Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:01, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.
Введение
1. Состояние проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию
1.1 Детский рисунок - как средства образного отражения жизненных впечатлений
1.2 Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста10
1.3. Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
1.4. Средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию
2. Опытно-диагностическая работа по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сюжетному рисованию.
2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
2.2. Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетному рисованию
Заключение
Список используемой литературы
Подводя итоги вышесказанному,
мы можем сделать вывод: в старшем
дошкольном возрасте более отчетливо
выступают этапы в
У детей 5-6 лет наблюдается
уже сознательность в использовании
разнообразных средств
2. ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
2.1. Анализ работы
ДОУ по развитию
Проблема развития
выразительности детского рисунка
в процессе обучения сюжетному рисованию
волнует не только научных работников,
но и практиков, работающих в дошкольных
учреждениях.
По данной теме изучен
опыт работы О. Сухининой, воспитателя
детского сада №1667 ГУВД г. Москва.
Дошкольное учреждение
всерьез рассматривает вопрос развития
творческих способностей детей. Особое
место, занимает изобразительная деятельность,
большое значение играет обучение сюжетному
рисованию. В процессе обучения сюжетному
рисованию педагоги работают над
развитием выразительности
Главная задача руководителя
ИЗО и воспитателей ДОУ определить
пути и средства обогащения сознания
детей новыми интересными впечатлениями.
Педагоги ДОУ №1667
г. Москвы, на начальном этапе проводили
занятия для обогащения сенсорного
опыта детей: давали детям возможность
увидеть красоту не только в произведениях
искусства, но и в природе. Часто
причудливо растущее дерево получало
название «Змей Горыныч» или «Чудо-юдо»,
а пенек, покрытый сверху мхом, называли
«Старичком-лесовичком».
Поддерживая интерес
детей к наблюдениям, Сухинина помогает
детям в простых и привычных
предметах, явлениях, сюжетах видеть
красивое.
Природа многое дает
для развития изобразительной деятельности,
но в ДОУ №1667 используются и другие
факторы, влияющие на сознание и эмоциональное
состояние детей: дети часто посещают
цирк, кинотеатр, театр кукол, это
в какой-то степени помогает детям
решать вопросы композиции рисунка,
так как во время рисования
они вспоминали, где, какие персонажи
стали в той или иной ситуации.
Качества творчества
рисунка оценивается не только по
«правильности» изображения, но и по
выразительности образа, его художественности.
В своем анализе
детских рисунков О. Сухинина [24] делает
акцент на характере выразительности
образа и тех средствах выражения
его содержания, которые доступны
детям старшего дошкольного возраста.
В центре внимание педагогов ДОУ
№1667 при формировании детского творчества
стоит воспитание образного видения
предметов, явлений «во всей их жизненной
наполненнсти». Процесс создания образов
немыслим без помощи воображения, фантазии.
Фантазия детей проявляется не только
в сочинении сказочных сюжетов.
Они проявляются, прежде всего, в
усилии, подчеркивания определенных
сторон образа, в заостренной цветовой
или ритмической характеристике
мира и т.д. В детских рисунках
мы встречаемся подчас с таким
необыкновенным сочетанием красок, которых
не увидишь в действительности. Слишком
яркое синее небо, чересчур зеленая
трава - это форма выражения вымысла,
творческой фантазии ребенка.
Так же по данной проблеме
был изучен опыт работы руководителя
по изобразительной деятельности Г.
С. Романюк МДОУ ЦРР №59 г. Белгород.
Г. С Романюк уделяла
большое внимание в своей работе
сюжетному рисованию. Так же ее интересовал
вопрос о развитие выразительности
детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы Г. С.
Романюк - использование всех компонентов
выразительности (цвет, форма, композиция)
в создании творческого рисунка
по теме сказок.
В своей работе педагог
использовала богатый иллюстративный
материал, не ограничиваясь иллюстрациями
одного художника, так как это
могло привести к копированию, хотя
бы в композиции.
Показ сказки в кукольном
театре в какой-то степени помог
детям решить вопрос композиции рисунка.
В своем опыте
работы Романюк доказывает, что огромное
влияние оказывают на рисунок
ребенка и другие виды деятельности
такие как: лепка и аппликация.
В аппликации дети размещают на бумаге
вырезанные части фигур, стараясь найти
нужную позу, ищут наиболее выразительную
композицию. Лепка же, особенно с
последующей росписью, помогает ребенку
в рисунке дать образ того или
иного предмета выразительнее.
В конце проделанной
работы Г. С. Романюк делает вывод, что
в рисунках детей несомненно видно
влияние всех проводимых ранее наблюдений.
Из своих рисунков
дети составляли книгу. Просмотрев ее,
стало заметно, что благодаря
рисованию на темы волшебных сказок
у детей появляются все большее
желание рисовать.
Проанализировав опыт
работы воспитателя О. Сухининой
ДОУ №1667 г. Москва и руководителя
по изобразительной деятельности Г.
