
H.Negotiations: Essays in Critical Theory. Boston.Beacon Press: 1968.
- Markuse H. Eros and civilization. 1955. Electric Library.
- Markuse H. Reason&Revolution. NY. Ark Paperbacks: 1964.
- Mcphee John, A. The Ransom of Russian Art .NY.: 1994.
- Mosquera Gerardo. Meyer Shapiro, Marxist Aesthetics and Abstract
Art// Oxford Art Journal.17-1: 1994.
- Nonconformist Art: The Soviet Experience 1956-1986, edited by N.Dodge,
Thames and Hudson, 1995.
- Pollok Jackson, Statement. 1944 // American Artists in Art,
edited by Ellen Johnson.NY.: 1982.
- Ragon M. Reinture et sculptur clandestines en URSS пер.Е.Ковтуна.
//Jardin desarts № 200.
- Raymond D. Boisvert Avant-garde ore Arriere-garde? Turn-of-the-Century
Art and the History of Ideas.//Intern. philos. quart. - Bronx (N.Y.).: 1984.
- Read H. A concise history of modern painting// London
: Thames & Hudson.: 1972.
- Read H. Icon and Idea. NY.:1955. Electric Library.
- Rosenberg H. . Art on the Edge: Creators and Situations.
NY.:1975
- Rosenberg H.. The Anxious Object: Art Today and Its Audience.
NY. The New American Library.:1969
- Shapiro M. Race, Nationality and Art //Art Front.NY:1936.
- Shapiro M. The liberating quality of Abstract Art(1957)//Modern Art.NY.:1978
- Shapiro Meyer. Nature of Abstract Art in Modern Art: Nineteenth
and Twentieth Century, Vol.2 ., NY:1978.
- Sharp J.A. Introduction and Acknowledgement// Ех. Cat.:
“Realities and Utopias: Abstract painting from the Dodge Collection”.
Zimmerly Art Museum, NJ.:2001.
- Sharp J.A. Late Soviet Abstract Painting: Repetition and Difference//
Ех. Cat.: “Realities and Utopias: Abstract painting from the
Dodge Collection“ , Zimmerly Art Museum, NJ.:2001.
- Stevens M., The master of imperfection: the iconoclastic traditionalism
of Willem de Kooning.(National Gallery of Art, Washington, DC)//
New republik, 07-04-1994.
- Stiff Richard. Performing An Appearance, in Abstract Expressionism:
The critical Developments//Buffalo, Albright-Knox Gallery, 1987
- www.abstrac-art.com
- www.aquent.com
- www.dieter-obrecht.com/art
- www.duke.edu
- www.gif.ru
- www.guelman.ru
- www.kolodzei.org
- www.rferl.org
- www.sharecom.ca/greenberg
- www.zimmerli.edu
1
См.: Nonconformist Art: The Soviet Experience 1956-1986 // Еdited
by N.Dodge, Thames and Hudson, NY.:1995. ; а также Mcphee John,
A. The Ransom of Russian Art .NY.: 1994.
2
Sharp J.A. Introduction and Acknowledgement // Ех. Cat. “Realities
and Utopias: Abstract painting from the Dodge Collection”.NY.:2001.
3
Боровский А., говоря о продолжении линии
абстракционизма в России, подчеркивает,
что в случае абстракции в России «..мы
имеем дело с процессами саморазвития
искусства. Оно, воспользовавшись малейшими
изменениями ситуации, задействовало
ту часть сознания, которая была связана
с абстракцией /… / Ожили матрицы…». См.:
Боровский А. «Замри, умри, воскресни».
Абстрактное искусство в России.// Кат.
выст Абстрактное искусство в России.
ХХ век.Т.2. ГРМ.СПБ.: 2002.С.56.
4
Активное исследование истории неофициальной
живописи в СССР началось в 90-х годах.
5
Первой значительной экспозицией московских
нонконформистов стала выставка 1991 года
"Другое искусство" в галерее "Московская
коллекция". В Санкт-Петербурге за последние
10 лет проведены легендарные выставки:
"Самоидентификация" (ГРМ), "От
неофициального искусства к перестройке"
в Гавани, выставка авангарда "второй
волны" в Музее Истории Города. Несколько
позже, в 1996 году, в Мраморном дворце Русского
Музея была осуществлен проект "Нонконформисты.
Коллекция Бар- Гера и русский андеграунд",
где можно было познакомиться с произведениями
неофициального русского искусства, оказавшимися
на Западе.
6
Боровский А. Коллекционирование как форма
коммуникации. Коллекция Бар-Гера и русский
андеграунд// Кат.выст. Нонконформисты:
Коллекция Бар- Гера и русский андеграунд.
WIENAND.:1996
7
Ризе Х.-П. Второе поколение русского авангарда.
Второй авангард в России»// Кат.выст. :
Нонконформисты: Коллекция Бар- Гера и
русский андеграунд, WIENAND.: 1996
8
Как писал Е.Барабанов : «…абстракция
была формулой свободы, демонстрацией
ее присутствия в стихии цвета, в экзистенциальном
жесте, преодолевающем власть изобразительной
предметности»/ См.: Барабанов Е.. История
после истории// Кат.выст.: Нонконформисты:
Коллекция Бар- Гера и русский андеграунд.
