Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:01, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.
Введение
1. Состояние проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию
1.1 Детский рисунок - как средства образного отражения жизненных впечатлений
1.2 Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста10
1.3. Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
1.4. Средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию
2. Опытно-диагностическая работа по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сюжетному рисованию.
2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
2.2. Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетному рисованию
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, весь
материал предлагается к использованию
в формирующим этапе
Основной этап опытно-практической
работы состоит из 3 последующих
этапов эксперимента.
а) констатирующий этап
эксперимента
б) формирующий этап
эксперимента
в) контрольный этап
эксперимента
На констатирующем
этапе эксперимента, прежде всего
мы задались целью выявить уровень
изобразительных знаний, умений и
навыков в сюжетном рисовании
детей старшего дошкольного возраста,
умение использовать средства выразительности.
Начали свою работу
с того, что отобрали детей старшего
дошкольного возраста МДОУ ЦРР №59
8 детей, которые имеют разный уровень
общего развития.
1. Полина В. 5. Настя
Ш
2. София К.: 6. Соня
Б.
3. Вика В. 7. Оля
И.
4. Валера Л. 8. Алина
Л
С каждым ребенком была
проведена диагностика уровня развития
изобразительных знаний, умений и
навыков детей старшего дошкольного
возраста (см. Приложение 1).
Первая методика,
которая была проведена с детьми,
целью которой было исследование
умение использовать в рисунке такое
средство выразительности как цвет.
Детям предлагалось соотнести конкретный
цвет с данными фруктами и овощами,
по возможности передать умение использовать
оттенки цвета. Эта методика показало
следующее: из 8 детей одна только Полина
В. выполнила задание, которое было
дано по инструкции взрослого, быстро
приступила к работе. Закрасила все
фрукты и овощи, использовала реальные
цвета предметов с
5 детей показали
средний уровень, так как
И только Соня К. и
Вика В. нуждаются в повторе указаний,
действовали с помощью
Целью следующей
методики было исследование фантазии,
образного мышления. Была предложена
таблица с кругами и различные
изобразительные материалы (карандаши,
фломастеры и др.). Нужно было из каждого
кружка изобразить с помощью дополнительных
элементов различные образы, связанные
между собой в сюжет. В данной
методике высокий уровень никто
не показал, но 6 детей из 8 показали
средний уровень развития образного
мышления. Они изобразили по 3-4 предмета
связанные в сюжет, но в изображение
предметов есть незначительные искажения.
Так же присутствовал
и низкий уровень развития образного
мышления. Например, у Насти Ш. и
Валеры Л. было изображено по 1-2 предмета,
не связанные в общий сюжет.
Отсюда следует
то, что большинство детей имеют
средний уровень развития образного
мышления.
Третья методика
целью, которой было изучения оригинальности
рисунков детей 5-6-летнего возраста.
Было дано 10 листочков, на которых были
нарисованы различные фигуры. Нужно
было дорисовать к фигуре дополнительные
детали, чтобы получилась красивая
сюжетная картинка. Проанализировав работы
детей по данной методике можно сделать
выводы, что одна Полина В. справилась
с заданием. Она с помощью дополнительных
деталей нарисовала 8 оригинальных рисунков
и получила высокий уровень, 3 ребенка
изобразили 5-6 оригинальных рисунков и
отсюда следует, что у них средний уровень
развития творческого мышления. И 4 ребенка
не смогли справиться с заданием вообще.
И последняя 4 методика
была направлена, на исследование умения
составлять композицию сюжета. Было предложено
дорисовать на таблице с линиями
и фигурами дополнительные элементы
для того, чтобы появился сюжет. Только
Полина В. смогла быстро приступить к
работе, дорисовать все фигуры и
связать их в один сюжет. Можно
сделать вывод, что у нее высокий
уровень развития композиции в рисунке,
то есть расположение изображения на
листе, соотношение их с размером
и формой листа.
Остальные 7 детей
нуждаются в повторе указаний,
дорисовать несколько фигур несвязанные
в сюжет. Отсюда видно, что у этих
детей низкий уровень развития композиции
в рисунке.
Из констатирующего
этапа эксперимента можно сделать
вывод, что с помощью диагностических
методик, мы выяснили, что изобразительные
знания, умения и навыки, то есть использование
детьми средств выразительности (цвет,
композиция, колорит, линия и др.)
