Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:47, диссертация
Достижение основной цели исследования разворачивается посредством постановки и решения следующих задач:
Теоретическое обоснование абстрактного художественного метода.
Анализ историко-художественных предпосылок формирования абстрактного метода в искусстве.
Исследование развития абстрактного искусства в России первой и второй половины ХХ века.
Выявление основных тенденций абстрактного искусства в Москве и Ленинграде во второй половине века.
Определение основных особенностей послевоенного абстрактного искусства в России.
Введение…………………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Абстрактное искусство как явление культуры.
§1.1. Понятие и сущность абстрактного искусства…………………………………..21
§1.2. Историческое развитие абстрактного метода в живописи…………………....38
§1.3.Историко-художественные предпосылки возникновения абстрактного искусства и его основные тенденции…………………………………………………………..….46
§1.4. Истоки и развитие абстрактного искусства в России первой половины ХХ века………………………………………………………………………………………..51.
Глава 2 . Абстрактная живопись в России в послевоенный период(1950-80).
§2.1. Возрождение интереса к абстрактному искусству в России в 1950–60е годы…………………………………………………………………………………..…..73
§2.2. Нонконформизм и абстрактное искусство в контексте русской художественной культуры второй половины ХХ века…………………………………………….…….84
§2.3. Основные этапы развития послевоенного абстрактного искусства в России…90
Глава 3. Основные тенденции в русской абстрактной живописи второй полвины ХХ века.
§3.1.Символическая тенденция в послевоенном искусстве…………………….…….100
§3.2.Лирическая тенденция в послевоенном искусстве……………………………….112
§3.3. Геометрическая тенденция в послевоенном искусстве………………………….124
Заключение. Особенности послевоенного абстрактного искусства в России………………………………………………………………………………….….132
Приложениe. Основные этапы развития абстракционизма в мире. Европейские и американские школы … …………………………………………………………….148
Summary…….…………………………………………………………………...……….157
Библиография……………………………………………………………………………159
85 Шпенглер О. Музыка и пластика// Шпенглер О. Закат Европы.М.:1990.С. 312
86 Интересно заметить что именно Караваджо зачастую называют «отцом европейского реализма»(авт.)
87 Ж.Делез .Сгибы в душе// Ж.Делез. Складка. Лейбниц и барокко. М.:1998.С.140
88 Имеются ввиду теории об автоматическом в искусстве (авт.)
89 Романтической идее открытого, разомкнутого, не скованного системой и канонами творчества сопутствовало ощущение еще не измеренной глубины жизни. Но в такой свободе таилась и опасность - недаром еще Гегель окрестил вольность романтического субъекта "безумством самомнения"(авт.)
90 Эпоха романтизма в недрах романтической эстетики подготовила основные идеи не только для реализма Х1Х века, но и нового искусства века 20-го. Романтизм был этапом, в котором впервые очень активно и определенно заявляется право автора на субъективное понимание смысла явлений и на субъективную трактовку образа ( безусловно, в эпоху романтизма трудно говорить в полном смысле слова о «трактовке образа» . Романтики лишь заявили о том, что будет реализовано много позже). И.-В.Гете, пытаясь объяснить сложную ситуацию современности, в одной из своих работ называет существующую эпоху временем обыденной прозы, растворенной в повседневности, где чувственность как основная категория восприятия бытия пришла на смену разуму и воображению предыдущих эпох. Дальше, считает немецкий мыслитель, «только смятение, противоборство и распад». Гете предлагал следующую характеристику эпох духовного развития , как «первичных начал, глубоко рассмотренных и удачно поименнованных»:
Поэзия |
Народная вера |
Деятельно |
Воображение |
Теология |
Идеальное возвышенное |
Священно |
Разум |
Философия |
Разъясняющее снижение |
Умно |
Рассудок |
Проза |
Растворение в повседневности |
Обыденно |
Чувственность |
Все вышеописанные «эпохи»
Вслед за
Гете Вагнер предлагал иные
пути выхода из ситуации
91 Шеллинг Ф. Философия искусства. М.:1985. С. 212-230
92 Подорога В. Выражение и смысл. М.: 1994.
93 Сомнения, возникшие среди теоретиков искусства относительно правомерности развития искусства в русле традиции, основанной на подражании природе, начиная с Платона , волновали мыслителей и в XVIII веке. Лессинг в одной из своих работ писал : «...или подражание природе не должно быть принципом искусства, или, если ему следуют, искусство перестает быть искусством или, по крайней мере, становится не выше того, которое на гипсе хочет изобразить разноцветные жилки мрамора...»/ Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия/ И Дидро, и Батте, и Шефтсбери, и Гедер постепенно приходят к иному пониманию подражания. В 1788 году появляется трактат Карла-Филиппа Морица « О подражании, творящем прекрасное», где впервые после мыслителей поздней античности и ранней патристики, художник понимается подражающим природе в самой ее деятельной сути, понимаемой как принцип созидания. Наконец подлинный художник должен не довольствоваться наблюдением за природой, а «брать ее за образец и творить как она». «Мимесис» в данном случае понимается «как поэсис» /Цит.по Тодоров Ц. Неудачи подражания // Тодоров Ц . Теории символа.М.1998.С.160/ Очевидно и по этой причине многие пытались иначе трактовать сами понятия «подражание» и «прекрасное», но, тем не менее, вероятность спонтанного и свободного от диктата внешнего мира творчества была недостижимой до начала нашего столетия.(авт.)