WIENAND.: 1996. С. 29
9
Исключения составляют : "школа В.Стерлигова"
в Ленинграде, с которой работали и работает
группа искусствоведов из ГРМ и группа
"Движение" в Москве, в 60-70 гг. информационно
поддерживаемая западными искусствоведами
(авт.)
10
Несмотря на большое количество временных
выставок и огромное число публикаций,
появившихся в 90-х годах, с работами нонконформистов
в России можно познакомиться разве только
в "Музее Питера Людвига"(ГРМ, Мраморный
дворец) где этому более чем тридцатилетнему
периоду в истории отечественного искусства
определено лишь небольшое помещение
в рамках выставки современного западного
искусства, и на Пушкинской 10 в «Музее
Нонконформистского Искусства». Между
тем, музеи современного русского искусства,
выставляющие работы нонконформистов,
существуют во Франции и Соединенных Штатах
Америки("Русский Музей в изгнании"
создан известным московским писателем
и публицистом Александром Глезером в
Париже и позже - в Джерси-сити, Нью-Джерси,
США) коллекция Лили Брочтейн в Париже,
Zimmerly Art Museum10
с собственной коллекцией, включающей
все время пополняющееся собрание
Нортона Доджа10,
коллекция нон-конформизма в Duke University
Museum (Северная Каролина, США); многие
зарубежные галереи имеют постоянные
экспозиции "второго русского авангарда".
Иногда, лишь прибегая к иностранным источникам,
можно узнать подробную информацию о неофициальных
русских художниках(авт.)
11
Подтверждением тому слова А.Боровского
в статье, посвященной коллекции Якоба
и Кенды Бар-Гера :"Историко-культурная
справедливость к оттепельному абстракционизму
будет восстановлена очень скоро. Коллекция
Бар-Гера свидетельствует о серьезности
этого явления, о его оригинальности, необходимости
для творческой самоидентификации большого
круга художников андеграунда." См.:
Боровский А. Коллекционирование как коммуникация.
// Кат.выст.: Нонконформизм. Коллекция
Бар-Гера и русский андеграунд. WIENAND.: 1996.
С.62-75.
12
Брион М. пишет: "Абстрактное искусство
усваивает тот подъем к чистой форме, который
одинаково близок и кубизму, и футуризму,
и пуризму, и лучизму, и экспрессионизму…Абстрактное
искусство отражает более или менее точно
эти различные тенденции, и смотря по преобладанию
того или иного из элементов можно различить
абстракционизм типа научного, интеллектуального,
романтического, экспрессивного. Таким
образом, абстрактное искусство становится
как бы второй ступенью модернизма вообще,
а иногда рассматривается как современное
преображение всего прежнего искусства…"//
Brion M. Art abstrait. Paris.:1956. С.75.
13
Там же.
14
Рейнгардт Л. Абстракцтонизм.// Рейнгардт
Л Модернизм, анализ и критика основных
направлений. М.: 1980.
15
Read H. Icon and idea. Cambridge.: 1955.
16
Shapiro M. Nature of Abstract Art //Modern Art: Nineteenth and Twentieth
Century. Vol.2 . NY.:1978; a также см.: Mosquera G. Meyer
Shapiro, Marxist Aesthetics and Abstract Art// Oxford Art Journal, 17-1.:
1994.
17 Greenberg C
. The New Sculpture // Partisan Review, 1949-16; Greenberg C. Art and
Culture. Boston: Beacon Press: 1965; Greenberg C. The Role of Nature
in Modern Painting //Partisan Review, 1949-16.
18
См.: Rosenberg H.. The Anxious Object: Art Today and Its Audience//
The New American Library, NY.: 1969; Rosenberg H.. Art on the
Edge: Creators and Situations. NY:1975
19
Бажанов Л.А., Турчин В.С. Абстрактное искусство.
Опыт реэкзаменации //Советское искусствознание,
1991- 27; Бажанов Л.А.; Турчин В.С. К суждению
об авангардизме и неоавангардизме // Советское
искусствознание, 1978-11.
21
Даниэль С. Беспредметное искусствознание//
Вопросы искусствознания 1994-1.
22
Турчин В. Кандинский. Абстракция плюс
романтика// Турчин В. По лабиринтам авангарда.
М. МГУ.:1993
23
Турчин В. Абстрактное искусство. Чистые
гармонии.// Турчин В. По лабиринтам авангарда.
М. МГУ.:1993
24
См. Ковтун Е. Пути русского авангарда.
//Кат.выст.: Советское искусство. Ленинград
.:1988; Ковтун Е. Третий путь в беспредметности.//Кат.выст.:
Великая утопия. Берн-Москва:1993.; Харджиев
Н. К истории русского авангарда. Стокгольм.:
1976.
25
Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное
и конкретное искусство. Россия - Польша.
М. Искусство.: 1997.