С. Романюк ДОУ №59 г. Белгород, можно
сделать вывод, что для развития
выразительности детского рисунка
в процессе обучения сюжетному рисованию
требуются определенные педагогические
условия:
- организация предметно-
- использование педагогом
разнообразных методов и
- сочетание фронтальных
занятий и индивидуальной
- планирование работы
по изобразительной
Таким образом, из приведенного
нами анализа опытов работ дошкольных
образовательных учреждений видно,
что практические работники соблюдают
все педагогические требования и
условия к подготовке и проведению
занятий.
Педагоги стремятся
развивать у детей способность
передавать художественный образ, используя
все средства выразительности, такие
как цвет, форму, композицию, что
является одним из важнейших критериев
оценки творческого характера рисунка.
2.2. Экспериментальная
работа по развитию
Изучив теоретические
вопросы развития выразительности
детского рисунка в процессе обучения
сюжетному рисованию старшего дошкольного
возраста, мы перешли к опытно-
Цель нашей работы
- выявление наиболее эффективных
средств развития выразительности
детских рисунков в процессе обучения
сюжетному рисованию.
Для решения данной
проблемы, была разработана опытно-
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
На подготовительном
этапе продумана взаимосвязь
всех занятий по ознакомлению с окружающим
и изобразительной
Был подобран наглядный
материал:
- репродукции картин
знаменитых художников: Васнецов: «Иван-царевич
на Сером волке», «Аленушка»; Рерих
«Заморские гости»; Врубель «Царевна-Лебедь»;
- книжные иллюстрации.
Так как при восприятии
искусства развивается
Также проведены
диагностические методики на изучение
средств выразительности
Методика №1
(Н.А. Курочкина
2001)
Цель: исследовать
умение использовать в рисунке нужный
цвет.
Материал: цветные
карандаши, листы с изображением
овощей и фруктов.
Инструкция: раскрась
эти фрукты и овощи в нужный
цвет.
Характеристика уровней:
В.У. - принимает инструкцию
взрослого, быстро приступать к работе.
Раскрашивает все предметы, используя
разнообразные цвета и оттенки.
С.У. - приступает к
работе не сразу, долго задумываться
над применением цвета, использует
незначительное количество цветов.
Н.У. - нуждается в
повторе указаний, действует с
помощью взрослого, использует цвета
не характерные данному предмету.
Методика №2 (А.Э.
Симановский 1996)
Тест: «Неоконченный
рисунок».
Цель: исследование
фантазии, образного мышления.
Материал: таблица
с кругами, карандаши, фломастеры.
Инструкция: из каждого
кружка изобразить с помощью дополнительных
элементов различные образы, связанные
между собой в сюжет.
Характеристика уровней:
В.У. - 5, 6 изображений;
С.У. - 3, 4 изображения;
Н.У. - 1 изображение.
Методика №3
(А.Э. Симановский
1996)
Диагностика изучение
оригинальности рисунков детей 5-6 летнего
возраста
Инструкция: каждому
ребенку предлагается 10 карточек, на
которых изображены различные контурные
фигуры (простой геометрической формы
- круг, треугольник, квадрат; или сложной
- силуэт ствола с одной веткой, облака,
капля и т.д.)
Задание: перед вами
10 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь
фигурка. Вы сможете, как волшебники,
превратить эту фигурку в любую
картинку. Для этого дорисуйте
к фигурке все, что захотите, но
так, чтобы получилась красивая картинка.
Время выполнения задания не фиксируется.
Для оценки результатов
задание необходимо найти показатель
оригинальности. Если тест проводиться
в группе, подсчитывается количество
изображения в рисунках ребенка,
которые не повторились бы у него
и у других детей.
В.У. - 7-10 оригинальных
рисунков.
С.У. - 5-6 оригинальных
рисунков.
Н.У. - и менее.
При индивидуальном
проведении можно пользоваться частотной
таблицей рисунков. (см. Приложение 1)
Методика №4
Тест: «Волшебный лес»
Цель: исследование
умения составлять композицию сюжета.
Материал: таблица
с линиями и фигурами, различный
изобразительный материал.
Инструкция: дорисовать
линии и фигуры с помощью дополнительных
элементов, чтобы они были связаны
одним сюжетом.
Характеристика уровней:
В.У. - принимает инструкцию
взрослого, быстро приступает к работе.
Дорисовывает все фигуры и связывает
их в один сюжет.
С.У. - приступает к
работе не сразу, долго задумывается.
Связывает фигуры в разные сюжеты.
Н.У. - нуждается в
повторе указаний. Дорисовывает несколько
фигур, не связанных в сюжет.
Мы предприняли
попытку объединить эти методики
с целью более обстоятельного
обследования детей старшего дошкольного
возраста.
При этом предполагалось,
что эти методики позволят выявить
уровень изобразительных