94 Интересна мысль о том, что «...в эстетике романтизма свобода творить, черпая из любого источника, широко раздвигала границы авторской фантазии. В то же время она обременяла художника быстро растущей личной ответственностью, постоянно тая в себе опасность неуправляемой оригинальности, которая в ХХ веке ломает устойчивые границы не только художественного образа, но и искусства как такового...»/ Кудрявцева С. К вопросу абсолютизации творческого метода художника ХХ века. История одной полемики. //Искусство ХХ века. Итоги столетия. Тезисы докладов международной конференции. Спб.ГЭ.1999.С.27
95 Юнг К. Психология и поэтическое творчество//Самосознание европейской культуры ХХ века.М.:1990.С.78
96 Бердяев Н. Кризис искусства. М.:1918. С.2.
97 Там же
98 Хайдеггер М. Исток художественного творения. // Хайдеггер М. Работы разных лет. М.:1990.
99 Лифшиц М. Модернизм в искусстве/ Лифшиц М. Собр.соч. в 5 т. М.:1988/ Безусловно, это мнение человека, писавшего в условиях марксистско-ленинской эстетики, но, тем не менее, он прав в том, что поп-арт был ироничной реакцией на тотальное засилье абстрактных образов в середине века. Искусство вдруг вернулось к иной точке отсчета(поп-арт), где идеологическом центром творчества был человек , а не абстрактное чувство тотального единения художника , «лишенного собственной роли».(авт.)
100 Более подробное описание развития школ абстракции в ХХ веке см. Приложение «Основные этапы развития абстракционизма в мире. Европейские и американские школы”
101 Исихазм от исихия(греч)безмолвие, поздневизантийская мистическая практика в восточном христианстве, утверждавшая в лице таких личностей как Макарий Египетский, Клементий Александрийский , и главным образом, Григорий Палама, интеллектуальную непостижимость Бога, полную его невыразимость в обычном мире. Только путем духовной практики, безмолвия, просветления сердца- главного центра духовной жизни в человеке, можно достигнуть обожения, соединения с божеством и озарения светом, что и есть исихая. И. во многом близок мистическому учению суфиев в исламе. В ХVI веке, в результате противостояния «заволжцев», сторонников собственно отшельничества и мистицизма, последователей Нила Сорского и «иосифлян», сторонников Иосифа Волоцкого, ратовавшего за религиозно-земское общежительство, победили последние, предопределив т.о. развитие церковного института в России. Исихазм в России – это мистическое мировоззрение, передававшееся в монастырях и пустынях. Путь молчания и отшельничества. /См. Климков О. Опыт безмолвия . Человек в миросозерцании византийских исихастов. Серия Византийская библиотека, Спб, 2001.; Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви, Киев, 1991; Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания, Спб, РХГИ, 1998.
102 Григорий Палама, одним из последователей которого был известный в России старец Серафим Саровский, вознес телесность человека, настаивая на том, что человеческое существо стоит в иерархии выше ангелов именно тем, что ему дано тело для совершенствования в жизни. Творчеству в системе исихазма уделено особое место- Палама говорит, что дар творчества роднит нас с Богом Творяшим, ибо человек способен творить нечто , что не сушествует в реальном мире : ”человек призван творить и тем возвыситься над миром ангелов...ибо человеческий ум это отображение Вечного Первого Ума...” Бог в исихазме - это источник и праобраз истинной красоты, Он и есть сама Красота / См. Климков О. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов. Серия Византийская библиотека, Спб, 2001.С.189-200
103 Деготь Е. Заумный проект// Деготь Е . Русское искусство ХХ века. М.:2000.
104 Шихерева О. Беспредметный мир в русском искусстве начала ХХ века.// Кат.выст. Абстракция в России. ХХ век. Т.2. ГРМ. Спб.: 2001.
105 См. сборник статей «Русское Декоративное искусство от древнейшего до XVIII века». Т.1. M.:1962.
106 Для русского фольклорного искусства характерны квадраты и ромбические мотивы, связанные с древнейшим культом солнца. В народном ткачестве, узор из ромбов с ровными краями так и назывался- «круги», «гребенчатый ромб», особенностью этого искусства было преобладание красного цвета (авт.)
107 Лотман Ю. Искусство в ряду моделирующих систем// Лотман Ю. Об искусстве, М.: 1998. С. 387
108 «..именно то, что в корне отличает игру от искусства, есть принципиальное отсутствие зрителя и автора. Игра, с точки зрения играющих, не предполагает находящегося вне игры зрителя….»/ Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М. Работы 20-х годов. Киев: 1994
109 Что опять же наводит на параллели с восточным пониманием культуры и человека как текста, где человек- «список сакрального текста»/ Брагинский В. Традиционная эстетика Востока –бытие-культура.// Эстетика бытия, эстетика текста в культурах Востока. РАН. М.:1995.