в сюжетном рисовании детей старшего
дошкольного возраста находятся
на среднем уровне развития. И с
помощью различных
Полученные результаты
были помещены в таблицу. По итоговой
таблице можно сделать вывод,
что в группе дети имеют разнообразный
уровень развития изобразительных
знаний, умений и навыков. У 50% детей
низкий уровень развития, 38% средний
уровень и высокий уровень 13%.
Результаты констатирующего
этапа эксперимента
№
Ф.И.
ребенка
Методики
1
2
3
4
Итого
1
Полина В.
В.У.
С.У.
В.У.
В.У.
В.У.
2
Соня К.
Н.У.
С.У.
Н.У.
Н.У.
Н.У.
3
Вика В.
Н.У.
С.У.
Н.У.
Н.У.
Н.У.
4
Валера Л.
С.У.
Н.У.
Н.У.
Н.У.
Н.У.
5
Настя Ш.
С.У.
Н.У.
Н.У.
Н.У.
Н.У.
6
Соня Б.
С.У.
С.У.
С.У.
Н.У.
С.У.
7
Оля И.
С.У.
С.У.
С.У.
Н.У.
С.У.
8
Алина Л.
С.У.
С.У.
С.У.
Н.У.
С.У.
В.У. - 13%
С.У. - 38%
Н.У. - 50%
Для формирующего этапа
эксперимента мы составили проект по
данной теме диплома, который предполагал
решение следующих задач:
1. Развивать способность
детей к использованию в
2. Познакомить детей
с техническими возможностями
изобразительных материалов;
3. Побуждать к
созданию неповторимых, оригинальных
образов в сюжетном рисовании,
используя правила
Перспективный план
помог сделать работу целенаправленной
и планомерной. В нем были отражены
темы занятий, дидактические игры, которые
использовались в опытно-экспериментальной
работе.
План - проект работы
«Страна сказок»
№
Занятия
Игры
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
«Курочка Ряба»
Цель:
учить детей
рисовать животных (курочку), передавать
ее отличительные особенности:
оперенье, хохолок; использовать
при рисовании различную
«Колобок и лиса»
Цель:
учить рисовать
эпизод из знакомой сказки: Колобок
и Лиса; передавать выразительность
образа Лисы через цвет (восковые
мелки) изображение ее фигуры.
«Гуси-лебеди»
Цель:
учить изображать эпизод
знакомой сказки; передавать в рисунке
определенное место действия и время
суток; изображать сказочных персонажей
во взаимосвязи через их расположение
относительно друг друга и передачу
движений; передавать характерные особенности
стариной крестьянской одежды и предметов;
закреплять навыки рисования неба акварельными
красками «по сыророму».
«Иван-царевич
с жар-птицей»
Цель:
учить передавать в
рисунке один из эпизодов сказки «Иван-царевич
и серый волк» с двумя
«Сестрица Аленушка
и
братец Иванушка»
Цель:
учить передавать в
рисунке сказочные образы героев
сказок - сестрицы Аленушки и братца
Иванушки, изображать их в национальных
русских костюмах; самостоятельно применять
умения в составлении узоров для
украшения костюмов персонажей; упражнять
в смешивании красок для получения
нужного оттенка для лица и
рук (светло-оранжевого).
«Сказка о царе
Салтане»
Цель:
формировать умения
передавать в рисунке форму и
строение корабля, рисовать корабль
в указанной
«Снегурочка»
Цель:
учить передавать эпизод
из знакомой сказке: дед и баба вылепили
Снегурочку; передавать выразительность
образа Снегурочки через подбор красок
(холодные цвета), изображать ее стройную
фигурку; выбирать один из предложенных
вариантов композиции; изображать персонажей
сказки в зимней старинной одежде.
«Сказочный мир»
Цель:
учить детей на основе знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях цикла, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к любой знакомой сказке, заранее придумывать композицию своего рисунка, делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок;
«Волшебные предметы»
Цель: закреплять умения
располагать предметы, связанные
между собой сюжетом, на листе
бумаги.
«Дорисуй»
Цель: развивать воображение,
творческие способности.
«Собери картинку»
Цель: развивать у
детей способность из частей собирать
один сюжет.
«Волшебные краски»
Цель: закреплять умения
подбирать к предметам
«Волшебные кружки»
Цель: учить передавать
выразительные образы в сюжете.
«Найди дорогу к
домику»
Цель: закреплять знания
о цветах (синий).