110 Шукуров Н. Художественное творчество и проблема теодиции // Эстетика бытия, эстетика текста в культурах Востока. РАН. М.: 1995.
111 Как считает Е. Деготь, в русском авангарде существовало два этапа. Где первый этап(1910-е) автономизировал художественные средства, а второй этап(1920-30-е) понимает произведение искусства как средство, транслятор идей подсознания/ Деготь Е. Заумный проект// Деготь Е. Русское искусство ХХ века. М.:2000.
112 Малевич К. От кубизма к супрематизму// Малевич К. Собрание сочинений, Т.1. М. 1990. С. 167.
113 Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное. Россия- Польша. М.1998.
114 Два официальных учреждения по изучению формы и цвета - ГИНХУК и ВХУТЕМАС, УНОВИС в Витебске, многочисленные мастерские и школы(авт.)
115 Ю. Лотман пишет: «...сама антитеза естественность- условность возникает в эпоху культурных кризисов, резких сдвигов, когда на систему смотрят извне – глазами другой системы(....)причем странное или чужое искусство, играя революционную роль, может восприниматься либо как примитивное, либо как усложненное, но чаще всего оно следствие расширения культурного ареала(...)Первое- происходит пространственное вторжение культур, второе- вторжение культур прошедших эпох..». / Лотман Ю. Искусство в ряду моделирующих систем// Лотман Ю. Об искусстве, М.: 1998.
116 Grey Camilla. The Russian Experiment in Art 1863-1922 . London.:1962.
117 Письмо Гончаровой 1912 года// John Bowlt, Russian Art of the Avant-Garde, Theory and Criticism 1902-1934, NY.:1976. P.78
118 Александр Шевченко. Неопримитивизм: его теория его возможности, его достижения, Москва. :1913.
119 Малевич К. Искусство. О субъективном и объективном в искусстве или вообще // Малевич К. Черный квадрат. Спб, 2001
120 Дискуссии В.Кандинского о связи примитивизма и истинности искусства (См. В. Кандинский О духовном в искусстве)были частью оживленных дебатов о значении художественного творения во всей Европе.
121 Вторая Всероссийская Выставка Народного Искусства в С. Петербурге, выставка заново открытых и отреставрированных икон, организованная Институтом Археологии в Москве, а также выставка Русского Народного Искусства и Ремесел в Парижском Осеннем Салоне (все выставки 1913 года) имели огромное значение в изменении отношения и в переоценке фольклорного искусства.
122 Деготь Е. Заумный проект// Деготь Е . Русское искусство ХХ века. М.:2000.
123 Le Corbusier, Urbanisme (The city of tomorrow).
124 Розанова О. Основы нового творчества и причины его понимания// Союз Молодежи, Санкт-Петербург, 1913 –3, С.20
125 Пунин Н. Циклы лекций. Петроград, 1920. С.63.
126 Bowlt John. E, Russian Formalism and the Visual Arts// 20th Century Studies. Russian Formalism, edited by Stephen Bann and John Bowlt, 1973.
127 Такие как Арватов, Чужак и , в меньшей степени, Пунин
128 Пунин Н. Циклы лекций. Петроград.: 1920.
129 Попова Л. Вступление к каталогу к 10-й Государственной Выставке “Беспредметное творчество и супрематизм”, Москва, 1919. С.23-26.
130 Как известно Элиот не был поклонником выказывания Личного в искусстве, считая, что великий артист покидает сковывающие его границы «Я» через безразличное изучение и , даже, повиновение традиции// T.S. Eliot, Tradition and the Individual Talent., in Selected Essays, NY, 1932, 3-11. Electric Library.
131 Альтман Н. Футуризм и пролетарское искусство// Искусство Комунны, 1918-2.
132 "…Искусство выходит из границ, в которые его хочет втиснуть время, и указывает содержание будущего…Не все видимо и допустимо или, лучше сказать, под видимым и допустимым лежит невидимое и недопустимое. Мы стоим ныне на пороге времени, перед которым все более ясно обозначается одна – и только одна – ведущая в глубину ступень. Во всяком случае, мы предчувствуем ныне, в каком направлении нога должна искать эту следующую ступень. И это – спасение…/ Кандинский .В. Точка и линия в плоскости // Сб. Синий всадник. М.:1992.
133 Там же
134 Бобринская Е. Искусство и воображение масс// Художественный журнал, 2001-36.
135 Он осознавал, лучше чем остальные политики, связь между старанием нео-примитивистов и футуристов “разобрать на болты и гайки” дореволюционное про-классическое искусство и так же необходимые в тот момент эксперименты конструктивистов по внедрению искусства в каждодневную жизнь. “Динамизм и методы коллективной творческой работы , которые характеризуют футуристическое искусство абсолютно точно определяют вид взаомоотношений, которые пролетарское искусство должно создать в художественном творчестве”/Луначарский А. Статьи об искусстве.М: 1986./ Но тем не менее, новое искусство оказалось слишком “искусством” для нового государства, нуждающегося еше в более мощной и легко-воспринимаемой пропаганде.
Информация о работе Послевоенное абстрактное искусство в России (1950-80)